Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Археологические этапы развития архетипов 1 page





————————————————+——————————————————————————————+——————————————

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, |КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ АРХЕТИПА

закладывающие основы архетипов | (начало формирования

(этапы эволюции человека) | мифологического образа и культа)

==============================================================

|

10-4 млн. лет до н.э.— | 30-15 тыс. лет до н.э.—

эпоха РЫБ: | появление человека нашего

человекообразные на деревьях. | типа; природные катаклизмы,

| пробуждающие сознание:

| культ Великой матери,

| боги водного Хаоса.

————————————————|——————————————————————————————+——————————————

|

3,5-2,5 млн. лет до н.э.— | 15-12 тыс. лет до н.э.—

эпоха ВОДОЛЕЯ: выход из леса, | миграции, освоение новых

расселение пралюдей по | земель: образ бога ясного

открытым пространствам. | Неба, культ творца Вселенной.

————————————————|——————————————-————————————————+——————————————

|

2,5-1 млн. лет до н.э.— | 12 тыс. лет до н.э.— раннее

эпоха КОЗЕРОГА: прямохождение, |земледелие: обретение родины,

первые орудия — человек умелый | родоплеменная организация:

| культ предков, образ

| бога своей земли и судьбы

————————————————|——————————————-————————————————+——————————————

|

с 1 млн. лет до н.э. и до наших | 10 тыс. лет до н.э.—

дней — эпоха СТРЕЛЬЦА | развитие земледелия и охоты,

совместная охота, община, основы| социальная организация:

религии — человек разумный, | образ царя богов — стрелка-

живущий в обществе. | громовержца, культ жреца

————————————————+——————————————————————————————+——————————————

 

Согласно разным археологическим гипотезам мы можем менять или уточнять эту датировку, но суть процессов останется та же.

Следующие четыре архетипа (Скорпион, Весы, Дева и Лев) описывают те процессы, которые движут уже не биологическим, а социальным прогрессом. Он продолжается сотни тысяч лет и ведёт к созданию цивилизации и физической красоты людей. Его — очень грубая!— датировка:

 

————————————————+——————————————-————————————————+——————————————

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, |КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ АРХЕТИПА

закладывающие основы архетипов | (начало формирования

(этапы эволюции человека) | мифологического образа и культа)

==============================================================

|

с 1 млн. лет до н.э.— эпоха СКО- | 9-7 тыс. лет до н.э.—

РПИОНА: мясоедение, биологичес- | скотоводство, столкновение

кая трансформация (исчезновение | земледельцев и кочевников:

эструса, охотничий инстинкт); | бог скота, богатства и

с 200 тыс. лет до н.э.— | подземного мира; змей

форсированная эволюция | культ мертвых

————————————————|——————————————-————————————————+——————————————

|

с 700 тыс. лет до н.э.— эпоха | 7-4 тыс. лет до н.э.—

ВЕСОВ: овладение огнем, первые | гончарное ремесло и начало

законы-табу - формирование основ| выплавки меди: культ кузнецов,

культуры; с 60 тыс. лет до н.э.— | культурные герои-законодатели

гуманная забота о ближнем |

————————————————|——————————————-————————————————+——————————————

|

с 400 тыс. лет до н.э.— эпоха | 8-3 тыс. лет до н.э.—

ДЕВЫ: преобладающее развитие ра-| земледельческая культура как

ционального мышления, языка, | единый хозяйственный цикл:

трудовых навыков и инструментов;|образ матери-кормилицы Земли,

с 40 тыс. лет до н.э.— резец,фо- | умирающих и воскресающих богов

рмирование современного мышления|растительности, аграрные культы

————————————————|——————————————-————————————————+——————————————

|

с 200 тыс. лет до н.э.— эпоха | 3-1 тыс. лет до н.э.—

ЛЬВА: символическое мышление, | изобретение колеса и колес-

самообозначение, искусство; | ниц, возникновение империй:

с 50 тыс. лет до н.э.— строения, | образ солнечного бога,

основа будущей цивилизации: | солнца-коня и героев,

новый уровень жизни, помогающий | солярный культ

осознанию индивидуальности |

————————————————+——————————————————————————————+——————————————

 

В мифах ключевой момент эволюции человека отражается через овладение огнем. Стихия огня символизирует развитие в астрологии, и поэтому в нашей модели итоговыми выступают знаки огня: Стрелец, Лев и Овен.

Последние четыре архетипа (Рак, Близнецы, Телец и Овен) описывают эволюцию индивидуальности, к которой подводит нас знак Льва. Этот процесс, идущий десятки тысяч лет и наиболее незавершенный, как раз уместно рассматривать через образ астрологических эр. Но, чтобы исключить неравноправие архетипов, которые существуют в нашей душе вечно и равноположено, можно привести и более древнюю его датировку, конечно, тоже очень условную:


 

————————————————+——————————————————————————————+——————————————

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, | КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ АРХЕТИПА

закладывающие основы архетипов | (начало формирования

(этапы эволюции человека) | мифологического образа и культа)

==============================================================

|

со 100 тыс. лет до н.э.— эпоха | 8-7 тыс. лет до н.э.- развитие

РАКА: тотемизм, жизнь своим |женских функций приготовления

родом, установление погребальных| пищи и ткачества; осознание

обрядов, начало великих расовых | циклов, устный эпос: образ

делений — развитие психики: | Луны как основы счета времени,

возникновение понятия индивиду- | мифы о бессмертии, богини

альной души | материнства, лунарный культ

————————————————|——————————————————————————————+——————————————

|

с 40 тыс. лет до н.э.— эпоха | 6-4 тыс. лет до н.э.—

БЛИЗНЕЦОВ: выход за рамки рода, | изобретение письма, развитие

появление человека современного |торговли, города-государства:

физического облика и типажей | культ близнецов-прародителей,

разных народов; праязык, ставший| образ трикстера, бога речи и

основой современных языков | письма — вестника богов

————————————————|——————————————-————————————————+——————————————

|

с 12 тыс. лет до н.э.— эпоха | 3-2 тыс. до н.э.- цивилизации-

ТЕЛЬЦА: овладение возможностями | государства, материальный

природы: земледелие, матриархат;| расцвет (пирамиды, дворцы):

развитие цивилизации, ремесла и |образ богини любви и красоты,

искусства, и эмоциональной сферы| Зари и звезды-Венеры,

| оргиаистические культы

————————————————|——————————————-————————————————+——————————————

|

с 4 тыс. лет до н.э. и до наших | 2-1 тыс. до н.э.- нравствен-

дней — эпоха ОВНА: развитие со- | ные идеалы, смена взгляда на

знания "я" — войны, патриархат; | мир, приход к единобожию:

первые личности в истории, | образ бога войны — идеального

утверждение прав человека | пастыря, культ вождя

————————————————|—————————————————————————————+——————————————

 

Как мы видим, на полученной модели глобальные циклы развития архетипов иногда предстают вложенными друг в друга — подобно тому, как и реальные циклы планет вмещаются один в другой. Поскольку достижения одного архетипа способствуют проявлению другого, они образуют линейную последовательность: она наиболее заметна в изначальной природной эволюции. Но так как развитие архетипа на деле не прекращается и после того, как порождает своё естественное дополнение, архетипы вкладываются друг в друга как матрешки. Это наиболее видно на примере последних архетипов, относящихся к личности человека: пра-образов души-Луны, интеллекта-Меркурия, чувства-Венеры и воли-Марса. Обычно люди считают, что эти качества развиваются одновременно, не предполагая, что здесь вообще возможна какая-то логическая последовательность, и что одно из них может быть рождено и возлелеяно другим. Процессы общественного развития (средние архетипы) мы склонны мыслить то параллельно, то последовательно; в соответствии с этим и на временной модели они частично перекрывают друг друга.

Согласно эволюционной модели зодиакального круга (как и всех других существующих моделей развития человека), история ускоряется. С точки зрения самой природы или гипотетического внешнего наблюдателя, это, вероятно, не так: и наш прогресс за последний миллион лет не больше, чем за предыдущие. Но это не должно нас смущать: сама эта неправильность органически присуща нашему привычному и естественному восприятию реальности (а говоря о развитии сознания и строя модель психики, мы стремимся описать именно его!). Для нашего разума, осмысливающего мир через призму времени, чаще всего наиболее актуальны те события, которые произошли недавно. Остальные становятся принадлежностью бессознательной памяти, и к ней мы практически не имеем доступа: не из-за человеческого несовершенства, но в силу природной экономии. Творящий дух не терпит повторений, и возвращается к истории ровно настолько, насколько это необходимо ради движения вперед.


Но теперь, чтобы подойти к следующему архетипу с должной глубиной, мы вынуждены вновь вернуться к доисторическому времени — и проследить путь формирования человеческой индивидуальности, который лежит в основе архетипа Солнца.

 

 


АРХЕТИП ЛЬВА
(Солнце, планета жизненного совершенства)
Праобраз героя, утверждающего свою независимость

 

Описывая циклы жизненной трансформации, знак Девы символизирует глобальные этапы развития человечества, подводя к совершенству каждого отдельного человека. Вершина социального прогресса — возникновение цивилизации, кульминация развития разума — понятие о ценности человеческой жизни. Две эти пиковые точки истории в астрологии отражает знак Льва — в который неслучайно попадает точка золотого сечения Зодиака (в круговой модели эволюции сознания или прецессионном движении).

Архетип Девы описывает служение человека процессу общественного развития. Именно из этой самоотдачи вытекает идея великой роли человеческой личности, которая органически присуща знаку Льва. Как и образ совершенства окружающего мира: зная, что закон перемен не минует его, мы начинаем ценить его красоту. Поэтому архетип Льва, подобно его управителю Солнцу, излучает яркий внутренний свет на предметы и явления, которые прежде оставались незначимыми для разума.

Лев — знак, символизирующий блеск цивилизации. Солнце — планета человеческой индивидуальности и воспитанного разума. Что привело к цивилизованности человека? Возникновение над-биологической системы — социума (Стрелец) и культуры (Весы), которая, как и материя, стала первичной для сознания человека. А также на основе биологических резервов человека (Скорпион) создание той производственной базы (Дева), которой в природе нет. Для обозначения этих явлений возникло научное название " сверхорганической материи ": и оно хорошо описывает суть архетипа Солнца. Солнце в гороскопе — как и солнечная энергия для многих людей — объединяет понятие тела и духа. Кроме того, оно трактуется как разум в самом широком смысле слова: свет разума в отличие от сумерков души. Язык науки так говорит об этом единстве тела, духа и разума:


"Человеческое сознание бесспорно является сверхорганическим. Но кроме духовного, существует материальное суперорганическое, которое и является основой первого. Только выявление сверхорганического материального дает возможность раскрыть коренное отличие общества человека от объединения животных."[31]

Смысл этой цитаты в том, что к раскрытию высших способностей человека приводит достигнутый уровень культуры. И в жизни представители знака Льва, чтобы лучшим образом проявить свою индивидуальность и человеческое достоинство, обычно используют именно достижения цивилизации (что соответствует экзальтации в этом знаке планеты материальных ресурсов Плутона).

Слово " цивилизация " непосредственно происходит от civis — " город ", и мы понимаем под ней нечто, выстроенное людьми независимо от природы. А потому её началом можно считать поселения с наземными строениями. Первым постройкам — примерно 200 тыс.лет, они показывают революцию в обработке камня и говорят о возможности заселения территорий, ранее не приспособленных для жилья. В отличие от далеких миграций Водолея, это расширяет ближний ареал обитания человека и делает его более плотным, лишенным характерных для Водолея пустых пространств, выражая львовскую идею заполнения и полноты. Цивилизация Льва выводит нас к богатству и разнообразию форм существования, которое уже отличает друг от друга первые культуры X-V тысячелетий до н.э.

В это время, после отступления ледника, хижины и полуземлянки быстро сменяют глинобитные и каркасные дома. Дом становится центром жизни человека. Раскопанные фундаменты Эйнана (натуфийская культура, X тыс.до н.э.) или Джармо (сев.Месопотамия, VII тыс.до н.э.) показывают, что поначалу каменные дома были круглые (!), а в центре помещался очаг. Так древние строители, бессознательно тяготея к естественной форме шатра, который в природе являет пещера и само небо, воспроизвели современный символ целостности: круг с центральной точкой посередине. Астрологу первый каменный дом легко напомнит знак Солнца и Солнечной системы, организованной вокруг источника света и тепла. И этот образ служит яркой иллюстрацией любви Львов к строительству: ведь это самый надежный способ защиты и покровительства, который предоставляет людям цивилизация (а в природе роль покровителя исполняет Солнце). Потом утилитарный принцип удобства взял верх, и дома стали прямоугольными. Но разве не приятно нам и сегодня оказаться в круглой комнате? Когда взгляд не упирается в углы, человек не ощущает себя в замкнутом пространстве — не чувствует психологических ограничений. Быть может, когда-нибудь строительство вновь вернется к естественным формам, встречающимся в природе.

Про неолитические поселения с полным правом можно было сказать: мой дом — моя крепость. По образу жизни это были земледельческие деревни, но по укрепленности стен, оград и цитаделей они больше похожи на города или небольшие замки — отчего самую известную из них своим искусством — Чатал-Хююк иногда называют "агрогородом". Для большей надежности и охраны от диких зверей вход в его дома располагался сверху, и в него вела лестница. Лестницы соединяли дома между собой, их можно было убрать, а стены надежно защищали население от неприятеля. Городом уже можно назвать и Иерихон IX тысячелетия до н.э., вокруг которого жители возвели оборонительные стены, воздвигли сторожевую башню и создали из камня цистерну для воды. Даже мертвые оставались в зоне охраны раннеземледельческих городов-деревень: их хоронили под полом дома. Таковы были первые оплоты цивилизации.

Оседлый образ жизни привел к улучшению условий быта и позволил человеку осознать свое человеческое достоинство, которое в астрологии символизирует знак Льва. С достигнутым уровнем существования уже не шел ни в какое сравнение даже наиболее организованный уклад жизни животных (пчел, муравьев и т.д.). С VIII-го тысячелетия до н.э. существуют поселения с храмами, мастерскими, производством и обменом, которые являются центрами округи. В VII тысячелетии анатолийцы начинают обжигать керамику, прясть и ткать и учат этому соседей. Посуду украшают изображениями людей и животных, и лепят статуэтки богов и зверей: продолжая самую древнюю традицию искусства постледникового периода. Дома красят и отделывают изнутри, а стены святилищ покрывают росписями. Тогда религия ещё не отделяется от жизни, и росписи изображают сцены охоты или погребения, или рогатый скот, который начинает обожествляться на этапе развития скотоводства. В таком поселении наш современник, брезгующий шатрами или землянками, уже не отказался бы жить: все основные достижения быта — нормальная посуда, одежда и радующая глаз повседневная эстетика — там уже были.

В Эйнане находят и реалистические, и схематические рисунки — и это свидетельствует о развитии символического восприятия: собственно человеческого способа видения мира, который также связан с архетипом Солнца. В росписях Чатал-Хююка в орнаментах во множестве встречаются руки, рога, кресты и много других символов, большинство которых остаётся непонятными современному исследователю. Крест — древний символ инструмента для добывания огня (который более натуралистично изображает свастика). Как и рога быка, символизирующие для скотоводов плодородие и запас пищи, он исполняет функцию защиты и опоры. Но уже образ руки, как некий божественный символ, более сложен для нашего восприятия. Можно сказать, что он говорит об осмыслении и обожествлении человеческой деятельности как части единого великого процесса (идея архетипа Девы). Сейчас этот символ более всего ассоциируется с магией, и образ руки, возникающей из облака, мы находим в колоде карт Таро.

Искусство, к которому обращают нас идеи архетипа Льва, во все времена служило критерием того, как люди осознают богатство внешних возможностей. Художник творит от полноты души, от избытка сил: поэтому если на какой-то стадии развития уровень жизни падает, достижений высокого творчества тоже ожидать не приходится (как у нас в годы перестройки). Происходит возврат к ремеслу (Весов), сориентированному на ситуативный момент и производству утилитарных предметов (Девы). Правда, производство тоже способствовало появлению искусства: по точности ударов на орудиях археологи определили, что работа шла под музыку — под ритмические песни легче было работать. И хотя сегодня мы связываем искусство со сферой чувств, оно возникло рационально, как осмысление человеком мира и себя в нем: согласно солнечному понятию разума как центра своего мира (а "человеческие" эмоции развились позднее: о них речь пойдет в архетипе Тельца).

Первые изображения появились 200 тыс.лет назад: это были сначала отметины на кости, служившие опорой памяти и способом общения людей. Пейзажи с изображением мамонта и бизона более новые — им 50 тыс.лет. Уже 200 тыс.лет назад люди использовали охру, разрисовывая свои тела: и примитивные народы до сих пор украшают себя природными красками перед ритуалами и охотой. В этом, кроме зачатка понятия красоты, важен элемент осознания себя и своей функции — отличия себя от себя прежнего и от других людей: символического самообозначения, которое подводит нас к львовскому понятию индивидуальности.

Красный цвет охры — первый, который стали различать люди, кроме противопоставления тьмы и света: черного и белого. В ритуалах красный цвет на камнях и копьях обозначал кровь убитых животных. А в орнаментальных росписях он символизировал Солнце и жизнь, в то время как черный (который служил также цветом сжигающего добычу костра) обозначал понятие смерти. Для нас сегодня Солнце — бесспорный символ жизни, который понимают даже дети ("Пусть всегда будет солнце!"). Жизни из плоти и крови, активного тепла жизненной энергии: таково психологическое значение красно-оранжевого цвета охры. И похоже, что этот символ был таковым уже для неандертальцев. Значит, вид современных людей, от рождения способный к искусству и символическому самообозначению, никогда не воспринимал солнце равнодушным небесным светилом! Оно всегда было для древних источником жизни — хотя кто из них мог догадаться, что подымающийся над горизонтом красный шарик заведует жизнью на такой огромной земле?

Что помогло древнейшим людям познать эту истину? Архетипическое родство образов, которое стало основой символического мышления человека. Как они постигали это родство, о котором мы сейчас забыли? Через ощущение внутренней целостности мира и себя, которое позволяло им определять себя через образы внешнего мира. Именно к этому единству возвращает нас сегодня искусство и все другие проявления солнечного архетипа. Самообозначение людей стояло у истоков культурной индивидуализации. Уже 50 тыс.лет назад у групп людей была своя символика, отличавшая их от соседей, которую знала вся община. Отличий поначалу было немного, и основными символами служили рисунки круга (небо) или креста (инструмент для добывания огня), но это заложило основы многообразия культур — и здесь уже можно говорить о духовной жизни человечества.

Орнаментальное искусство содержало в себе зачаток развития математических представлений о мире (которые потом развились в наблюдении за звездами и светилами: см.архетип Луны). Оно показывает, что до 200 тыс.лет люди считали только до трех. Далее в рисунках Европы продолжает использоваться тройка, а в Азии предпочитают четверичное представление о мире — это обычно соотносят с тем, что люди Азии были более развиты. Однако можно сказать, что эти два вида первобытного художественного творчества отражают динамическое — в Европе — и статическое — в Азии — представление о мире. Оно сохраняется и по сей день и, очевидно, связано не столько с индивидуальными чертами культур, сколько с их единой материальной подоплекой: территориальными особенностями и формирующими их процессами в недрах Земли (которые, согласно новейшим исследованиям, непосредственно связаны с солнечной активностью).

С разных сторон архетип Солнца подводит нас к образу единства мира. Число 4, которое возникает на пороге индивидуализации культур, лучше тройки отражает солнечный образ полноты. Годовой цикл, ставший для древних основой описания их производственного ритма жизни, делится на 4 части точками равноденствий и солнцестояний — и весеннее равноденствие, связанное с праздниками возрождения растительности, становится естественным началом астрологического года.

В астрологии 4 — это также число архетипов стихий, образующих преемственность образов внутри зодиакального круга. Понятие Хаоса Рыб: стихии воды, скрывающей в себе жизнь,— продолжает образ подземного мира Скорпиона, связанный с невидимыми истоками существования. Созидание небесного Демиурга-Водолея закрепляет божественный Кузнец-Весы, и в этом идея стихии воздуха. Земледелие и освоение того мира, в котором мы живем,— вслед за Козерогом описывает земной знак Девы. Не составляет исключения и стихия огня: юпитерианские функции царя-громовержца, стоящего над миром и организующего его по единому плану, перенимает солнечный бог, являясь щедрым дарителем энергии и всех земных благ.

Подобно тому, как индийским солнечный бог Савитар щедрыми руками-лучами дарит жизнь, лечит и исправляет грехи, Солнце ликвидирует кривизну человеческого пути эволюции. Ради ускорения прогресса человек становится жестоким хищником — но в лоне цивилизации он начинает быть милосердным от избытка возможностей. Изобретая инструменты, он и себя делает машиной — но ничто не мешает ему дополнить однобокость своего разума, нацеленного на производство. Символическое мышление Льва, ведущее к появлению искусства, дополняет рационализм Девы. Десятки тысяч лет назад, как и сейчас, оно помогает преодолеть неравноправие полушарий, возникающее в процессе развития языка слов и трудового отбора. Архетип Льва возвращает людей к целостности их природной личности. Недаром в теле Солнце правит сердцем — которое мы мыслим главным органом и средоточием личности, подобно тому, как и Солнце является центром Солнечной системы.

Правда, общество до сих пор нередко оценивает личность на основе критериев Девы: способности человека к труду. Развитие ребенка также обычно определяется по развитию речи и способности к обучению. Говоря о критериях Девы, уместно вспомнить эскимосов, у которых самым страшным ругательством является слово "неумеха". Трудные условия их существования сделали акцент на архетипе Девы, но более цивилизованный уровень жизни, к которому стремится Лев, позволяет ввести другие критерии оценки.

Архетип Льва заставляет ценить в человеке не только его качества работника или добытчика, но саму его индивидуальность: все природные способности, которые в нем есть, не важно, насколько высок в обществе спрос на них. Развивая этот архетип, общество ценит человека как такового, вне зависимости от его силы (вспомним, что общество пралюдей кормило "бесполезных" калек). И это приводит не к вырождению вида, как это было бы в природном мире, а к расцвету способностей человека. И те милосердные законы, которые некогда закладывает в общечеловеческом разуме Земли архетип Весов, делают возможным появление в обществе не только кузнеца или гончара, чей труд доказал свою практическую значимость, но и художника, чьи занятия не служат добыче пищи — но исправляют ту ущербность вида людей, к которой ведет его чрезмерное стремление к своему выживанию.

Мифы повествуют о том, что ремесленником становился человек с физическим изъяном: они оправдывают выбранное им занятие его недостатком, и ущербность — неотъемлимая черта архетипа, описывающего развитие законов культуры. Но образ художника в нашем сознании прекрасен, как солнечный бог муз Аполлон. А значит наступили времена, когда общество позволило своему члену не работать, несмотря на его физическое совершенство! И если до сих пор не все люди научились ценить творческие качества личности, которые уважали уже неандертальцы, и относятся друг к другу лишь на основе общественных критериев, это просто говорит о том, что процесс развития человеческой индивидуальности ещё не завершен. Мы не знаем о всех талантах, скрытых в нашей природе. Архетип Солнца, декларирующий уважение к человеку, помогает нам открыть их в себе.

Недаром Солнце связано с пантеистическим восприятием реальности: энергия светила отвечает за способность увидеть Бога в каждом её объекте и ощутить его нетленную ценность. Это та способность, которая объединяет материальное и нематериальное и позволяет придать земным формам природы метафизическое значение божественных архетипов. Это та целостность видимого и невидимого, которая дала возможность создать образы богов и мифы о Вселенной — и символическое восприятие, которое стало основой искусства и собственно человеческого языка: мышления не только словами, но и понятиями.

 

В мифах обожествление Солнца тесно связано с творческим процессом человека. Солнце поначалу не играло в мифах самостоятельной роли, хотя издревле мыслилось оком небесного бога. Солнечный свет был столь привычен, что никогда не поражал воображение человека так, как гроза. Поэтому Солнце не стало символом власти природы над людьми — и громовержец долгое время был бесспорным и единоличным правителем пантеона богов. Символически образ Солнца противоположен образу Неба: это не вся природа, но лишь её отдельный объект, как и сам человек, и оно всегда было символом близкого людям, доступного и созидаемого ими мира.

Усиление почитания Солнца наблюдается во 2-1 тысячелетии до н.э., в высокоразвитых культурах, и связано оно с предметом, изготовленным руками человека. Люди сделали светило полноправным богом, когда во 2-м тысячелетии до н.э. изобрели колесо — и возвели Солнце-колесо в ранг покровителя цивилизации. Это не покажется странным, если мы вспомним роль кузнеца, который стоял у истоков культуры. Солнце нередко мыслится куском огня подземного мира, подобно огню кузнеца, на нём помещается кузница божественного коваля или его наковальня.

Солнце катится по небу подобно колесу. И как колесо, которое одной гранью касается Земли, а другой — Неба, светило олицетворяет собой полноту и целостность бытия. День солнечный бог проводит на земле, обозревая мир и наделяя его своими дарами, а ночью спускается в подземное царство, где он светит мертвым и сражается с силами тьмы — так египетский Ра ведет битву со змеем Апопом. Ежедневный круговорот Солнца символизирует единство небесного, земного и подземного, а его свет воплощает закон добра (который разрабатывал знак Весов) и одновременно связан с конкретикой жизненного процесса (как знак Девы). Колесо становится универсальным символом всеохвата светила. Наряду с другими солярными божествами, в мифологии существовали даже особые боги солнечного диска, такие как египетский Атон, скифский Колоксай (" круг-царь ") или славянский Хорс, напоминающие об истории колеса.

За изобретением колеса последовало распространение колесных повозок, которое сыграло в истории не меньшую роль, чем начало выплавки меди. Скорость колесниц позволяла охватывать большие пространства, и это дало возможность объединения земель и положило начало образованию империй и идее единовластия. До сих пор образ Солнца, именем которого величали могучих правителей, сопоставляется у нас с возникновением империй, перед блеском и роскошью которых меркли прежние маленькие царства. Неслучайно именно Аполлон стал покровителем полоненных земель. И церемония коронации ведет начало от образа короны солнечных лучей. Так возникали солярные культы. В мифологии, правда, место правителя уже было занято, и светило, посылающее земле тепло руками-лучами, осталось лишь независимым соперником главы пантеона, приносящего дождь.







Date: 2016-06-09; view: 524; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию