Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Третье задание — «Построй колодец из палочек
нспичек)». Ведущая рука — которая используется более \ активно. / Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и I Поймать его несколько раз. Пятое задание — вырезание ножницами по конту-РУ рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, Шор и т.п.). Ведущая — более активная рука, причем это не Обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, щ^- ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок В'Дет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Выреза- 66 лие может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют '■ руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок. Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2—3) с завинчивающимися крышками.^Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек. Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить. Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу и т.п.». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и подправляющая кубики, детали. При складывании кубиков тоже чаще используются две г Руки, кроме того это довольно привычный вид деятель- ности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием. Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.
При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки». Десятым пунктом заданий будут данные о семейном левшестве. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в график «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего левша. На первый взгляд все просто, однако вы можете получить все плюсы в графе «Левая рука» за 2—9 задания, но за первое — рисование может быть минус, т.е. все бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. Это один из вариантов сложных случаев, которые совсем не редки. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых действиях, а преимущество правой — в графических. Ситуация может быть прямо противоположной. Полезно еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия (см. стр. 63). А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой в бытовых условиях? Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой, или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители, придерживаются такой позиции — «какую руку чаще использует, такой пусть и пишет». Но одно дело выполнять привычные бытовые действия, другое — письмо. Существуют даже специальные термины «графическое функциональное превосходство» (т.е. могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (т.е. могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»). Исследования французских ученых показали, что как правило (в 90% случаев) «графические» левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши (в 90% случаев) бытовыми правшами, причем это соотношение сохраняется в возрасте от 5 до 12 лет. Есть дети — амби-декстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, и каждый из них может быть тем единственным случаем, который вы и должны будете определить. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты: 1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и Рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с
70 раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным (мы разберем подобные примеры в следующих разделах). 2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой. Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. Внимание и терпение — все, что требуется от взрослых, и во всех случаях стоит с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой. Нередко родители и педагоги (особенно учителя физической культуры) считают необходимым определение ведущей ноги и ведущего глаза. Это целесообразно выявить при выборе вида занятий физической культурой и спортом, занятий биологией, астрономией, т.к. переучивание или навязанная необходимость действовать неведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания. Тесты для определения «ногости» не так разнообразны, как для определения рукости, но они есть: 1. Закидывание ноги на ногу — ведущая нога при этом 2. Измерение длины шага — считается, что длина шага 3. Тест на отклонение от заданного направления осно |йЛИ в светонепроницаемой повязке (очках). Человек, естественно, отклоняется от заданного направления движения за счет разной длины шага. Ведущей считается I нога, противоположная направлению отклонения, если |г (угклонение больше 1 м. Тесты на определение ведущего глаза более разнообразны. 1. Самый простой из них — подзорная труба. Считает Проба Розенбаха. Можно поставить ребенка лицом к окну на расстоянии 3—4 м, дать ему в вытянутую руку карандаш и попросить, держа карандаш вертикально, совместить его с вертикальной линией (рамой). При закрывании ведущего глаза карандаш резко смещается. Если ведущий глаз правый, то при закрывании правого глаза карандаш смещается вправо, если ведущий глаз — левый, карандаш смещается влево. При закрывании неве-Дущего глаза карандаш остается на месте. Проба Литинского. При выполнении этой пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2—3 см к переносице. Ве-ДУЩий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и Удерживает ее, а неведущий совершает горизонтальные Движения отведения и приведения. Итак, вы знаете, как определить, какая рука, нога и глаз ведущие у вашего ребенка. Сама процедура обследо-; ьания несложна, а вот сложные случаи встречаются очень Часто. Рассмотрим некоторые из них.
72
Случай первый Дина живая, активная, контактная девочка, ей 6 лет 2 месяца. Третий год она ходит в частный детский сад. Детский сад — фактически группа детей, ее сверстников, с которыми она проводит весь день с утра до вечера шесть раз в неделю (три дня с одним педагогом и воспитательницей, три дня — с другими). Дина ловка, подвижна, хорошо играет в теннис (ходит в секцию три раза в неделю). В бытовых действиях одинаково часто использует обе руки, очень ловко ест вилкой (в левой руке) и ножом (в правой). Ложку может взять и в левую, и в правую руку. Мяч бросает и ловит также правой и левой рукой, ракетку, как правило, держит обеими руками. По словам мамы, «ребенок был без проблем», но год назад, когда ее начали готовить к письму и стали учить правильно держать ручку, столкнулись с «непонятным упрямством» — ручку Дина брала только в левую руку. «Чего только не делали, — рассказывает мама, — и уговаривали, и убеждали, и показывали, насколько удобнее правой, и пугали, что будет плохой почерк, а над левшами дети смеются. Бесполезно, и объяснение одно — так удобнее». «Нет, — продолжала мама, — я бы еще согласилась, если бы она была левшой, но ведь почти все делает правой рукой, ест, вырезает, клеит, правда, рисует чаще левой, но бывает и правой. Самое странное, что обычно она спокойная, добрая девочка, а тут изменился характер, она стала просто злючкой, даже агрессивность какая-то появляется, когда заставляют ее писать правой рукой. Конечно, левой получается немного красивее, но левой она хочет писать, старается, правой пишет как попало, не хочет». Мы привели столь длинный монолог мамы, потому что он достаточно типичен во многих отношениях. Выделим сначала главное — негативное отношение к ^евшеству. Оно даже не завуалировано, хотя мама не хо-bjeT в этом признаваться, настаивая на том, что она не Усчитает левшей «ущербными», но только не может понять, «почему ребенок, который может работать правой рукой, не хочет правой рукой писать». Это негативное отношение проявляется не только в настойчивом желании заставить Дину писать правой рукой, но и в том, что ее «пугали» плохим почерком, насмешками. Не стоит удивляться и появлению проблем «с характером». Это достаточно типичное проявление ухудшения психического здоровья ребенка, связанное с необходимостью действовать неведущей рукой, лпюс раздражение и недовольство мамы, плюс собственная неуверенность и неудовлетворенность. Дальнейшая беседа с мамой показала, что ситуация усугублялась и достаточно жесткими требованиями учительницы, проводящей занятия. Очень интересно мнение самой Дины о сложившейся ситуации: «Все мне надоели, я уже никакой рукой не хочу писать». И такой вывод ребенка вполне логичен, ведь ей непонятно, почему не разрешают писать так, как «удобно», как «красивее получается», а заставляют делать то, что трудно, не доставляет удовольствия и не дает хорошего результата. Левша ли Дина? Специальное обследование показало, что Дина типичный «бытовой амбидекстр», т.е. ребенок одинаково хорошо владеющий и правой, и левой рукой в бытовых действиях, однако при этом она и типичный графический левша — все движения с ручкой и карандашом ей удобнее выполнять левой рукой. При работе левой ручкой движения ее более четки, легки, размеренны, нет; Излишнего мышечного напряжения, хорошо скоордини-? Рованы движения пальцев, кисти, предплечья, плеча, рука ^более плавно передвигается по строке. При письме правой рукой ручка удерживается всеми пальцами сразу, «в \ Щепоти», у самого кончика ручки, рука сильно напряже-
74 на, практически не передвигается по строке, только р^ ворачивается кисть и сохраняется жесткий упор на вцу/ реннюю часть ладони (при этом каждая последующ^ буква мельче предыдущей). Линии неровные, выра^ тремор. Вне всякого сомнения Дина должна писать только левой рукой. Date: 2015-12-12; view: 395; Нарушение авторских прав |