Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 25. Музейное строительство в СССР во второй половине 1940–1980-х гг





Сразу же после окончания войны ведется восстановление музейной сети, 1946 г. началась инвентаризация музейных фондов, активно проводится экспозиционно-выставочная, массово-просветительная, экскурсионная деятельность, несмотря на разруху и нищету. Восстановление разрушенных во время войны музеев шло с параллельной работой по реэвакуации музейных ценностей. Совет Министров РСФСР и управление музеев Комитета по делам культурно-просветительных учреждений приняли ряд документов, направленных на восстановление и дальнейшие развитие музеев: «Об охране памятников архитектуры»; «О мерах улучшения охраны памятников культуры»; «Положение об охране памятников культуры». Принимаются инструкции по различным направлениям музейной деятельности, в частности «Инструкция по учету музейных фондов», которая позволила к 1950 г. завершить сверку музейных ценностей. К этому времени восстановлена музейная сеть страны.

После войны началось плановое пополнение музейных фондов, в основном современными материалами, но проявился и интерес к приобретению редкостей, раритетов – музейные собрания вновь получили статус хранилищ памятников культуры.

Пропагандистская роль музеев преобладала над их научной роль, это отражалось на выставочной работе: выставки посвящались пропаганде тех или иных событий в истории страны – торжественно отмечалось 800-летие Москвы, 70-летие И. В. Сталина, чему соответствовали тематические музейные выставки. В Москве на базе Музея революции появился Музей подарков И. В. Сталину.

Одной из главных тенденций музейного строительства, наряду с ростом числа новых музеев, стало создание мемориальных музеев, посвященных:

– В. И. Ленину И. В. Сталину, видным деятелям партии и правительства;

– героям Великой Отечественной войны (Музей Зои Космодемьянской в деревне Петрищево под Москвой в 1948 г., Николая Кузнецова в г. Талица Свердловской области в 1953 г.) и др.;

– русским писателям XIX в. (в связи с юбилеями): Н. А. Некрасова в Карабихе (Ярославская область), А. С. Пушкина в Болдине (Горьковская область) и Царскосельском лицее, Л. Н. Толстого на ст. Астапово, А. Н. Островского в Щелыкове Костромской области и др.;

– деятелям национальной культуры: М. Нафури (Уфа), Ш. Камала (Казань), С. Стальского (Дагестан);

– деятелям науки: И. П. Павлова (Рязань), М. В. Ломоносова (Ленинград), А. С. Попова (Ленинград), Н. Е. Жуковского (Москва) и др.;

– историко-революционной теме: музей «Крейсер «Аврора» (1956);

– военно-историческим темам;

– возрождению русских традиций: им. А. Рублева (Спасо-Андроников монастырь).

Продолжение развития музейной сети связано с принятием в 1965 г. постановления Совета Министров СССР «О музейном фонде СССР» и разработанных на его основе положений и инструкций по музейной деятельности. Решаются проблемы унификации хранения, классификации и типологизации, описания музейных предметов, каталогизации собраний, создания единых баз данных. В 1970–1980-е гг. проводится единая сверка музейных коллекций, для наведения порядка в хранении и выявлении проблемных зон в вопросах фондовой работы. Решаются вопросы повышения квалификации музейных кадров, разработке теоретических проблем музееведения.

Принятие первого отечественного закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976) послужило дополнительным стимулом к музеефикации движимых и недвижимых памятников как историко-художественного, так и мемориального и культурологического значения. Во второй половине XX в. музеи открывали к определенным юбилейным датам как общероссийского, так и местного значения.

В эти годы создается музейная сеть из государственных, ведомственных, общественных, народных музеев, среди которых определились уже устоявшиеся профильные группы: исторические, историко-революционные, военно-исторические, этнографические, мемориальные. Повсеместно формируются краеведческие музеи, первоначально выступают как общественные, народные, школьные. Идет музеефикация историко-архитектурных и художественных памятников. В 1970-е гг. наметились тенденции к созданию музейных объединений, имеющих единое руководство всей музейной деятельности, единое финансирование: первыми объединились Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Владимирской области (объединение просуществовало до 1988 г.). К 1985 г. в объединениях сконцентрировано до 27 % музейной сети страны. В конце 1980-х гг. почти все они были расформированы, но сегодня учитывается положительный опыт этих объединений.

Появляются музеи-заповедники (группа музеев под открытым небом, формирующихся на основе недвижимых памятников). Возникновение первых музее подобного рода относится к 1958 г. – в Новгороде, Владимире, Костроме, Горьком и др. К концу 1980-х гг. их число достигало 80-ти. Родственными им считаются архитектурно-ландшафтные комплексы (памятники и их природное окружение): этнографические, археологические, деревянного зодчества (Кижи, Валаам, Соловки, Танаис, Томская писаница). В 1991 г. отрыт единый музейный комплекс «Московский Кремль».

Другим направлением музейного развития было создание художественных музеев, как правило, на основе художественных отделов местных музеев. Помощь в этом оказывали Русский музей, Третьяковская галерея и др. специализированные организации. Создаются и специальные художественные музеи, отражавшие как народное художественное творчество, так и особенности местного художественного производства: Музей Холуйского искусства, Каслинский музей художественного литья, Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном, Калининградский музей янтаря. Новой тенденцией в музейном строительстве становится Пензенский Музей одной картины. В 1970-е гг. появляется первый детский художественный музей (Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока). Продолжают развиваться учебные и мемориальные музеи при высших учебных заведениях.

 







Date: 2016-05-15; view: 791; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию