Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика психофизических качеств





В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качеств ребенка. Их развитие важная задача физического воспитания. Физические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Одной из главных задач физического воспитания, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития психофизических качеств. Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Терминразвитиехарактеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитаниепредусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и « физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И.Лях, 1966).

Основу двигательных способностей ребенка составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростно-силовые, скоростные, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого ребенка двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных анатомо-физиологических задатков.



О способностях ребенка судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем , как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено. А в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия.

По данным научных исследований способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития детских способностей определяются такими факторами, как деятельность ребенка, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в своих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились (Б.М.Теплов , 1961).

Для развития двигательных способностей ребенка педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, методов и форм совершенствования применительно к конкретным условиям. Ему в учебном процессе необходимо:

· создавать технические условия для физкультурной деятельности;

· использовать физические упражнения на развитие физических качеств: у детей;

· избирательно воздействовать на отдельные группы мышц;

· чередовать физические упражнения с разной интенсивностью;

· уметь дозировать физическую нагрузку;

· знать способы организации детей на занятии;

· знать методы и приемы обучения физическим упражнениям.

Получить точную информацию об уровне развития двигательных

способностей ребенка (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений).

Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П.Матвеев). Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну.

По мнению автора, само слово «ловкость» удачно, коротко и ясно отражает основную сущность понятия. «Там, где двигательная задача осложнена, и решить ее надо, не идя напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, - помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим , что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникающей задаче, язык находит выражение одного общего корня со словом ловкость». Исследования В.С.Фарфеля также подтверждают мнение о том, что ловкость все-таки является качеством воспитываемым и тренируемым.



В понятие ловкость входят следующие компоненты:

· быстрота реакции на сигнал;

· координация движений;

· быстрота усвоения нового;

· осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

Координационная сложность двигательных действий рассматривается

как одна из составляющих качеств ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия. Точные действия – еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость это комплексная способность ребенка. Проявление ловкости в большей степени зависит от пластичности корковых процессов, от способности человека отличать темп, амплитуду и направление движений, от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие.

Показатель ловкости мы оценивали временем выполнения таких заданий как бег с поворотами(челночный бег), бег с обеганием предметов, переноской предметов, прыжки на одной, двух ногах в сочетании с поворотами, остановками, со сменой движения и с заданиями для рук, перепрыгивание через препятствия и др.Ловкость необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

Быстротахарактеризуется, как способность ребенка осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается , что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления быстроты:

· латентное время двигательной реакции( время от подачи сигнала до его начало движения);

· скорость отдельного движения ( перемещения рук, ног, или тела в пространстве);

· частота движений ( рук, ног по циклам).

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств мы использовали упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствовало развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие. В другом случае мы предлагали бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках, стоя спиной к направлению движения и т.д.).В третьем случае, использовали игровые и соревновательные приемы: кто больше выполнит прыжков или кто быстрее залезет на гимнастическую стенку до 6 пролета , подвижные игры «Догонялки», «Ловищки с ленточками», эстафеты.

Так как быстрота относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых, качеств человека то ее развитие во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Быстрота проявлялась у детей в разных формах, основные из них: быстрая реакция на сигнал к действию, быстрота одиночного движения; способность в короткое время увеличить темп движений ( по сигналу); частота циклических движений (бег, плавание, ходьба, катание на велосипеде, ходьба на лыжах и т.д.). В практике дошкольного воспитания о быстроте движений судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду м/с).

Под силой,понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центрова, которые регулируют частоту, степень о объем мышечных сокращений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила - способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек безотносительно к собственному весу, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг. веса тела. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она составляет 1,5 – 1, 8 условных единиц (Е.Н.Вавилова). Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его личный.

Максимальная сила чаще проявляется в спорте.

При воспитании ребенка мы учитывали возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Поэтому при отборе упражнений мы уделяли особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения. Упражнения в беге на скорость, со сменой темпа, в метании на дальность, прыжках через скакалку, прыжки с места и с разбега, прыжки через препятствия, лазании по вертикальной и наклонной лестнице, подвижные игры, лазание по гимнастической стенке. Кроме того, развитию мышечной силы способствовали упражнения с набивными мячами ( например, поднимание вверх, вперед, прокатывание его, перебрасывание его, приседание с ним, бросок мяча из-за головы, толчок от груди и т.д.

Все упражнения были направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.

Выносливость – способность человека выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка преодолевать нарастающее утомление. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней(60%) интенсивности в течении продолжительного времени.

Воспитание выносливости тесно связано с повышением уровня работоспособности детей, который обусловлен их физическим развитием, степенью функциональных возможностей, физической подготовкой. Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом является игра, многие авторы (О.И.Кокарева, Л.М. Коровина, Э.Я.Степаненкова и др.) настоятельно рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств. Существенная роль в этом должна принадлежать играм с включением в них длительных циклических движений небольшой интенсивности.

Наши наблюдения показывают: при организации физического воспитания необходимо учитывать малый резерв увеличения систолического выброса сердцем крови у детей. Поэтому определяя физическую нагрузку, мы прежде всего ориентировались на частоту сердечных сокращений.

Кроме того, мы учитывали и другую особенность ребенка. Это реагирование детского организма на физическую нагрузку является слабая переносимость двигательной гипоксемии (кислородное голодание). Поэтому мощность физической нагрузки у нас соответствовала верхней границе возрастных возможностей детей. Наши экспериментальные исследования показали, что уже через 30 сек после окончания работы ЧСС и частота дыхания снижается вдвое относительно «рабочих» показателей ЧСС и ЧД.

Таким образом, развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок и повышению качества выносливости.

В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, катание на велосипеде, на коньках, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д..

Гибкость– это подвижность сочленений. Она определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Гибкость дает легкость, свободу движений, умение концентрировать силы своего тела, непринужденность. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний –разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствуют о хорошем физическом состоянии человека.

У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и логически обоснована. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений. Негибкий ребенок тратит гораздо больше количества энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу. Ограничителем реального размаха являются суставные сумки-связки. Под влиянием растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости.

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкостьхарактеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям. Пассивная–отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил ( усилия партнера, педагога, снарядов). В использовании пассивных упражнений гибкость увеличивается на большую амплитуду движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Общая гибкостьхарактеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большей амплитудой. Специальная гибкость – это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной подготовки.

У дошкольников гибкость мы развивали с помощью упражнений: повороты, вращения, наклоны, волнообразные движения, сгибания и разгибания на полную амплитуду движения, упражнения, применяемые в хореографии «станок», упражнения в парах на растягивание , упражнения из системы стрейчинга и подвижные игры, основанные на гимнастических упражнениях и акробатических элементах.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного качества способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими правила: помоги, но не навреди.

На протяжении дошкольного детства осуществляется непрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. Из анализа литературных источников мы приводим статистические усредненные данные по показателям изменения физических качеств. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 кг, у девочек – с 20,4 до 43 кг. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 м с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 с, у девочек – с 2,6 до 2,2 с. Время бега на 10 м с обеганием препятствий у мальчиков сокращяется с 7,2 до 5,0с, у девочек –с 8,0до 5,5 с (Е.Н.Вавилова).

Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 601,3 м до 884,3м, девочки – с 454,0 до 715,3м (В.Г.Фролов). Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3-х до 5-ти лет, ловкости – от 3-х до 4-х лет, силовых способностей –от 4-х, до 5-ти лет. В возрасте от 5-ти до 6-ти лет обнаружены некоторые замедления развития силовых показателей (Н.А. Ноткина). Гибкость у дошкольников хорошая, в связи с эластичностью суставо-связочного аппарата и хорошей подвижностью сочленений.

 








Date: 2016-06-08; view: 1311; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию