Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Язык есть исповедь народа





ЯЗЫК И РЕЧЬ

Язык есть исповедь народа...

П.А. Вяземский

Речь — это канал развития интеллек­та. Чем раньше будет усвоен язык, тем лег­че и полнее будут усваиваться знания.

Н. Жинкин

План

1. Соотношение понятий «язык» и «речь» в совре­менном языкознании.

2. Язык как целостная система. Основные призна­ки языка.

3. Речь как форма существования языка. Призна­ки речи.

4. Отличия языка и речи.

5. Язык и мышление.

6. Язык и сознание.

Разграничение понятий «язык и речь» чрезвычай­но важно для осмысления не только сущности и осо­бенностей названных лингвистических единиц (оно представляет интерес, в первую очередь, лишь для тех, кто глубоко занимается изучением проблем такой на­уки, как лингвистика), это нужно, прежде всего, для выяснения перспектив совершенствования общей куль­туры каждого отдельного человека. Если не осмыс­лить природу языка, не знать, из чего он состоит и как построен, то невозможно понять, кому и как он служит. Язык и речь, с одной стороны, взаимосвяза­ны и взаимообусловлены, с другой — представляют собой самостоятельные и относительно независимые системы. Рассмотрим каждую из них и процесс взаи­модействия этих систем.

Язык — особая система знаков — языковых еди­ниц, изменяющихся и сочетающихся по определен­ным правилам, которая издавна служит средством общения людей. Язык — это не только средство об­щения, позволяющее передать любую информацию об окружающем нас мире, но и выразитель духа народа, характеризующий его культурный уровень, нацио­нальные особенности и опыт. Язык — это также усло­вие существования и развития человека и всего чело­веческого общества.

Язык возникает в сознании каждого отдельного че­ловека. Он усваивается в раннем детстве и проникает в сознание потому, что этим же языком пользуются дру­гие люди, все окружающие. Каждый человек познает свой язык, «беря» его из речи, и происходит это скорее всего на интуитивном уровне. Слушая речь окружаю­щих, ребенок постепенно учится связывать смыслы зву­ков, слогов, произносимых слов и их сочетаний с теми звуковыми комплексами, которые слышит, затем он воспроизводит их в определенных ситуациях. Усваи­вая язык постепенно, ребенок начинает комбинировать языковые элементы, познавая всю систему и вырабаты­вая собственный речевой опыт. По мнению Ю. С. Маслова, «сырой» речевой опыт индивида превращается в его «организованный» языковой опыт, и в сознании человека вырабатывается почти автоматический меха­низм владения родным языком, и контролер этого ме­ханизма — так называемое языковое чутье, или языко­вая компетенция».

М.В. Панов для раскрытия сущности понятий «язык» и «речь» предложил любопытную, на наш взгляд, аналогию: «Представим себе конвейер. С кон­вейера все время сходят новые часы, только что со­бранные. Для этого нужны, во-первых, какие-то часы, заранее заготовленные (они делаются не на этом кон­вейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть где-то записаны, но важнее, что они есть в головах сборщи­ков». Отсюда становится очевидным, что части, столь необходимые для производства нужной продукции, и есть то, что мы называем системой средств, то есть языком. А процесс создания и сам результат, то есть готовая продукция, — это наша речь. Каждый хочет пользоваться качественными вещами. Поэтому и к сво­ей речи нам стоит предъявлять столь же серьезные тре­бования, какие мы предъявляем к вещам в быту, к продукции в производстве, к отношениям в обществе.

Рассмотрим подробнее основные признаки человечес­кого языка как совершенного средства общения людей и формирования мысли. Язык — это целостный орга­низм, развивающийся по своим строго определенным законам. Его законы не похожи на те, которым следует человеческий организм, проходя от рождения до смер­ти, которым вынуждено следовать общество, проходя путь от расцвета к упадку. Дело в том, что язык может исчезнуть только при условии, что не останется ни од­ного носителя языка, способного воспроизвести хотя бы несколько слов, не будет ни одного графического изоб­ражения, позволяющего хотя бы представить себе, как звучало написанное в устной речи. Язык — это не явле­ние природы, а следовательно, биологическим (то есть естественным) законам не подчиняется. Язык не на­следуется, не передается от старших младшим. Язык возникает лишь в обществе. Правда, возникает сти­хийно, но постепенно превращается в организованную (или самоорганизующуюся) систему.


Человеческий язык — это не искусственная сис­тема сигнализации. Любая сигнальная система создана на основе языка, но возникает она значительно позже. Язык не является набором сигналов, передающих реак­ции на ситуации и регулирующих поведение. Это — не­обходимое условие существования и развития челове­ческого общества, элемент духовной культуры челове­ка. Язык — это не орудие производства и не собственно культура, но это, несомненно, общественное явление, позволяющее хранить и сообщать нужную информацию. Именно язык является источником наших знаний о внут­реннем мире человека, именно языковая система позво­ляет передать всю совокупность наших знаний и пред­ставлений об окружающем мире.

Язык, будучи средством общения, выполняет свою важнейшую функцию — коммуникативную. Но язык не только передает готовую мысль, но формирует эту мысль, поэтому можно говорить о мыс деформирую­щей функции языка (по В. Гумбольдту). Именно реа­лизуя данные функции, язык становится хранителем опыта поколений, а значит, и средством передачи ин­формации, выполняя таким образом информативную функцию. Язык используется для простого нейтраль­ного сообщения о каком-либо факте — это констатиру­ющая его функция. Он служит средством призыва, по­буждения к тем или иным действиям — это функция апеллятивная. Подбором слов и способов выражения мысли при помощи интонации язык выполняет экс­прессивную функцию, передавая настроения и эмоции человека. Язык побуждает к действию — в этом прояв­ляется его агитационная функция. Создание и поддер­жание контакта между собеседниками тоже осуществ­ляется при помощи языка путем выполнения контактообразующей функции. Эстетическая функция язы­ка осуществляется путем эстетического воздействия на собеседника.

А что же такое речь? Речь — это форма проявле­ния языка, язык в действии. Речью называют по­следовательность знаков языка, построенную по его законам из его материала и в соответствии с требо­ваниями выражаемого содержания, мыслей, чувств, настроений. Сравните: язык — форма существования речи, а речь — форма реализации, использования, фун­кционирования языка. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует в разнообразных высказываниях, в речевой деятельности людей. Очевидна взаимосвязь: только в речи язык выполняет одну из своих основных функций — коммуникативную; толь­ко в речи возможно передать чувства, эмоции, пережи­вания, отношения (функция экспрессивная). Только в речи возможно прямое воздействие на объект (дирек­тивная функция) и эмоционально-волевое влияние (апеллятивная функция). А чего стоит языковая фун­кция обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений (репрезента­тивная функция), если она не реализуется в речи? А отношение автора речи к содержанию сообщения или его непосредственной эмоциональной реакции на ситу­ацию (эмотивная функция)? Все функции языка реа­лизуются в речи, в ней они могут сочетаться, так как общение часто требует не только передачи информа­ции, но и побуждает к поступку, вызывает соответству­ющие эмоции. Именно такое сочетание информативной, побудительной и эмоциональной функций языка можно наблюдать в речи лермонтовского Печорина:

«Следующие слова я произнес нарочно с расстанов­кой, громко и внятно, как произносят смертный при­говор:


— Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, — и хорошенько!

— Не может быть! — закричал капитан, — не мо­жет быть! Я зарядил оба пистолета, разве что из ваше­го пуля выкатилась... Это не моя вина! А вы не имеете права переряжать... никакого права... это совершенно против правил, я не позволю...

— Хорошо! — сказал я капитану, — если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях...

Он замялся.

Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, сму­щенный и мрачный.

— Оставь их! — сказал он, наконец, капитану, ко­торый хотел вырвать пистолет мой из рук доктора. — Ведь ты сам знаешь, что они правы».

Различные функции языка редко проявляются обо­собленно в нашей речи, однако их сочетание обычно реализуется с преобладанием какой-либо одной. Так, в научном тексте может преобладать информационная функция, в поэтическом — эмотивная, в публицисти­ческом — агитационная. Функции же речи конкрети­зируются в том или ином контексте. Коммуникативная может использоваться непосредственно при общении людей, и тогда речь будет представлять собой двусто­ронний процесс, в котором участвует коммуникатор (тот, кто говорит) и перципиент (тот, кто воспринима­ет). При этом роли в процессе общения могут менять­ся. Та же коммуникативная функция может при отсут­ствии диалога превратиться в средство сообщения (при­каз, призыв) или сохранения информации (протокол, архивный документ).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что язык и речь не просто объединены между собой, а взаимосвязаны, являясь неотъемлемой частью друг друга.

В то же время, речь и язык — это далеко не одно и то же. Попробуем в этом разобраться. Язык фиксирует опыт человеческого коллектива, он объективен и обя­зателен для всех говорящих на нем. Воспроизводимость языка в речи, потенциальность и регулярность в отно­шениях между языковыми единицами являются его важ­нейшими характеристиками. Язык нецеленаправлен, ограничен определенным набором единиц, его состав­ляющих. Имея уровневую иерархическую организацию, язык сохраняет отдельность слов. Язык абстрактен, так как существует вне зрения, слуха, обоняния челове­ка. Он независим от ситуации общения, безотносите­лен к понятию истины и ложности.

Что касается человеческой речи, то она, напротив, всегда целенаправленна, в отличие от нецеленаправ­ленности языка. Речь отражает опыт не коллектива, а отдельной личности. Речь материальна, то есть ее мож­но услышать (устная речь), увидеть и даже осязать при помощи кончиков пальцев (письменная речь)» Речь стре­мится не к изоляции слов, а к объединению их в ре­чевом потоке согласно законам, существующим в язы­ке, она последовательна и линейна. Только в речи могут встречаться элементы случайного и неупорядо­ченного, в системной организации языка это невозмож­но. Речь передает любую информацию, будь она истин­на или ложна, в речи можно выразить все, речь дина­мична, подвижна, бесконечна. Она субъективна и произвольна, так как является результатом творчес­кой деятельности человека. Речь обусловлена ситуа­цией, она актуальна.


Действительно, опыт всех предшествующих поко­лений зафиксирован в языке. Вспомним, что означа­ет, например, фразеологизм бить баклуши? Как сле­дует из Фразеологического словаря русского языка под ред. Ф. И. Молоткова, бить баклуши —«бездельни­чать, праздно проводить время». Но ведь значение русского слова иное: БАКЛУШИ (чурки) — «куски осинового чурбана, используемые для приготовления мелких щепных изделий». Откуда бы мы узнали об этом наименовании, о его значении, прямом и переос­мысленном в человеческом коллективе? Конечно же, из языка, в котором в определенный период существо­вания появляются те или иные слова, обозначающие предметы жизни и быта людей, явления, действия и т.п. А в речи, помимо бить баклуши, мы могли бы по своему желанию использовать синонимичные выраже­ния-фразеологизмы — лодыря гонять или валять ду­рака, слова-заменители — бездельничать, лентяйни­чать, лодырничать, балбесничать и т.п. Означает ли это, что в языке нет указанных выше слов? Нет, не означает. Но в речи каждый вправе выбирать то, что в большей степени соответствует его желанию и мак­симально передает информацию собеседнику. В языке, словно в шкафу, все элементы его структуры находят­ся на своих местах, только в речи появляется необхо­димость выстроить все нужные элементы в определенном порядке. Только в речи можно сказать: «Красо­та!» — используя иронию как средство передачи мыс­ли, оценивая негативную ситуацию как позитивную. И наоборот, часто мы слышим сочетание ужасно кра­сиво, понимая при этом, что ужасно означает «очень», но данное слово в языке может передавать только не­гативную оценку чего-либо. Таким образом, речь си­туативно обусловлена в отличие от независимости язы­ка, от конкретной ситуации. Только в речи фраза, например: «Я тебя люблю!» — может быть наполнена эмоциональной истинностью или экспрессивной ложью, язык же не отвечает за правдивость или ложность ин­формации, фраза составлена в полном соответствии с языковыми законами, то есть содержит грамматичес­кий субъект, оценивает действие и определяет объект, на который это действие направлено. С точки зрения смысловой правильности текст тоже составлен без на­рушения законов.

Так что же нам следует изучать? Несомненно, и язык и речь. Не зная требований языковой системы, никогда не сможешь почувствовать всю прелесть от­ступлений от нормы, но отступлений, не нарушающих закон целесообразности и уместности использования их в речи. И тогда по-особому будут восприниматься такие авторские сочетания слов, как приторная лю­безность, бубенчиковый смех, трескучие разговоры. И тогда любой художественный текст станет понят­нее, ведь такие словосочетания не искажают реаль­ных связей вещей, сохраняют логические закономер­ности соединения смыслов. Только проникая в глубь языковых явлений, можно почувствовать силу и дей­ственность речи.

Итак, мы пришли к выводу, что язык является способом закрепления, хранения и передачи инфор­мации, следовательно, можно говорить о тесной связи языка и мышления. Но можно ли отождествлять речь и мышление? Мысль, прежде всего, опирается на речь. В логическом (понятийном) мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены призна­ки явлений. Знание слов, обозначающих понятия, по­буждает человека оперировать этими понятиями, то есть мыслить. Мышление представляет собой процесс, на­правленный на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человечес­ком сознании. Мысль человека облекается в речевые формы, выработанные многовековым развитием языка. Овладение языками способствует активизации всех мыс­лительных процессов. Именно по этой причине извест­ный психолог Н. И. Жинкин определил речь как ка­нал развития интеллекта. В то же время, работа мыс­ли требует обогащения и усложнения речи. Случается, что человек нечетко излагает свою мысль. Это означа­ет, что в самой мысли есть изъяны и они обнаружива­ются на этапе оформления мысли в речи. Бывает и по-другому: хорошо осознавая какой-либо факт, человек затрудняется передать его в речи — ему недостает слов. Исключительную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда ее выражают в ясной и понятной другим речевой форме.

Язык и мышление, и это очевидно, связаны между собой, но не тождественны. Вербальное (словесное) мыш­ление представляет собой важнейший компонент чело­веческого мышления, которое оперирует понятиями, за­крепленными в словах, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Вербальное мышление осуществля­ется в процессах внутренней (речь про себя) или внеш­ней (речь вслух) речи. Таким образом, язык организует знания человека об окружающем мире, закрепляет эти знания и передает следующим поколениям. Но мышле­ние шире, оно опирается не только на язык, а и на действие (практически действенное мышление), на обра­зы (наглядно-образное мышление). Следует помнить: развивая интеллект, мы развиваем речь, работая над речью, — оттачиваем свой интеллект. Как утверждал А. А. Реформатский, «мышление развивается и обнов­ляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышлеяие — это только «вещь для себя», причем не выра­женная языком мысль — это не та ясная, отчетливая мысль, которая помогает человеку постигать явления действительности, развивать и совершенствовать науку, это, скорее, некоторое предвидение, а не собственно ви­дение, это не знание в точном смысле этого слова».

Если мы будем не просто слушать, но и анализиро­вать звучащую речь, если мы будем не просто читать, а станем учиться у мастеров слова ярко, грамотно и точ­но выражать свои мысли, если мы будем относиться кри­тически к собственным устным или письменным выска­зываниям, то наша речь станет такой, которой должен владеть образованный человек современной эпохи.

Соотнесите полученные теоретические знания с дан­ными таблиц, содержащими основные положения,

 







Date: 2016-01-20; view: 1857; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию