Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IX. Центральная нервная система
Задача 281. Сколько надо перерезать задних корешков, чтобы полностью выключить чувствительность метамера Б? (Рис. 128). Рис. 128. Схема многосегментарной чувствительной иннервации метамеров тела. (А, Б, В.). Задача 282. 1) Может ли безусловный рефлекс осуществляться при участии лишь одного отдела центральной нервной системы? 2) Осуществляется ли спинальный рефлекс в целом организме при участии только одного («своего») сегмента спинного мозга? 3) Отличаются ли, и, если да, то чем, рефлексы спинального животного от спинальных рефлексов, осуществляемых при участии (выше расположенных отделов центральной нервной системы? (Рис. 129). Рис. 129. Схема многоэтажной рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Задача 283. На каком уровне, I или II, надо провести разрез мозга и как надо поставить опыт Сеченова, чтобы доказать наличие внутрицентрального торможения? (Рис. 130). Рис. 130. Схема головного мозга лягушки. Задача 284. 1) Какие рефлекторные реакции возникают при раздражение отмеченных на схемах рецептивных полей? 2) При каких условиях эксперимента наблюдают рефлексы лягушки, вызванные раздражением данных рецептивных полей? 3) При каких условиях возникает рефлекс у человека, схема которого представлена на рис. В? (Рис. 131). Рис. 131. Рецептивные поля у лягушки (А, Б) и у человека (В). Задача 285. 1) Какое оперативное вмешательство сделано на лягушке, чтобы доказать различное функциональное значение передних и задних корешков спинного мозга? 2) Опишите исходную позу и поведение оперированной лягушки при раздражениях после произведенной операции. 3) Сформулируйте закон функционального значения задних и передних корешков и назовите его авторов. (Рис. 132). Рис. 132. Задача 286. Назовите отделы головного мозга, из которых могут поступать импульсы к мотонейрону спинного мозга. (Рис. 133). Рис. 133. Конвергенция различных путей к мотонейрону спинного мозга. Задача 287. 1) Укажите на рисунке 134 структуры, воспринимающие изменения состояния скелетных мышц и назовите их афферентную и эфферентную иннервацию. 2) Что называют гамма–эфферентными волокнами и какую роль они играют в проприорецепции? 3) Используя схему, охарактеризуйте физиологическую роль мышечного веретена. (Рис. 134). Рис. 134. Схематическое изображение мышечного веретена. Задача 288. Какие виды торможения могут осуществляться в структурах, изображенных на рисунках 1 и 2? (Рис. 135). Рис. 135. Схемы различных форм торможения в центральной нервной системе. Задача 289. Экспериментатору необходимо проводить опыт на теплокровном «спинальном» животном. 1) На каком уровне в этом случае наиболее целесообразно проводить перерезку спинного мозга? 2) Какие рефлекторные реакции сохранятся у животного после перерезки спинного мозга на уровне 1, 2, 3, 4? (Рис. 136). Рис. 136. Схема спинного мозга. Поперечные линии 1, 2, 3, 4— примерные уровни перерезок. Задача 290. 1) Назовите клетки, изображенные схематически на рисунке 137.2) Что произойдет с клетками 1 и 2, если импульс пройдет через клетку 3? (Рис. 137). Рис. 137. Задача 291. 1) Назовите структуры, обозначенные на схеме цифрами 1, 2, 3.2) Какой процесс возникает в концевых разветвлениях аксона 1, если к нему придет импульс по пути 1? 3) Какой процесс возникнет под действием импульсов от нейрона 2 в нервных окончаниях 1? (Рис. 138). Рис. 138. Расположение тормозящих синапсов на пресинаптических разветвлениях аксона (схема). Задача 292. 1) Где можно зарегистрировать изображенную на рисунке электрическую активность и как ее называют? 2) При каком нервном процессе регистрируется электрическая активность типа 1 и при каком — типа 2? (Рис. 139). Рис. 139. Биоэлектрические отражения функционального состояния синапсов. Задача 293. 1) Как называется состояние, в котором находится кошка, изображенная на рисунке 140, 2? 2) По какой линии I, II, III или IV необходимо сделать разрез, чтобы у кошки возникло состояние, подобное изображенному на рисунке 140, 2? 3) Какие ядра и какого отдела цнс отделяются от нижерасположенных при этом разрезе? (Рис. 140). Рис. 140. 1. Схема перерезок мозга на различных уровнях. 2. Кошка после перерезок ствола мозга. Задача 294. 1) Какие рефлекторные дуги изображены на схеме? 2) В чем состоит их морфологическое и физиологическое различие? Рис. 141 Рис. 141. Задача 295. 1) Какая структурная особенность вегетативной нервной системы изображена на схеме? 2) Какие особенности иннервации органов связаны с такой структурой синаптических связей в ганглии? (Рис. 142). Рис. 142. Схема рефлекторной дуги вегетативного рефлекса. Задача 296. Рассмотрев представленные схемы рефлекторных дуг, определите:1) Можно ли зарегистрировать потенциал действия на 2–м чувствительном корешке при раздражении 1–го в опыте А? 2) Можно ли зарегистрировать потенциал действия на двигательном корешке 2 при раздражении двигательного корешка 1 в опыте Б? 3) О каком физиологическом явлении свидетельствуют факты, полученные в этих опытах? (Рис. 143). Рис. 143. Схемы двух рядом расположенных рефлекторных дуг. Задача 297. Назовите обозначенные в левой части схемы восходящие пути спинного мозга и охарактеризуйте их по следующим показателям: 1) место расположения нейронов, аксоны которых образуют волокна данного пути; 2) перекрест данного восходящего пути в ЦНС; 3) область ЦНС, в которой оканчиваются волокна данного пути; 4) вид чувствительности, который проводит каждый из восходящих путей; 5) назовите главные нисходящие пути, изображенные в правой части схемы. (Рис. 144). Рис. 144. Проводящие пути спинного мозга. Задача 298. На схеме изображено изменение биоэлектрической активности нейрона при различной интенсивности раздражающего сигнала. Критический уровень деполяризация обозначен стрелкой.1) Чем отличаются потенциалы 1, 2, 3 от 4? 2) При каких условиях потенциалы 1, 2, 3 могут переходить в потенциал 4? (Рис, 145). Рис. 145. Постсинаптические потенциалы. Задача 299. 1) Из каких частей состоит межнейрональный синапс? 2) Укажите на рисунке, где находится пресинаптическая, постсинаптическая мембраны, синаптическая щель, синаптические пузырьки и митохондрии. (Рис. 146). Рис. 146. Схематическое изображение 2–х форм окончаний аксона на мембране нейрона. Задача 300. 1) В каком случае будет суммация, в каком — окклюзия? 2) Какой тип суммации в ЦНС изображен на схеме? (Рис. 147). Рис. 147. Задача 301. 1) Чем отличаются схемы двух рефлекторных дуг, изображенных на рис. 148? 2) Обозначьте все звенья рефлекторной дуги. (Рис. 148). Рис. 148. Задача 302. 1) В каком положении находятся задние лапки спинальных лягушек, висящие на крючке? 2) Чем отличается положение одной из задних лапок лягушки I? 3) Что необходимо сделать, чтобы одна из задних лапок лягушки II приняла такое же положение? (Рис. 149). Рис. 149. Задача 303. 1) Назовите отделы (А, Б, В, Г) ЦНС, представленные на схеме. 2) Перечислите релейные переключения афферентных импульсов. 3) Какова роль зрительных бугров в проведении афферентных импульсов? 4) Что теряет животное при повреждении зрительных бугров? (Рис. 150). Рис. 150. Связи зрительного бугра с другими отделами ЦНС. Задача 304. 1) Укажите, какие нисходящие лупи изображены на схеме. 2) Где они берут начало и где осуществляется их перекрест? (Рис. 151). Рис. 151. Схема нисходящих проводящих путей. Задача 305. 1) Укажите, какие восходящие пути изображены на схеме. 2) Где они берут начало и на каком уровне перекрещиваются? (Рис. 152). Рис. 152. Схема восходящих проводящих путей. Задача 306. 1) Схема какого отдела вегетативной нервной системы изображена на рисунке? 2) Назовите отделы мозга, в которых расположены его нервные центры? 3) Какие органы и системы организма, инвертируются этим отделом вегетативной нервной системы? (Рис. 153). Рис. 153. Задача 307. 1) Схема какого отдела вегетативной нервной системы изображена на рисунке 154? 2) Назовите сегменты спинного мозга, в которых расположены его центры. 3) Иннервация каких органов и систем организма, осуществляются этим отделом? (Рис 154). Рис. 154 Задача 308. Раздражение афферентного нерва производили силой тока возрастающей интенсивности. Какая физиологическая закономерность видна на приведенной кимограмме? (Рис. 155). Рис. 155. Запись сокращений полусухожильной мышцы лягушки. Миограмма — а, отметка раздражения — б. Задача 309. Сокращения скелетной мышцы вызываются одиночными стимулами двигательного нерва. Дополнительное раздражение какого нерва может вызвать усиление сокращений утомляющейся мышцы? (Рис. 156). Рис. 156. На рисунке запись сокращений скелетной мышцы, вызванных одиночными ритмическими раздражениями. Обозначения: 1 — отметка дополнительного раздражения, 2 — миограмма. Задача 310. 1) Рефлекторная дуга какого рефлекса изображена на рисунке? 2) Сколько нейронов включает эта рефлекторная дуга? 3) В чем преимущество подобной рефлекторной дуги? (Рис. 157). Рис. 157. Схема двигательного рефлекса. Стрелка — место раздражения. Задача 311. 1) Как называют животное после перерезки ЦНС на уровне I? 2) Как называют животное после перерезки ЦНС, на уровне II? 3) Чем отличаются рефлекторные реакции этих животных? (Рис. 158). Рис. 158. Схема спинальных и бульбарных рефлексов. Задача 312. Рассмотрите схему на рис. 159 и назовите: 1) Какие органы и ткани получают иннервацию от грудного отдела спинного мозга (сердечные ветви на рисунке не изображены)? 2) Какие структуры ЦНС обеспечивают рефлекторную регуляцию этих органов и тканей. (Рис. 159). Рис. 159. Грудной сегмент спинного мозга и иннервируемые им органы. Задача 313. 1) Рассмотрите схему и определите, из каких надсегментарных отделов ЦНС исходят возбуждающие и из каких — тормозящие влияния, изменяющие течение спинального рефлекса растяжения (коленного, миотатического). 2) Какое правило координации в рефлекторной деятельности ЦНС представлено на схеме? (Рис. 160). Рис. 160. Обозначение возбуждающих и тормозных влияний надсегментарных образований ЦНС, действующих на протекание спинального рефлекса растяжения (миотатического). Обозначения– 1,2,3,4,5– отделы ЦНС; А–соответствующий сегмент спинного мозга, Б – коленный сустав, В — четырехглавая мышца бедра. Задача 314. 1) Рассмотрите типы клеток, расположенных в разных слоях коры головного мозга. Обратите внимание на схему взаимоотношений пирамидного нейрона. 2) В каких слоях коры преимущественно располагаются пирамидные и в каких звездчатые клетки? 3) Какова роль, пирамидных клеток и какую роль приписывают в настоящее время звездчатым клеткам? (Рис. 161). Рис. 161 Задача 315. 1) Проследите представленный на схеме путь аксонов пирамидных клеток от соответствующих корковых проекций до эфферентного (сегментарного нейрона и эффекторного органа. 2) Как называют эти пути? (Рис. 162). Рис. 162. Схема пирамидного пути. Задача 316. 1) В чем особенности сегментарной и многосегментарной чувствительной иннервации метамеров (А) тела? 2) Что произойдет при выключении заднего корешка спинного мозга, соответствующего сегменту Т4? 3) При каких условиях может полностью нарушиться «иннервация данного метамера? 4) Какое значение имеет принцип многосегментарной чувствительной иннервации метамеров тела? (Рис. 163). Рис. 163. Схема чувствительной многосегментарной иннервации метамеров тела. А — метамеры тела. Б — спинномозговые узлы. В — задние корешки. Задача 317. 1) Проследите ход специфических и неспецифических афферентных путей. 2) Где и куда специфические афферентные пути отдают свои коллатерали? 3) Какие реакции в ЭЭГ возникают при раздражении специфических и неспецифических путей? 4) Какова сравнительная роль лемнисковой (специфической) и экстралемнисковой (неспецифической) систем в осуществлении специфических сенсорных функций и в поддержании уровня сна и бодрствования? (Рис. 164). Рис. 164. Схема восходящих специфических и неспецифических чувствительных путей. Задача 318. На схеме вдоль передней центральной извилины коры головного мозга условно изображены части тела человека. Размеры частей тела соответствуют размерам их моторного представительства в коре. О чем свидетельствует и следствием чего является такое неравномерно е представительство в коре двигательной области мускулатуры различных частей тела? (Рис. 165). Рис. 165. Сравнительные размеры центральных проекций разных частей тела в двигательной области коры мозга человека. Задача 319. 1) Рассмотрите и укажите проекции экстеро– и интерорецептивных афферентных систем в коре больших полушарий. Обратите внимание на преимущественную локализацию висцеральных систем в передних отделах коры. 2) Зоной представительства какой соматической чувствительности перекрываются проекции висцеральных органов? 3) Будут ли регистрироваться в коре большого мозга биоэлектрические изменения при раздражении висцеральных органов, если одновременно раздражать кожные или мышечные рецепторы? (Рис. 166). Рис. 166. Схематическое изображение представительства экстероцептивных и интероцептивных афферентных систем в коре больших полушарий кошки. Задача 320. Объясните, почему отсутствует первичный ответ на второй «стимул (при сильном сближении времени нанесения первого (обусловливающего) и второго (тестирующего) стимула. (Рис. 167). Рис. 167. Первичные ответы, возникающие в специфических проекционных зонах коры при двух последовательных раздражениях чувствительных нервных стволов. Виден «феномен подавления» второго первичного ответа. Буквами а, б, в, г, д и др. обозначен порядок опыта. Цифры обозначают время в мсек, между раздражениями. Задача 321. 1) Почему реакция коры больших полушарий у животных при афферентном раздражении и при раздражении ретикулярной формации имеет одинаковые проявления на ЭЭГ? 2) Как эта реакция называется? (Рис. 168). Рис. 168. Изменения электроэнцефалограммы при афферентном раздражении (А) и при раздражении ретикулярной формации (Б). Задача 322. Охарактеризуйте типы реакций нейронов коры при раздражении глаза светом. (Рис. 169). Рис. 169. Различные типы реакций нейронов зрительной коры на диффузное освещение глаз светом, зарегистрированные при помощи микроэлектродов. Прямая линия — действие света. Задача 323. Какую роль в регуляции мышечного тонуса играет каждый из изображенных на схеме отделов ЦНС? (Рис. 170). Рис. 170. Схема различных уровней центральной нервной системы, участвующих в регуляции мышечного тонуса. Задача 324. 1) Рассмотрите оба рисунка и объясните, почему при раздражении неспецифических ядер таламуса в различных участках коры больших полушарий регистрируются изменения ЭЭГ? 2) Как называют такую реакцию коры больших полушарий? (Рис. 171 А и Б). Рис. 171. На рисунке А схематично представлена электрическая реакция различных зон коры головного мозга на раздражение ритмическим током неспецифических ядер таламуса у кошки. На рисунке Б — запись изменений ЭЭГ в зонах 1, 2, 3. Внизу — отметка раздражения. Задача 325. Рассмотрите структуры, принадлежащие к лимбическому отделу головного мозга, и попытайтесь ответить на следующие вопросы. 1) Почему лимбические структуры долгое время считали только обонятельным мозгом? 2) Почему лимбические структуры стали называть висцеральным мозгом? 3) Каковы современные представления о функции лимбического мозга? 4) С какими отделами новой коры головного мозга (неокортекса) преимущественно связана древняя лимбическая кора? 5) При раздражении каких структур мозга в эксперименте возникает такая аффективно–оборонительная реакция, как у кошки на рисунке? (Рис. 172). Рис. 172. А — схематическое изображение лимбической системы. Б — аффективно–оборонительная реакция у кошки при раздражении лимбических структур. Задача 326. 1) На каких уровнях сделаны перерезки 1 и 2, и как называют полученные после перерезок препараты мозга? 2) Какая из электрокортикограмм (ЭКоГ) соответствует препарату 1 и какая препарату 2? 3) На основании каких соображений можно решить этот вопрос? (Рис. 173). Рис. 173. Электрокортикограммы «препаратов» Бремера (А и Б). Схема большого мозга с перерезками (1 и 2). Задача 327. 1) Как изменяются записи движения глаз, миограммы и ЭЭГ у кошки: а) при переходе от состояния бодрствования ко сну и б) в различные фазы сна? 2) Рассмотрев все показатели, схематично представленные на рисунке, назовите фазу сна Б и фазу сна В. (Рис. 174). Рис. 174. На рисунке представлены схемы разных поз кошки в состоянии бодрствования (А) и в различные фазы сна (Б и В). 1) Запись движений глаз. 2) Электромиограммы мышц шеи. 3) Электроэнцефалограммы. Задача 328. 1) Какая реакция на звук метронома регистрируется в ЭЭГ у кошки, находящейся «.спокойном состоянии? 2) Чем отличается ЭЭГ на рисунке А от ЭЭГ рисунка Б? 3) Какова причина таких изменений ЭЭГ при реакции кошки на появление мыши? (Рис. 175). Рис. 175. Электроэнцефалографические реакции кошки на звук метронома при различных мотивационных состояниях (А и Б). Задача 329. 1) Рассмотрите на схеме основные группы ядер гипоталамуса, назовите их и укажите, какие функции выполняет гипоталамическая область мозга. 2) Укажите ядра гипоталамуса, секретирующие гормоны. 3) Секреция каких гормонов передней дали гипофиза регулируется ядрами гипоталамического отдела головного мозга? 4) Какими путями нейросекреты достигают гипофиза? (Рис. 176). Рис. 176. Основные ядра гипоталамуса и их отношение к нейросекреции гормонов гипофиза. 1) Мамиллярные тела. 2) Задняя группа ядер. 3) Дорзо–медиальное ядро. 4) Вентромедиальное ядро. 5) Паравентрикулярное ядро. 6) Супраоптическое ядро. 7) Хиазма. (На рисунке не указана латеральная группа ядер). Задача 330. 1) При раздражении каких структур мозга можно получить оборонительную реакцию? 2) При раздражении каких структур мозга можно получить у животных реакцию самостимуляции? (Рис. 177). Рис. 177. Поведенческие реакции крыс при раздражении гипоталамических структур. Задача 331. 1) Как называется состояние собаки, изображенной на рисунке 178, А? 2) Какое состояние мышечного тонуса позволяет экспериментатору придать собаке положение Б? 3) Возможно ли условнорефлекторное воспроизведение подобного состояния? (Рис. 178). Рис. 178. Изменение состояния собаки после введения ей бульбокапнина.
Date: 2016-01-20; view: 2174; Нарушение авторских прав |