Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что может дать астрология архетипов психологу?
В памяти человека остаётся след от событий, которые произвели на него сильное впечатление: если затронуть этот след, событие оживает в душе. Психология, анализируя подсознание, ищет там ключевые моменты истории человека, чтобы, апеллируя к ним, исправить его внутреннее отношение к событиям, кривизну жизненного пути его души. Но есть ключевые моменты истории всего человечества, след от которых хранят архетипы. Они выявляют наиболее глубокие жизненные сценарии, которые срабатывают в любой человеческой жизни, потому что из них создана душа. Для психологии память о том или ином событии жизни, как и "вторжение" в психику архетипического образа, возникает внезапно: как волна из бушующего моря бессознательного, опасная своей непредсказуемостью. Астрология, оперируя с временными факторами "влияния планет" на человека, позволяет добавить к психоанализу динамический аспект. Она указывает, когда в его душе активизируется тот или иной архетип, всплывая из долговременной памяти на поверхность, и когда проблемы, связанные с ним, могут стать наиболее актуальными. Конечно, в астрологии есть и свой негатив. Позволяя контролировать все движения души человека, она может сделать каркас его личности слишком жестким: и все перемены, происходящие с ней, слишком заметными. Суть астрологии в том, чтобы творить свою судьбу и личность своими руками, а наше рациональное творчество пока является очень несовершенным (отчего его корректирует бессознательная деятельность души — сны, как и религиозные процедуры). В этом причина того, что религия иногда возражает против астрологии, как против всякого познания, ещё не узаконенного обществом (так в средневековье она яростно сражалась с наукой, пока последняя не доказала своего влияния на умы большинства людей). Сейчас большинство людей, неглубоко знакомых с астрологией, боится, что "влияния" планет — это цепи, сковывающие свободу человека. Однако то, что у человека можно отнять,— это иллюзия свободы и наши детские представления о ней ("что хочу, то и ворочу"). Поскольку планеты — духовные, а не только материальные энергии, носить цепи архетипов гораздо легче, чем даже наше бренное тело. И архетипический подход предоставляет душе больший простор, чем рамки догматов религии: архетип всегда обречен оставаться непознанным до конца — поэтому древние мифы на самом деле шире и глубже, чем религиозные притчи, которые по сути являются их поздней интерпретацией. Но к их смыслу выйти тяжелее, потому что не может быть раз и навсегда принятой интерпретации архетипа лишь в одном каком-либо значении: он живет и изменяется вместе со временем и в зависимости от конкретной ситуации. Поэтому астрология не может стать религией, имеющей заповеди или догматы, хотя и является путем — путем познания правильных форм. Храм языческих богов, который возрождается в астрологии,— храм изначальных принципов, вечных форм и одновременно идей, подобных эйдосам Платона. Молиться им, вероятно, бесполезно — но знать о них, воспринимать их существование и наладить их гармонию в себе самом и внешнем мире — задача, достойная любого современного человека. Это тем более привлекательная задача, что когда человек следует по линии своей судьбы, не нарушая гармонии окружающего мира, его желания исполняются.
В понимании глубинных основ человеческой психики мы опираемся на миф, потому что миф содержит типическое для любого человека. " В типическом всегда есть много мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф,— это изначальный образец, вневременная схема, в которую укладывается осознающая себя жизнь. " Это слова Томаса Манна — писателя и мыслителя, внимание которого тоже привлекала астрология, и который в романе "Иосиф и его братья", откуда и взята приведенная цитата, не преминул описать гороскоп Иосифа — очень похожий на свой собственный. Мифология является хорошей базой для проникновения в астрологию и формирования астрологической культуры и грамотности астролога. Значение планеты понято человеком только тогда, когда оно воспринято его психикой. Ключ к нашему восприятию — типический образ. Если образ субъективен, это ключ, открывающий двери вашей личной квартиры, а мифологические архетипы являются универсальной отмычкой общечеловеческой психики. Поэтому проникновение в астрологию нередко ведёт к развитию образного мышления. Бывает, что изучающему эту науку, даже если он в быту далёк от художественного восприятия мира, начинают сниться яркие образы планет. С удивлением он ясно узнает в сюжете своего сна не что-нибудь, а... Юпитер в Рыбах! И в этом нет ничего странного: психика, находя в архетипе что-то родное, изначальное и естественное, реагирует на него живейшим эмоциональным откликом. Уже Юнг писал, что архетипы, восходя к универсально-постоянным началам человеческой природы, могут " по мере того, как они становятся более отчётливыми, сопровождаться необычайно оживленными эмоциональными тонами... они способны впечатлять, внушать, увлекать ". Это естественный процесс: наше мышление, стремясь к полноте восприятия, пытается преодолеть неравноправие логического и образного полушарий мозга. Оно делает это, как только предоставляется такая возможность: ведь изначальное целостное восприятие мира — это работа обоих полушарий вместе. Разные религиозные и медитативные практики, вводя человека в сферу устойчивых представлений, стремятся достичь того же эффекта. И здесь преимущество древних архетипов перед поздними религиозными состоит в том, что они не ограничивают существования человека, не ставят его в определённые рамки: их границы — это границы самого первозданно-природного мира. Мифология — первый путь познания мира, и потому её образы являются наиболее чистым отражением реальности, универсальным для всего человечества. Более поздние культурные явления уже содержат в себе искажения, накладываемые особенностями различных культур и традициями передачи знания. Чтобы постигать изначальные архетипы и видеть, как они "работают" в нашей душе, необходимо преодолевать более поздние социальные стереотипы. И надо понимать, что архетипы глубже их. Так у нас есть стереотип восприятия зла в образе Дьявола с рогами и хвостом, жаждущего поработить нашу душу. Этот образ — мифологический образ древнего пастуха стад — относится к архетипу планеты Плутон. В гороскопе она символизирует нередко тяжелые и гибельные события. Более того: людей, родившихся под знаком Скорпиона, который соответствует этой планете, окружающие часто считают причиной своих бед, и с ними действительно трудно общаться. Но мы никогда не поймем архетип Плутона, если остановимся на сказочно-бытовом понятии зла. Мы должны возвыситься до мистически-религиозного понимания образа Дьявола и увидеть, почему этот образ психологически необходим. А потом расширить близкое нашему времени символическое представление до праобразов, необходимость существования которых бесспорна и проявлена в их позитивной окраске — в их красоте. Это сложный путь, и сведение современных образов к древним может представиться регрессом, отвергающим тысячелетние достижения культуры. Поэтому данная книга предлагает обратное движение: от непосредственных образов природы к тем идеям, которые они сегодня будят в нашей душе — как некогда пробудили и сохранили в сознании наших отдаленных предков. Идею можно неверно понять и выразить неверным символом, она может возбудить в человеке не те эмоции и плохо повлиять на психику. Но образ прост: идя от образа, нельзя ошибиться в идее. В этом причина того, что, в отличие от таких культурных символов, как Дьявол, астрологические архетипы неопасны даже для интеллектуально ненатренированного разума. Правильная форма дает объективное понимание сути архетипа, отсеивая ложные субъективные и высвечивая временные повороты смысла. И это то, что гарантирует разум от заблуждений и делает нестрашным путь за пределы всех форм. Есть люди, которые боятся грозы,— и этот страх при остром восприятии явлений мира может довести их до патологии, поскольку гроза в коллективном бессознательном предстает, в частности, как символ Божьего гнева. Но если хорошо понять мифологическую мистерию вечной борьбы громовержца со Змеем — и знать, что результат небесной битвы полярных сил — плодородный дождь, поящий жаждущую землю, то даже незримый страх перед грозой будет будить позитивные чувства. К патологии он никогда не приведет: напротив, образ грозы поможет победить боязнь перед чем-то конкретным, если человек спроецирует на это явление свои ожидания и надежды и ощутит себя его участником. Символы и образы внешнего мира несомненно влияют на психику, но наша душа может воспринимать их как здоровую пищу, как яд или как лекарство. Заменяя частные культурные или узкие временные идеи архетипа на более глобальные, астрология устраняет причину негативного отношения к событиям.
Для нас сейчас наша психическая реальность — это почти потусторонний мир, для древних людей, близких к естественности природы,— часть их повседневной жизни. Первобытного человека и поэта объединяет ощущение реальности идеи, которое и является выражением творческого начала в человеке. Оно побуждает нас создавать образы и сопутствует медитациям, если не сказать — является их целью. Современный поэт обнаруживает реальность своей субъективной, сознательной идеи, и в этом суть искусства. Первобытный художник ещё не имеет субъективности, его "я" заменяет для него окружающий материальный мир — и в этом его восприятие ближе современному научному, которое стремится обнаружить реальность идеи в объективном её ракурсе. Мифопоэтическое восприятие приближает нас к архетипу. Мифолог Тэйлор так говорит об этом: "Поэт созерцает тот же естественный мир, что и человек науки, но своей отличной манерой стремится облегчить всякую затруднительную мысль. Он придает ей видимый и осязаемый образ, соотнося с ней мировое бытие и движение к сфере такой же личной жизнью, которую ощущают в себе его слушатели. Он дает, т.о. широкое применение правилу, что "человек есть мера всех вещей". Стоит только отыскать ключ к этому мифическому наречию, и его сложные и изменчивые термины станут прозрачными, и тогда будет видно, как легенда, рассказывая о войне, любви, преступлении, случае и судьбе, сообщает всё ту же вечную историю обычной жизни мира. "[45] Но олицетворение природы в мифах — нечто более глубокое, нежели поэтическая метафора. Это восприятие всего мира по аналогии с человеком позволяет человеку воспринимать мир как самого себя: отождествиться с ним, не теряя себя. Внешне мифы построены по принципу метафоры, однако их основа — не внешнее и случайное сопоставление явлений мира, а внутреннее проживание их сути так, как эта суть закономерно предстает для человека — в культурном и духовном мире людей. Историк И.М.Дьяконов, описывая способ познания мира в мезолите и неолите, так говорит об этом: "Основным способом обобщения оставалось эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. выделения обобщающего признака путем условного отождествления двух или более явлений, для которых данный признак оказывается общим (солнце — птица, поскольку оно и птица парят над нами; земля — мать). Так возникали мифы, ставшие не столько даже метафорическим истолкованием явлений, сколько эмоциональным переживанием их." Миф выявляет важность чувственной стороны восприятия — как и ушедшая история, которую трудно постигнуть в изначальном виде, поскольку отношение к ней меняется в зависимости от времени. Эмоция дает нам возможность сделать это: "Конечно, наши впечатления от памятников древнего искусства (а тем более размышления о них) подчас произвольны и субъективны. Мы невольно исходим в наших рассуждениях из ошибочных позиций — позиций н а ш е г о мировосприятия. Но в наше время слишком велика и резка грань между рассудочным, научным познанием объекта и художественным, эмоциональным постижением своего отношения к нему, и мы слишком часто невольно расчленяем то, что тогда было нерасчленимо. И все же, как бы мы тогда не ошибались, особенность искусства вообще, его "заразительность" такова, что чувство, зафиксированное в слове ли, в зрительном ли образе, способно уже заразить эмоцией и нас. С её помощью мы иногда можем проникнуть в чуждый нам мир восприятий. Именно поэтому те памятники древней культуры, которые мы воспринимаем эстетически и эмоционально, духовны и эмоциональны в высшей степени, ибо они запечатлели, как бы законсервировали для нас эмоциональность давно ушедших людей."[46] Астрология ищет синтез искусства и науки, находя объективное в самом субъекте и его творчестве и рассматривая психическую реальность в более широком аспекте, чем психология. С точки зрения архетипов, из которых состоит душа и до которых возвышает нас миф, становится видна узость тех рамок, в которые порой стремятся загнать душу закономерности, выявляемые психологами. Неслучайно мифолог Тэйлор, рассматривая мир с позиции мышления древних, одушевляющего все его проявления, и вовсе подвергает сомнению чистую психологию как науку, утерявшую свой собственный предмет! "Душа отделилась от области биологии и психологии, которые изучают в последнее время явления жизни и мысли, чувства и ума, побуждений и воли на почве чистого опыта. Теперь возник интеллектуальный продукт, самое существование которого имеет уже глубокое значение,— "психология", не имеющая никакого отношения к "душе". В современном мышлении душе отводится место лишь в метафизике и религии, и даже здесь её специальное назначение — служить интеллектуальной основой учению о будущей жизни."[47] Астрология архетипов перестраивает психологию, устремляя добраться до глубочайших, общечеловеческих причин даже самого бытового поведения людей. Она побуждает увидеть в любом человеке не дефекты, которые нужно исправить, а достоинства, которые нужно проявить. Таким образом, она нацеливает на устранение не внешних симптомов, а причины болезни, если говорить о патологии. Она дает понимание, что закономерности личного, как и социального поведения не описываются схемой: стимул-реакция, где мы произвольно можем убрать стимул, и ослабить реакцию. Есть неуничтожимые внутренние стимулы, и на самом деле поведение строится именно на них. А сама реакция имеет смысл индивидуального существования и развития (как показал Юнг в понятии индивидуации). Психология часто занимается ослаблением реакции без понимания её истинной причины — архетипической сути происходящего, а такая помощь лишь тормозит развитие личности и в конечном итоге может вести только к её деградации. Современное мышление подвержено тенденции превратить и те архетипы, которые выявлял Юнг, в психологический продукт, который может механически применяться к людям как некая медицинская процедура. Чтобы этого избежать, нужно возвращаться к возвышенному понятию архетипа как пра-образа и изначальной красоте форм души. Человек должен понять и даже полюбить свою душу — в этом корень его здоровья, как и здоровья общества, где мы живем. Известный астролог Дейн Радьер, развивая концепцию Юнга, стремится вывести понятие архетипа за узко-психологические рамки, возвращая ему древний образ активного первоначала, имеющего причину своей деятельности в себе самом. Он пишет: "По Пифагору, Платону и философам, мистикам и космогонистам древних эр, архетипы принадлежат к сфере высшей, служа человеческому мышлению. Архетипы обычно считались результатом творческой деятельности божественного ума... изначальным семенем множества форм и способов существования... Архетип является сгустком творческой энергии, особенной моделью организации, по которой материальные сущности представляют собой части всеохватывающего целого."[48] С этой возвышенной позиции и следует рассматривать образы богов как архетипы Зодиака.
Иногда предпринимаются попытки ввести астрологию в рамки формальной науки, назвав космобиоритмологией и полагая, что она изучает ритмы или физическое влияние планет на человека. Но это лишь часть истины. Отказавшись от своего мифологического языка, астрология утратила бы саму свою суть: целостный взгляд на человека и саму Вселенную. Этого взгляда не хватает современной цивилизации, что и вызывает интерес к древнему знанию. Так химия, родившаяся из алхимии, отвергла духовное знание о человеке. И вот сегодня научная медицина рассматривает людей как биороботов, которыми правят процессы преобразования веществ и микроорганизмы. С точки зрения рациональной науки достаточно статистически доказать действенность астрологии, и человек предстанет машиной, работающей по законам небесной механики. Его социальным поведением и политическими интересами будет легче управлять. Но цель астрологии не в этом, и чтобы подобного не случилось, мы должны вернуться к корням древнейшей науки. Символический язык астрологии помогает правильно понять те законы, которые она стремится до нас донести. Он учит относится к природным силам не с позиции раба и не с позиции господина, что одинаково неверно, а так, как некогда люди относились к богам: с человеческим уважением и стремлением изменить свою судьбу к лучшему. Быть творцом своего мира во все времена позволяла человеку духовная энергия, сублимированная в коллективных образах и символах культуры. Теряя понимание архетипических корней идеи, мы делаем её мертвой идеологией, забывая о самой возможности свободного, духовного творчества. Юнг указывал на эти опасности, которые таит в себе современное формальное, абстрактное и научное мышление: "Сегодня мы говорим о "материи", описывая её физические свойства... Но слово "материя" остается сухим, внечеловеческим, чисто интеллектуальным понятием без какого-либо психического содержания. Насколько отличается прежний образ материи — Великой Матери, который мог вместить в себя и выразить глубокий эмоциональный смысл Матери-Земли. То же самое и с "духом", который теперь сливается с интеллектом и перестает быть Отцом всего. Он генерировал до ограниченных эго-намерений человека, а колоссальная эмоциональная энергия, выраженная в образе "нашего Отца", ушла в песок интеллектуальной пустыни. Оба архетипа лежат в основе отличающихся друг от друга систем Востока и Запада. Но массы и их лидеры не осознают, что нет существенной разницы между именованием мира по мужскому принципу Отца (дух), что делает Запад, и женскому принципу Матери (материя), как это осуществляется в коммунистическом обществе. В сущности, мы мало знаем и о том, и о другом. В былые времена эти принципы почитались во всех ритуалах, демонстрировавших их психическую значимость для человека. Теперь же они стали просто-напросто абстрактными понятиями. С ростом научного взгляда наш мир всё более дегуманизируется. Человек чувствует себя изолированным в Космосе, потому что теперь он утратил свою "бессознательную идентичность" с природными явлениями. Они потеряли свой символический смысл. Теперь уже гром — не голос рассерженного Бога, а молния — не его карающая стрела. В реке не живет дух, в дереве не пребывает жизненная суть человека, змея не воплощает мудрость, а горная пещера больше не жилище великого демона. Уже не слышит человек голоса камней и не беседует с ними, веря, что они слышат. Его контакт с природой исчез, а с ним ушла и глубокая эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь. "[49] Лишаясь живой энергии природных стихий, человек утрачивает данную ему прерогативу жизненного творчества. На это указывает и Мирча Элиаде, говоря о том, что для современных людей история предстает предначертанной колеей, в которой мы бессильны что-либо изменить. А архаический человек, ощущая свою неразрывную связь с Космосом, видел себя причастным творению Вселенной. Каждый год он вместе с возрождающейся природой заново воссоздавал жизнь. И помогая ей, и следуя заветам предков, обустраивал своё существование так, как он того хотел — и как хотела природа, с которой он был в гармонии. Недаром в литературе древние времена остались как образ Золотого века: шумерский, греческий, индийский — или библейский рай, где Адам дает имена природным явлениям и не чувствует принуждения с их стороны. Архетипическое восприятие мира делает человека Творцом. Формальная логика отводит ему роль винтика в непостижимом механизме. И к цитате Юнга нечего добавить — кроме того, что если мы хотим вернуться к истокам творческой энергии сегодня, как цивилизованные люди, критически относящиеся к магии, нам придется понять и оценить роль чувственного восприятия мира. Ныне эмоция идеи чаще всего застывает в фанатичной форме идеологии (неважно, научной или религиозной), не подпуская к себе более тонких чувств, которые служат основой творческого подхода к общепринятым догмам. К естественным формам чувственного восприятия ближе всего нас подводят мифы. Ту же роль отчасти играют и архетипические образы, присутствующие в нашей повседневной жизни (например, образ героя кинофильма, имеющего яркую типическую черту и связь с общечеловеческими проблемами. При этом можно видеть, что создание принципиально новых форм, получающих отклик в душе,— дело крайне сложное, если ли не невозможное. И современные сюжеты произведений кино и литературы, в центре которых стоит супергерой, недалеко ушли от первого записанного памятника — эпоса о Гильгамеше. Более того, обычно они отражают лишь его борьбу с чудовищами и своим двойником Энкиду и не способны возвыситься до таких архетипических проблем, как, скажем, победы над смертью. Лишь такое произведение, как "Фауст", дает этому древнем мифу более современный облик — но, как и Гильгамеш, строящий городскую стену, Фауст видит свое бессмертие в творении своих рук: и принципиально нового решения проблемы современность не предоставляет). Наше время создало один великий миф — миф о построении справедливого общества: коммунизма. Но и он основан на древней архетипической идее равного отношения ко всем и святости договора между людьми: идее, которая непосредственно связана с эмоцией и сотни тысяч лет у нас в крови. Именно поэтому история периодически возвращается к ней: в митраизме, предшествующем христианству, в проповедях Христа, идеях Платона и средневековых социалистов-утопистов. Когда-нибудь мир вернется к ней снова — и чтобы она вновь реализовалась, будет создан новый миф. Обычно же идеи людей не возвышаются до мифов, и именно из-за нехватки эмоционального погружения в проблемы. Особенность работы нашей психики такова, что разум нормального человека всегда способен обработать уже воспринятое чувствами. Более того, он нередко даже обязан это сделать (чтобы эмоция не представила аффекта). Если же отсутствует эмоциональная включенность, то и информация не представляет ценности для человека и проходит мимо души, не побуждая его прийти к новым выводам.
Н.Бердяев говорит о том, что лишь через миф постигается история, как смыкание временного и вечного: " История не есть объективная эмпирическая данность, история есть миф. Миф же есть не вымысел, а реальность, но реальность иного порядка, чем реальность в так называемой объективной эмпирической данности... Каждая великая историческая эпоха, даже и в новой истории человечества, насыщена мифами... Мы не можем понять исключительно объектной истории. Нам нужна внутренняя, глубинная, таинственная связь с историческим объектом. "[50] Эту связь дают архетипы, и астрология распространяет действие универсальных архетипических моделей не только на характер людей, но и на проявление национального духа. Астролог Д.Радьер так говорит об архетипической роли мифов: "Великие мифы культурного целого представляют его коллективное эго, его способ интерпретации истин и чувство своей особенной природы и функции во Вселенной... Культура, более не поддерживаемая верой в свои мифы, психически устаревает. Когда побеждённые народы теряли свои мифы, они также отдавали свою психическую потенцию." [51] Общечеловеческие мифологические архетипы, которые являются основой любой идеи, позволяют выйти к особенностям каждой отдельной культуры и понять, каковы ее место и роль в эволюционном процессе человечества. И это особенно актуально в настоящее время, когда уже разрушены старые мифы нашей культуры и еще не созданы новые. Древние мифы причастны вечности, и оттого они не канули в прошлое. Сейчас — в Атлантиде ли, на Тибете ли — мы ищем колыбель цивилизации, дабы убедиться в том, что существует исконное единство человечества, являющееся залогом его связи с небесной родиной. Но оно дано нам в нашем сознании, в нашей повседневной астрологической причастности к космосу, и его проявляет универсализм мифа. И в жизни нам раскрывают архетипические качества реальные люди — в данности их психотипа и ныне живут боги древности.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие (Ф.Величко)...............................
ИСТОКИ МИФОЛОГИИ Зачем нужна мифология сегодня?....................... Как возникает система мифологических образов?........... Понятие архетипа..................................... Метод аналогий...................................... История человечества как зодиакальный круг (археологические корни архетипов)......................... АРХЕТИП РЫБ. (Нептун — планета подсознания.) Праобраз изначальных вод............................. АРХЕТИП ВОДОЛЕЯ. (Уран — планета мысли.) Праобраз творящего Неба.............................. АРХЕТИП КОЗЕРОГА. (Сатурн — планета памяти.) Праобраз первопредка, бога своей земли и судьбы... АРХЕТИП СТРЕЛЬЦА. (Юпитер — планета общества.) Праобраз бога-царя — громовержца................. АРХЕТИП СКОРПИОНА. (Плутон — потенциал к трансформации.)Праобраз бога смерти и подземного мира. АРХЕТИП ВЕСОВ. (Вулкан/Хирон — планета гармонии отношений.) Праобраз законодателя и творца культуры. АРХЕТИП ДЕВЫ. (Церера/Прозерпина — планета деятельности.) Праобраз кормилицы-Земли и смены времен года АРХЕТИП ЛЬВА. (Солнце — планета жизненного совершенства.) Праобраз героя, утверждающего свою независимость АРХЕТИП РАКА. (Луна — планета души.) Праобраз бессмертия и вечного материнства................ АРХЕТИП БЛИ.ЗНЕЦОВ (Меркурий — планета интеллекта.) Праобраз вестника богов — обманщика языка... АРХЕТИП ТЕЛЬЦА. (Венера — планета чувств.) Праобраз богини любви и красоты........................ АРХЕТИП ОВНА. (Марс — планета воли.) Праобраз идеального вождя............................ Архетипический подход в мифологии и психологии............
ПУЧИНА ХАОСА (мировые архетипы планеты Нептун) Море-мать............................................ Рождение жизни из Хаоса................................ Тайна разума......................................... Пассивная связь с истоком. Образ младшего брата............. Плодородие и разгул, безобразность пучины.................. Вечность как смерть. Мятежность моря..................... Море и музыка........................................ Сводная таблица мифологических персонажей архетипа....... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты. Мифология характера Рыб. Астрологические взаимодействия.
СВЕТ НЕБЕС (мировые архетипы планеты Уран) Небосвод — хранитель Вселенной.......................... Сотворение мира: отделение Неба от Земли................ Безграничное творчество Духа........................... По ту сторону добра и зла............................... Универсальность и всеведение Небес. Далекий праотец и его наследники Сводная таблица мифологических персонажей архетипа...... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты. Мифология характера Водолея. Астрологические взаимодействия.
ЗАКОН СУДЬБЫ (мировые архетипы планеты Сатурн) Земля — основа мироздания............................. Сотворение людей..................................... Предки, хранители судьбы и рода........................ Закон времени и зло смерти............................. Земледелие и жертвоприношение......................... Огонь очага........................................... Сводная таблица мифологических персонажей архетипа..... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты Мифология характера Козерога Астрологические взаимодействия.
БОГ И ЦАРЬ (мировые архетипы планеты Юпитер) Плодородный дождь, проводник воли Небес.............. Громовержец, царь богов.............................. Организация пространства — четыре стихии............. Небесная битва грозы................................ Развитие морали и религии............................. Звездный охотник.................................... Женские образы архетипа Стрельца..................... Сводная таблица мифологических персонажей архетипа.... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты. Мифология характера Стрельца. Астрологические взаимодействия.
ВЛАСТЬ НЕДР (мировые архетипы планеты Плутон) Антибог. Мировой змей................................. Извечная борьба добра со злом........................... Богатство недр........................................ Подземные пастухи..................................... Страна без возврата.................................... Суд смерти........................................... Потенциал к возрождению.............................. Бесплотные духи тьмы.................................. Сводная таблица мифологических персонажей архетипа..... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты. Мифология характера Скорпиона. Астрологические взаимодействия.
КУЗНЕЦ МИРА (мировые архетипы Вулкана и Хирона) Законодатель и творец культуры.......................... Культурное строительство и брак......................... Божественный кузнец................................... Горнило цивилизации................................... Животные-помощники.................................. Сводная таблица мифологических персонажей архетипа...... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты. Мифология характера Весов. Астрологические взаимодействия.
ЗЕМНОЙ ПОРЯДОК (мировые архетипы Цереры/Прозерпины) Пояс астероидов....................................... Возделанная земля — Мать-кормилица...................... Чистота и безупречность земных процессов.................. Чередование времен. Умирание и возрождение природы....... Работа как мистерия. Смена труда и отдыха................. Сводная таблица мифологических персонажей архетипа...... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты. Мифология характера Девы. Астрологические взаимодействия.
ДАР ЖИЗНИ (мировые архетипы Солнца) Солнце — центр Вселенной............................... Сияние цивилизации.................................... Солнечный круг....................................... Кони и колесница. Постоянство круговорота................ Всеохват мира......................................... Солнце как судья. Творческая энергия и доброта светила..... Герои............................................... Конфликт индивидуальности и общества.................... Предвидение будущего.................................. Сводная таблица мифологических персонажей архетипа...... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты. Мифология характера Льва. Астрологические взаимодействия.
ЛИК БЕССМЕРТИЯ (мировые архетипы Луны) Свет в ночи........................................... Солнце и Луна — брат и сестра. Внешний мир и мир души..... Течение времени и загадка вечности........................ Материнство — передача существований................... Река жизни. Напиток бессмертия.......................... Преемственность и охрана традиций........................ Сводная таблица мифологических персонажей архетипа....... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты. Мифология характера Рака. Астрологические взаимодействия. Лунные узлы. Солнечные и лунные затмения................
ЛЮДИ КАК БОГИ (мировые архетипы планеты Меркурий) Боги интеллекта....................................... Подобие человека и мира................................ Двойственность единого. Сотворение мира близнецами....... Инцест брата и сестры. Нарушение запретов............... Сила двоих........................................... Бог-обманщик........................................ Выгода ума............................................ Язык — вестник богов.................................. Разум — проводник души................................ Сводная таблица мифологических персонажей архетипа....... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты Мифология характера Близнецов. Астрологические взаимодействия.
РАСЦВЕТ ПРИРОДЫ (мировые архетипы планеты Венеры) Планета Венера — звезда любви.......................... Красота и мощь Зари. Образы быка........................ Плодородие природы. Воинствующая страсть................ Супруга царя и царица богов............................. Созидание любви. Весна................................ Сводная таблица мифологических персонажей архетипа....... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты Мифология характера Тельца. Астрологические взаимодействия.
ВОИН И ПАСТЫРЬ (мировые архетипы планеты Марс) Неистовая стихия огня.................................. Силы весеннего возрождения. Зов природы................... Остановка разрушения. Контроль военных богов над стихией.... Противоборство двух сил. Победа правды и разума............ Пастух — идеальный вождь.............................. Бог-объединитель...................................... Обновление мира. Замыкание круга и выход на новый виток спирали.... Сводная таблица мифологических персонажей архетипа....... Характерные символы. Типичные мифологические и сказочные сюжеты Мифология характера Овна. Астрологические взаимодействия.
АРХЕТИПЫ В ЭПОСЕ И ИСТОРИИ...................
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ПСИХОЛОГИИ.......... Типология браков...................................... Типология взаимодействия поколений.................... Типология социальных ролей............................ Типология жизни и смерти............................... Мистерии Зодиака....................................
АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Боги в гороскопе...................................... Венера (характер чувств)............................. Меркурий (характер мышления)....................... Луна (образ души).................................. Солнце (характер самореализации).................... Церера-Прозерпина (служение делу, порядок жизни)...... Хирон-Вулкан (культурная роль, гармония с миром)...... Плутон (потенциал личности)......................... Юпитер (социальная функция)........................ Сатурн (внутренняя опора)........................... Уран (направленность идей)........................... Нептун (духовные ценности).......................... Взаимодействие планет (аспекты).........................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Классификация астероидов, носящих мифологические имена... Стрелец (сфера авторитета). Скорпион (сфера испытаний). Весы (сфера культуры). Дева (сфера исполнения). Лев (сфера творчества). Рак (сфера сохранения). Близнецы (сфера интеллекта). Телец (сфера чувств). Овен (сфера борьбы).......... Вниманию астрономов............ Яркие мифологические образы: которыми пока не названы астероиды..................... Основная литература, использованная в работе............... ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СКАЗКА О БОГАХ славянских языческих с тайным смыслом астрологическим
Date: 2016-06-09; view: 581; Нарушение авторских прав |