Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
X. Органы чувств
Задача 332. О каком значении органов чувств свидетельствует широко известное наблюдение Штрюмпеля за больным, у которого были поражены все органы чувств, за исключением одного глаза и одного уха. Когда закрывали этот глаз больного и затыкали ухо, он быстро засыпал. Этого больного удавалось разбудить только одним приемом: раздражением функционирующего глаза источником света или уха звуком. Задача 333. 1) Укажите главное различие рецепторов на схеме А и схеме Б? 2) Опишите последовательность развития процессов, приводящих к (возникновению электрических импульсов в афферентных волокнах рецепторов А и Б. 3) Назовите рецепторы А и Б. (Рис. 179). Рис. 179. На схеме представлены: 1) рецептор, 2) афферентное нервное волокно, 3) сенсорный нейрон. Задача 334. Дайте определение порога раздражения рецепторов, порога ощущения, порога различения и объясните, в чем состоит различие этих понятий. Задача 335. Известно, что чувствительность периферической части анализаторов очень велика. Так, например, для возникновения звукового ощущения у человека достаточно смещение барабанной перепонки всего лишь на 43,0000000006 мм, что составляет 0,1 диаметра самого маленького атома. Целесообразным ли было бы еще большее повышение чувствительности нашего слухового анализатора, и какие ощущения это могло бы вызвать? Задача 336. Ордината графика на рисунке отражает частоту импульсов в рецепторах. Отчего зависит и чему пропорционально количество электрических импульсов, возникающих в рецепторах и соответствующих афферентных нервных волокнах? Какой показатель должен быть на абсциссе? (Рис. 180). Рис. 180. Задача 337. 1) Определите, какая электрограмма соответствует быстро и какая медленно адаптирующимся рецепторам? 2) Объясните, что называют адаптацией, как она проявляется в записи биоэлектрических потенциалов и как в ощущении? 3) Каково физиологическое значение адаптации? 4) Приведите примеры медленно и быстро адаптирующихся рецепторов. (Рис. 181). Рис. 181. Схема записи электрических ответов (ПД) на раздражение быстро и медленно адаптирующихся рецепторов. Задача 338. 1) Возможно ли изменение чувствительности одних рецептаров при воздействии да другие? 2) Бели возможно такое взаимодействие, то приведите известные Вам конкретные примеры. 3) Как называют повышение и понижение чувствительности анализатора (рецептора)? 4) Как можно представить себе механизм изменений чувствительности анализатора при воздействии на другой анализатор? Задача 339. В рецепторах, как известно, осуществляется кодирование поступающей из внешней и из внутренней среды организма информации, т. е. превращение ее в форму, удобную для передачи по каналу связи. 1) Укажите, какие характеристики раздражителей кодируются в рецепторах и как это осуществляется? 2) Каким образом кодируется информация в проводниковом и корковом концах анализатора? Задача 340. На рисунке дана схема зрительного анализатора. 1) Укажите, какие отделы анализатора обозначены цифрам I, II, III, IV, V? 2) Через сколько и через какие нейроны проходит возбуждение от рецепторов сетчатки до нейронов коры головного мозга (до коркового конца зрительного анализатора)? (Рис. 182). Рис. 182 Схема пути распространения возбуждения в зрительном анализаторе. Задача 341. 1) Перечислите и опишите приспособительные механизмы глаза к ясному видению в различных условиях: 1 — при изменении расстояния до объекта, 2 — при изменении величины объекта, 3 — при изменении освещенности (3 механизма), 4 — при рассмотрении движущихся предметов. 2) Почему лягушка видит только движущиеся предметы? Задача 342. 1) Укажите, какая рефракция изображена на схемах 1, 2, 3. 2) Каким образом можно коррегировать аномалию рефракции? (Рис. 183). Рис. 183 На рисунке показан ход лучей света в глазах с разной рефракцией. Задача 343. 1) Укажите примерный диапазон величины аккомодации в диоптриях у детей, у юношей (возраст 20 лет). 2) Какие изменения и почему претерпевает разрешающая способность глаз у преобладающего числа пожилых людей? 3) Как называется это изменение и что нужно предпринимать для улучшения разрешающей способности глаз в этом случае? Задача 344. Искусствоведы, художники и любители изобразительного искусства давно подметили факт, который вначале был непонятен- на картинах, написанных художниками в старческом возрасте, очень редко встречаются чистые фиолетовые цвета. Попытайтесь объяснить происхождение этой особенности человека преклонного возраста. Задача 345. Человеческий глаз способен различать примерно 13 тысяч оттенков. Однако, как показали современные исследования, это достигается комбинацией всего лишь нескольких видов различных рецепторов. Сколько видов рецепторов сетчатки и какие обеспечивают цветовое зрение человека? Задача 346. Как известно, границы видимых световых волн находятся в пределах 400—800 мкм. Более короткие (ультрафиолетовые) и более длинные (инфракрасные) лучи невидимы. Что могло бы произойти, если бы глаз начал воспринимать световые инфракрасные тепловые лучи (излучаемые самим глазом), энергия которых, приходящаяся на единицу площади, как известно, превосходит солнечную, падающую на такую же площадь? Задача 347. В полной темноте человек иногда может увидеть без причины расплывчатое слабое свечение. Это явление описано еще Гельмгольцем как «собственный свет сетчатки». После исследований Гранита это явление стало понятным. Расскажите, как теперь называют это явление и чем его объясняют? Задача 348. Еще в 1875 году Рикко обнаружил в эксперименте следующий факт: чем больше площадь «светового стимула, тем меньше интенсивность, требующаяся для возникновения порогового ощущения. Эта закономерность была подтверждена электрофизиологически: при увеличении площади светового раздражителя, действующего на сетчатку угря, уменьшается скрытый период реакции и увеличивается частота электрических импульсов в зрительном нерве. Так было открыто свойство сетчатки, аналогичное свойствам нейронов ЦНС. Назовите это свойство. Задача 349. Обнаружено, что частота импульсаций одиночного рецептора при раздражении его светом уменьшается, если одновременно раздражать какой-либо соседний рецептор. О чем свидетельствует этот факт? Задача 350. В темноте происходит резкое, в сотни тысяч раз, увеличение чувствительности сетчатки. Весьма важно, что красный свет, используемый в сигнализации, не меняет эту повышенную чувствительность воспринимающих приборов глаза. 1) Как называют описанное явление? 2) Каков его механизм? 3) Почему оно не нарушается при красном свете? Задача 351. В результате огромного увеличения чувствительности сетчатки в темноте (сенсибилизации, что не совсем верно называют темновой адаптацией) мы неплохо можем ориентироваться даже ночью. Однако, в звездную безлунную ночь достаточно прямо посмотреть на неяркую звезду, чтобы она исчезла. Очень удачно эту особенность ночного зрения отметил французский астроном Доменик Араго: «Чтобы заметить в сумерках очень слабо освещенный предмет, не надо на него смотреть».1) Какие рецепторы отвечают за ночное зрение? 2) Почему в сумерках в глазу появляются два слепых пятна? Задача 352. При быстром движении указки перед экраном, на который (падает свет кварцевой лампы, на экране вместо одной тени указки видим их сразу несколько, как тень от веера. В случае медленного движения -по окружности зажженной электрической лампочки в темноте наблюдатель видит одну движущуюся точку, при быстром движении — огненный круг. Объясните механизм этих двух явлений. Задача 353. Как будет вести себя животное, если ему закрыть оба глаза? Предварительно у этого животного были выключены проприорецепторы и вестибулярный аппарат. Задача 354. Летучие мыши в темноте свободно обходят проволоки 0,12 мм толщиной и пролетают через решетку, если расстояние между проволокой чуть больше размаха крыльев. Каким способом летучие мыши обнаруживают мельчайшие предметы, не видя их? Какие предметы при этом обнаружить трудно? Задача 355. При наблюдении за старым скрипачом, можно обнаружить необычный прием настройки скрипки — скрипач нередко пробует настройку струн своей скрипки, прислонив нужную струну к зубам. Какое свойство слухового анализатора использует в этом случае скрипач? Задача 356. Установлено, что для возникновения ощущения одинаковой степени сладости молодым людям требуется в три раза более слабая концентрация сахара, чем пожилым. О чем свидетельствует этот факт? Задача 357. Укажите, на каком из двух представленных на рисунке графиков зарегистрировано явление адаптации кожных рецепторов? (Рис. 184). Рис. 184. Изменение частоты импульсов, возникающих в рецепторах кожи при раздражении их острием иглы. По оси ординат — частота импульсов. Задача 358. Реакция каких рецепторов сетчатки изображена на электрограммах А, Б, В? (Рис. 185). Рис. 185. Потенциалы действия одиночных рецепторов сетчатки при действии на них светового раздражителя. Задача 359. Укажите, на какой части схемы (левой или правой) показано состояние хрусталика и ресничной мышцы при установке глаза к дальнему видению и на какой — на близкое расстояние. (Рис. 186). Рис. 186. Схема аккомодации по Гельмгольцу. Задача 360. Постройте изображение в редуцированном глазу и рассчитайте, «каким по величине (высоте) будет изображение на сетчатке, если мы смотрим на елку высотой в 3 метра с расстояния 15 метров. Задача 361. Если пристально и долго смотреть на зеленый квадрат (предмет), а затем перевести взгляд на белую стену, что Вы увидите и почему? Задача 362. 1) Нарисуйте схему рефракции в дальнозорком глазу. 2) Какие стекла (линзы) нужны, чтобы коррегировать дальнозоркость и почему? Задача 363. Как определяется острота зрения у людей, страдающих аномалиями рефракции? Задача 364. Нарушается ли острота зрения у людей с аномалиями рефракции? Задача 365. Как нарушится слух животного при разрушении основания улитки? Задача 366. Как нарушится слух животного при разрушении вершины улитки? Задача 367. Могут ли голуби, куры, ящерицы видеть хорошо ночью, а совы днем? Задача 368. 1) Рассмотрев выпадения поля зрения, изображенные на рис. 187 справа, сопоставьте выпадение того или иного участка с локализацией поражения зрительного анализатора. 2) Назовите все обозначенные на схеме элементы зрительного анализатора и их местоположение. 3) Объясните физиологическое значение каждого элемента анализатора. 4) Сколько раз изменяется код в анализаторе от момента воздействия адекватного раздражителя на рецептор до возникновения ощущения. (Рис. 187). Рис. 187. Задача 369. Какое физиологическое значение имеет циркуляция вдыхаемого воздуха в области верхних хоан? (Рис. 188). Рис. 188.
Date: 2016-01-20; view: 2163; Нарушение авторских прав |