Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библейские принципы для музыкантов и устроителей христианских собраний





 

Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

Псалом 118:105

 

Сильнодействующее средство надо правильно использовать. На газовой плите искусный повар приготовит праздничный пир. В руках неопытного человека пламя газовой горелки может стать опасным. Если его зажжет поджигатель, оно просто смертоносно. Так же и с современной христианской музыкой: если библейские нормы и принципы нарушаются, то использование ее может быть бессмысленным, может сеять распри, причинять вред, действовать разрушительно, даже если у нас самые лучшие намерения. В этой главе мы перейдем от конкретных предписаний Библии к более общим библейским принципам, касающимся музыки. При этом наше служение может быть различным; здесь неважно, руководитель ты богослужения, исполнитель или миссионер.

 

 

Стать всем для всех

 

Библейский принцип из Первого послания к Коринфянам (9:19-23) показывает, что мы должны выбирать стили, понятные людям, к которым мы обращаемся с проповедью, учитывая их культуру. Именно в этой части Писания апостол Павел открыл главное в своей стратегии благовествования, когда писал: «Я стал всем для всех, чтобы суметь во что бы то ни стало спасти некоторых». Мы уже говорили в главе 3, что, когда он обращался к евреям, он становился как еврей. Он соблюдал их законы, хотя был свободен от закона. Когда он обращался к язычникам, его метод изменялся, чтобы его исполненное благодати послание не было затемнено внешним сходством с законничеством. Суть его проповеди неизменна, а методы – гибкие. Определяло их культурное наследие той группы людей, к которой он обращался.

Применим этот принцип к тому, что касается музыкального стиля. Как можем мы стать здесь всем для всех?

Во-первых, мы должны примириться с тем, что никакой вид музыки не может одинаково выполнять свое назначение во всех культурных контекстах. Мы не можем уверенно основывать наши решения на том, что успешно «работало» в прошлом, или подходит нам самим, или соответствует нашему культурному наследию. Если решения принимать, основываясь на этих доводах, мы изменим принцип Павла на прямо противоположный. Чтобы быть спасенными или возрастать во Христе, людям, которым мы проповедуем, придется преодолеть культурный барьер. Павел делал совсем не это. Он поступал по примеру Сына Божьего, когда Тот был во плоти. Другими словами, он отказался от своего покоя и удобства, оставил привычную культуру, чтобы повлиять на других тем способом, который удобен для них. Чтобы следовать именно этому, мы должны знать людей, к которым обращаемся с проповедью, в конечном счете полагаясь на тех их представителей, которые достаточно духовно открыты, чтобы судить о том, какие способы евангелизации подходят лучше всего.

Может ли певец носить длинные волосы? Если мужчина – в юбке, значит ли это, что он трансвестит? Лучше ли большой хор выражает благоговейное поклонение Богу? На первый взгляд ответы очевидны, однако для разных культур они могут быть прямо противоположными. Джон Уэсли носил длинные волосы, по обычаю его времени. Римские солдаты первого века носили юбки, и никто не назвал бы их женоподобными. Нам нравится, как хоры исполняют традиционные церковные гимны, а некоторым жителям Африки – нет. Почему? Потому что эти гимны звучат, как их погребальные песни. Можно спросить: «Какая же церковная музыка самая лучшая?» Апостол Павел ответил бы: «Покажите мне людей, к которым вы обращаетесь, скажите, что вы собираетесь делать, и тогда посмотрим». Вы хотите устроить в Нью-Йорке евангелизационный обед для группы образованных взрослых людей, принадлежащих к крупной буржуазии? Возможно, здесь подойдет музыка Баха. Вы проводите богослужение во время летней встречи для подростков и молодежи? Дуг Куч из отдела молодежного евангелизма Баптистской конвенции штата Джорджия проводит летнюю молодежную конференцию, которая каждый год привлекает свыше шести тысяч подростков и молодых людей. Для этого он подыскивает певцов, которые руководят пением и поют бравурные песни, играя на акустических гитарах или электрических клавишных инструментах. Такие группы, как «Истина» и «Новая песнь», тоже выступают каждую неделю. Плоды этого служения очень велики.

Вы работаете с подростками из старой, центральной части города? Попробуйте устроить концерт группы «Resurrection band» («Воскресение») для любителей тяжелого рока или христианской рэп-группы для тех, кто предпочитает этот стиль. Вы работаете с детьми? Эл Менкони прослушал один христианский музыкальный альбом и посетовал на то, что «по духовной глубине он годится разве что десятилетнему ребенку». Но прежде чем избавиться от этого альбома, он подумал о том, что у него десятилетняя дочь. Он дал его ей, и альбом ей очень понравился. Из-за доступности радио, магнитофонных кассет и компакт-дисков диапазон популярных стилей настолько широк, что совсем не просто предсказать степень воздействия какого-то музыкального стиля даже на один слой общества, – скажем, на американских подростков. Некоторые подростки предпочитают музыку «кантри», а группа «Петра» вызвала бы у них отвращение. Другие предпочитают рок и считают «кантри» «музыкой для деревенщины». Некоторые любят Эми Грант (Amy Grant), другие считают ее занудной и скучной. Поистине, удивительно, как молодые люди резко судят взрослых, которые не понимают их музыки, и как уничижительно относятся к сверстнику, которому просто нравится другой музыкальный стиль. В служении, связанном с музыкой, хорошая группа от просто подходящей может отличаться, «как свет – от жука-светляка». Служитель, который хочет донести ясное представление о Евангелии, должен очень хорошо понимать музыкальные предпочтения той группы, к которой обращена его проповедь. Если пренебречь такими культурными нюансами, может возникнуть опасность, что Иисус покажется ненужным, никому не интересным, даже «скучным и занудным».


 

Приспосабливайте музыку к конкретным обстоятельствам

 

Внутри каждой культурной группы есть музыкальные формы, подходящие для одних обстоятельств, но не для других. В Книге Притчей (25:20) об этом сказано так: «Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу» (см. также Амос. 6:5). Идеальная музыка для банкета, где знакомятся одинокие мужчины и женщины, может вызвать удивление или недовольство во время строгого богослужения. Музыка, которая взволновала бы людей постарше, вызвала бы смертельную скуку у подростков. Безразличие к таким культурным тонкостям может помешать организатору богослужения, действующему из лучших побуждений, – ожидаемого воздействия на людей не получается. Готовьтесь усердно и неустанно. Сегодняшняя публика избалована высоким уровнем музыкальных зрелищ, которые постоянно ставят в западном мире. Музыканты-нехристиане серьезно относятся к своим выступлениям, стараясь добиться необходимого звучания, учесть акустические особенности концертного зала, – словом, провести выступление безупречно. Концерты поражают обилием музыки и света, чудесами электронной техники. Неудивительно, что многим наскучили церковные богослужения.

Печально, что нехристиане серьезней, чем церковь, относятся к высокому качеству музыки. Музыкальный профессионализм стал привычным для мира, а церковь, по выражению Фрэнки Шаффера, слишком часто «склонна к посредственности». Апостол Павел выразил библейский критерий в своем Послании к Колоссянам: «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Комментатор Библии Р. К. Г. Ленски так пересказывает этот стих: «Вкладывайте свою душу в то, что делаете, словно работаете прямо на Господа!» Однако слишком часто, как кто-то однажды сказал, христиане «работают, когда играют, и играют во время молитвы». Музыканты христианского направления и те, кто помогает им, должны стремиться к музыкальному совершенству. Но этого мало – они должны посвятить себя труду молитвы. Переделаем цитату из Сэмюеля Чэдвика, и получится так: «Сатана смеется над нашим трудом, насмехается над нашим мастерством, но трепещет, когда мы молимся».


 

Сосредоточимся на Боге и на других людях

 

Популярность музыки может ввести в соблазн людей с большим самомнением, ведь оно поистине ненасытно. Музыканты-христиане должны бороться с привычным искушением: не служить хочу, а стать звездой. Библия говорит со всей ясностью: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Действия какого-то музыкального стиля даже на один слой общества, – скажем, на американских подростков. Некоторые подростки предпочитают музыку «кантри», а группа «Петра» вызвала бы у них отвращение. Другие предпочитают рок и считают «кантри» «музыкой для деревенщины». Некоторые любят Эми Грант (Amy Grant), другие считают ее занудной и скучной. Поистине, удивительно, как молодые люди резко судят взрослых, которые не понимают их музыки, и как уничижительно относятся к сверстнику, которому просто нравится другой музыкальный стиль. В служении, связанном с музыкой, хорошая группа от просто подходящей может отличаться, «как свет – от жука-светляка». Служитель, который хочет донести ясное представление о Евангелии, должен очень хорошо понимать музыкальные предпочтения той группы, к которой обращена его проповедь. Если пренебречь такими культурными нюансами, может возникнуть опасность, что Иисус покажется ненужным, никому не интересным, даже «скучным и занудным».

 

О подотчетности

 

В последние годы многие весьма заметные христианские лидеры были втянуты в скандалы, навлекшие позор на церковь. Многого, пожалуй, можно было бы избежать, если бы они подчинялись церковным властям. Евангелический Совет, контролирующий финансовую отчетность, надзирает над средствами многих христианских организаций. Людям, отвечающим за музыкальное служение, стоило бы ввести и духовную, и финансовую подотчетность; некоторые уже так и делают. Майлон Лефевр служит вместе с миссией «Сокрушенное сердце», проводимой филиалом «Божьей Церкви горы Фарана» в большой Атланте. Эми Грант и Майкла У. Смита перед некоторыми выступлениями посещают их пасторы.

Проводя много времени вне своих местных церквей, странствующие служители должны как-то создать возможность подотчетности и подчиняться церковному руководству. Автор Послания к Евреям наставляет нас: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет...» (Евр. 13:17).

 

Профессиональная и духовная подготовленность музыкантов и певцов

 

Музыкальные группы часто приглашают только потому, что кому-то нравится их музыка. Если песни надо использовать как средство научения (Кол. 3:16), не применить ли слова из Послания Иакова к певцам, а не только к проповедникам? «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). Умение петь – лишь одно из условий для того, кто хочет служить своим пением. Прежде чем церковная община наймет служителя, отвечающего за музыку, или пригласит музыкантов, надо со всей строгостью задать им несколько нелицеприятных вопросов. Если относиться к музыкантам как к важным служителям церкви, не следует ли, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к пресвитерам или дьяконам, которые перечислены в Первом послании к Тимофею (3 гл.) и в Послании к Титу (1 гл.)? Образ их жизни должен соответствовать содержанию их песен.


Тем, как он живет, музыкант может свести на нет то послание, которое хочет донести своими песнями. Предположим, вокалиста приглашают петь перед группой людей, которых Бог хочет укорить за их духовное банкротство. Только служитель, исполненный Духа Божьего и силы Божьей, мог бы различить и понять водительство Духа и донести до них нелицеприятное послание, которое, возможно, не прибавит ему популярности. Музыканты-нехристиане могут судить о своем успехе по аплодисментам, восхищению публики и количеству проданных записей. Но люди, принадлежащие Богу, должны полностью предать себя воле Божьей, предоставив себя в распоряжение Богу, чтобы в конкретной ситуации доносить Его послания. Для них успех богослужения определяется не только тем, понравилось ли оно общине. Их главная забота – понравилось ли оно Богу? Выходя за рамки чисто профессиональных требований, предъявляемых к хорошему музыканту, надо задать такие вопросы:

– хотят ли музыканты разбогатеть? (См. 1 Тим. 3:3 и 6:9-10)

– хорошая ли у них репутация? (См. 1 Тим. 3:2)

– новообращенные ли они христиане? (См. 1 Тим. 3:6)

– придерживаются ли они правильного вероучения? (См. 1 Тим. 3:9 и Тит. 1:9)

– можно ли считать содержание их песен подходящим предметом для размышления? (См. Флп. 4:8)

Наконец, внимательно посмотрите, какие плоды принесла жизнь людей, стремящихся служить посредством музыки. Говоря о лжепророках, Иисус наставлял народ: «По плодам узнаете их» (Мф. 7:20). Надо, чтобы паства общалась только с теми музыкальными служителями, которые хорошо зарекомендовали себя, если судить по плодам их трудов. Лжепророк вполне может петь, как ангел, но Слово Божье указывает, что не только голос определяет пригодность к служению. Неся ответственность перед нашими церковными общинами, мы обязаны «копать глубже» и тщательней проверять кандидатов на служение.

 

Старайтесь внятно донести содержание

 

Просьбу, выраженную апостолом Павлом в Послании к Колоссянам (4:3-4), должен повторять каждый исполнитель и каждый, кто руководит богослужением: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать». Не так уж просто ясно выразить послание в песне, особенно – в концертном зале. Даже когда певцы делают все, что в их силах, чтобы четко произносить слова, их могут не понять из-за погрешностей акустики, которые вызывают отражение звука или другие искажения. Нехристианские исполнители могут быть уверены в том, что их поклонники достаточно хорошо знают слова благодаря радио и записям на кассетах и по достоинству оценят их выступление, даже если условия не идеальны. А для служителя церкви, отвечающего за работу с местной молодежью, проблема ясности произношения и чистоты звучания становится очень острой, в особенности когда исполняют тяжелый рок.

Часто неясность произношения, вызванная условиями концерта, может преодолеть предусмотрительный служитель местной церкви, который отвечает за организацию выступления. Скажем, он выяснит заранее (через домашний офис группы), какие песни будут исполняться, и проиграет их (то есть кассету) во время молодежной встречи за несколько дней до концерта, показывая слова с помощью проектора. Другой способ – сделать так, чтобы кассеты с записями были доступны всем. Одна музыкальная группа показывала в тех местах, где английский – не родной язык, тексты песен на экране. Разумеется, проблема ясности возникает не только при исполнении рок-музыки. Мы уже говорили, что некоторые произведения Баха не поняла его собственная церковная община. Большую часть оперной музыки трудно понять непосвященному человеку. Однако нельзя считать, что такая музыка плоха. Может быть, просто нужно как-то подготовить к ней слушателей.

 

Будьте чуткими к слабым

 

Одно дело – поделиться истиной, совсем другое – поделиться истиной в любви. Те, кто использует современную христианскую музыку, должны считаться с людьми, которых заботливо ограждали от любых видов современной музыки, полагая, что она вредна, грешна, порочна. Необходимо быть внимательными к тем, кого удалось освободить от разрушительного влияния нехристианской рок-культуры, от которой они теперь хотят держаться подальше. Как и в любом другом спорном вопросе, мы должны проявлять чуткость к тем, кто может и не понять использования таких видов музыки. Апостол Павел называет «немощными» людей, которые считают грешным что-нибудь нравственно нейтральное. Чтобы лучше понять, как отвечать «немощному» брату, возьмем Послание к Римлянам (14 гл.) и заменим соответствующие слова так, чтобы речь шла о музыке:

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно слушать современную христианскую музыку, а немощный слушает только традиционную. Кто слушает современную христианскую музыку, не уничижай того, кто не слушает; и кто не слушает современную христианскую музыку, не осуждай того, кто слушает, потому что Бог принял его... Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну».


Часть 3







Date: 2016-06-09; view: 455; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию