Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оздоровительно-образовательного лагеря
Одним из слагаемых успеха работы детского загородного оздоровительно-образовательного лагеря является целенаправленная работа педагога-психолога с педагогическим коллективом на предмет повышения психолого-педагогических знаний, умений и навыков работы с детьми всех школьных возрастов, совершенствования профессионального мастерства практической педагогической деятельности, основанной на психологическом сопровождении повышения взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения педагогов (вожатых и воспитателей) в аспекте саморазвития и стремления к самоактуализации и самореализации личности каждого члена педагогического коллектива лагеря, а также, направленная деятельность психолога в направлении улучшения психологического климата в коллективе и микрогруппе, как в аспекте «ребенок - ребенок», «ребенок – значимый взрослый», так и в аспекте «взрослый – взрослый». Все направления работы педагога-психолога реализуются посредством разработанной авторской программы «Педагогическая академия», которая включает в себя как теоретический (консультативный и лекционный) блок, тренинговый (практический), аналитический (рефлексивный), так и диагностический (исследовательский). Накопленный методический опыт, отработанная методология развивает воспитательную систему лагеря, совершенствует подходы к разработке программ каждой смены, определяет психолого-педагогические технологии, методы и методики работы с детьми, оформляет имидж лагеря, создают его неповторимый образ. Так, в качестве методологической основы психолого-педагогической деятельности педагогов с детьми, нами были определены теоретико-концептуальные подходы психолого-педагогической науки гуманистического и экзистенциального направлений. Основными принципами работы психологической службы выступили ведущие теоретико-концептуальные положения как отечественных, так и зарубежных психологов: - принцип самоценности личности; в соответствии с ним личность человека представляется самостоятельной ценностью, обладающей безусловным правом на свободный выбор целей и путей своего развития; - принцип самоценности возраста; исходя из этого принципа, недопустимо относиться к детству, отрочеству и юности как к периоду подготовки к взрослой жизни. Каждый возрастной этап – это полноценная часть человеческого бытия, которая должна быть прожита полноценно и недопустимо форсирование развития личности любого человек – взрослого, подростка или ребенка, поскольку это наносит вред целостности личности в целом; - принцип свободосообразности; сутью данного принципа классиками отечественной науки провозглашалось обеспечение условий для свободного самосозидания личности, развития ее из собственных природных основ. «Свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа» (К.Роджерс); - принцип ценностно-смыслового равенства, который предполагает наличие у педагога, психолога и воспитанника общих целей, интересной совместной деятельности, одинаковых взглядов на общечеловеческие ценности; позицию равенства и взаимоуважения. Ведущими у взрослого в отношении ребенка являются отношенческие и деятельностные позиции: ««Первый среди равных»; «Не «Под», не «Над», не «Рядом», а «Вместе!»»; - принцип природосообразности, который определяет стогую позицию, как психолога, так и педагога (воспитателя и вожатого), основанную на обязательном учитывании в своей деятельности половозрастных особенностей воспитанников, фактора наследственности, психофизиологических и биологических особенностей детей и подростков; - принцип креативности, который обосновывает деятельность творческой личности, которую возможно воспитать только в творческой обстановке, в условиях эмоционально комфортных отношений, при участии педагога-творца. Реализация принципа начинается с творческого характера моделирования смены; - принцип индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания, который призывает педагога помочь воспитаннику осуществить свое право самостоятельного выбора сферы самореализации, саморазвития и самоутверждения с учетом внутренней направленности, способностей, интересов и склонностей; - принцип демократического и ситуационного руководства воспитательным процессом, который основан на одинаковом соблюдении законов и правил как педагогом, так и воспитанником, гуманистическое, толерантное, эмпатийное отношение к воспитанникам, и принципиальное, ответственное, серьезное отношение к делу, основанные на педагогических технологиях корпорации и единоначалия; - принцип коллективности, определяющий необходимость воспитывать социально значимые качества личности у воспитанников, развивать каждого ребенка как ценного члена коллектива (микрогруппы) и общества в целом. В результате многолетнего опыта работы педагогического отряда «Инсайт» кафедры Педагогики и психологии ГОУ ВПО «БрГУ», в процессе анализа профессиональной деятельности педагогов летних лагерей и комплекса возникающих проблемных ситуаций определилась необходимость в психологической помощи, поддержке и сопровождении, основанной на современных подходах к программированию деятельности летних оздоровительных центров и теории программирования. Временность пребывания детей в детском оздоровительном лагере накладывает своеобразие на деятельность психологической службы. Дети поставлены в жесткие условия быстрой социальной и бытовой адаптации, которая если не устанавливается в первые 2-3 дня пребывания ребенка на территории лагеря, в дальнейшем трудно поддается коррекции. Скорость проживаемых событий здесь такова, что подчас все 21 дневное пребывание ребенка в лагере можно сравнить со «значимым, весомым» отрезком жизни: один сезон летней загородной лагерной жизни сравним (по насыщенности событий, по ритму жизни) с 3-4 годами обыденного городского ритма. В то же время краткосрочность пребывания детей во временном коллективе часто позволяет занимать воспитанникам необычные для них социальные позиции (роли), которые могут им пригодиться в качестве социального опыта в дальнейшем для решения как сложившихся у них ранее личностных проблем, так и предупреждения новых не желательных ситуаций. Наиболее существенными задачами, решаемыми психологической службой в лагере, выступают проблемы адаптация и развития. Основными видами деятельности психологической службы являются: - психолого-педагогическая диагностика, которая включает диагностику развития личности ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, причин и механизмов нарушений в развитии; - коррекционно-развивающая деятельность, предполагает поддержку ребенка, помощь ему и влияние на процесс развития его личности в аспекте самопознания, самораскрытия, творческой активной самореализации; - психолого-педагогическое просвещение представляет собой популяризацию психолого-педагогических знаний, повышение психологической культуры, как педагогов, так и детей-воспитанников лагеря, содействие в предупреждении нарушений становления личности; - социально-психологическая и психолого-педагогическая профилактика, которая несет нагрузку предупреждения эмоциональных кризисов, срывов, психологической перегрузки, вредных привычек и т.п.; - психологическое и социально-педагогическое консультирование, предполагающее теоретическую практико-ориентированную помощь детям и педагогам, испытывающим трудности в общении и взаимоотношении, личностном развитии, находящимся в состоянии стресса или сильного эмоционального переживания, в трудных жизненных психолого-педагогических ситуациях; - помощь педагогическому коллективу по созданию эмоционально-благоприятных отношений, положительного эмоционального климата в коллективе детского оздоровительного лагеря. По данным направлениям психолог вырабатывает комплекс плановых организационных мероприятий и рекомендаций по построению работы с индивидуальными и межличностными проблемами, возникающими в условиях временного пребывания детей разного школьного возраста в загородном оздоровительно-образовательном лагере. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что любая деятельность профессионала в сфере образования, начинается с себя и поэтому, каждый педагог, а тем более психолог, помогающий в решении чужих проблем, свои, по преимуществу, уже должен решить; каждый взрослый, помогающий в раскрытии и развитии личности ребенка, сам должен быть активной, творческой, самореализующейся и самоактуализирующейся личностью, находящейся в постоянном непрерывном процессе саморазвития. Предполагается, что желаемая роль психолога в лагере – это роль эмоционального лидера коллектива взрослых и детей, старшего уважаемого наставника в психолого-педагогической сфере, а роль педагога (воспитателя или вожатого) – позиция лигитивного лидера коллектива воспитанников, обладающего комплексом профессионально-значимых личностных качеств, педагогических способностей – конструктивных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных, креативных, перцептивных, интерактивных и др.
Date: 2016-05-13; view: 385; Нарушение авторских прав |