Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная христианская музыка под огнем критики





 

Глава 2

Угроза для здоровья

 

Назначение психологиидавать совершенно иное понятие о том, что мы знаем лучше всего.

Поль Валерии

 

Возможно, самая разрушительная атака на современную музыку было предпринята из области психологии. Впервые я столкнулся с этими доводами на семинаре, который посещал в юности. Преподаватель авторитетным тоном утверждал, что ритмы ударных (beat) рок-музыки причиняют вред и уму, и телу, подкрепляя слова результатами исследований нью-йоркского психиатра Джона Даймонда. Эти исследования занимают видное место в литературе, направленной против рок-музыки, и требуют внимательной оценки.

 

Поведенческая кинесиология Джона Даймонда

 

Если говорить очень кратко, д-р Даймонд подвергает испытуемых различным стимулирующим воздействиям и измеряет их мускульную силу, чтобы определить, как те влияют на тело. Он проверяет силу испытуемого, предлагая ему вытянуть руку в сторону, параллельно полу. Лаборант толкает руку вниз, чтобы выяснить, насколько она упруга и пружиниста. Испытуемый должен оказать ему сопротивление.

Читателю, незнакомому с ситуацией в США, надо иметь в виду, что там проводились и проводятся самые разнообразные исследования и эксперименты, иногда в самых неожиданных областях. Часто это выглядит весьма нелепо и странно с точки зрения серьезной науки. Описанные ниже результаты могут вызвать недоумение. Однако автор книги относится к ним с достаточной серьезностью. Потом условия теста меняют, что, по словам Даймонда, ослабляет тело. Например, лаборант кладет на макушку испытуемому кусок пластмассы или предлагает ему представить себе неприятную ситуацию. «Согласно Даймонду, испытуемый почти непременно уже не сможет сопротивляться нажиму».

Даймонд полагает, что многие из стимулирующих воздействий, которым мы подвергаемся каждый день, включая некоторые виды музыки, истощают наши силы и ухудшают нашу жизнь. Такую область исследований он называет «поведенческой кинесиологией». Что до музыки, он утверждает, что мускульная сила уменьшается приблизительно на две трети, когда включают музыку определенного ритма (так называемый «бит»). Ритм ударных, наносящий вред, – это такой ритм, который можно передать как «та-та-ТА» (в поэзии – анапест), противоположный вальсообразному «ТА-та-та». Хотя и не у всей современной музыки именно такой ритм, большей частью для нее характерен именно он. (В старой «рок-н-ролльной» музыке «Битлз», например, его не было, а в более современном роке, скажем «Южных ночах» Глена Кэмпбелла, он есть.) Песни, содержащие этот ритм, хорошо представлены в «лучшей десятке хитов» любой недели. Интересно, что, по мнению Даймонда, уровень громкости значения не имеет – ослабляющее действие очевидно при любой громкости. Стиль может быть тяжелым роком или мягким, и это не имеет значения. Предполагаемая проблема заключена в структуре ритма.

Очевидно, если эти доводы верны, то они просто разрушают все, что связано с современной христианской музыкой. Даже мягкая, приятная рок-музыка, которая нравится большинству взрослых, не избежит критики. Согласно этой теории, как бы ни были искренни музыканты и продюсеры, современная христианская музыка наносит вред множеству людей. При этом не имеет значения, насколько благочестивы музыканты или богословски правильны тексты песен. Не имеет значения и то, говорим ли мы о более тяжелом роке «Петры» или о более мягкой музыке Сэнди Пэтти, проблема – в самой музыке. Если д-р Даймонд прав, современная христианская музыка наносит людям вред или даже губит их. Но прав ли он?

Я внимательно изучил методы и выводы Даймонда и хотел бы донести до вас наблюдения, которые ставят под вопрос полученные им данные и выводы. Во-первых, тесты, которые он проводил, если они надежны и эффективны, имеют последствия, выходящие за рамки музыки, – последствия, которые большинство людей сочтет неприемлемыми. Если мы согласимся с выводами д-ра Даймонда в отношении рок-музыки, то, видимо, нам придется применять его уникальную и странную методику в других областях. Даймонд полагает, что мы слабеем не только из-за ритма рок-музыки, но и в других случаях: если читаем молча, потираем нос, слушаем что-либо по телефону, перенося время от времени трубку к другому уху, поднимаем груз обеими руками, смотрим на хмурое лицо, носим одежду из синтетического материала (полиэстер, акрил, нейлон) или слышим ноту «до». Если всерьез относиться к таким выводам, надо ввести гораздо больше ограничений, не только в музыке. Хотя все это само по себе не сводит на нет гипотезу Даймонда – может быть, указанные действия и факторы оказывают вредное влияние, о котором до сих пор мы не знали, – данные эти удивляют и побуждают внимательнее присмотреться ко всем его теориям.


Во-вторых, выводы д-ра Даймонда ослабляет практический опыт. В спортивно-оздоровительных центрах (например, тех, где борются с ожирением) обычно передают популярную музыку. Если Даймонд прав, люди внезапно ослабеют примерно на две трети, когда станут звучать песни с ритмом ударных. Человек, работающий на тренажере с 80-ю килограммами, внезапно уронил бы штангу, потому что мог бы поднять только килограммов тридцать. Словом, мнение, что некоторые рок-песни незамедлительно ослабляют мускульную силу, полностью опровергается тысячами людей, каждый день работающих с тяжестями.

На самом же деле Тимоти Кайдс, студент-второкурсник Университетского колледжа в Гласборо, недавно установил рекорд: он тридцать пять тысяч раз сел из положения лежа, когда из портативного радиоприемника гремела рок-музыка. Очевидно, она его не слишком ослабила! Таким образом, наш повседневный опыт ставит под сомнение данные д-ра Даймонда.

В-третьих, выводам Даймонда противоречат результаты многих других исследований по психологии. Пристрастный и соответственно настроенный исследователь может откопать нужные данные для почти любого мнения, а потому существующую литературу необходимо изучать очень тщательно. Я внимательно прочитал буквально все, что смог найти, от начала 60-х годов до настоящего времени. Это помогло мне понять многие феномены психологического воздействия музыки (Хотя я использую как отправную точку теории д-ра Даймонда, приведенные ниже результаты моего исследования применимы и к убежденности других авторов в том, что различные виды популярной музыки причиняют психологический вред).

 

Музыка и выполнение поставленной задачи

 

Д-р Даймонд приходит к выводу, что рок-музыка вызывает потерю сил, и полагает, что человек будет менее эффективно выполнять предложенную работу (например, меньше сделает или чаще ошибется). Однако другие исследования дали противоположный результат. В 1979 году исследования, проведенные в Северной Каролине, начались с общеизвестного факта. В практических делах – скажем, длительном вождении автомобиля, контроле за экраном радара, инспектировании промышленных предприятий – бдительность (настороженность, наблюдательность, внимательность) уменьшается через какое-то время и возрастает вероятность ошибки. Исследователи Северной Каролины решили выяснить, какое влияние оказывает тут музыка.

Краткое изложение теста сформулировано так: испытуемые выполняли задание на бдительность под привычный, хорошо знакомый рок, знакомую легкую музыку, незнакомый рок, незнакомую легкую музыку и без какой-либо музыки вообще. Что же выяснилось? «Знакомая музыка значительно увеличивала частоту сердцебиения и помогала испытуемым поддерживать бдительность в течение определенного периода времени, тем самым уменьшая вероятность ошибок. От характера музыки по существу ничего не зависит».

Результаты этого теста противоречат гипотезе Даймонда. Знакомая музыка, независимо от стиля, фактически повышает осознанность поведения и, таким образом, улучшает работу. Результаты эксперимента, проведенного в 1988 году Университетом штата Кентукки, также противоречат утверждениям Даймонда. Девяносто шесть испытуемых распределили по четырем группам, чтобы проверить воздействие музыкального фона на их способность выполнить 220 заданий, требующих координации глаза и руки. Группы были такими:


– только задание (без музыкального фона);

– задание под классическую музыку;

– задание под джазовую музыку;

– задание под популярную музыку.

 

Популярным музыкальным произведением была главная песня Тины Тернер из фильма «Безумный Макс за Грозовым куполом» – «Нам не нужен другой герой». Число выполненных заданий (то есть способность выполнять поставленную задачу) незначительно изменялось в зависимости от четырех заданных условий. Тем не менее, как сообщили тридцать четыре студента, они почувствовали, что музыка мешает их действиям. Восемь человек почувствовали, что их отвлекает популярная музыка, двенадцать – классическая, четырнадцать – джазовая.

Из этого я не делаю вывода, что классическая музыка отвлекает сильнее, чем рок. Чтобы проверить такую гипотезу, надо проконтролировать другие факторы, скажем личные предпочтения и знакомство испытуемых с соответствующей музыкой. Главный вывод этого исследования – «условия эксперимента не оказывали сколько-нибудь значительного влияния на выполнение предложенной задачи». Исследование, проведенное в 1989 году Университетом штата Иллинойс, показало: когда музыкальным фоном была знакомая, популярная музыка, испытуемые, как правило, лучше справлялись с предлагаемыми тестами, чем при менее знакомой классической музыке. Однако те, кто осуждает ритм рок-музыки, говорят, что исследование, проведенное в 1987 году на мышах, предоставляет совсем другие данные («Mad Max beyond Thunderdome» – фильм 1985 года с Мелом Гибсоном).

«Если мыши, – пишут они, – постоянно подвергаются воздействию ритма тяжелого рока, то они утрачивают способности обучаться и запоминать»; при этом фактически изменяются ткани их мозга. Однако оказывается, что мышей никогда не подвергали воздействию «рок-бита» (rock beat). Опыт не был поставлен так, чтобы сравнивать воздействие различных ритмов. Скорее сравнивали воздействие классических ритмов с воздействием неритмичного звука (хаотический барабанный бой, не синхронизированный с каким-либо основным ритмом). Рок-музыка не использовалась и даже не упоминалась. Очевидно, ошибка возникла, когда журнал Insight («Интуитивное понимание») сообщил, что в этом эксперименте сравнивали воздействие «различных музыкальных ритмов» (Поскольку ритм, по определению, – регулярная структура, хаотические звуки ударных нельзя относить к ритмам или приравнивать к «рок-биту», ритму настоящему). А уж потом журнал связал вредные звуки с роком.


Критики цитировали журнал, очевидно не читая материалов самого исследования, и предположили, что экспериментаторы использовали «рок-бит». Ничего подобного не было. К сожалению, получилась путаница.

В исследовании, результаты которого опубликованы в «Индийском журнале прикладной психологии», действительно сравнивали воздействие рок-музыки и классической музыки на крыс-альбиносов. Было обнаружено, что оба вида музыки помогают процессу обучения на ранних стадиях и мешают ему на более поздних. Кроме того, оба вида музыки помогали крысам сохранять приобретенные навыки после того, как их подвергали стрессу. Однако исследования на людях гораздо важнее здесь, и не только потому, что наша психология далека от крысиной. Тут можно учитывать такие переменные факторы, как знакомство испытуемых с музыкой и личные предпочтения.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод: нет доказательств того, что рок-музыка сама по себе, по своей природе мешает выполнению каких-либо действий. Если рок-песни знакомы испытуемым, то при некоторых условиях они могут и помочь.

Музыка и снижение стресса

 

Недавние исследования этого рода имеют отношение к нашей дискуссии, особенно потому, что, по мнению многих, рок-музыка раздражает слушателя и вызывает стресс. В исследовании, проведенном в 1984 году в штате Пенсильвания, испытуемых просили оценить, как они расслабились, слушая пятнадцать минут один из пяти видов музыки. Исследователи отметили, что «никакой отдельный вид музыки не имел здесь первенства... Самый важный фактор при расслаблении – то, насколько музыка нравится испытуемому». Каким же был вывод? «Когда используют музыку, чтобы человек расслабился и напряжение уменьшилось, необходимо учитывать индивидуальные предпочтения». Музыка, которая успокаивает одних, может не успокаивать других.

Более поздние исследования привели к такому же выводу. В 1987 году д-р Сюзанна Б. Хэнсер выполнила обзор более 80 опубликованных статей и книг об уменьшении стресса при помощи музыки и пришла к заключению, что ни один отдельный вид музыки не снижает уровень беспокойства и тревоги у всех до единого. Разные люди откликаются на музыку по-разному. Полученные данные она кратко выразила так: «Дискуссия об эффективности музыки для уменьшения стресса сводится к вопросу о том, как выбрать самое подходящее слуховое воздействие для данного человека в конкретной обстановке».

По мнению д-ра Хэнсер, исследования не подтверждают, что длинные музыкальные темы и медленный темп композиторов стиля «Нью эйдж» (New Age) лучше всего успокаивают и расслабляют слушателя. Классическая музыка тоже успокаивает одних людей и раздражает других. Мы предположили бы, что и рок-музыка вызывает различные реакции. При обсуждении психологического воздействия музыки необходимо принимать во внимание индивидуальный вкус. Музыкальный стиль, который меня раздражает, может успокаивать другого человека после тяжелого рабочего дня.

 

Музыка и изменения в настроении

 

Некоторые считают, что классическая музыка вызывает хорошее настроение, а рок-музыка – плохое. Однако психологические исследования показывают, что тот или иной вид музыки может порождать у слушателей разные настроения. В самом деле, то, что мы сегодня называем «классической музыкой», включает в себя множество музыкальных стилей. Исследование, проведенное в Сан-Паулу (1985), обнаружило, что Брамс вызывает сонливость и «уменьшает чувство долга и чувство удивления» в группе из 80 человек от 48 до 83 лет. Чайковский «вызывает в той же самой группе более активные состояния (интерес, желание, сексуальное влечение, гнев, испуг)». Вот два разных стиля музыки, которые порождают очень разные реакции, хотя оба называются классическими.

Исследование 1952 года обнаружило, что классическая и американская фолк-музыка вызывают разные настроения, от возбужденного до благоговейного, от печального до раздраженного, от мрачнобоязливого до бодрого и оживленного, от подавленного до очень хорошего. Я не нашел данных о том, что какой-либо один вид музыки вызывает у всех одно и то же настроение. По-видимому, похожие результаты можно получить при использовании широкого спектра рок-песен. У тех, кто ценит и хорошо знает этот жанр, некоторые песни вызвали бы печаль, а другие – возбуждение. Чувства эти сами по себе ни хороши, ни плохи. Возбуждение и волнение из-за чего-то хорошего Библия поощряет. Поклонение Богу у древних евреев часто сопровождалось сильным и здоровым воодушевлением. Они танцевали, хлопали в ладоши, громко трубили в трубы, били в литавры, радуясь пред Господом (Пс. 97:5; 149:3; 150; 1 Пар. 15:16; 2 Пар. 5:12). Постараемся же не уравнивать духовность с безмятежностью. Эмоции сами по себе – не зло. Нравственная окраска возникает, когда исполнитель или композитор решил, какой смысл связать с теми эмоциями, которые порождаются музыкой.

 

Предостережения тем, кто читает

 

О результатах психологических исследований. Тщательно изучив выводы д-ра Даймонда, мы можем присоединиться к обозревателю «Паблишере уикли» («Publisher's weekly»), который назвал поведенческую кинесиологию «странной и причудливой терапевтической системой». Согласно Джону Энкербергу и Джону Уэлдону, «научными методами нельзя установить достоверность и правильность какого-либо из принципиальных положений или ее практического применения, а научные исследования утверждений А. К. доказывают, что они ложны».

Учитывая все это, можно только пожалеть о том, что пользующиеся доверием христианские лидеры некритично восприняли теории Даймонда и учили им других. Из этого можно извлечь важный урок: мы слишком часто принимаем результаты психологических исследований так, словно они неоспоримо доказывают какую-то теорию. Однако в области психологии более поздние данные часто меняют или даже отменяют выводы более ранних исследований, когда изучено больше случаев и учтены новые факторы. Например, до упомянутого эксперимента, проведенного в Северной Каролине, похожее исследование привело к выводу о том, что рок-музыка мешает исполнению предлагаемых тестов. Однако тогда исследователям не удалось учесть важный фактор, который значительно повлиял на результаты, – степень знакомства с музыкой. В раннем эксперименте исследователи пришли к выводу, что на эффективность действий влиял сам стиль. В действительности, как установил более поздний эксперимент, знакомая музыка влияла на испытуемых иначе, чем незнакомая, независимо от ее стиля.

Психологические исследования постоянно исправляют и совершенствуют. Исследователи формулируют свои выводы в виде предположений и гипотез на время, зная, что другие опыты исправят, а может, и обесценят их результаты. Тем, кто не разбирается в этих вопросах, лучше бы не поддаваться искушению и не цитировать результаты отдельного исследования, чтобы что-то доказать.

 

Выводы, относящиеся к Церкви

 

В общем, как тщательно я ни искал, мне не удалось найти надежных данных, основывающихся на психологических исследованиях, доказывающих, что какой-либо вид музыки сам по себе полезней и благотворней, чем другой. Результаты исследований, активно поддержанных критиками, «взвешены и найдены легкими» (Дан. 5:27). Однако, изучая эту литературу, мы кое-чего достигли в двух важных вопросах, и это пролило свет на данную дискуссию.

Во-первых, если реакция на музыку очень индивидуальна и основана на том, что человек предпочитает и что ему хорошо знакомо, то нам легче понять, почему разные люди реагируют по-разному на новые музыкальные формы. Тех, кто не привык к популярной музыке и предпочитает другую, она может и раздражать, и вгонять в тоску. Даже если это так, нельзя делать вывод, что она оказывает на всех такое же действие. Психологические данные просто не подтверждают мнения, что какой-то вид музыки вызывает у всех одну и ту же реакцию.

Во-вторых, церковные лидеры могут плодотворней и успешней общаться с определенными возрастными и культурными группами, используя музыкальные стили, которые их привлекают. Некоторые могут обнаружить, что традиционная церковная музыка мешает им поклоняться Богу. Мы должны быть чуткими ко вкусам тех, к кому обращаемся, если хотим, чтобы наше служение, связанное с музыкой, было успешным и эффективным.

Глава 3







Date: 2016-06-09; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию