Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение леворукости





Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвящен­ных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, доказательные подтверждения ка­кой-либо одной гипотезы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположе­ния и доказанные многолетними исследованиями.

По-видимому, это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к левору­кости.

Естественно, что в теориях происхождения леворукос­ти за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.

Многие гипотезы прошлого века объясняют преиму­щественное владение правой рукой, а леворукость рас­сматривают как исключение.

Согласно одной из таких гипотез, праворукость объяс­няется асимметричным расположением внутренних орга­нов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необ­ходимый упор на левую ногу делает более свободной пра­вую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения — точными.


Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений до­лжен защищать сердце и| поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки. Конечно, мы можем улыбнуться сейчас наив­ности, бездоказательности и противоречивости этих гипотез, однако пока не буч дем полностью перечерки­вать возможность влияния различных факторов внеш­ней среды на формирова­ние леворукости. Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возник­новения леворукости, апеллируя при этом к Платону, который считал: «Руками своими пользуемся мы как ка­леки, и покалечила нас глупость матерей и нянек; равно-! весие, которое природа соблюдает, создавая наши конеч­ности, мы разрушаем скверной привычкой».

Одной из первых теорий возникновения леворуко-i сти была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом при-| вычки, влияния социальных условий среды (почти тео­рия щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая «натренированная» привычка работать левой рукой пере­дается из поколения в поколение.


Можем ли мы оспорить это мнение? Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, т.к. многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали — про­центное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Однако мы не можем и полностью отвергать такое влияние.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологиче­ских причин, становятся левшами. Наиболее частыми при­чинами такой леворукости (иногда называемой вынужден­ной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Пред­ставьте себе полутора-двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны это возраст очень активных движе­ний руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой — попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку, но правая рука больна, недееспособ­на, и невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспо­койства, но совсем нередко бывает несколько травм под­ряд, и вот тогда внешние условия среды берут свое. Левой рукой ребенку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает вынужденное левшество. Есть вынужден­ные левши среди детей с последствиями ДЦП. Наруше­ния нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой рукой. Левая рука больше тренируется, лучше развивается.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденно­го левшества. Дело в том, что деятельность ребенка фор­мируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучи­вание и многие левши в окружении правшей тоже начи­нают более активно действовать правой рукой.


Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде

— у него могут быть леворукие папа или мама, бабушка
или дедушка, брат или сестра. А самое главное — в семье
никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет
считать себя левшой, разве только он будет не очень уме­
лым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены
руки как правило сопровождаются невротическими и эмо­
циональными нарушениями, а также координационным
дискомфортом, трудностями освоения сложных двигатель­
ных навыков.


Итак, внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию ле-ворукости, но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связа­на с деятельностью мозга (но об этом мы расскажем в специальной главе).

Тесная связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет нам согласиться с главным выводом С. Джексона: если под влиянием среды можно сформи­ровать определенный вариант предпочтения руки (пра­вой или левой), то нужно тренировать обе руки равно­мерно. Стремление натренировать обе руки — голубая мечта спортивных тренеров, увы, она оказывается недо­стижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста веду­щая рука — правая, он и работает правой рукой, а левша

— левой именно потому, что у правши и левши свой спе­
цифический характер функционирования мозга.

За социальной теорией возникновения левшества тя­нется длинный шлейф проблем, связанных с переучива­нием. Корни желания переучить левшу в том, что лев-шество считали дурной привычкой, а дурные привычки не только можно, но и нужно искоренять.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками развития, на-


рушениями речевого развития. Это дало основание пред­положить, что возможен патологический генез или пато­логическое происхождение леворукости.

В настоящее время есть достаточное количество фак­тов, подтверждающих возможность патологического про­исхождения леворукости. Причем есть сторонники край­них взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в се­мье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объ­ясняется родовой травмой. Действительно, исследова­ния, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует гене­тически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в раз­ных поколениях.

Вероятность появления леворукого ребенка увеличи­вает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обыч­но определяют наличием не менее чем двух неблагопри­ятных факторов, среди которых низкая масса тела ново­рожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфик­сия новорожденного и ряд других.

Но сторонников таких крайних взглядов немного, боль­шая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно по­нимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функций. В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, воз­можно, как единую причину возникновения и леворуко­сти, и нарушений в развитии ребенка патологические фак­торы, связанные с течением беременности и родов.



обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти циф­ры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% — если один из родителей левша, и 6,3% — если в семье не было леворукого.

Однако подтверждение возможности влияния генети­ческих факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит. Генетические модели, объясняющие возмож­ность передачи рукости из поколения в поколение, должны восполнить этот пробел. Расчетные данные, которые дает любая генетическая модель, должны совпадать с практи­ческими, и чем выше совпадение, тем больше вероят­ность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.

Одна из генетических теорий происхождения левору-кости, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой — контроль моторных функций.

В основе этой модели предположение, что рукость в каждом конкретном случае связана с межполушарной асимметрией и типом моторного контроля. В соответст­вии с моделью большая часть людей праворуки и имеют центр речи в левом полушарии — так и есть. Среди лево-руких возможны два варианта расположения речевых цен­тров и в левом (таких большинство) и в правом полуша­рии, что также подтверждается конкретными результата­ми. Известно, что каждое полушарие управляет конеч­ностями противоположной стороны тела: левое — правой; стороной, правое — левой. Однако в соответствии с моде- 1 лью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предполо- I жить возможность контроля правой стороны тела правым I

18


полушарием, а левой -- левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полуша­рием, однако электрофизиологические данные послед­них лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.

Левополушарная доминантность по руке и по речи рас­сматривается многими авторами как непременное усло­вие эффективной деятельности, а все несовпадения объ­ясняются результатом пре- и перинатальных поражений. Однако и в этом вопросе между исследователями нет еди­нодушия. Было высказано предположение о том, что функ­ция речи и мануальное предпочтение одной из рук могут быть и не связаны между собой, т.к. левое полушарие обычно является доминирующим по речи, вне зависимо­сти от моторной латерализации. Дальнейшие исследова­ния латерализации речевых и моторных функций, в опре­деленной степени подтвердив эти положения, в то же время убедительно показали возможность существования раз­личных вариантов.


Еще одна генетическая модель американских исследо­вателей Н. Гешвинда и А. Галабурды предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказатель­ство того, что в происхождении леворукости имеют зна­чение факторы дородового развития, в том числе и эн­докринный статус матери и ребенка, определяющий раз­витие правого и левого полушарий мозга в период внут­риутробного развития.

Достаточно -четкая генетическая модель наследования леворукости, известная как теория «правого сдвига», пред­ложена английской ученой М. Аннет, согласно этой мо­дели фактор «правого сдвига» определяет вероятность до­минирования левого полушария как для речевых, так и Для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержа-

19


щего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариан­тный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.

В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидектры и праворукие в человеческой популяции распределены в соответствии 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Существуют варианты теорий, рассматривающих ком­плексное сочетание патологических и генетических фак­торов, лежащих в основе проявления факторов латераль­ного предпочтения.

Учитывая все эти факты, по-видимому, более коррект­ным было бы представление о гетерогенной (разнопри-чинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обус­ловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочте­ния руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.

Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в зна­чительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. При­чем возможны различные варианты сочетания этих фак- I торов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей I на земле более ловкой, сильной и точной оказывается] правая рука и почему только часть — их зеркальное отра- j жение.


Мы не знаем и почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь вы­сокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени, а значит мы еще далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.







Date: 2015-12-12; view: 1217; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию