Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 3. Язык есть исповедь народа
ЯЗЫК И РЕЧЬ Язык есть исповедь народа... П.А. Вяземский Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Н. Жинкин План 1. Соотношение понятий «язык» и «речь» в современном языкознании. 2. Язык как целостная система. Основные признаки языка. 3. Речь как форма существования языка. Признаки речи. 4. Отличия языка и речи. 5. Язык и мышление. 6. Язык и сознание. Разграничение понятий «язык и речь» чрезвычайно важно для осмысления не только сущности и особенностей названных лингвистических единиц (оно представляет интерес, в первую очередь, лишь для тех, кто глубоко занимается изучением проблем такой науки, как лингвистика), это нужно, прежде всего, для выяснения перспектив совершенствования общей культуры каждого отдельного человека. Если не осмыслить природу языка, не знать, из чего он состоит и как построен, то невозможно понять, кому и как он служит. Язык и речь, с одной стороны, взаимосвязаны и взаимообусловлены, с другой — представляют собой самостоятельные и относительно независимые системы. Рассмотрим каждую из них и процесс взаимодействия этих систем. Язык — особая система знаков — языковых единиц, изменяющихся и сочетающихся по определенным правилам, которая издавна служит средством общения людей. Язык — это не только средство общения, позволяющее передать любую информацию об окружающем нас мире, но и выразитель духа народа, характеризующий его культурный уровень, национальные особенности и опыт. Язык — это также условие существования и развития человека и всего человеческого общества. Язык возникает в сознании каждого отдельного человека. Он усваивается в раннем детстве и проникает в сознание потому, что этим же языком пользуются другие люди, все окружающие. Каждый человек познает свой язык, «беря» его из речи, и происходит это скорее всего на интуитивном уровне. Слушая речь окружающих, ребенок постепенно учится связывать смыслы звуков, слогов, произносимых слов и их сочетаний с теми звуковыми комплексами, которые слышит, затем он воспроизводит их в определенных ситуациях. Усваивая язык постепенно, ребенок начинает комбинировать языковые элементы, познавая всю систему и вырабатывая собственный речевой опыт. По мнению Ю. С. Маслова, «сырой» речевой опыт индивида превращается в его «организованный» языковой опыт, и в сознании человека вырабатывается почти автоматический механизм владения родным языком, и контролер этого механизма — так называемое языковое чутье, или языковая компетенция». М.В. Панов для раскрытия сущности понятий «язык» и «речь» предложил любопытную, на наш взгляд, аналогию: «Представим себе конвейер. С конвейера все время сходят новые часы, только что собранные. Для этого нужны, во-первых, какие-то часы, заранее заготовленные (они делаются не на этом конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть где-то записаны, но важнее, что они есть в головах сборщиков». Отсюда становится очевидным, что части, столь необходимые для производства нужной продукции, и есть то, что мы называем системой средств, то есть языком. А процесс создания и сам результат, то есть готовая продукция, — это наша речь. Каждый хочет пользоваться качественными вещами. Поэтому и к своей речи нам стоит предъявлять столь же серьезные требования, какие мы предъявляем к вещам в быту, к продукции в производстве, к отношениям в обществе. Рассмотрим подробнее основные признаки человеческого языка как совершенного средства общения людей и формирования мысли. Язык — это целостный организм, развивающийся по своим строго определенным законам. Его законы не похожи на те, которым следует человеческий организм, проходя от рождения до смерти, которым вынуждено следовать общество, проходя путь от расцвета к упадку. Дело в том, что язык может исчезнуть только при условии, что не останется ни одного носителя языка, способного воспроизвести хотя бы несколько слов, не будет ни одного графического изображения, позволяющего хотя бы представить себе, как звучало написанное в устной речи. Язык — это не явление природы, а следовательно, биологическим (то есть естественным) законам не подчиняется. Язык не наследуется, не передается от старших младшим. Язык возникает лишь в обществе. Правда, возникает стихийно, но постепенно превращается в организованную (или самоорганизующуюся) систему. Человеческий язык — это не искусственная система сигнализации. Любая сигнальная система создана на основе языка, но возникает она значительно позже. Язык не является набором сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение. Это — необходимое условие существования и развития человеческого общества, элемент духовной культуры человека. Язык — это не орудие производства и не собственно культура, но это, несомненно, общественное явление, позволяющее хранить и сообщать нужную информацию. Именно язык является источником наших знаний о внутреннем мире человека, именно языковая система позволяет передать всю совокупность наших знаний и представлений об окружающем мире. Язык, будучи средством общения, выполняет свою важнейшую функцию — коммуникативную. Но язык не только передает готовую мысль, но формирует эту мысль, поэтому можно говорить о мыс деформирующей функции языка (по В. Гумбольдту). Именно реализуя данные функции, язык становится хранителем опыта поколений, а значит, и средством передачи информации, выполняя таким образом информативную функцию. Язык используется для простого нейтрального сообщения о каком-либо факте — это констатирующая его функция. Он служит средством призыва, побуждения к тем или иным действиям — это функция апеллятивная. Подбором слов и способов выражения мысли при помощи интонации язык выполняет экспрессивную функцию, передавая настроения и эмоции человека. Язык побуждает к действию — в этом проявляется его агитационная функция. Создание и поддержание контакта между собеседниками тоже осуществляется при помощи языка путем выполнения контактообразующей функции. Эстетическая функция языка осуществляется путем эстетического воздействия на собеседника. А что же такое речь? Речь — это форма проявления языка, язык в действии. Речью называют последовательность знаков языка, построенную по его законам из его материала и в соответствии с требованиями выражаемого содержания, мыслей, чувств, настроений. Сравните: язык — форма существования речи, а речь — форма реализации, использования, функционирования языка. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует в разнообразных высказываниях, в речевой деятельности людей. Очевидна взаимосвязь: только в речи язык выполняет одну из своих основных функций — коммуникативную; только в речи возможно передать чувства, эмоции, переживания, отношения (функция экспрессивная). Только в речи возможно прямое воздействие на объект (директивная функция) и эмоционально-волевое влияние (апеллятивная функция). А чего стоит языковая функция обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений (репрезентативная функция), если она не реализуется в речи? А отношение автора речи к содержанию сообщения или его непосредственной эмоциональной реакции на ситуацию (эмотивная функция)? Все функции языка реализуются в речи, в ней они могут сочетаться, так как общение часто требует не только передачи информации, но и побуждает к поступку, вызывает соответствующие эмоции. Именно такое сочетание информативной, побудительной и эмоциональной функций языка можно наблюдать в речи лермонтовского Печорина: «Следующие слова я произнес нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор: — Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, — и хорошенько! — Не может быть! — закричал капитан, — не может быть! Я зарядил оба пистолета, разве что из вашего пуля выкатилась... Это не моя вина! А вы не имеете права переряжать... никакого права... это совершенно против правил, я не позволю... — Хорошо! — сказал я капитану, — если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях... Он замялся. Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущенный и мрачный. — Оставь их! — сказал он, наконец, капитану, который хотел вырвать пистолет мой из рук доктора. — Ведь ты сам знаешь, что они правы». Различные функции языка редко проявляются обособленно в нашей речи, однако их сочетание обычно реализуется с преобладанием какой-либо одной. Так, в научном тексте может преобладать информационная функция, в поэтическом — эмотивная, в публицистическом — агитационная. Функции же речи конкретизируются в том или ином контексте. Коммуникативная может использоваться непосредственно при общении людей, и тогда речь будет представлять собой двусторонний процесс, в котором участвует коммуникатор (тот, кто говорит) и перципиент (тот, кто воспринимает). При этом роли в процессе общения могут меняться. Та же коммуникативная функция может при отсутствии диалога превратиться в средство сообщения (приказ, призыв) или сохранения информации (протокол, архивный документ). Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что язык и речь не просто объединены между собой, а взаимосвязаны, являясь неотъемлемой частью друг друга. В то же время, речь и язык — это далеко не одно и то же. Попробуем в этом разобраться. Язык фиксирует опыт человеческого коллектива, он объективен и обязателен для всех говорящих на нем. Воспроизводимость языка в речи, потенциальность и регулярность в отношениях между языковыми единицами являются его важнейшими характеристиками. Язык нецеленаправлен, ограничен определенным набором единиц, его составляющих. Имея уровневую иерархическую организацию, язык сохраняет отдельность слов. Язык абстрактен, так как существует вне зрения, слуха, обоняния человека. Он независим от ситуации общения, безотносителен к понятию истины и ложности. Что касается человеческой речи, то она, напротив, всегда целенаправленна, в отличие от нецеленаправленности языка. Речь отражает опыт не коллектива, а отдельной личности. Речь материальна, то есть ее можно услышать (устная речь), увидеть и даже осязать при помощи кончиков пальцев (письменная речь)» Речь стремится не к изоляции слов, а к объединению их в речевом потоке согласно законам, существующим в языке, она последовательна и линейна. Только в речи могут встречаться элементы случайного и неупорядоченного, в системной организации языка это невозможно. Речь передает любую информацию, будь она истинна или ложна, в речи можно выразить все, речь динамична, подвижна, бесконечна. Она субъективна и произвольна, так как является результатом творческой деятельности человека. Речь обусловлена ситуацией, она актуальна. Действительно, опыт всех предшествующих поколений зафиксирован в языке. Вспомним, что означает, например, фразеологизм бить баклуши? Как следует из Фразеологического словаря русского языка под ред. Ф. И. Молоткова, бить баклуши —«бездельничать, праздно проводить время». Но ведь значение русского слова иное: БАКЛУШИ (чурки) — «куски осинового чурбана, используемые для приготовления мелких щепных изделий». Откуда бы мы узнали об этом наименовании, о его значении, прямом и переосмысленном в человеческом коллективе? Конечно же, из языка, в котором в определенный период существования появляются те или иные слова, обозначающие предметы жизни и быта людей, явления, действия и т.п. А в речи, помимо бить баклуши, мы могли бы по своему желанию использовать синонимичные выражения-фразеологизмы — лодыря гонять или валять дурака, слова-заменители — бездельничать, лентяйничать, лодырничать, балбесничать и т.п. Означает ли это, что в языке нет указанных выше слов? Нет, не означает. Но в речи каждый вправе выбирать то, что в большей степени соответствует его желанию и максимально передает информацию собеседнику. В языке, словно в шкафу, все элементы его структуры находятся на своих местах, только в речи появляется необходимость выстроить все нужные элементы в определенном порядке. Только в речи можно сказать: «Красота!» — используя иронию как средство передачи мысли, оценивая негативную ситуацию как позитивную. И наоборот, часто мы слышим сочетание ужасно красиво, понимая при этом, что ужасно означает «очень», но данное слово в языке может передавать только негативную оценку чего-либо. Таким образом, речь ситуативно обусловлена в отличие от независимости языка, от конкретной ситуации. Только в речи фраза, например: «Я тебя люблю!» — может быть наполнена эмоциональной истинностью или экспрессивной ложью, язык же не отвечает за правдивость или ложность информации, фраза составлена в полном соответствии с языковыми законами, то есть содержит грамматический субъект, оценивает действие и определяет объект, на который это действие направлено. С точки зрения смысловой правильности текст тоже составлен без нарушения законов. Так что же нам следует изучать? Несомненно, и язык и речь. Не зная требований языковой системы, никогда не сможешь почувствовать всю прелесть отступлений от нормы, но отступлений, не нарушающих закон целесообразности и уместности использования их в речи. И тогда по-особому будут восприниматься такие авторские сочетания слов, как приторная любезность, бубенчиковый смех, трескучие разговоры. И тогда любой художественный текст станет понятнее, ведь такие словосочетания не искажают реальных связей вещей, сохраняют логические закономерности соединения смыслов. Только проникая в глубь языковых явлений, можно почувствовать силу и действенность речи. Итак, мы пришли к выводу, что язык является способом закрепления, хранения и передачи информации, следовательно, можно говорить о тесной связи языка и мышления. Но можно ли отождествлять речь и мышление? Мысль, прежде всего, опирается на речь. В логическом (понятийном) мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены признаки явлений. Знание слов, обозначающих понятия, побуждает человека оперировать этими понятиями, то есть мыслить. Мышление представляет собой процесс, направленный на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Мысль человека облекается в речевые формы, выработанные многовековым развитием языка. Овладение языками способствует активизации всех мыслительных процессов. Именно по этой причине известный психолог Н. И. Жинкин определил речь как канал развития интеллекта. В то же время, работа мысли требует обогащения и усложнения речи. Случается, что человек нечетко излагает свою мысль. Это означает, что в самой мысли есть изъяны и они обнаруживаются на этапе оформления мысли в речи. Бывает и по-другому: хорошо осознавая какой-либо факт, человек затрудняется передать его в речи — ему недостает слов. Исключительную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда ее выражают в ясной и понятной другим речевой форме. Язык и мышление, и это очевидно, связаны между собой, но не тождественны. Вербальное (словесное) мышление представляет собой важнейший компонент человеческого мышления, которое оперирует понятиями, закрепленными в словах, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Вербальное мышление осуществляется в процессах внутренней (речь про себя) или внешней (речь вслух) речи. Таким образом, язык организует знания человека об окружающем мире, закрепляет эти знания и передает следующим поколениям. Но мышление шире, оно опирается не только на язык, а и на действие (практически действенное мышление), на образы (наглядно-образное мышление). Следует помнить: развивая интеллект, мы развиваем речь, работая над речью, — оттачиваем свой интеллект. Как утверждал А. А. Реформатский, «мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышлеяие — это только «вещь для себя», причем не выраженная языком мысль — это не та ясная, отчетливая мысль, которая помогает человеку постигать явления действительности, развивать и совершенствовать науку, это, скорее, некоторое предвидение, а не собственно видение, это не знание в точном смысле этого слова». Если мы будем не просто слушать, но и анализировать звучащую речь, если мы будем не просто читать, а станем учиться у мастеров слова ярко, грамотно и точно выражать свои мысли, если мы будем относиться критически к собственным устным или письменным высказываниям, то наша речь станет такой, которой должен владеть образованный человек современной эпохи. Соотнесите полученные теоретические знания с данными таблиц, содержащими основные положения,
Date: 2016-01-20; view: 1857; Нарушение авторских прав |