Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поселений злаков злаков скота рамика делие





———————————————————————————————----------------------------

СИРИЯ и Эйнан 10 тыс.*

ПАЛЕС- Мюрайбит 9 тыс.

ТИНА Иерихон 9-8 тыс. 7 тыс. 7 тыс.

пшеница, коза, фигурки

ячмень собака

——————————————————————————————----------------------------

Север Шанидар 10 тыс. 10 тыс. фигурки

МЕСО- Джармо 7 тыс. коза, 7 тыс. 7 тыс.

ПОТАМИИ пшеница свинья посуда

5 тыс.

Тель- 6 тыс. 6 тыс. обжиг 5 тыс.

Халаф ячмень,лен (ввоз)

——————————————————————————————----------------------------

МАЛАЯ Чатал- 7-6 тыс. 7 тыс. фигурки,

АЗИЯ: Хююк 14 видов овца,бык посуда

Анатолия Хаджилар 7 тыс. 7 тыс. 6 тыс.

овца обжиг

———————————————————————————————---------------------------

БАЛКАНЫ 6 тыс. 6 тыс. 6 тыс.

———————————————————————————————---------------------------

УКРАИНА Триполье 6 тыс. 6 тыс. 4 тыс. 4 тыс.

МОЛДАВИЯ пшеница бык,

свинья

——————————————————————————————----------------------------

КАВКАЗ 7-6 тыс. 6-5 тыс. 5 тыс. посуда

———————————————————————————————---------------------------

ИНДИЯ Мергарх 6 тыс. 6 тыс. посуда

рис. коза,овца,

Харапп 3-2 тыс. слон,бык

———————————————————————————————---------------------------

СРЕДНЯЯ Джейтун 6 тыс. 6 тыс.

АЗИЯ пшеница, овца,

ячмень коза

———————————————————————————————---------------------------

КИТАЙ Яншао 6-5 тыс. 4-3 тыс. 5 тыс. 1 тыс.

просо, чумиза обжиг

———————————————————————————————---------------------------

ТАЙЛАНД 10-7 тыс.

———————————————————————————————---------------------------

Индейцы 7-6 тыс. 5 тыс. 3 тыс. 2 тыс.

ПЕРУ перец, маис, ламы

тыква фасоль

———————————————————————————————---------------------------

МЕКСИКА ольмек- 6-5 тыс. 5 тыс. 5 тыс. посуда, 2 тыс.

ская маис, тыква собака 3-2 тыс.

культура фасоль обжиг

———————————————————————————————---------------------------

СЕВЕРНАЯ (Адена) 1 тыс. 1 тыс.

АМЕРИКА Хоупвелл маис бобы, табак обжиг

———————————————————————————————---------------------------

 

Первые дошедшие до нас изображения богини, которая несомненно покровительствовала земледельцам,— это женские фигуры с раскинутыми в сторону руками и ногами: что, возможно, символизирует землю или поле. Они найдены в ближневосточных поселениях VII-VI тысячелетия до н.э.: и главным образом, Чатал-Хююке, где обнаружено 40 святилищ. Богиня земли часто изображается рождающей быка — символ плодородия, и ей сопутствует бородатый бог верхом на быке — прообраз громовержца. Священным животным богини был леопард, что делает её наследницей бога охоты и говорит о её главенствующей позиции. Таковы первые свидетельства аграрного культа.

Жители Чатал-Хююка возделывали пшеницу, ячмень, горох и другие культуры, добывали растительное масло, умели готовить вино и пиво. Они разводили овец и крупный рогатый скот, охотились на оленя, кабана и леопарда, изготовляли ткани и керамику. Дома они строили из прямоугольного кирпича столь плотно друг к другу, что поселение в целом представляло собой неприступную крепость, защищенную от бродячих племен и диких животных. В части домов располагались мастерские. Такой уровень культуры говорит о налаженном хозяйстве, вполне достигающем идеала архетипа Девы.

Роль земледелия была очень велика не только для выживания, но и для развития сознания людей. Земледельческий процесса предоставил людям ясную картину сменяющих друг друга фаз рождения, зрелости и смерти: и раннеземледельческая богиня Чатал-Хююка последовательно предстает девочкой, зрелой женщиной и старухой, которую сопровождает гриф, терзающий труп. Характерно, что несмотря на подчеркивание функции рождения, сексуальная символика у этой богини отсутствует: и это вполне соответствует задачам архетипа Девы, описывающим чистоту природного процесса и его результаты, а не средства этого. Богиню-мать иногда сопровождают молодые боги: девушка или юноша — что может нам напомнить известные позднее пары Деметры-Персефоны или Кибелы-Аттиса, в античной мифологии олицетворяющие образ матери-Земли и её детей-растений.

 

В развитой земледельческой культуре Земля предстаёт кормилицей людей и матерью растений, растущих из её лона. Этот женский и близкий людям образ окончательно вытесняет сатурнианского, скупого и жестокого бога земли, когда сельскохозяйственный труд с применением металлических орудий и плуга стал гораздо более легким и продуктивным (в египетской и ближневосточной культуре это произошло в IV-II тысячелетии до н.э.). Преображённая архетипом божественного Кузнеца, Земля действительно стала по-матерински заботиться о людях, и неслучайно атрибутом греческой "земли-матери" Де-метры был рог изобилия.


Сопутствующий ей образ растений, засыхающих осенью и вновь расцветающих весной, для земледельцев олицетворял порядок смены времен года, служивший основой всей организации их жизни. И зафиксированная история доносит до нас картину того, как осознание циклических природных процессов выливалось в праздники-мистерии — смерти и возрождения божеств растительности, в оплакивании которых принимало участие всё население, каждый год заново радуясь их воскресению.

В античном мифе бог подземного мира Плутон похищает у земли- Цереры её дочь- Прозерпину (" росток "). В скорби Земля перестает плодоносить, и по приказу царя богов владыка царства мертвых на полгода отпускает свою молодую супругу к матери: тогда земля вновь покрывается растительностью и дает людям урожай. Но каждый год смерть снова отбирает у матери-Земли её дочь-росток, и Персефона добровольно идет навстречу судьбе, чтобы не нарушать хода времен. Этот миф, для нас описывающий всего лишь природный процесс, лег в основу Элевсинских мистерий, участники которых переживали прикосновение к общекосмическому закону перемен, испытывая свою собственную смерть и перерождение вместе с природой.

Египетская богиня урожая Рененутет и ее сын Непери (" зерно ") составляли аналогичную пару, и этот образ тоже говорит о том, что без смерти не будет возрождения: чтобы зерно проросло, оно должно быть похоронено в земле — умереть. Это жертва матери-Земли и божества растительности во имя исполнения высшего закона, стоящего над богами и над людьми. И идея архетипа Девы в том, что свершая наш ежедневный труд — отдавая силы неведомому будущему, мы идем на эту жертву: в это время мы умираем для настоящего, чтобы не нарушился порядок жизни людей и ход развития. Дева в жизни — скромный знак, роль которого обычно остается недооцененной. И надо признать, что функции этого архетипа: добровольно следовать требованиям жизненного процесса и вовремя идти на необходимые перемены, чтобы не навлекать на Землю-мать глобальных катаклизмов,— в наше время плохо исполняются, во всяком случае на территории нашей страны.

Умирающие и воскресающие боги растительности — такие, как Аттис или Дионис — неслучайно стали любимыми богами древних. Мировая трагедия смерти и возрождения была залогом благополучной жизни земледельца, уверенного в стабильности чередования фаз природного процесса и потому активно участвующего в нем как сеятель и жнец. Срезая урожай, человек, как и прежде, в рамках первого архетипа стихии земли — Козерога — брал в свои руки косу убивающего жизнь Времени. Но он более не чувствовал себя виновным в смерти растительности: она всё равно погибла бы зимой, он лишь исполнял роль осени чуть раньше срока, зная, что жизнь возродится. Познание природного процесса лишило почвы сатурнианскую идею жертвоприношений: они остались чисто ритуальными, носящими характер культурного постижения законов реальности. И главный закон этого архетипа хорошо выразил египетский иероглиф созвездия Девы, где женщине с колосом в руке сопутствует бог смерти, шакал Анубис. Дева стоит, а Анубис идет, и это символизирует идею, что смерть преходяща, а жизнь вечна. Именно эту идею учились познавать участники мистерий умирания и возрождения.


Регламентация труда предполагает чередование работы и отдыха, и прежние мистерии потом стали праздниками с буйным весельем по поводу сбора урожая и наслаждением плодами труда (прежде всего хлебом и вином). Священный характер праздников и вообще выходных (вспомним наше Воскресение) мы унаследовали с тех времён, когда работа носила священный характер причастности к великому мировому процессу. Древние лучше нас понимали, что волевая деятельность людей уводит их в сторону от изначальной гармонии жизни. Мистерии и оргии несомненно включали те области мозга и души, которые в быту оказывались незадействованными. Праздник ликвидировал издержки работы.

 

Деятельность людей не должна нарушать высшей гармонии. И описывая законы природы, архетип Девы исполняет задачу согласования человеческой воли к действию с истиной естества. Отсюда вторая функция богов урожая — их связь с истиной и правосудием. Через образ последовательного, правильного чередования природных явлений люди усваивали понятие того, какой должна быть их человеческая жизнь. Неслучайно имена греческих ор — богинь времен года — значат "закон", "мир" и "справедливость". В честь последней — богини справедливости Дике или Астреи, удалившейся от неправедного мира на небеса,— названо греческое созвездие Девы. В древнем Риме верность клятве олицетворяла богиня Фидес с плодами и колосьями в руках. А греческая Персефона, исполняя закон смены сезонов, также помогала мужу вершить суд над душами в подземном мире.

Персефону называли также Кора: " девушка ",— и с праведностью умирающих и воскресающих богов, являющих собой пример самопожертвования ради исполнения долга, нередко связана их целомудренная чистота, что соответствует самому названию созвездия Девы. Так, индийская Сита (" борозда "), родившаяся из борозды вспаханного поля, попросила свою мать-землю взять ее обратно, когда ее коснулось подозрение в супружеской неверности. Архетип Девы — образ земного порядка, и в современной жизни он олицетворяет собой исполнительную власть (например, органы милиции),— которая должна быть безупречна, чтобы она могла обеспечить и поддержать чистоту жизненного процесса, частью которой является деятельность людей.

Роль архетипа Цереры — закрепить принципы экономической жизни так, чтобы они отражали естественный ход вещей: создать порядок и контролировать его. Поэтому мать-Земля оберегает поле от воров, следит за тщательностью уборки урожая и его сохранностью, ростом растений и здоровьем людей — в котором важную роль играет питание (и усвоение пищи — недаром в организме со знаком Девы связан кишечник). Отражая достигнутый уровень контроля над жизнью и сельскохозяйственным процессом, боги земледелия могут выступать целителями, а также приобретать навыки писцового искусства, помогающего вести учет зерна: как шумерская Нисаба (" зерно "), жена писца Набу. Впоследствии практический опыт, необходимый в работе, выделяется в особую сферу научного знания, и это соответствует экзальтации в Девепланеты рациональной науки — Меркурия.


Ведение хозяйства предполагает иерархию распределения обязанностей, и потому с этим архетипом соотносится утверждение экономического принципа разделения труда. На Ближнем Востоке оно существовало уже в VII тысячелетии до н.э.. В раскопанном поселении того периода Иерихоне находят мастерские: в одной из них изготовлялись орудия из кости, в другом была мясобойня, третье принадлежало резчику бус, что свидетельствует о разделении разных видов производства. Этот хозяйственный принцип Девы потом приводит к кастовому размежеванию в Индии, и рудимент его мы находим в средневековой системе цехов.

Но прежде всего в иерархической хозяйственной системе занимают свое место прирученные животные. Первое из них — собака: сначала она помогала охотникам, но потом стала сторожить стада земледельцев. Интересный образ исполняющего свой долг животного — русский крылатый пес Симаргл, охраняющий корни посевов. Любопытна также древнегреческая легенда о собаке, породившей виноградную лозу. Непосвященный не увидит в таком мифе никакой логики: кроме общего архетипа, эти два образа ничто не связывает. Но архетипическая идея проста: животные должны помогать в хозяйстве.

Таковы основные мифологические образы этого архетипа. Какая же планета управляет Девой? Этот вопрос в астрологии остаётся открытым. Для практических нужд удобнее всего сопоставлять ей астероид Цереру, который в гороскопе ярко проявляет черты этого знака. Церера — самая крупная из малых планет и может символизировать весь пояс астероидов в целом: как некое единое небесное тело, только по каким-то причинам состоящее из кусков. Подобно этому раздроблена на части наша земная реальность. Однако гипотеза, что за Плутоном есть ещё планеты, становится всё более популярной. Цикл ближайшей — 640 лет. Многие астрологи признают существование гипотетической планеты с этим циклом и называют её Прозерпиной в честь богини, добровольно нисходящей в подземный мир и так символизирующей идею служения человека людям. Этот период привлек внимание географа Э.Хантингдона: независимо от астрономов выявив цикл 640 лет, он связал его с климатическими изменениями и миграциями народов. Несомненно Прозерпина, которая следит за порядком на земле, должна отвечать за то, что творится на её поверхности. Это планета циклических природных перемен — что вполне согласуется с выводами географа.

Подобно тому, как гипотетическая планета Прозерпина — символ цикла смены климата, влияющего на экономический уклад жизни людей, малая планета Церера, цикл которого 4 года,— в астрологии показатель жизненных фаз человека. Это цикл смены деятельности и физического состояния организма (в гороскопе она нередко связана с естественной смертью). И в связи с этими планетами уместно будет более подробно поговорить о периодизации архетипов.

 

 


ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ АРХЕТИПОВ

(модель прецессии и археологические этапы)

 

Самая популярная сегодня астрологическая модель эпох связана с прецессией (смещением точки весеннего равноденствия из созвездия в созвездие). Она оперирует отрезками времени примерно в 2150: в среднем столько точка равноденствия идет по одному знаку Зодиака (от 1800 до 2500 лет в зависимости от конфигурации звезд каждого созвездия, но это положение является дискуссионным для разных астрологов). Полный прецессионный цикл составляет 25 900 лет. Эта модель оказывается рабочей, когда мы говорим об обозримой истории, располагая достаточным количеством сведений и доказательств.

Так, в 12-10-м тысячелетии до н.э. после отступления ледника стал возможным оседлый образ жизни, который заложил основы раннего земледелия: мы рассматривали этот этап как кульминацию развития архетипа Козерога — но по модели прецессии правомерно соотнести его с эрой ДЕВЫ. Дева — второй знак земледелия, перенимающий эстафету Козерога. Начало эры Девы связано с миграциями людей в результате изменения климата ("потопа": 13-15 тыс. до н.э.), что подтверждает свойство природных перемен, описываемое этим знаком. Около 10 тыс.лет до н.э. человек приручил собаку: в ностратическом языке мезолита нет корня для обозначения собаки, это слово появляется только в раннеземледельческой культуре. С этого времени начинается процесс появления домашних животных, которых астрология соотносит со знаком Девы.

За эрой Девы следует эра ЛЬВА (10-8 тыс.до н.э), рисующая в нашем сознании картину первых цивилизованных поселений с каменными домами и оборонительными стенами, защищающими население от превратностей погоды, хищников и врагов. Их жители используют серпы для жатвы дикорастущих злаков и сами начинают возделывать пшеницу, красят стены домов, лепят из глины фигурки богов и животных и достигают высшего совершенства в охоте при помощи лука и стрел (недаром лев — царь зверей!). Этим периодом датируются первые ближневосточные культуры, иногда уже называемые цивилизациями[30]: мы ещё не можем воочию увидеть их, восстанавливая их историю лишь благодаря археологии — освещая тьму веков солнечным светом нашего разума.

Образы подземных миров, которыми правят боги скота, по модели прецессии будут связаны с эрой РАКА (7-6 тыс.лет до н.э.) — знака, обращенного к миру души. В это время уже существуют храмы-святилища, и в росписях на их стенах рядом с богами-людьми находят рисунки зверей. Скотоводство вытесняет охоту, и роль бога-мужчины отходит на второй план, уступая место богине, покровительствующей процессу рождения. Люди хоронят мертвецов в скрюченной позе новорожденного ребенка, в желании помочь процессу перерождения,— а потом, с развитием погребальных обрядов, начинают хоронить в вытянутой позе, отличающей человека от животных. В 6-м тысячелетии до н.э. люди создают лодку, которая в мифах ассоциируется с Луной, правящей Раком, и с погребальными обрядами, возвращающими умерших в лоно великой матери вод. Тогда же появляется деревянная и глиняная посуда и плетеные корзины, совершенствуя процесс приготовления пищи, связанный в астрологии с женскими функциями Луны. И возникает ткачество (здесь можно привести образ индейской Луны-ткачихи Ишь-Чель). Одежда из ткани — наш современный панцирь Рака, хранящий тело и душу.

Эра БЛИЗНЕЦОВ (6-4 тыс.до н.э.) доносит до нас свидетельства интенсивных торговых связей между разными культурами. Обмен необходимыми для производства природными материалами и достижениями (обжиг керамики, обработка меди) убыстряет прогресс: он ведет к возникновению городов-государств. Эра Близнецов — период изобретения иероглифов в Египте, шумерской клинописи и первой письменной фиксации древних мифов и преданий, за которую отвечает управитель Близнецов Меркурий. Начиная с этого момента история эр подтверждает свои астрологические названия не только идеями, но и конкретными образами: и в самом раннем дошедшем до нас литературном произведении — эпосе о Гильгамеше, мы встречаем образ его двойника-близнеца Энкиду.

Эпоху письма сменяет медный или бронзовый век (4-2 тыс.до н.э.): им правит Венера, которую средневековье, сопоставлявшее планетам металлы, связывало с медью. Тогда появляется плуг, и в сельском хозяйстве всё более активно используют быка, становящегося объектом повсеместного поклонения. Это эра миролюбивого созидателя ТЕЛЬЦА и первых обширных государств-цивилизаций: Шумера и Египта, которая сохранила для нас чудо египетских пирамид и древних произведений искусства, создала поливное земледелие и современный календарь, разработав основы законодательства и первой земледельческой науки — астрологии.

Круг замыкает эра ОВНА (со 2 тыс. до н.э. по начало н.э.) — это железный век, характерный изготовлением оружия и подвигами героев. Эра Овна — это история непрерывных войн (о которой дает яркое представление эпос Библии). Народы сталкиваются между собой, как бараны в период весенних игрищ. И правит этой эпохой воинственная планета Марс, имеющая красный цвет из-за окислов железа. В эру Овна утверждается сила личности и её права. Её доказывают императоры, претендующие на абсолютную власть, и народы, восстающие против своих угнетателей. Самосознание человека подтверждают монотеизм и атеизм: опора на своё "я" радикально меняет взгляд людей на мир, и возникают новые религии и науки.

Эра Овна, ставящая акцент на абсолютной власти человека, сохранила для нас имена великих людей (Лао-Цзы, Заратустры, Будды, Христа), давших религиозные законы следующей эре РЫБ, которую мы отсчитываем от рождества Христова. Образ рыбы становится символом первых христиан. В эру Рыб морской бог Нептун возвращает человечество от ясного света разума к глубинам океана подсознания и побуждает осмыслить исток, откуда всё произошло. Прогресс отходит на второй план — но в смешении разных уровней развития и разных культур формируется единство человеческой цивилизации: которое существовало изначально и всегда — но теперь это стало заметно. Путешествиями и завоеваниями, объединяющими цивилизацию, правит управитель Рыб по изначально-вавилонской и дошедшей до нас средневековой системе септенера (семи планет) — Юпитер.

Сейчас наступает эпоха ВОДОЛЕЯ, и многие ждут перемен. Бог небесного света Уран уже способствовал открытию электричества, научно-технической революции и появлению эволюционных идей. И в эру Водолея стремление человека к ясному Небу стало настолько сильным, что, не испугавшись власти Громовержца, самолеты прорвали границу его грозовых туч. А потом в Космос полетели ракеты: словно древний демиург Вселенной вновь позвал людей расширить свои просторы. Мы жаждем каких-то радикальных изменений в самой природе человека — подобных тем, которые согнали с деревьев обезьян и сделали их людьми. Современное увлечение экстрасенсорикой — преддверие этого. Некогда люди оторвались от земли, встав на две ноги,— быть может, сейчас они должны взлететь, и не только благодаря машине?

Согласно модели прецессии, через две тысячи лет придет эра КОЗЕРОГА, которая создаст небывалые материальные достижения, осознает роль Земли в мироздании Космоса и телесно закрепит открытые Водолеем эволюционные способности человека. А эра СТРЕЛЬЦА (4000-6000 годы), быть может, по-новому организует для людей их реальность: изменит их общественный разум и сформирует сквозную систему духовных потоков из прошлого в будущее. Затем эра СКОРПИОНА (6000-8000 годы) создаст иные резервы выживания и способности побеждать смерть. И, наконец, эра ВЕСОВ (с 8000 по 10000 год) установит новые формы культурного взаимодействия внутри Вселенской цивилизации. Этого потребует освоение открытых к тому время новых пространств — а может, и времен (ведь недаром Весы — знак экзальтации Сатурна).

Но для того, чтобы описать будущее даже циклически, мы вынуждены обращаться к знанию, которое прямо не вытекает из самой модели прецессии, а основано на понимании астрологических архетипов. Мы сделали попытку дать более простую и привычную для современного разума линейную модель развития и предлагаем использовать модель прецессии тем астрологам, кому пока тяжело выйти за рамки четких интеллектуальных схем и погрузиться в расплывчатые сферы архетипа. По ходу изложения мы будем обращаться к прецессионному циклу. Но надо помнить, что он всегда будет лишь одной из возможных моделей развития. И хотя 26 000-летний цикл называют "платоновским годом", но эту модель астрологи активно используют один только последний век! Её распространением мы обязаны теософской школе.

А, например, у древних вавилонян священным считался период сароса — 3 600 тыс.лет, и он тоже имеет астрономическую основу. 3600 = 60х60, а 60-летний период — это цикл совпадения обращения Юпитера и Сатурна: двух наиболее медленных видимых планет. Их наблюдаемое соединение в небе иногда считается вифлеемской звездой, предшествовавшей рождению Христа. Это также самый значимый цикл китайского гороскопа. И для описания развития общества (Юпитер) этот цикл несомненно значим. Индусы же предпочитают оперировать циклом в 5000 лет (столько длится современная темная эпоха — Кали-Юга). Быть может, эти или другие циклы заинтересуют кого-то из астрологов.

Для тех, кому интересна модель прецессии, мы приводим схему проекции прецессионного цикла на более ранние стадии развития. Правда, отрезок 2000 лет для антропогенеза ничтожен: и отступление в ту или иную сторону даже на 26 тыс.лет иногда не считается существенным. Но некоторые археологические данные можно попробовать свести к этой схеме, хотя их окажется немного из-за слишком мелкого для археологии масштаба. Поскольку колебания некоторых этапов в эволюции человека составляют сотни тысяч лет, привязывание их к конкретному знаку прецессии практически невозможно. Тем не менее, если откладывать кратное 25900 циклу число в глубь истории, получатся такие календарные привязки, связанные с архетипами знаков:

Рыбы: Находимые около 50-52 тыс.до н.э. первые следы заботы об убитом звере связывают нас с идеей неразрывной связи рождения и смерти, возвращая к истоку Рыб. Наскальная живопись того же периода подтверждает экзальтацию Венеры в Рыбах.

Водолей: Форсированное развитие на основе мясоедения и изменения инстинктов можно определить как экзальтацию Урана в Скорпионе. Но датировка начала ускорения эволюции 252-250 тыс.лет до н.э. дает нам возможность связать этот период и с самим Водолеем.

Козерог: Около 250 тыс.лет до н.э. происходит революция в обработке камня — создание настоящих инструментов, показывающее нам, что навыки предков действительно усвоены и закреплены. Этому сопутствует уменьшение миграций — а значит, усиливается память о своей земле и себе, что приводит к началу символического самобозначения (которое подробнее будет рассмотрено в архетипе Льва). В то же время находят первые знаки-засечки, возможно, обозначающие время или число. С этого периода начинает развиваться счет: люди уже умеют считать до трех и вскоре преодолевают этот барьер (поставленный их мышлению ограничениями трехмерного пространства нашей Вселенной).

Стрелец. Этому знаку, с которым мы соотносим основы религии, соответствует период 150 тыс.лет до н.э.: он доносит до нас первые признаки почитания медведя, как и образ созвездия Большой и Малой медведиц, которые иногда тоже связываются с этим временем. Почитание зверей — тотемизм — можно назвать первой на земле устойчивой религиозной традицией.

Скорпион. Со знаком Скорпиона по модели прецессии соотносится период около 200 тыс.лет до н.э., который можно охарактеризовать как начальный этап раздоров между общинами и внутри племён, проявляющий борьбу природных инстинктов с общественными. Вследствие этого появляется каннибализм, но также происходит изменение биологического цикла у женщин (исчезновение эструса), открывающее новые возможности рождения.

Весы. Этому знаку культурных очагов соответствуют первые искусственные постройки для жилья: тогда их можно датировать 190 (а не 200) тыс.лет до н.э. В другом периоде, кратном циклу прецессии: около 40 тыс.лет до н.э.— развитие культуры приводит к появлению более утонченного человека современного типа, которого мы считаем физически совершенным, пользуясь эстетическим критерием Весов. А еще позже — в 14 тыс.лет до н.э. в рамках эры Весов происходит освоение всего пространства земли: это закладывает основы формирования и взаимодействия разных культур под воздействием местности и рельефа,— сохраняя и в строении человеческого тела особенности территории проживания людей (что соответствует экзальтации в Весах Сатурна).

Дева. С трудовым знаком Девы следует соотнести период 40-38 тыс.лет до н.э., когда создание костяного резца совершает революцию в иструментарии, развивая руку человека и усиливая ментальное направление его разума. А в 12 тыс.лет, как мы уже упоминали, происходят массовые миграции людей, связанные с изменением природных условий.

Лев: Возможно, это один из пиков гуманности людей и заботы о ближнем, к которому привела широта возможностей жизни, сделав человека царем зверей: примерно 62-60 тыс.лет назад жили те кормимые обществом калеки, о которых рассказывают дошедшие до нас захоронения.

Рак: 60 тыс.лет назад возникает почитание мертвых соплеменников и появляются погребальные ритуалы: о них говорят цветы, найденные в могиле. Это обозначает развитие понятия души, которую олицетворяет знак Рака.

Близнецы: 58 тыс.лет до н.э.— этим временем можно датировать смысловые (пранаучные) значения первых знаков, изображенных красками: круга и креста, что соответствует Близнецам как знаку интеллектуальных схем.

Телец: 30 тыс.лет до н.э.— время появления первых статуэток, изображавших богиню-женщину — пещерную Венеру. Это говорит о появлении человеческих чувств и развитии искусства, соотносимых со знаком Тельца.

Овен: Единственная и очень условная дата, которую здесь удается найти — 700 тыс.лет до н.э. — так датируется овладение огнем, что будет соответствовать по модели прецессии — самому огненному знаку Зодиака — Овну.

 

Почему же мы не можем рассмотреть всю историю через прецессионную модель? Мешает не только несовпадение конкретных исторических этапов развития у разных народов или отсутствие фактического материала, побуждающее нас от истории обращаться к археологии. Как мы уже говорили, само развитие архетипов в принципе не может быть описано одной схемой дат, поскольку к одному и тому же понятию происходит многократный циклический возврат. Понятие архетипа вбирает в себя все новые образы, и это происходит не по законам какого-либо одного цикла (будь то цикл прецессии или другой). На часах истории — не одна, а множество стрелок, и все они движутся с разной скоростью.

За то время, пока планета природной эволюции Уран (имеющая цикл обращения 84 года) совершает один оборот, Марс (с циклом 2 года) успевает дать человеческой воле 42 новых импульса. В один цикл Плутона умещается 251 цикл Солнца и более тысячи обращений Меркурия. А значит, человечество успевает тысячекратно осмыслить свою реальность за то время, пока длится один виток массовой истории. И естественно измерять развитие архетипов, соответствующих дальним планетам, другими мерками, нежели образов более близких нам планет.

Сравнительно короткий цикл прецессии хорошо работает с быстрыми планетами, но мало что может рассказать о медленных. Он описывает ту грань Зодиака, которая соответствует светлому времени года (от Овна до Девы) и развитие архетипов планет, чей период не превышает, по всей видимости, 2 (Марс) или 4 года (пояс астероидов). Но очень возможно, что даже по модели прецесии воинственной эре Овна требуется для развития своего архетипа в три раза больше времени, чем миролюбивой эре Тельца (периоды Венеры и Марса соотносятся как 3 к 1). Иначе почему бы войнам не прекратится две тысячи лет назад?

 

Если мы посмотрим на мифологические образы круга Зодиака, мы увидим, что самые древние архетипы (Рыбы, Водолей, Козерог и Стрелец) описывают сотворение мира: возникновения той Вселенной, в которой живет человек — и, конечно, его самого. Этот процесс длился миллионы лет: неслучайно древнейшие архетипы формируют циклы медленных планет. Он завершается созданием человеческого общества как особой, вне-природной реальности людей. Наиболее бесспорную датировку этого процесса дает археология:

 

 







Date: 2016-06-09; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию