Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОТ АВТОРА. Книга для тех, кто всерьез интересуется проблемами родной речи, для тех, кто осознает, как важно говорить правильно и красиво
Книга для тех, кто всерьез интересуется проблемами родной речи, для тех, кто осознает, как важно говорить правильно и красиво, для тех, кто ценит искусство слова. Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к уровню знаний и умений студентов средних специальных учебных заведений. В нем представлены блоки, отражающие содержание программы по русскому языку и культуре речи. Каждый блок содержит теоретический материал (в форме лекции), вводящий в проблему и раскрывающий основное содержание темы, сжатое изложение теоретического материала, представленное в виде схем и таблиц, образцы рассуждения, отражающие некоторые вопросы по культуре речи, ориентиры для самоконтроля, тексты для анализа и задания для проверки сформированности навыков, справочный и инструктивный материал. Книга может быть полезна учителю и учащемуся общеобразовательной школы, преподавателю и студенту средних учебных заведений. ПРЕДИСЛОВИЕ
Общая культура человека немыслима без культуры речевой. Вряд ли кто-то с этим может не согласиться. Правильная, яркая, эмоциональная, содержательная речь человека — это залог и достижения взаимопонимания между людьми, и успешного общения с окружающими, и, наконец, профессионального успеха. Речевая культура придает уверенность в собственных силах, помогает правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации. Речевые же оплошности приводят к неточности понимания, двусмысленности восприятия сказанного и невольно могут вызвать ироничное отношение к говорящему и сделать человека объектом насмешек. В профессиональной сфере востребованы сегодня только те, кто может мыслить самостоятельно, кто свободно выстраивает свое речевое поведение в соответствии с нормами, определенными системой языка, а также общественными и профессиональными требованиями. В речи, прежде всего, проявляется личность. Интеллект, чувства, интересы человека всегда отражаются в том, что и как он говорит. Быстрая или медленная, отрывистая или плавная, многословная или лаконичная, безошибочная или безграмотная, речь представляет собой способ раскрытия личности. «По одежке встречают, — говорит русская пословица, — а по уму провожают». Где же, как не в речи, лучше всего проявляется уровень образованности человека, степень самостоятельности его мышления, общая его культура?! Как хотелось бы слышать вокруг речь, лишенную каких бы то ни было ошибок, точно понимать, что говорящий имеет в виду, а не переспрашивать при этом, уточняя необходимую для себя информацию! К сожалению, далеко не каждый носитель языка понимает важность соответствия речи определенным нормам, выработанным в обществе на том или ином этапе его развития. Как известно, наиболее четко языковая норма проявляется в письменной речи. По этой причине изучение русского языка в школе долгое время было сориентировано на умение использовать во время письма различные орфографические правила. Проверка грамотности при помощи диктанта стала для пишущих поистине суровейшим наказанием, но она все же позволяла определить степень владения ими языковой нормой, подчеркиваем, в письменной речи. Так уж сложилось, что на протяжении многих лет владение письменной речью, соответствующей нормам языка, было обязательным условием, позволяющим молодому человеку получить сначала аттестат зрелости, а потом возможность поступить в высшее учебное заведение. Принятая ныне для контроля знаний по русскому языку система тестирования, может быть, даже расширяет возможности проверки сформированности навыков владения различными аспектами языка, в том числе стилистикой, функционально-смысловыми типами речи, лингвистикой текста и т.д., но и тестирование, к сожалению, не учитывает специфику языкового мышления проверяемого, его способность предложить свой — и тоже верный — вариант ответа, не предусмотренный составителями теста, собственную оценку того или иного языкового факта. Ведь тестирование — это тоже проверка владения навыками письменной речи. Невнимание к устной речи привело к серьезнейшим проблемам: устная речь учащихся, которая когда-то ставилась во главу угла при обучении языку, в настоящее время развивается недостаточно, и это становится проблемой общества. И вот уже мы используем слова, называемые «паразитами», чтобы восполнить недостаток или слов, или мыслей. И вот уже нам сложно пересказать содержание читаемой книги, просмотренного фильма, увиденной ситуации. А ведь проблема, прежде всего, в нашем нежелании понять простую истину: язык находит свое выражение в речи, а речь — это мы сами и есть. Какова наша речь — таковы мы, каковы мы — таково общество, каково общество — такова наша жизнь. В печати все чаще и чаще мы встречаем высказывания, в которых чувствуется беспокойство о судьбе русского языка. Не станет ли наш «великий и могучий» язык обслуживать только массовую культуру с ее убогой грамматикой, бедным интернационализированным словарным составом и разрушенной фразеологией? Не случайно сегодня поднимается вопрос о том, что нынешние средства массовой информации тиражируют пороки современной речи, демонстрируют чрезвычайно низкую речевую культуру. И вот уже мастера культуры, авторитетные специалисты российской педагогики обращаются к общественности, к руководителям телевизионных каналов и владельцам СМИ России через «Литературную газету»: «Господа! Мы, к сожалению, должны повторить, что идет целенаправленное, агрессивное засорение языка! Разного рода реклама, объявления и просто сообщения с помощью радио, телевидения и прессы просто издеваются над языком, невольно заставляя повторять и детей все эти «шоу», «синглы», «эксклюзивы», «саунды» и «бомонды». Не от этого ли и появляются сегодня иваны, не помнящие родства?.. Вместе со всеми почитателями современной русской литературы мы сегодня с болью в сердце говорим: «Заговор невежества не должен пройти!» Как это ни печально, но нельзя не согласиться с ироничным выводом академика Международной Академии информатизации М. А. Птушенко: «Кто мы? Если по-немецки научились говорить без переводчика, а по-русски никак». Каждому сегодня следует понять, что культура речи — это неотъемлемая черта личности, показатель общечеловеческой культуры. Уместно вспомнить и слова великого русского писателя А. П. Чехова: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...» Следует помнить каждому, что, совершенствуя свою речь, человек совершенствует самого себя.
Date: 2016-01-20; view: 3805; Нарушение авторских прав |