Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я буду славить имя Бога в песне, Буду превозносить Его в славословии, И будет это благоугоднее Господу, нежели вол, Нежели телец с рогами и с копытами»
В Писании мы не находим Отца, который едва терпит всю эту хвалу, ожидая, когда возвестят Слово Божье. Скорее Он активно ищет истинных поклонников, которые поклонятся Ему в духе и истине (см. Ин. 4:20-24). Чем больше мы превращаем восхваление и прославление Бога в общее место, отводя им мало времени или плохо к ним готовясь, тем сильнее мы удаляемся от того, что предписывает Библия. Поклонение Богу имеет первостепенное значение.
Значение формы в поклонении Богу
Как же нам все-таки использовать музыку в церкви и в повседневной жизни? Бог мог бы вдохновить священнописателя, чтобы тот включил в наше Писание узаконенный и непререкаемый порядок богослужения, включая песни, музыкальные инструменты и музыкальный стиль. Только подумайте, сколько сэкономили бы церковные общины на печатании бюллетеней! Однако едва ли не самое поразительное наблюдение, которое можно сделать, изучая описанное в Библии поклонение Богу, – это его богатство и разнообразие. Ограничений, касающихся внешней формы, исключительно мало. Поистине, обширен гардероб, из которого берутся облачения для описанного в Библии поклонения Богу!
Разнообразие музыкальных инструментов
Арфы (Откр. 5:8), струнные инструменты, роги, трубы, громкозвучные металлические тарелки, арфы и лиры (1 Пар. 15:28-29), тимпаны, бубны, тамбурины (Исх. 15:20), «гефское орудие» (струнный инструмент) (Пс. 8), инструмент с десятью струнами (Пс. 91:4), орган (Пс. 150:4), звучные металлические тарелки (кимвалы) (Пс. 150:5).
Сила звучания
Громкий звук, как шум от множества вод, как звук сильного грома, как звучание арфистов (Откр. 14:2), голоса в сопровождении инструментов (2 Пар. 5:12-13), громкие возгласы приветствия (1 Пар. 15:28), громкие инструменты (2 Пар. 30:21), радостный крик (Пс. 94:1).
Разнообразие тех, кто поклоняется Богу
Бога прославляют: назначенные заранее певцы и музыканты, обученные опытным и искусным учителем (1 Пар. 15:22), организованные согласно системе правил (1 Пар. 16:5; 25:6); дуэт (Суд. 5:1); весь народ земли, возглавляемый певцами с музыкальными инструментами (2 Пар. 23:13); все, что дышит (Пс. 150:6).
Способы
Скакание, бурное проявление веселья (1 Пар. 15:29), хлопанье в ладоши (Пс. 46:2), танец (Исх. 15:20), воздевание рук внутри святилища (Пс. 133:2); певцы, заранее назначенные (хвала выражается не спонтанно) (2 Пар. 20-21), сдержанная, осмотрительная спонтанность (1 Кор. 14); Бога славит весь народ, возглавляемый певцами с инструментами (2 Пар. 23:13); Бога славят певцы под руководством своих глав (Неем. 12:46).
Места, где совершалось прославление Бога
В великом собрании, в доме Господнем (1 Пар. 25:6), на стенах Иерусалима (Неем. 12:31), в доме, в комнате для гостей (Мк. 14:26), при схождении с горы (1 Цар. 10:5-6), на Его могучем просторе, в Его святилище (Пс. 150:1), на ложе (Пс. 149:5), в тюрьме (Деян. 16:25).
Обращение к разным людям
Призыв ко всем народам (Пс. 116), призыв друг к другу (Еф. 5:19), обращение к царю, которого тревожил злой дух (1 Цар. 16:23), обращение к языческим царям (Пс. 2), обращение ко всей земле (Пс. 99), обращенность к Богу (Пс. 137). Синодальный перевод: «на тверди силы Его», – здесь употребляется слово «ракиа» (букв.: «протяженное пространство» – иврит), обычно переводимое как «небеса», «твердь».
Содержание
Научение истине или изображение истины: общее (Пс. 1, 118, 126), с тонкими размышлениями по поводу какой-то одной истины (Пс. 132). Молитва: сердце раскрывается навстречу Богу (Пс. 130), мольба о спасении (Пс. 3, 37-38), особое подчеркивание личных нужд (Пс. 6), просьба об отмщении врагам (Пс. 136), покаянная исповедь, просьба о прощении (Пс. 50). Хвала за дивные дела (Пс. 8), благодарение (Пс. 137), свидетельство о том, что Бог сделал для псалмопевца (Пс. 17, 114), свидетельство о том, что сделал Бог для народа (Пс. 77, 104). Увещевание, обращенное к царям язычников (Пс. 2), призыв к верующим благословлять Бога (Пс. 133), благодарить Его (Пс. 135), надеяться на Господа (Пс. 130). – Исповедание своей непорочности (Пс. 100). – Использование повторения (в псалме 135 одна и та же фраза повторяется двадцать шесть раз).
События и обстоятельства, при которых прославляют Бога
Прославление Бога совершается: при освящении стены Иерусалима (Неем. 12:27), при шествии впереди войска (2 Пар. 20, 21), во время возношения всесожжении (2 Пар. 30:21), во время праздника (2 Пар. 30:21), при помазании царя (3 Цар. 1:34), во время новолуния и полнолуния (Пс. 80:4), при церковном богослужении (1 Кор. 14), при перенесении ковчега завета в храм при Соломоне, во время пасхальной трапезы (Мк. 14:26), во время переломного момента в жизни (Деян. 16:25).
Время суток
Утром, вечером (1 Пар. 23:30), ночью (Пс. 91:3), от восхода солнца до заката (Пс. 112:3).
Жесты и положение тела
Бога прославляли: стоя (1 Пар. 23:30), шествуя впереди войска (2 Пар. 20, 21), воздевая руки (Пс. 27:2), совершая поклоны, на коленях (Пс. 94:6).
Настроения
Радость (Пс. 32:1), торжественность, которую передает звучание арфы (псалтири) (Пс. 91:4). Пение нараспев выражает горькую жалобу (2 Пар. 35:25).
Как отмечают переводчики Св. Писания, соответствие музыкальных инструментов ветхозаветной эпохи современным инструментам весьма условно. Нередко о музыкальных инструментах столь давней эпохи почти ничего неизвестно, и остается догадываться, что стоит за тем или иным названием.
Из этого обзора музыкальных форм можно сделать несколько выводов. Во-первых, мы видим, что наш созидающий Господь позволил Своим созданиям проявлять огромную творческую изобретательность и выражать поклонение Ему в самых разных формах. Слово Божье даже не ограничивает нас тем, что перечислено в Библии. Другими словами, хотя в Библии ничего не сказано о том, что во время молитвы надо сидеть, сложа руки, не стоит устанавливать здесь ограничения. Кроме того, если в рамках какой-либо культуры игра на пианино считается вполне уместной и не нарушает никаких библейских норм, то мы, очевидно, можем свободно использовать его для поклонения Богу. Конечно, Бог никогда не предписывал, чтобы мы строго придерживались твердо установленных форм, не считаясь с нашей культурой. Может быть, мы неправильно понимаем Творца, когда ограничиваем себя несколькими формами, которые слишком уж долго используются? Во-вторых, данный обзор показывает, что некоторые критические возражения против современной христианской музыки не основываются на Библии. Например, иногда осуждают хоралы, которые богословски точны, но не обладают той богословской глубиной, которая есть, скажем, у Чарльза Уэсли. Скорее надо бы похвалить тех, кто шел по его стопам, за то, что существует традиция церковных гимнов, хорошо послуживших церкви в обучении библейскому богословию. Некоторые относятся с пренебрежением к современному гимну или хоралу, поскольку тот просто рассказывает о личном свидетельстве, но это – не зрелое, тщательно обдуманное духовное различение, а предубеждение, обусловленное недостатком знаний. Многие боговдохновенные псалмы никак не назовешь богатыми в богословском отношении. Псалом 69 – это обращенный к Богу вопль о помощи, не более того. Псалом 150 – призыв восхвалять Бога в разных местах и разным образом. Чтобы христианские песнопения были пригодны для поклонения Богу, совсем не нужно, чтобы каждое из них обладало вероучительной глубиной. Критикам нужна большая осторожность, иначе они окажутся в неловком положении, когда им придется объяснять, почему песнопение «And can it be» («Может ли так быть?»), со всей его богословской глубиной, лучше многих псалмов. Разумеется, церковные гимны Уэсли очень ценны, но невозможно, основываясь на Библии, оправдать то, что их стиль считается эталоном и уж по нему судят все церковные гимны. Если песня – только о том, как хорошо жить вместе и ладить друг с другом, посчитаем ли мы это мелким? Если да, мы принизим псалом 132. Принять «богословское богатство» в качестве критерия вроде бы духовно мудро, но на самом деле мы пытаемся быть духовней, чем Библия. Иногда говорят, что без богатой гармонии нет хорошей музыки. Но в Библии ничего не сказано о богатой гармонии. Если какие-то люди, принадлежащие к определенной культуре, считают ее важной, – очень хорошо. Но, устанавливая ее как обязательный критерий на все времена, мы выйдем за рамки библейских предписаний. И все другие доводы – скажем, «Главное – мелодия»; «Звучание песен не должно ни нарастать, ни затухать»; «Ритм воздействует на тело» – должны найти подтверждение вне Библии. Если в нашем распоряжении такое огромное разнообразие музыкальных форм, как мы решим, какие из них использовать? Использовать ли разнообразие ради разнообразия, чтобы община постоянно угадывала, что будет? Чувствовать ли себя обязанными использовать все вышеназванные методы на протяжении церковного года? А может, служитель, отвечающий за музыку, волен выбирать то, что ему нравится, не считаясь с традицией? Что, если Джесси (Jesse) и его братья предложат сопровождать игрой на своих «казу» исполнение священного гимна, который предваряет сбор денежных пожертвований во время богослужения? Быть может, наш отказ говорит о культурной порабощенности, противящейся божественной способности к творчеству? На эти и на другие вопросы можно ответить только тогда, когда мы изучим описанное в Библии назначение музыки. Как только мы поймем, какое назначение у музыки в данной ситуации, мы сможем выбрать такую форму, которая лучше всего этому способствует.
Назначение музыки
Прежде чем исследовать Писание, наметим два руководящих принципа. Во-первых, все, что выражено в Библии как повеление, будем считать нормой. Во-вторых, поскольку псалмы – это боговдохновенные песни, все, что они выполняют, – законно. Какие же функции музыки мы обнаружим в Писании, руководствуясь этими принципами? Как и в отношении музыкальных форм, мы обнаруживаем, что в Библии описано множество таких функций.
Обучение
В Послании к Колоссянам (3:16) сказано: «...научайте... друг друга псалмами, славословием и духовными песнями...» Псалом 26, церковные гимны Чарльза Уэсли – превосходные образцы именно этой функции. Увещевание
Послание к Колоссянам (3:16) призывает нас: «...вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями...» Греческое слово noutheteo можно перевести как «увещевать, предостерегать, наставлять». Колин Браун определяет это так: «оказывать влияние на волю и решения другого человека, чтобы направить его к правильному поведению или ободрить, побуждая его следовать наставлениям». Другими словами, увещевание предполагает, что человеку что-то говорят и это повторяют, чтобы он следовал в таком, а не ином направлении. Заблудшим душам надо указать на недостатки, предостерегая их и призывая этими песнями изменить свое поведение. Смотри, например, псалом 130, который призывает Израиль «уповать на Господа».
Восхваление Бога
Еврейское слово yadah (как в Пс. 42:4) можно перевести как «восхвалять», «исповедовать» или «благодарить». Богословский Словарь Ветхого Завета определяет это как «публичное провозглашение Божьих свойств и Божьих дел». Как при нашем исповедании греха мы признаем наш грех или соглашаемся с Богом, так при восхвалении Бога мы исповедуем Божьи свойства и дела. Благодарение может быть включено в хвалу. Псалом 8 прославляет Бога за Его дела. Псалом 137 благодарит Бога за Его качества и деяния.
Исповедание греха Богу
В псалме 50 грешник исповедывает грех и молит о прощении. Мольба, обращенная к Богу (Псалом 3). Рассказ, выражающий личное свидетельство (Псалом 114).
Только ли эти функции допустимы? Бог в Своем Слове никогда не устанавливал таких границ. Какое же я имею право отвергать назначение музыки, которого Он никогда не запрещал? Возможно, в Писании не выражено особым образом, что хорошо петь «С днем рождения вас!», играть в школьном оркестре или сочинять инструментальные пьесы просто ради наслаждения музыкой; но ведь это и не осуждается. А что сказать об исполнении церковных гимнов, которое некоторые люди критиковали за то, что оно не в полной мере соответствует предписаниям Библии? Опять-таки, хотя в Библии особым образом и не упоминается использование музыки для проповеди Евангелия, это ее назначение никогда не осуждалось. Апостол Павел стремился использовать все допустимые средства (1 Кор. 9:22), чтобы добиться спасения людей; а, как нас учит история церкви, музыка – одно из самых могучих средств, когда она сопутствует проповеди, вдохновленной Святым Духом. Даже когда речь шла о церковном богослужении, Павел, видя неверующих, указывал, что с ними следует считаться (см. 1 Кор. 14:22-25). Что ж, не обращать внимания на неверующего человека, когда мы выбираем нашу музыку? Кроме того, песню в стиле «гаспел» можно считать поучением (как нам спастись) или увещеванием (спасение необходимо), – а эти функции музыки ясно изложены в Послании к Колоссянам. Какими бы ни были конкретные обстоятельства и доводы противников, те, кто открыто осуждает роль музыки в проповеди Евангелия, выходят за рамки Писания.
О выборе музыки
Вернемся к служителю, отвечающему за музыку, который не знает, как поступить с «казу». Хотя в нашем распоряжении множество музыкальных форм, не все из них годятся для исполнения священного гимна, предваряющего сбор денежных пожертвований. Не стремится ли этот гимн (и сами пожертвования) увлечь сердца верующих, чтобы они хвалили Бога из глубины души? Если это так, то «казу», вероятно, для этого не подходит. Сохраните их для импровизированного ужина. Возможно, для приношения даров подошло бы специальное произведение для церковного хора, говорящее о величии Господа. Соло на органе, если мелодия знакома слушателям, могло бы направлять умы, когда вспоминается определенный текст. Если мелодия незнакома, то игра, вероятно, привлекла бы внимание скорее к музыке и исполнителю, чем к Господу, и цель, к которой направлена хвала, достигнута не будет. Не надо думать, что незнакомая мелодия плоха сама по себе или ее никогда нельзя исполнять на органе. Но в той части богослужения, которая предназначена для восхваления и прославления Бога, назначение музыки должно определять ее форму. Таким образом, в тех случаях, когда надо выбрать музыку, по-видимому, форма всегда должна быть только средством и определяться своим назначением в конкретной ситуации. Надо постоянно спрашивать себя, почему мы делаем то, что делаем. Как хорошо сказал Альберт Эйнштейн, «по-видимому, наша эпоха отличается совершенством средств и путаницей целей». Этот недостаток присущ и тому, как мы используем музыку в церкви. Часто мы выбираем церковный гимн только потому, что нам нравится мелодия, обучаем наши церковные хоры какому-то музыкальному стилю только потому, что он традиционен, или ограничиваем диапазон музыкальных форм вкусами руководителей. На самом же деле нужно определять цель и выбирать те формы, которые лучше всего помогают нам ее достигнуть. Чарльз Уэсли писал церковные гимны, чтобы научить простого человека библейскому богословию. В то время такой человек часто не мог понять проповеди, а благодаря церковным гимнам Библия становилась доступной всем. Некоторые нынешние произведения для церковного хора, предназначенные восхвалять Бога, не достигли бы того, что удавалось Уэсли, хотя многие свидетельствуют о том, что они хорошо выполняют свое назначение – помогать славить Бога. Д. Л. Муди тоже увлеченно стремился проповедовать Евангелие. Когда он подыскивал для своих выступлений человека, который руководил бы пением, он не обращался в местную консерваторию, чтобы ему дали самого искусного и опытного музыканта. Скорее, он искал человека, чье пение и руководство хором затронуло бы сердца заблудших, сбившихся с пути людей. Многие хорошо обученные певцы, профессионально владеющие оперным стилем, могли бы превзойти Айру Сэнки. Но цель Муди была не в том, чтобы его хвалили в прессе или чтобы повысился уровень восприятия хорошей музыки. Он спасал души. Бог воспользовался Айрой Сэнки и его необыкновенной способностью петь «гаспел» для проповеди Евангелия, и трудно найти пример такой успешной проповеди. Муди проповедовал в такой обстановке, что музыка Айры Сэнки трогала сердце простого человека, как его никогда не смог бы тронуть Бах. Историк Поль Ланг пишет, что в поздние годы его жизни даже собственная церковная община в Лейпциге не понимала музыки Баха. Стивенсон сообщает, что, выступая в Англии четыре месяца, Сэнки пел для двух с лишним миллионов людей. «Еще неизвестно, – пишет он, – прослушали ли за все девятнадцатое столетие такие шедевры Баха, как «Страсти» или мессы, 2 500 000 человек». Сборник песен Сэнки, несомненно, спас миллионы людей. С другой стороны, неясно, привело ли какое-либо сочинение Баха хотя бы одного человека к исповеданию греха или к беседе с пастором. С точки зрения «серьезных» музыкальных критиков, сочинения Баха гораздо лучше сочинений Сэнки. Несомненно, многие стали ближе к Богу благодаря Баху. Но для людей, к которым обращался Муди, лучше был Сэнки. Тогда не следует ли и нам, продолжая дело евангельской проповеди, обращаться к песням Сэнки? Не обязательно. Его песни хорошо выполняли свое назначение в Америке и в нескольких европейских странах в последние годы XIX века. Чтобы определить, какие виды музыки лучше всего подойдут для евангелизации заблудших, научения и увещевания верующих, восхваления Отца, молитвы, обращенной к Нему, поздравления ребенка с днем рождения, мы должны вглядеться в нашу собственную культуру.
Date: 2016-06-09; view: 534; Нарушение авторских прав |