Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моральное разложение
Христианин — совершенно свободный господин, ничему не подвластный. Христианин — совершенно покорный слуга, всему подчиненный. Мартин Лютер
А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Евангелие от Матфея 18:6).
«Хорошо, – скажут нам. – Возможно, доказательства «от психологии» преувеличены. Но очевидно, что нехристианские рок-концерты порождают жестокость. Чувственные ритмы, несомненно, возбуждают страсти, которые иначе дремали бы, и неблагоразумно использовать такую музыку в христианских целях». Некоторые утверждают, что Американская медицинская ассоциация недавно связала «рок-бит» с развратом и злоупотреблением наркотиками. В доказательство они цитируют газетные сообщения о статье, опубликованной в журнале этой Ассоциации. Но в этой статье авторы не устанавливают прямой причинной связи между стилем музыки и дурным поведением. Сообщение это, скорее всего, предостерегало о возможном влиянии нехристианских рок-групп, которые внушают неверный и нездоровый взгляд на мир. В нем выражено беспокойство по поводу молодежи, которая погрузилась в субкультуру «тяжелого металла» вместе с группами «Слэйер» («Slayer») или «Металлика» («Metallica»). Вывод такой: «Имеющиеся данные изобилуют разными анекдотичными историями, но вообще говорят о том, что эти подростки могут подвергнуться риску злоупотребления наркотиками или даже участия в сатанинских действиях». Правильно! Правильно! Я всей душой согласен и буду повторять эти предостережения в главе 12, говоря о дурных поступках, совершенных многими популярными музыкантами. Тем не менее статья ничего не говорит о том, что музыкальные ритмы и стили вредны сами по себе, по своей природе. Христианский рок они даже не рассматривают. Говорить о негативных воздействиях групп «Слэйер» и «Металлика» и делать отсюда вывод, что группа «Петра» тоже наносит вред, – все равно, что взять исследование того, как воздействуют фильмы «после 17-ти», и сделать вывод, что «Бемби» тоже причиняет вред. Единственное известное мне исследование, которое сравнивало подростков, слушающих современную христианскую музыку, с теми подростками, которые предпочитают музыку обычную, обнаружило, что у первых, как правило, более высокий средний уровень оценочных показателей.
Я не обнаружил исследований, связывающих чувственность с отдельным музыкальным стилем или с ритмом ударных самим по себе. По-видимому, атмосфера необузданного возбуждения, возникающая на некоторых нехристианских рок-концертах, подсказывает некоторым критикам, что виноват музыкальный стиль. А может быть, неистовая реакция вызвана главным образом сочетанием чувственных текстов, ожиданий публики и образа жизни исполнителей? Люди идут на концерт «Роллинг Стоунз» не только ради музыки, но и ради атмосферы необузданного возбуждения. Когда они приходят туда, они уже настроены провести вечер соответствующим образом. Они входят в концертный зал, а там – тысячи людей, которые пришли с теми же самыми ожиданиями. Исполнители поддерживают и «подогревают» атмосферу своими словами и действиями. Принц (Prince) обольщает и увлекает публику своей гедонистической философией и сексуально недвусмысленными ужимками. Шер (Cher) одевается так, чтобы поразить публику. Группа «Двери» («Doors») потворствует духу протеста и бунтарства. Мне представляется, что музыкальный стиль сам по себе вызывает безобразную реакцию публики не больше, чем музыка «кантри» заставляет людей пить и танцевать в ночном «кантри-клубе». Реакция публики обуславливается скорее стремлениями людей, которых «заводят» исполнители, чем стилем музыки. Многие антропологические исследования это подтверждают. У людей одной культуры определенного вида музыка в особой обстановке вызывает сильные эмоции, некоторые даже теряют сознание, а на людей другой культуры эта же музыка может не оказывать никакого воздействия. Подтверждая эту гипотезу, сравним реакцию на музыку «Битлз» в то время, когда они выступали, с сегодняшней реакцией. Противники обращали внимание на то, что «Битлз» смущают, волнуют, будоражат, а значит, – рок возбуждает чувственную природу. Понаблюдав за тем, как спокойно слушают «Битлз» теперь, вы удивитесь, из-за чего было столько шума. Если дело в самом стиле, тогда на нее и сейчас бы так реагировали, как в 60-е годы. Мы снова видим, что проблема не в том, каков вид музыки, а в том, как относятся к ней люди и чего ожидают. Конечно, это связано с тем, как выступает группа. Я допускаю, что большая часть рок-музыки действительно возбуждает, но возбуждение само по себе – не зло. Мы уже говорили, что поклонение Богу в Ветхом Завете часто сопровождается безудержным, но здоровым избытком чувств. Возбуждение нейтрально; и у рок-музыканта есть возможность направлять его в положительную или отрицательную сторону. Произнесенное слово имеет большую силу. Согласно Книге Притч (18:22), «смерть и жизнь – во власти языка», и Гитлер направлял возбуждение, порожденное его харизматическими речами, чтобы продвигать вперед свое страшное дело. Средство (увлекающая речь) не виновато. Виновато содержание. Большинство людей, присутствующих на концерте группы «Кармен» («Сагтап» – «Водитель»), не может усидеть на месте. Атмосфера наэлектризована, но эмоции направлены на то, что и должно вызывать возбуждение: борьба за дело Христово с «начальствами» и «властями» (Еф. 6:12) и торжественное воспевание грядущей победы.
Синкопированный ритм и чувственность
Сутью проблемы часто считают синкопированный ритм ударных. На самом деле синкопирование можно найти во многих видах музыки, включая классику (произведения для хора) и признанные сборники церковных гимнов («Когда Иисус в мое сердце вошел»). Согласны ли критики выбросить за борт всю такую музыку? Мы не обнаружили исследований, связывающих синкопирование с негативным воздействием. Кроме того, ритм ударных рок-музыки часто совпадает с ритмом ударных более мягкой музыки, которая звучит в приемных врачей или в универмагах. По большей части, барабаны признаны нашим обществом. Многие из тех, кто осуждает ритм ударных рок-музыки, возможно, принимают более мягкую форму того же самого ритма в легкой музыке, которую охотно слушают. На самом деле многие церковные музыкальные произведения включают в себя этот ритм. Непоследовательно признавать ритм ударных в одном стиле музыки и осуждать в другом, тогда как это, по существу, один и тот же ритм. Интересно отметить, что мягкая и приятная музыка больше возбуждает чувственность, чем тяжелая. Кинорежиссеры хорошо умеют соединять подходящую музыку со сценой из фильма. Мягкая и приятная музыка обычно сопровождает любовные сцены, чтобы зрители почувствовали единение с тем, что происходит на экране. В третьей части книги мы увидим, что соединение популярных музыкальных стилей с мирскими (нехристианскими) видами деятельности часто приводило христианских лидеров к ошибочному предположению, будто между ними есть причинно-следственная связь. В истории Церкви был период, когда некоторые музыкальные интервалы считались чувственными. Вавилонский Талмуд считает, что женский голос возбуждает похоть. Ранняя Церковь запрещала мужчинам и женщинам петь вместе, видя в этом символ сексуального соединения. Карлштат говорил: «Отошлите в театр органы, трубы и флейты. Лучше одна глубоко прочувствованная молитва, чем тысяча кантат на слова псалмов. Сладострастные звуки органа пробуждают мирские мысли». Он так чувствовал, но ошибался. Другие по той же самой причине осуждали лютню Мартина Лютера, скрипку (ее прямо называли дьявольской) и другие музыкальные инструменты. Будем более осмотрительными в наших оценках, чтобы не повторять вечно одну и ту же ошибку.
Демонические влияния
Скажут нам и так: «А знаете ли вы о детях миссионеров, которые перенесли современную христианскую музыку туда, где работают их родители? Когда люди из сохранившихся доныне первобытных племен ее слышали, они удивлялись, почему дети вызывают демонов». Эл Менкони, автор книг, руководитель семинара и специалист по современной музыке, разыскал тот музыкальный альбом, композиции из которого задевали и оскорбляли аборигенов, и обнаружил, что его музыкальный стиль далек от того, что сегодня назвали бы роком. Записан он в начале 70-х годов и включает такие песни, как «Перекличка» и «Он – все для меня». Исполнители – Клифф Бэрроуз (Cliff Barrows) и Ральф Кармайкл (Ralph Carmichael). Говоря о песне «Он – все для меня», Менкони заметил: «Если эта песня демоническая, тогда почти каждый христианский хор Америки в опасности». Но появились и другие свидетельства в пользу теории о демоническом ритме ударных, и потому нужен более аргументированный ответ. Стивен Мафосах вырос в Зимбабве (Африка). Во время культовых ритуалов он играл на барабанах, чтобы вызвать злых духов. Обратившись в христианство, он отобрал десять современных христианских музыкальных альбомов, из самых популярных, и назвал их «неприемлемыми, отвратительными и оскорбительными». Предположим, что он прав. В конце концов, он вырос в племени, которое использовало особый ритм ударных, чтобы вызывать демонов. Доказывает ли это, что ритм ударных демоничен по своей природе и вызывает злых духов независимо от ситуации или от культуры? Чтобы подтвердить такую гипотезу, нужно показать, что тот же самый ритм используется во многих изолированных культурах для той же цели. Если это так, теория вызвала бы доверие. Чтобы прийти к такому заключению, необходимо узнать мнение человека, хорошо знакомого с музыкой многих культур, который определил бы, действительно ли «демонический ритм ударных» повторяется от одного племени к другому. Дж. Уильям Саппли, адъюнкт-профессор музыки Колумбийского Библейского колледжа и семинарии, вырос в Индии; он преподавал и изучал музыку более 50 различных культур. Исследуя теорию «демонического ритма», он выделил ритм ударных, используемый для поклонения демонам в одном племени, и обнаружил, что, помимо ритмов, которые использовались для призывания демонов, в этом ритуале играли роль и мелодии, и напевы, и даже краски. Когда он сравнил эти дополнительные элементы с теми, которые употребляли другие племена, он обнаружил, что, например, одно племя, живущее чуть ниже по склону горного хребта, использовало в игре тот же напев, которым то, первое племя вызывало демонов.
Что же он отсюда вывел?
Исследовав множество культур, тщательно и кропотливо записывая и сравнивая структуры и стили барабанных ритмов, Саппли не мог обнаружить никакого переходящего из культуры в культуру ритма ударных, используемого именно для вызывания демонов. На самом деле вызывание это связано с разными ритуалами. В одной из культур для него может использоваться некоторая последовательность нот. «Демонического ритма ударных», одинакового для разных культур, просто не существует. Жильбер Руже, заведующий отделением этномузыковедения Музея человека в Париже, всесторонне исследовал связь между одержимостью и музыкой. Его труд хорошо бы прочитать каждому, кто верит в «демонический ритм ударных». В книге «Музыка и транс» Руже, тщательно подбирая документальные подтверждения, показывает, что в мире существуют самые разные виды музыки, связанные с трансом и одержимостью, и предлагает несколько важных догадок. Во-первых, Руже соглашается с Саппли – нет «демонического ритма ударных», который бы встречался в разных культурах. Ритмы ударных, связанные с вселением духа в человека, сильно меняются от культуры к культуре. Во-вторых, во многих культурах с одержимостью духами, кроме барабанов, связаны другие музыкальные инструменты. Одни используют священный колокол, другие – скрипку, третьи – погремушку из высушенной бутылочной тыквы, четвертые – тихое пение под цитру, пятые – флейту, шестые – гобой, седьмые – лютню, восьмые – трещотку. Некоторые ритуалы сопровождаются одним пением, без всяких инструментов. Руже приходит к такому выводу: «Существует множество различных видов музыки, связанных с вселением духов в человека, как существуют различные культы, связанные с одержимостью духами». По-видимому, Мафосах использовал для своего языческого культа ритм ударных, который напоминал ритмы некоторых рок-песен. Он с детства усвоил связь соответствующего ритма с определенным культом, и, когда он обнаружил тот же самый ритм в некоторых христианских песнях, он, очевидно, удивился и смутился. Если бы член племени вандау в Мозамбике услышал флейту, используемую в христианской музыке, он вполне мог бы сказать: «Почему вы ублажаете и умиротворяете духов?» – ведь в его племени флейта служит именно для этого. Если Мафосах отрицательно реагирует на ритм ударных просто потому, что его племя использует этот ритм в демонических ритуалах, нельзя предполагать, что привлекает демонов сам этот ритм.
Камни преткновения
На первый взгляд, если учесть проблему «камней преткновения», споры о музыке решаются очень просто. Первая посылка: Библия утверждает, что оскорблять и раздражать братьев по вере – это грех. Вторая посылка: верующие свидетельствуют о том, что современная христианская музыка их оскорбляет и смущает. Следовательно: грешно использовать современную христианскую музыку. Чтобы должным образом оценить эту точку зрения, мы должны повнимательнее посмотреть на то, что говорит Писание об отношениях между «немощными братьями», которые считают грешным какое-нибудь нейтральное действие, и «более сильными братьями», которые понимают, что некоторые действия нравственно нейтральны и в них можно участвовать с чистой совестью (см. Рим. 14:1-15:7 и 1 Кор. 8-10). Предположим, что современная христианская музыка сама по себе – не зло, но камень преткновения для некоторых, кто ее злом считает. «Немощный» брат, о котором говорится в 14 главе Послания к Римлянам, полагал, что есть мясо – грех, но то, что он ошибался, не дает более сильному брату право относиться к нему с презрением (см. ст. 3-10) или его оскорблять (см. ст. 13-15). Скорее более сильному брату надо быть осторожным, внимательным и позаботиться о том, чтобы то, что хорошо для него, не стало духовным препятствием для немощного. Другими словами, человек может перед Богом слушать современную христианскую музыку, но бывают ситуации, при которых он должен отказаться от этого своего права. Все дело в том, не причинит ли он вреда более слабому брату, который обидится или будет вынужден слушать музыку, которую считает грешной. Тут встает вопрос: должен ли более сильный брат отказаться от любой деятельности, которая задевает других или оскорбляет верующих? Внимательно вчитавшись в Библию, мы обнаружим некоторые ограничения, которые необходимо учитывать.
1. Географическая или социальная дистанция ограничивает ответственность. Павел советовал Коринфской общине «есть все, что продается на торгу» (1 Кор. 10:25). Тем не менее он знал, что в Риме есть люди, которые едят не все (Рим. 14:2). Очевидно, их соблазны и сомнения должны заботить только тех, с кем они соприкасаются, а не всех верующих вообще. Верующие, живущие на Кубе, не играют в домино. Члены секты «Эмиш» (Amish) не носят галстуков. Многие решительно и твердо заявляют, что перевод Библии, сделанный при короле Якове, – единственно верная английская Библия. Но ни одну из этих групп не задевает то, что я не согласен с ними и не соблюдаю их правил в своих, местных условиях; я не обязан ограничивать свою свободу, как они. Точно так же, если современную христианскую музыку слушают те, у кого она не вызывает проблем, нет никакого камня преткновения.
2. Если проблема только в различии вкусов, это не должно ограничивать нашу свободу. Некоторых людей, которые осуждают христианский рок, на самом деле не задевают теоретические споры. Им просто не нравится «оскорбительная и отвратительная» музыка. Никакая церковь не может угодить каждому члену. Одни любят более формальную литургическую службу; другие хотят больше хоров с пением хвалы; третьи – больше традиционных гимнов или «старой доброй музыки в стиле гаспел». Хотя при планировании церковной службы нужно считаться с предпочтениями людей, мы должны признать, что в данном случае речь идет не о проблеме сильных и слабых братьев. По-настоящему немощный брат полагает, что какой-то вид деятельности не просто нецелесообразен или неуместен, а грешен.
3. Иногда для духовного укрепления и возрастания слишком щепетильного человека приспосабливаться к нему – не самый лучший способ. Как правило, мы не должны «подавать соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1 Кор. 10:32), но основной принцип – это искать «пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:33). Иногда наше стремление приспособиться не приносит пользы человеку. Иисус сознательно задевал и раздражал (греческое слово, в другом контексте означающее «создавать преткновение») фарисеев, говоря, что любая еда чиста (Мф. 15:12). Хотя Он знал, что кто-то будет задет и оскорблен, но, очевидно, в данном случае важнее оказалось исправить ложное богословие. Если бы Иисус подчинился диетическим правилам фарисеев, Он бы укрепил традицию, которая придавала особое значение внешней чистоте в ущерб внутренней святости (см. Мф. 15:17-18). Иисус шокировал духовную элиту своего времени тем, что общался с грешниками, имел дело с самарянами и «нарушал» субботу. Иногда наши уступки могут искажать истину с точки зрения внешних наблюдателей. В таких случаях более слабым братьям необходимо возрасти, и мы обязаны скорее обучать и воспитывать их и милосердно спорить с ними, чем приспосабливаться к их капризам и прихотям, которые иногда вызваны незрелостью. Главные наши принципы – наставлять и поучать верующих, уговаривать и убеждать заблуждающихся. Многие из тех, кто сегодня поклоняется Богу, свидетельствуют о положительном влиянии на их жизнь современной христианской музыки. Эл Менкони получил более 3500 таких свидетельств, когда я начал писать эту книгу. Если 95% членов общины свидетельствуют о том, что хоровая хвала и современная музыка привлекают их сердца к Богу, зачем отбрасывать эти формы из-за жалоб небольшого числа недовольных? А вдруг, изменив форму, чтобы успокоить 5% общины, мы помешаем остальным 95% поклоняться Богу? Конечно же, это неблагоразумно. Наверное, церковному руководству следует воспитать эту небольшую группу, объяснив, что подобная форма музыки вполне законна. Если группа останется при своем, то мы должны научиться тому, о чем говорит Писание, рассуждая о более слабых братьях и более сильных, – не осуждать (Рим. 14:3), не вызывать разделений (Рим. 14:19) и т. д., чтобы сохранить единство Церкви.
4. Противоречивые сомнения могут привести к тому, что приспособиться невозможно. Многие баптисты убеждены в том, что призывать к покаянию и следованию за Христом нужно в конце каждой службы. Многие кальвинисты (часть их – баптисты) с такой же убежденностью полагают, что никаких призывов делать не надо. Некоторые полагают, что лучшая церковная музыка – это традиционные гимны; другие так же уверены, что церковь должна обращаться к каждой отдельной культуре. Некоторые доказывают, что музыкальные инструменты отвлекают от поклонения Богу, другие возражают, что Библия велит нам использовать эти инструменты. Очевидно, мы не можем на одном богослужении успокоить и ублажить всех. Используем мы музыкальные инструменты или не используем, если обе спорящие группы – в одной общине, одна из них может обидеться.
5. Если пытаться скрупулезно исполнить все запреты и ограничения, то может исказиться сама сущность христианской жизни. Некоторые верующие твердо убеждены в том, что нельзя носить джинсы (их считают символом бунтарства), что мужчины не носят длинные волосы или бороду, что женщинам неприлично носить брюки и употреблять помаду, что недопустимо использовать какие-либо музыкальные инструменты в церкви (включая фортепиано и орган), недопустимо читать новые переводы Библии (то есть любой перевод, выполненный после 1611 года), недопустимо петь церковные гимны (разрешаются только псалмы). Когда в общине больше одного человека, в ней есть разные мнения, и отстаивают их со всей искренностью. Если мы слишком озабочены правилами и запретами, то сущность христианской жизни перестает быть тем, чем она должна быть по замыслу Бога. Христос освободил нас для того, чтобы мы были свободными, а не для того, чтобы мы возвращались в рабскую зависимость (Гал. 5:1). У многих христиан из-за неблагоприятных ассоциаций, связанных с их дохристианской жизнью, вызывают беспокойство некоторые виды деятельности, в которых другие люди участвуют совершенно свободно. Из-за личных ассоциаций «камни преткновения» могут возникнуть в том, что само по себе нейтрально. Один консультант рассказывает, что даже веревка может вызывать порочные мысли у садомазохиста. Конечно, мы должны принимать во внимание и его проблему, когда вступаем с ним в какие-либо отношения. Но должны ли все молодежные группы в летнем лагере отказаться от перетягивания каната? Если бы такая ассоциация была широко распространена, то, возможно, – да. Но прежде, чем мы ограничим использование веревок, надо выяснить масштаб проблемы. В пределах нации она касается многих, но на местном уровне, может быть, ею не страдает никто. У одного человека классическая музыка ассоциировалась с пороком, которым он страдал до прихода ко Христу, и он чувствовал, что не имеет права ее слушать. Некоторые перестали играть в спортивные игры, скажем в футбол, поскольку обучение спорту в высшей школе было настолько ориентировано на победу, что и сейчас, когда они участвуют в игре, в них просыпается «инстинкт убийцы». Однако подобные ассоциации носят настолько индивидуальный характер и настолько разнообразны, что, в сущности, невозможно отказаться от всего того, что на практике их вызывает. Из любви к брату, у которого классическая музыка ассоциируется с духом мира сего, я с радостью воздержался бы от нее, когда он у меня в гостях или в моей машине. Но я не чувствую себя обязанным сжечь свои магнитофонные кассеты с классикой и больше никогда их не слушать. У некоторых людей рок ассоциируется с нехристианским образом жизни. Надо угождать брату в ситуации, касающейся лично его, но его слабость не должна удерживать нас от рок-музыки во всех без исключения ситуациях.
6. Наконец, примеры из Библии, которые мы используем, чтобы убедить и уговорить заблуждающихся, могут побудить нас к таким методам или такому образу жизни, которые некоторым верующим могут показаться сомнительными. Каким образом мы решаем, когда нам осуществлять нашу свободу, а когда ограничивать себя? Для апостола Павла решение зависело отчасти от того, может ли он оказать влияние на заблудшего (1 Кор. 9). Он стал как еврей, чтобы лучше оказывать влияние на евреев; он стал как те, кто живет без закона, чтобы воздействовать на тех, кто живет без закона (1 Кор. 9:20-21). В первом веке многие использовали расписанный до мелочей фарисейский закон, чтобы осуждать других и поощрять спасение через дела. Другие использовали свою свободу от закона, чтобы удобнее было грешить. Павел знал, что следовать закону или пренебрегать им – само по себе ни ложно, ни правильно; но вообразите себе проблемы, с которыми могли сталкиваться другие. Если бы язычник видел, что Павел неукоснительно соблюдает все еврейские законы, то он легко бы связал его образ жизни с законничеством, распространенным в то время. С другой стороны, иудей мог бы увидеть, что Павел общается с беззаконным язычником, и соблазниться тем, что он пренебрегает важными для иудеев законами. Тогда он и сам мог бы ими пренебречь, хотя для него они были важны и совесть его была бы неспокойна. Однако Павел шел на риск, чтобы оказать влияние на язычника, который мог бы истолковать исполнение закона как законничество. Сейчас есть неверующие, которые претыкаются о традиционную церковную музыку, считая ее устарелой. Есть и ревностные, активные христиане, которым традиционный стиль богослужения мешает поклоняться Богу. Возможно, они обрели спасение благодаря евангелизации, во время которой – так уж получилось – играли современную музыку. Теперь традиционная музыка ошибочно ассоциируется у них с унынием, однообразием, безжизненностью и лицемерием, и они полагают, что такое богослужение наносит вред их духовной жизни. Это не гипотетическая ситуация. Можно привести много реальных примеров. Удаляя препятствие перед теми, кто не одобряет современную христианскую музыку, мы можем поставить препятствие перед теми, кто не одобряет музыку традиционную. Иисус ел с грешниками, очень хорошо зная, что многие верующие и набожные люди будут оскорблены, но видел, что не самое важное – угодить чрезмерно щепетильным и скрупулезным фарисеям. Он заботился о том, чтобы найти потерянную монету, Он искал одну потерявшуюся овцу, оставив девяносто девять других. Из-за отдельных людей, считающих, что стиль музыки виноват в их падении, мы не можем парализовать евангелизацию, которая благодаря своей музыке трогает сердца многих. Если бы мы так поступили, возникла бы опасность, что появится камень преткновения для множества людей, которые могут не откликнуться ни на какой другой стиль евангелизации. В конце 60-х и начале 70-х годов некоторые церкви требовали от мужчин, желающих к ним присоединиться, стричься коротко, чтобы волосы не закрывали уши. По крайней мере, одна церковь зашла так далеко, что поставила у себя парикмахерское кресло, чтобы это гарантировать. Интересно, сколько человек это кресло отпугнуло, когда они размышляли над благодатным словом проповедника? Знаменитого английского проповедника Чарльза Г. Спёрджена жестоко осуждали за то, что он использовал для своих служб лондонский мюзик-холл «Сёрри Гарденз» (Surrey Gardens), но на карту было поставлено нечто более важное: церкви не могли вместить людей, приходивших его послушать. Несмотря на противодействие и вражду, он оставался в этом зале. Некоторых людей задело, что Уильям Бут, основатель Армии спасения, использовал светские мелодии и музыкальные инструменты. Но в этом случае речь тоже шла о более важном: затронуть сердца всех тех, кто не откликался на традиционные формы евангельской проповеди. Людей, обратившихся благодаря проповеди Бута, очень много, однако церковное руководство еще не понимало первенства евангельской проповеди при выборе методов служения. Сегодня церкви, вводящие у себя новшества, затрагивают сердца множества людей благодаря концертам современной музыки и церковному богослужению, которые обращены к тем частям нашего общества, которых евангельская проповедь еще не затронула. Если бы из уважения к недовольным концертов не было, вообще весьма сомнительно, что евангельская проповедь когда-либо достигла бы этих неверующих людей.
Краткий итог
Мы видели, что наш ответ тем, кто возражает против современных видов музыки, совсем не так прост, как многим кажется. Наша главная цель – возрастание и укрепление собратьев по вере, согласие и мир, убеждение заблудших. Для всего этого мы иногда должны жертвовать собственными правами. Если традиционно ориентированная церковная община совершенно ясно дала понять пастору, вводящему новшества, что популярные виды музыки мешают ее членам поклоняться Богу, то пастор поступит благоразумно, не используя современных форм, либо ограничив их рамками специальных служений, адресованных конкретной аудитории, либо, наконец, перейдя в другую церковь, в которой эти формы возможны. Иногда вопрос о том, какая музыка уместна, а какая – нет, надо решать, исходя из конкретной ситуации, связанной с проповедью Евангелия. А иной раз сверхщепетильного брата приходится воспитывать ради блага всей Церкви. Христианский рок – это камень преткновения? Да, так бывает. Но то же самое можно сказать об органе, галстуках, классической музыке и игре в домино. Только если мы с молитвой делаем в каждой ситуации все, что нам рекомендует Слово Божье, можем мы рассчитывать на то, что мы живем и действуем в полном согласии с Божьей волей.
Date: 2016-06-09; view: 512; Нарушение авторских прав |