Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Беды переученных левшей. Надеемся, что нам удалось убедить вас в нецелесообразности и пагубности переучивания, в том, что именно переучивание
Надеемся, что нам удалось убедить вас в нецелесообразности и пагубности переучивания, в том, что именно переучивание, наряду со всем комплексом отрицательных воздействий школы, может стать причиной возникновения неврозов. Согласно данным отечественных медиков у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у их праворуких сверстников. Как уже говорилось, одна из причин, вызывающих неврозы, — насильственное переучивание, являющееся сильным стрессорным фактором. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы неврозов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Среди леворуких школьников, не подвергавшихся переучиванию, неврозы диагностировались только в 12% случаев. Причем, повышенная частота невротических отклонений наблюдается не только у детей, демонстрирующих явное предпочтение левой руки, но и у правшей, имеющих леворуких родственников (т.е. у детей с невыраженным левшеством). Следует подчеркнуть, что исходно леворукие дети, принявшие участие в описываемом исследовании, не отличались от контрольной группы праворуких детей. Так, левши рано начали держать голову; речь и двигательная активность развивались у них нормально. Они вовремя начинали сидеть, стоять, ходить, гулять, произносить первые слова. Были подвижны, приветливы, ласковы и дружелюбны. Возникновение невротического состояния У большинства из них оказалось приуроченным к началу переучивания. «Что же вы нас так запугиваете?» — спросила пожилая I учительница автора этой книги на лекции о леворуких детях. — «Я родителям говорю в первые же дни, что не знаю, как учить леворуких, пусть пишут правой рукой. Много г лет работаю, и ничего особенного не случилось». Очень напомнила нам эта учительница другую, которая варежку надевала на левую руку, мало задумываясь о последствиях. Собственно говоря, а что означает для учителя и родителей что-то особенное или «ничего особенного»? К сожалению, часто взрослые не видят ничего особенного ни в повышенной возбудимости ребенка, ни в резких колебаниях настроения, ни в беспокойном сне, ни в страхах, тревогах, которые могут не давать покоя. Детям порой трудно понять свое состояние, трудно объяснить взрослым, что они чувствуют (да и всегда ли взрослые готовы их выслушать?). Если говорить о чем-то таком, «особенном», что с детьми случается при переучивании, то это, наверное, зависит от того, как смотреть и что видеть, и еще от того, насколько трогают страдания ребенка душу взрослого. Мы хотим рассказать вам о проявлениях неврозов не для запугивания, а для того, чтобы вы научились видеть беду ребенка. Важно, наверное, подчеркнуть и следующее: особенности личностного развития ребенка, то, каким человеком он вырастет, — все это тесно связано с состоянием его нервно-психического здоровья. Факторы, провоцирующие тревожность, ранимость, обидчивость, эмоциональную чувствительность леворуких, нередко способствуют возникновению и формированию таких форм поведения, от которых будет страдать не только сам ребенок, но и окружающие его взрослые (замкнутость, конфликтность, агрессивность и т.п.). А значит, мы должны сделать все, чтобы сгладить их, смягчить, снять напряжение. Переучивание словно дает толчок всему Негативному, обостряет все противоречия, поистине создает «декстра-стресс». Мы уже говорили о пагубном влиянии ежедневных стрессов на рост, развитие и здоровье
94 ребенка, подчеркивали, что наибольший отрицательный эффект дают те стрессовые воздействия, которые ребенок воспринимает как неизбежные, неотвратимые, те, которые невозможно подчинить ни воле, ни желанию. Безусловно, поставить диагноз — невроз, назначить лечение, дать рекомендации о необходимых мерах коррекции может только врач. Однако увидеть первые симптомы, понять, что ребенок не балуется, не безобразничает, не вредничает, правильно оценить состояние ребенка должны уметь и родители, и учителя. Профессор А.П. Чуприков, одним из первых начавший серьезное изучение неврозов у переученных левшей, и его сотрудники убедительно показали, «что фактор переучивания (декстра-стресс — стресс праворукой среды) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей». Почему переучивание становится психогенным фактором риска возникновения неврозов? Во-первых, переучивая ребенка, навязывая не свойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные и еще несформированные механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития и обучения. Т.е. мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости. Что же должен чувствовать ребенок, кроме неловкости, трудностей, неумелости? Конечно же — неуверенность в своих силах, конечно же — тревожность, беспокойство, конечно же — нерешительность, боязнь повторить неудачу. Ему непонятно отчего, но он испытывает обиду, страх, унижение и ишет пути, как избежать эти негативные переживания. Один из вариантов — избегать условий, приводящих к неудаче-Вспомните горестное восклицание малыша: «НикоП [никогда не буду рисовать!» Но это возможно до школы, [систематическое обучение лишает и этого варианта из-; бегания проблем ребенка. И тогда становится неизбежным конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему, между осоз-Гнаваемыми желаниями («Я хочу как все») и неосознанным, но уже привычным («Нет, я не могу»). Ребенок [боится, но вынужден подавлять свой страх, но неуверен в своих силах, но должен работать, он бесконечно подав-[дяет свои эмоции. Специалисты считают, что подавленные эмоции не исчезают, они будоражат ребенка, усиливают внутренний конфликт и неизбежно приводят к повышению тревожности, депрессии. Это верный путь к неврозу, но это еще не невроз, т.к. для того, чтобы невроз возник, нужна психическая травма — переживание, которое наиболее сильно обостряет внутренний конфликт. Начало обучения в школе и любая, на взгляд взрослого, даже не очень значительная ситуация, могут сыграть роль последней капли. Особенно остро воспринимаются неудачи, когда ребенок старается и очень ждет поддержки, а в ответ — нетерпение, недовольство. Потрясение, растерянность, окончательная потеря веры в себя завершают путь к неврозу. Однако невроз может возникнуть и без острой психо-травмирующей ситуации. Ситуация хронической обиды, постоянного подчеркивания неудач, неудовлетворенность взрослых может оказать такое же воздействие, как острая травма. В случаях с переучиванием леворуких детей есть, как правило, то и другое. Доказано, что адаптация к школе у леворуких, переученных детей, проходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для переученного левши может стать \ очень сильным невротизирующим фактором. Мы прово-[дим анализ клинических проявлений различных видов; Неврозов при переучивании по данным А.П. Чуприкова и! С.Е. Казаковой.
96 М. Безруких Наиболее часто в практике школы встречаются проявления так называемого астенического невроза. При астеническом неврозе отмечаются повышенная утомляемость быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная растор-моженность. После занятий эти дети жалуются на усталость, становятся вялыми, апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. Повторное переписывание только ухудшает результаты. Дети часто жалуются на головные боли, у них плохой аппетит, неспокойный сон. Вспомните все приведенные нами примеры, и вы найдете у каждого переученного эти симптомы. Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражительные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Как правило, такими вспышками гнева, слезами заканчивается у этих детей выполнение домашних заданий. Многократное переписывание дает еще более плохие результаты (последняя работа всегда хуже первой), а недовольство мамы, сидящей над душой, или (что совсем не редкость) ее окрик, недовольство приводят к срыву. Эти же авторы отмечают некоторое своеобразие астенических неврозов у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков более свойственны явления расторможенно-сти, проявляющиеся в неусидчивости и значительном моторном беспокойстве. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Кстати, может быть вы обратили внимание, что, приводя примеры, мы чаще говорим о мальчиках. Почему? Дело м, что наши данные и данные зарубежных исследова-■елей показывают, что при прочих равных условиях у маль-I чиков гораздо чаще, чем у девочек, выявляются наруше-Вция адаптации в школе и трудности обучения, кроме того I у мальчиков все проявления дезадаптации и школьных I трудностей выражены наиболее четко, ярко, и гораздо I чаше отмечаются нарушения поведения. В то же время к мальчикам жестче относятся взрослые. I Их раздражают вспыльчивость, крикливость, неуправля-I емость. Редко кто понимает, что это болезнь, чаще счита-I ют это невоспитанностью, дурным характером, еще чаще I лучшим лекарством от «дурного характера» признаются I наказание, крик, ремень. Между тем переживания и не-I удачи изматывают ребенка, он быстро истощается, утом-I ляется, у него низкая работоспособность, он ничего не I понимает и не запоминает. Его поведение и состояние I нестабильно, противоречиво, контрастно. Он быстро воз-I буждается, кричит, может оттолкнуть, ударить, но так же I быстро «выдыхается», теряет силы. Часто такие дети пло-I хо спят, жалуются на боли в животе, головные боли, у I них, как правило, холодные или потные ладошки. Среди леворуких детей достаточно часто распростра-I нены «школьные страхи». Это страхи перед неудачами в I школе, порицаниями со стороны учителей и родителей. I Причем страхи перед письменными работами дети счита-I ли вполне обоснованными и не стремились их преодо-I леть. Причина подобных нарушений здоровья переученных 1 левшей — воспитание страхом. «Будешь не как все», «над ■ Тобой будут смеяться», «ты не сможешь красиво писать», Иногда родители непроизвольно внушают страх перед ■ Школой ребенку, т.к. сами пасуют перед трудностями, ■ Тельным (или основным) источником беспокойства в ок
98 ный фон настроения, отсутствие конструктивизма, легкости в решении возникающих проблем ухудшают состояние ребенка, усиливают тревожность, страхи. Описаны даже ночные кошмары, которые преследую леворуких детей при переучивании. Дети рассказывали что им снилось, словно их «душат», они боялись снов, в которых в утрированном виде возникали дневные неприятности. Утром просыпались вялыми, неотдохнувшими капризными. Обычно повышенная раздражительность снижение аппетита и утомляемость сохраняются днем. Состояние страха усугубляется замечаниями учителя или насмешками одноклассников над леворукостью. У некоторых детей страхи кратковременны и (если нет новых стрессов) к концу первого класса могут исчезнуть. У других появляются новые симптомы: плаксивость, головные боли, ухудшение аппетита, сна, к тому же меняется «тематика» страхов. К школьным страхам добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости, считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни, выбору профессии. Если родители стараются заставить детей выполнять все действия правой рукой угрозами и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как «непослушание», «каприз, упрямство» и наказывают. Все это может усугубиться в школе, если учитель не только требует писать правой рукой, но и снижает оценки за качество и за медленную скорость. Причина заболевания этой формой невроза — страхи, тревожность, мнительность. У этих детей словно обостряется инстинкт самосохранения. По мнению врача-психотерапевта В.И. Гарбузова для детей, страдающих неврозом навязчивых состояний, характерна контрастность пережя- 100 ваний и поступков, обусловленная наличием у них обост-[ ренного внутреннего конфликта. Стоит подчеркнуть, что эти дети гиперсоциальны, дисциплинированны, обязательны, у них очень выражена установка «надо», но обострен инстинкт самосохранения. Ребенок с этой формой невроза боится сверстников, но может бороться со всем классом, он может быть очень стеснителен, но и навязчив, если его что-то тревожит, он может об этом говорить, обсуждать, бояться, но может и провоцировать ситуацию. Нередко эти дети снимают страх, используя так называемые символические ритуалы, которые успокаивают их. Один из наблюдаемых нами детей перед тем как выполнять любое письменное задание отчеркивал горизонтальной чертой все предыдущие задания, иногда делал это дважды и трижды, словно отделяя прошлые проблемы (нарушения почерка, ошибки) и ограждая себя от них. На возмущенные вопросы учительницы и родителей он ничего ответить не мог, и это естественно. Другим вариантом ребенка с неврозом навязчивых состояний были обязательные скандалы дочери с мамой перед приготовлением уроков. Мама, не понимающая ситуации, жаловалась: «Обязательно меня выведет, специально что-нибудь сделает, нагрубит, испачкает, знает, чем меня можно расстроить, и стоит мне закричать — в слезы. А потом приговаривает — теперь я не смогу хорошо сделать уроки. Я все забуду, теперь у меня будут грязь, ошибки. Так и бывает, но я чувствую себя виноватой, что накричала». Нетрудно представить себе, как тяжело этим детям. Они многократно переживают свои неудачи в школе и дома, они жаждут понимания, поддержки. Они очень стараются, но работать правой рукой не могут. И вместо того, чтобы утешить их, подбодрить, объяснить причину трудностей и помочь, родители считают, что ребенок просто не хочет работать правой рукой, а слезы и настойчивость расцениваются как капризы и упрямство. Родители 101 ^ «запугивали детей, утверждая, что леворукость вредна дщ здоровья, что над леворукими все смеются, что леворукщ не берут в армию. В результате страх начать писать левой рукой подкреплялся страхом оказаться несостоятельным и в ряде других вопросов. У детей появилось тревожное ожидание неудачи, которое вело к ухудшению успеваемости. Дети не могли избавиться от навязчивых мыслей о своей леворукости и неполноценности» (А.П. Чуприков, СЕ. Казакова). Пагубные последствия таких состояний (даже если они непродолжительны) серьезно сказываются на физическом и психическом развитии ребенка. Хотя бы однажды пережив в своей жизни события, полные страха, неудач, дети становятся неактивными, неуверенными, боятся рисковать. У них на долгие годы остаются напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим. Быть может, на чей-то взгляд в этом нет «ничего особенного», но как исковеркана будет жизнь человека замкнутого, ушедшего в себя, не умеющего контактировать с окружающими, и как трудна будет наша жизнь рядом с ним. Об этом стоит подумать. Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании можно считать невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но может быть и ночной, и дневной энурез. Сам энурез также вызывает чувство вины, страха. Ребенок очень страдает из-за этого, и ко всем проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются еще эти неприятности. Ситуация становится безвыходной. Все вместе еще больше снижает его работоспособность,, он еще быстрее утомляется, не может сосредоточиться, появляются плаксивость, раздражительность. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым. Однако как бы ни были неприятны проявления невроза, не стоит лечить ребенка по рекомендации соседки. Лучше всего обратиться к врачу. Особую тревогу родителей вызывает, как правило, невротическое заикание. Причем в тех случаях, когда причиной такого заикания является переученное левше-ство, заикание усиливается после напряженных выполнений письменного задания правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи этих детей, записанной на магнитофон, до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно выражено заикание в школе. В привычной домашней обстановке его интенсивность уменьшалась (А.П. Чуприков, СЕ. Казакова). Существует представление о том, что заикание, возникающее у леворуких при переучивании, обусловлено конкуренцией полушарий в управлении речью. Однако это достаточно спорно, т.к. нет доказательств связи частоты заикания и распределения речевых функций между полушариями. Скорее всего в возникновении этого расстройства имеют значение различные факторы, и наряду с постоянным стрессом, испытываемым ребенком при переучивании, нельзя исключить нарушение функциональной организации мозга. Заикание может возникнуть внезапно, но может нарастать постепенно в течение длительного времени. Если заикание возникло внезапно, прежде всего нужно обратиться к врачу. Рекомендуется ограничить речевое общение, некоторое время не водить ребенка в школу, сменить обстановку. Безусловно, следует разобраться, что вызвало психотравму, и попытаться сгладить ситуацию. Необходимо по часам расписать режим дня, неукоснительно соблюдая последовательность действий и дел, это поможет ребенку подготовиться, включиться в работу, не будет неожиданным, не вызовет беспокойства. Такие ритуализированные действия снижают нагрузку на нервную систему, успокаивают ребенка. Кроме того можно помочь ребенку, если говорить с ним медленно, короткими предложениями, спокойно. Можно приучить его во время разговора сжимать мягкую игрушку, крутить ее, это
102 будет отвлекающим элементом, который поможет не фик_ сировать внимание на заикании. Необходимо предупредить учителя о тактике общения с ребенком, когда он вернется в школу. Первое время не стоит вызывать ребенка к доске, задавать ему вопросы требующие пространных ответов, не следует торопить ребенка, создавать ситуацию спешки, неуверенности. Поддержка и терпение — вот что требуется и от родителей, и от учителей. Если заикание закрепилось, не стоит игнорировать ребенка во время занятий, лучше спрашивать его, когда он может дать краткий ответ на вопрос или выполнить задание на доске без лишних слов. Заикание может сочетаться со страхами, энурезом, тиками. Кстати, невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за «кривляние», «дурачество». Ребенок сам не контролирует эти движения, они непроизвольны. Однако насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей делают свое дело. Эти нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок отвечает, нервничает. В работе этих же авторов приводятся примеры редких в младшем школьном возрасте проявлений — истерических неврозов, также возникающих в результате насильственного переучивания в школе. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок заявлял, что не может найти школу. Перед уходом в школу и перед контрольными может возникнуть рвота, возможны и формы психо-моторных припадков (более характерных для детей младшего возраста): дети с громким плачем падают на- ■рзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами.; Ребенок с истерическим неврозом наиболее труден для ■Родителей и учителей, и эта форма невроза очень трудна Кдя лечения. Важно найти золотую середину между вниманием к состоянию ребенка и чрезмерной озабоченностью, которая даст ему возможность использовать си-[гуацию. Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при Iпереучивании, — это серьезные заболевания, проявления [которых необходимо вовремя заметить и без промедления лечить. Повторим еще раз наиболее часто встречающиеся проявления невротической симптоматики у переученных левшей: — нарушение сна; — нарушение аппетита; — головные боли (боли в животе); — страхи; — энурез; — заикание; — тики, навязчивые движения; — повышенная возбудимость, раздражительность; — укачивание в транспорте; — повышенная чувствительность к жаре, духоте, — длительное беспокойство, неусидчивость; — вялость, заторможенность; — резкая смена настроения; — неадекватные реакции. Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка или ученика (тем более переученного левши), не стоит ждать, что это пройдет само собой, но и не стоит заниматься самолечением, слушать советы «знающих» людей, лучше обратиться за советом к врачу — психоневрологу или педиатру. Врач назначит необходимое лечение и даст необходимые рекомендации. Од- 105 нако без помощи родителей и учителя, без их совместной и согласованной работы изменить ситуацию невозможно. И только правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех всех мероприятий. Необходимо подчеркнуть: не следует ждать, что ребенок сумеет преодолеть себя, взять себя в руки. Не следует подчеркивать проблемы ребенка, фиксировать на них внимание. Ребенок может преодолеть неуверенность, тревожность, страхи только с помощью взрослых. В нем необходимо укреплять уверенность, создавать условия для преодоления робости. Постоянная поддержка, одобрение, исключение насмешки, обид, недовольства, помогают исключить главное, что приводит к неврозу, — чувство несостоятельности, неудачи, неспособности. Чем раньше вам удастся этого добиться, тем больше вероятность того, что ребенок вылечится. И еще — медикаментозное лечение помогает ребенку справиться со своим состоянием, но таблетки не могут устранить причину невроза. Только преодоление всех причин, которые привели к срыву здоровья, поможет восстановить его. Родителям важно научиться расслаблять ребенка перед сном. Спокойный и глубокий сон лучше всего восстанавливает силы, но дети с неврозами, как правило, плохо спят. Наверное, многие читатели пришли к напрашиваюше-муся выводу — срочно прекратить обучение леворуких праворукому письму, «сменить руку», дать возможность ребенку писать левой рукой. Не торопитесь менять руку, особенно в тех случаях, когда переучивание началось задолго до школы и пройден первый этап обучения (буквенный период). Повторное переучивание может вызвать не меньший стресс. Что же делать в этих случаях? Как 106 г это ни сложно, и учителю, и родителям нужно будет смириться и с плохим почерком, и со значительно более медленным темпом деятельности, но, кроме этого, следует сделать все, чтобы ребенок не чувствовал собственной ущербности. Другая ситуация, когда ребенок упорно (тайком или открыто), несмотря на переучивание, работает левой рукой. В этих случаях нельзя настаивать на право-руком письме, и само по себе разрешение работать левой рукой может снять многие проблемы, снять главный стрес-сорный фактор. Для того, чтобы снять дневное напряжение, нужно: — не заниматься после 7 часов вечера; — не вспоминать дневные проблемы, неуда — не ругать ребенка за невыполненное зада — пойти с ним на прогулку, причем погово — после прогулки ребенку лучше принять — дать ему стакан теплого молока или чая с Не забудьте сесть рядом, сказать несколько добрых и ласковых слов, погладьте ребенка по спинке, рукам, лбу, голове. Можете включить очень тихо успокаивающую ' музыку. Не гасите полностью свет и не закрывайте дверь, если ребенок вас об этом просит. Многие специалисты рекомендуют использовать упражнения на расслабление. Вот некоторые из них, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Этерлейн. Т07 Date: 2015-12-12; view: 502; Нарушение авторских прав |