Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инициация коммуникативного акта, тип которого вышел из употребления
Классическим примером такого коммуникативного акта является вызов на дуэль в конце XX века, когда дуэль фактически перестала — в обычных ситуациях (оговорка для тех, кто склонен «реставрировать» кодекс чести применительно к нашему времени) — быть средством решения каких бы то ни было проблем. Для получившего такой вызов присутствие на дуэли больше уже не является «делом чести», и он смело может игнорировать навязываемый ему анахронический способ взаимодействия, не боясь при этом социального возмездия в виде «презрения современников». Современники, скорее, и сами склонны будут счесть того, кто вызывает на дуэль, человеком не вполне вменяемым. После этого, нарочито демонстративного, примера легко перейти к кругу менее выразительных, но зато более типичных ситуаций, когда адресант фактически апеллирует к более неактуальной для собеседника модели социального (и соответственно речевого) поведения. Кстати, наиболее остро соответствующий вопрос стоит применительно к актуальной российской реальности: смена государственного строя, к сожалению, не разрушила полностью в сознании людей прежних норм социального поведения. Привычка апеллировать к номенкла-турно-государственной системе отношений, а также все-еще-приемлемость таких отношений для некоторых социальных структур — вот причины, в силу которых обсуждаемый тип коммуникативного акта столь широко представлен именно в современном российском обиходе. Видимо, правы те, кто считает, что полный отказ от соответствующих речевых моделей произойдет в обществе еще не скоро: действительно, новый тип социальных отношений не создал пока такой сбалансированной (пусть и искусственно сбалансированной) системы норм социального поведения, каковая была при советской власти.
Представим себе коммуникативный акт вроде «жалобы в местком»: коммуникативный акт такого типа все еще существует в настоящее время, правда, в виде «жалобы на производство»,— и это несмотря на то, что практически повсеместно таких жалоб больше некому принять, поскольку производственные коллективы научились уже, кажется, не вмешиваться в частную жизнь I поп к работников. Стало быть, рассчитывать на то, что инициация соответствующего коммуникативного акта приведет к успешному его развитию, сегодня едва ли реалистично. Или взять, скажем, инициацию такого коммуникативного акта, как «с завтрашнего дня вы уволены»: он не всегда успешен, поскольку времена абсолютной власти чиновников прошли, несмотря на то, что реминисценции кое-где еще сохраняются, и вопросы об увольнении уже не решаются так просто (мы не имеем в виду частные предприятия, где могут уволить не с завтрашнего дня, а со следующей минуты). Следующий пример: инициация коммуникативного акта типа «общественное порицание». Вряд ли и этот коммуникативный акт способен полноценно осуществиться при той расплывчатости, которую в настоящее время приобретает понятие «общественность»: общественность постепенно перестает быть однородной, так рассчитывать на единодушие в оценке событий становится все труднее. Вместе с тем, разумеется, для порядка, следует отметить и прямо противоположные ситуации: когда в прошлом не актуализировавшиеся типы коммуникативных актов смело могут инициироваться сегодня. Например, предложение повести невесту под венец апеллирует к широко распространенной сегодня практике венчания в церкви. В прошлом же подобная процедура была возможна лишь среди тех, кто намеренно выключал себя из дарственного контекста. При инициации коммуникативных актов, типы которых вышли из употребления,— в том случае, если
необходимость осуществить их (времени вопреки!) все же возникает,— следует, само собой, постоянно учитывать возможность провала коммуникативной стратегии. Скорее всего, катастрофа произойдет уже вначале, при первой же ответной реплике адресата. Чтобы избежать роковых последствий в виде этой реплики, необходимо, по меньшей мере, предупредить собеседника о причинах, которые заставляют адресанта обращаться к анахронической коммуникативной ситуации, т. е. дать понять собеседнику, что инициатор соответствующего коммуникативного акта хорошо представляет себе, в какую речевую ситуацию он погружает партнера. В этом случае адресат может, хотя бы временно, принять правила соответствующей игры и согласиться «забыть» о собственном отношении к параметрам речевой ситуации. Таким образом, коммуникативному акту сообщается хоть какая-то вербальная (если уж не коммуникативная!) перспектива или, во всяком случае, некий резерв времени, в течение которого он может «непродуктивно развиваться». Здесь годятся прагматические клише типа прошу Вас рассматривать это как исключение; я понимаю, что это выглядит как анахронизм. Однако даже при такой подготовке следует иметь в виду: адресанту лишь в редчайших случаях удается добиться осуществления в реальности отвергнутой временем коммуникативной схемы. Вынудить к этому собеседника даже «разумными доводами» (например, апелляцией к доброму старому времени), хитростью или силой нереально отчасти еще и в силу зафиксированного А. Франсом стереотипа взгляда на прошлое: «История человечества есть история ошибок». Безусловно, успешным — также и на уровне реальных последствий — коммуникативный акт, тип которого вышел из употребления, может быть лишь при одном условии: предварительном единстве коммуникантов во взгляде на речевую ситуацию соответствующего типа. Только в том случае, если на этапе инициации ком-
муникативного акта отсутствуют разногласия, коммуниканты будут пытаться совместно развивать коммуникативную схему и общими усилиями реализовывать ее. Условно говоря, муж может позволить себе руководствоваться принципами «Домостроя» только в том случае, если жена готова принять эти принципы.
Date: 2016-05-15; view: 451; Нарушение авторских прав |