Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беды переученных левшей. Надеемся, что нам удалось убедить вас в неце­лесообразности и пагубности переучивания, в том, что именно переучивание





Надеемся, что нам удалось убедить вас в неце­лесообразности и пагубности переучивания, в том, что именно переучивание, наряду со всем комплексом отри­цательных воздействий школы, может стать причиной возникновения неврозов.

Согласно данным отечественных медиков у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у их праворуких свер­стников. Как уже говорилось, одна из причин, вызываю­щих неврозы, — насильственное переучивание, являюще­еся сильным стрессорным фактором. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы невро­зов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Среди лево­руких школьников, не подвергавшихся переучиванию, не­врозы диагностировались только в 12% случаев. Причем, повышенная частота невротических отклонений наблюда­ется не только у детей, демонстрирующих явное предпоч­тение левой руки, но и у правшей, имеющих леворуких родственников (т.е. у детей с невыраженным левшеством).

Следует подчеркнуть, что исходно леворукие дети, при­нявшие участие в описываемом исследовании, не отли­чались от контрольной группы праворуких детей. Так, левши рано начали держать голову; речь и двигательная активность развивались у них нормально. Они вовремя начинали сидеть, стоять, ходить, гулять, произносить пер­вые слова. Были подвижны, приветливы, ласковы и дру­желюбны. Возникновение невротического состояния У большинства из них оказалось приуроченным к началу переучивания.


«Что же вы нас так запугиваете?» — спросила пожилая I учительница автора этой книги на лекции о леворуких де­тях. — «Я родителям говорю в первые же дни, что не знаю, как учить леворуких, пусть пишут правой рукой. Много г лет работаю, и ничего особенного не случилось». Очень напомнила нам эта учительница другую, которая варежку надевала на левую руку, мало задумываясь о последствиях. Собственно говоря, а что означает для учителя и родите­лей что-то особенное или «ничего особенного»?

К сожалению, часто взрослые не видят ничего особен­ного ни в повышенной возбудимости ребенка, ни в рез­ких колебаниях настроения, ни в беспокойном сне, ни в страхах, тревогах, которые могут не давать покоя.

Детям порой трудно понять свое состояние, трудно объ­яснить взрослым, что они чувствуют (да и всегда ли взрос­лые готовы их выслушать?). Если говорить о чем-то та­ком, «особенном», что с детьми случается при переучива­нии, то это, наверное, зависит от того, как смотреть и что видеть, и еще от того, насколько трогают страдания ре­бенка душу взрослого. Мы хотим рассказать вам о прояв­лениях неврозов не для запугивания, а для того, чтобы вы научились видеть беду ребенка. Важно, наверное, под­черкнуть и следующее: особенности личностного разви­тия ребенка, то, каким человеком он вырастет, — все это тесно связано с состоянием его нервно-психического здо­ровья. Факторы, провоцирующие тревожность, ранимость, обидчивость, эмоциональную чувствительность леворуких, нередко способствуют возникновению и формированию таких форм поведения, от которых будет страдать не только сам ребенок, но и окружающие его взрослые (замкну­тость, конфликтность, агрессивность и т.п.). А значит, мы должны сделать все, чтобы сгладить их, смягчить, снять напряжение. Переучивание словно дает толчок всему Негативному, обостряет все противоречия, поистине со­здает «декстра-стресс». Мы уже говорили о пагубном вли­янии ежедневных стрессов на рост, развитие и здоровье


 


94



ребенка, подчеркивали, что наибольший отрицательный эффект дают те стрессовые воздействия, которые ребенок воспринимает как неизбежные, неотвратимые, те, кото­рые невозможно подчинить ни воле, ни желанию.

Безусловно, поставить диагноз — невроз, назначить лечение, дать рекомендации о необходимых мерах кор­рекции может только врач. Однако увидеть первые сим­птомы, понять, что ребенок не балуется, не безобразни­чает, не вредничает, правильно оценить состояние ре­бенка должны уметь и родители, и учителя.

Профессор А.П. Чуприков, одним из первых начавший серьезное изучение неврозов у переученных левшей, и его сотрудники убедительно показали, «что фактор переучива­ния (декстра-стресс — стресс праворукой среды) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей».

Почему переучивание становится психогенным факто­ром риска возникновения неврозов?

Во-первых, переучивая ребенка, навязывая не свойст­венный его биологической природе тип деятельно­сти, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий го­ловного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные и еще несформированные механизмы координации и управле­ния движениями, нарушаем естественный ход совершен­ствования этих механизмов в процессе возрастного разви­тия и обучения.


Т.е. мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости. Что же должен чувство­вать ребенок, кроме неловкости, трудностей, неумело­сти? Конечно же — неуверенность в своих силах, конеч­но же — тревожность, беспокойство, конечно же — нере­шительность, боязнь повторить неудачу. Ему непонятно отчего, но он испытывает обиду, страх, унижение и ишет пути, как избежать эти негативные переживания. Один из вариантов — избегать условий, приводящих к неудаче-Вспомните горестное восклицание малыша: «НикоП


[никогда не буду рисовать!» Но это возможно до школы, [систематическое обучение лишает и этого варианта из-; бегания проблем ребенка.

И тогда становится неизбежным конфликт между воз­можностями ребенка и требованиями к нему, между осоз-Гнаваемыми желаниями («Я хочу как все») и неосознан­ным, но уже привычным («Нет, я не могу»). Ребенок [боится, но вынужден подавлять свой страх, но неуверен в своих силах, но должен работать, он бесконечно подав-[дяет свои эмоции. Специалисты считают, что подавлен­ные эмоции не исчезают, они будоражат ребенка, усили­вают внутренний конфликт и неизбежно приводят к по­вышению тревожности, депрессии. Это верный путь к неврозу, но это еще не невроз, т.к. для того, чтобы невроз возник, нужна психическая травма — переживание, ко­торое наиболее сильно обостряет внутренний конфликт. Начало обучения в школе и любая, на взгляд взросло­го, даже не очень значительная ситуация, могут сыграть роль последней капли. Особенно остро воспринимаются неудачи, когда ребенок старается и очень ждет поддерж­ки, а в ответ — нетерпение, недовольство. Потрясение, растерянность, окончательная потеря веры в себя завер­шают путь к неврозу.

Однако невроз может возникнуть и без острой психо-травмирующей ситуации. Ситуация хронической обиды, постоянного подчеркивания неудач, неудовлетворенность взрослых может оказать такое же воздействие, как острая травма. В случаях с переучиванием леворуких детей есть, как правило, то и другое.

Доказано, что адаптация к школе у леворуких, пере­ученных детей, проходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для переученного левши может стать \ очень сильным невротизирующим фактором. Мы прово-[дим анализ клинических проявлений различных видов; Неврозов при переучивании по данным А.П. Чуприкова и! С.Е. Казаковой.


 


96


М. Безруких



Наиболее часто в практике школы встречаются прояв­ления так называемого астенического невроза. При асте­ническом неврозе отмечаются повышенная утомляемость быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособ­ности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная растор-моженность. После занятий эти дети жалуются на уста­лость, становятся вялыми, апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще все­го неудовлетворительные. С особенным трудом выполня­ются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, наклона, не соблюдается стро­ка, много дополнительных штрихов, исправлений. Пов­торное переписывание только ухудшает результаты. Дети часто жалуются на головные боли, у них плохой аппетит, неспокойный сон. Вспомните все приведенные нами при­меры, и вы найдете у каждого переученного эти симпто­мы.


Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражи­тельные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, от­каз от работы. Как правило, такими вспышками гнева, слезами заканчивается у этих детей выполнение домаш­них заданий. Многократное переписывание дает еще бо­лее плохие результаты (последняя работа всегда хуже пер­вой), а недовольство мамы, сидящей над душой, или (что совсем не редкость) ее окрик, недовольство приводят к срыву. Эти же авторы отмечают некоторое своеобразие астенических неврозов у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков более свойственны явления расторможенно-сти, проявляющиеся в неусидчивости и значительном мо­торном беспокойстве. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Кста­ти, может быть вы обратили внимание, что, приводя при­меры, мы чаще говорим о мальчиках. Почему? Дело


м, что наши данные и данные зарубежных исследова-■елей показывают, что при прочих равных условиях у маль-I чиков гораздо чаще, чем у девочек, выявляются наруше-Вция адаптации в школе и трудности обучения, кроме того I у мальчиков все проявления дезадаптации и школьных I трудностей выражены наиболее четко, ярко, и гораздо I чаше отмечаются нарушения поведения.

В то же время к мальчикам жестче относятся взрослые. I Их раздражают вспыльчивость, крикливость, неуправля-I емость. Редко кто понимает, что это болезнь, чаще счита-I ют это невоспитанностью, дурным характером, еще чаще I лучшим лекарством от «дурного характера» признаются I наказание, крик, ремень. Между тем переживания и не-I удачи изматывают ребенка, он быстро истощается, утом-I ляется, у него низкая работоспособность, он ничего не I понимает и не запоминает. Его поведение и состояние I нестабильно, противоречиво, контрастно. Он быстро воз-I буждается, кричит, может оттолкнуть, ударить, но так же I быстро «выдыхается», теряет силы. Часто такие дети пло-I хо спят, жалуются на боли в животе, головные боли, у I них, как правило, холодные или потные ладошки.

Среди леворуких детей достаточно часто распростра-I нены «школьные страхи». Это страхи перед неудачами в I школе, порицаниями со стороны учителей и родителей. I Причем страхи перед письменными работами дети счита-I ли вполне обоснованными и не стремились их преодо-I леть.

Причина подобных нарушений здоровья переученных 1 левшей — воспитание страхом. «Будешь не как все», «над

■ Тобой будут смеяться», «ты не сможешь красиво писать»,
I «тебя не возьмут в хорошую школу».


Иногда родители непроизвольно внушают страх перед

■ Школой ребенку, т.к. сами пасуют перед трудностями,
■фаматизируют их. Такая семья является скорее дополни-

■ Тельным (или основным) источником беспокойства в ок­
ружающем мире. Постоянная озабоченность, понижен-


 


98



ный фон настроения, отсутствие конструктивизма, лег­кости в решении возникающих проблем ухудшают состо­яние ребенка, усиливают тревожность, страхи.

Описаны даже ночные кошмары, которые преследую леворуких детей при переучивании. Дети рассказывали что им снилось, словно их «душат», они боялись снов, в которых в утрированном виде возникали дневные непри­ятности. Утром просыпались вялыми, неотдохнувшими капризными. Обычно повышенная раздражительность снижение аппетита и утомляемость сохраняются днем. Состояние страха усугубляется замечаниями учителя или насмешками одноклассников над леворукостью. У неко­торых детей страхи кратковременны и (если нет новых стрессов) к концу первого класса могут исчезнуть. У дру­гих появляются новые симптомы: плаксивость, головные боли, ухудшение аппетита, сна, к тому же меняется «те­матика» страхов. К школьным страхам добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх оди­ночества) и даже страх смерти.

Нередко у леворуких детей при переучивании возника­ют неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости, счита­ют, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни, выбору профессии. Если родители стараются за­ставить детей выполнять все действия правой рукой угро­зами и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как «непослушание», «каприз, упрямство» и наказывают. Все это может усугубиться в школе, если учитель не толь­ко требует писать правой рукой, но и снижает оценки за качество и за медленную скорость.

Причина заболевания этой формой невроза — страхи, тревожность, мнительность. У этих детей словно обостря­ется инстинкт самосохранения. По мнению врача-психо­терапевта В.И. Гарбузова для детей, страдающих неврозом навязчивых состояний, характерна контрастность пережя-

100


ваний и поступков, обусловленная наличием у них обост-[ ренного внутреннего конфликта. Стоит подчеркнуть, что эти дети гиперсоциальны, дисциплинированны, обязатель­ны, у них очень выражена установка «надо», но обострен инстинкт самосохранения. Ребенок с этой формой невроза боится сверстников, но может бороться со всем классом, он может быть очень стеснителен, но и навязчив, если его что-то тревожит, он может об этом говорить, обсуждать, бояться, но может и провоцировать ситуацию.

Нередко эти дети снимают страх, используя так назы­ваемые символические ритуалы, которые успокаивают их.

Один из наблюдаемых нами детей перед тем как вы­полнять любое письменное задание отчеркивал горизон­тальной чертой все предыдущие задания, иногда делал это дважды и трижды, словно отделяя прошлые пробле­мы (нарушения почерка, ошибки) и ограждая себя от них. На возмущенные вопросы учительницы и родителей он ничего ответить не мог, и это естественно.

Другим вариантом ребенка с неврозом навязчивых со­стояний были обязательные скандалы дочери с мамой перед приготовлением уроков. Мама, не понимающая ситуации, жаловалась: «Обязательно меня выведет, спе­циально что-нибудь сделает, нагрубит, испачкает, знает, чем меня можно расстроить, и стоит мне закричать — в слезы. А потом приговаривает — теперь я не смогу хоро­шо сделать уроки. Я все забуду, теперь у меня будут грязь, ошибки. Так и бывает, но я чувствую себя виноватой, что накричала».

Нетрудно представить себе, как тяжело этим детям. Они многократно переживают свои неудачи в школе и дома, они жаждут понимания, поддержки. Они очень ста­раются, но работать правой рукой не могут. И вместо того, чтобы утешить их, подбодрить, объяснить причину трудностей и помочь, родители считают, что ребенок про­сто не хочет работать правой рукой, а слезы и настойчи­вость расцениваются как капризы и упрямство. Родители

101


^


«запугивали детей, утверждая, что леворукость вредна дщ здоровья, что над леворукими все смеются, что леворукщ не берут в армию. В результате страх начать писать левой рукой подкреплялся страхом оказаться несостоятельным и в ряде других вопросов. У детей появилось тревожное ожидание неудачи, которое вело к ухудшению успевае­мости. Дети не могли избавиться от навязчивых мыслей о своей леворукости и неполноценности» (А.П. Чуприков, СЕ. Казакова). Пагубные последствия таких состояний (даже если они непродолжительны) серьезно сказывают­ся на физическом и психическом развитии ребенка. Хотя бы однажды пережив в своей жизни события, полные страха, неудач, дети становятся неактивными, неуверен­ными, боятся рисковать. У них на долгие годы остаются напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим. Быть может, на чей-то взгляд в этом нет «ничего особенного», но как исковеркана будет жизнь человека замкнутого, ушедшего в себя, не умеющего контактировать с окружа­ющими, и как трудна будет наша жизнь рядом с ним. Об этом стоит подумать.

Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании можно считать не­вротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но может быть и ночной, и дневной энурез. Сам энурез также вызывает чувство вины, страха. Ребенок очень страдает из-за этого, и ко всем проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются еще эти неприят­ности. Ситуация становится безвыходной. Все вместе еще больше снижает его работоспособность,, он еще быстрее утомляется, не может сосредоточиться, появляются плак­сивость, раздражительность. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым. Од­нако как бы ни были неприятны проявления невроза, не стоит лечить ребенка по рекомендации соседки. Лучше всего обратиться к врачу.


Особую тревогу родителей вызывает, как правило, не­вротическое заикание. Причем в тех случаях, когда причи­ной такого заикания является переученное левше-ство, заикание усиливается после напряженных выполне­ний письменного задания правой рукой. Это обстоятельст­во отчетливо проявилось при сравнении речи этих детей, записанной на магнитофон, до и после выполнения соот­ветствующих заданий. Особенно выражено заикание в школе. В привычной домашней обстановке его интенсив­ность уменьшалась (А.П. Чуприков, СЕ. Казакова). Су­ществует представление о том, что заикание, возникаю­щее у леворуких при переучивании, обусловлено конку­ренцией полушарий в управлении речью. Однако это до­статочно спорно, т.к. нет доказательств связи частоты за­икания и распределения речевых функций между полуша­риями. Скорее всего в возникновении этого расстройства имеют значение различные факторы, и наряду с постоян­ным стрессом, испытываемым ребенком при переучива­нии, нельзя исключить нарушение функциональной орга­низации мозга.

Заикание может возникнуть внезапно, но может на­растать постепенно в течение длительного времени. Если заикание возникло внезапно, прежде всего нужно обра­титься к врачу. Рекомендуется ограничить речевое обще­ние, некоторое время не водить ребенка в школу, сме­нить обстановку. Безусловно, следует разобраться, что вызвало психотравму, и попытаться сгладить ситуацию. Необходимо по часам расписать режим дня, неукосни­тельно соблюдая последовательность действий и дел, это поможет ребенку подготовиться, включиться в работу, не будет неожиданным, не вызовет беспокойства. Такие ри­туализированные действия снижают нагрузку на нервную систему, успокаивают ребенка. Кроме того можно по­мочь ребенку, если говорить с ним медленно, короткими предложениями, спокойно. Можно приучить его во вре­мя разговора сжимать мягкую игрушку, крутить ее, это


 


102



будет отвлекающим элементом, который поможет не фик_ сировать внимание на заикании.

Необходимо предупредить учителя о тактике общения с ребенком, когда он вернется в школу. Первое время не стоит вызывать ребенка к доске, задавать ему вопросы требующие пространных ответов, не следует торопить ре­бенка, создавать ситуацию спешки, неуверенности.

Поддержка и терпение — вот что требуется и от роди­телей, и от учителей.

Если заикание закрепилось, не стоит игнорировать ре­бенка во время занятий, лучше спрашивать его, когда он может дать краткий ответ на вопрос или выполнить зада­ние на доске без лишних слов. Заикание может сочетать­ся со страхами, энурезом, тиками.

Кстати, невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом) редко вызы­вают беспокойство родителей, а учитель чаще всего при­нимает их за «кривляние», «дурачество». Ребенок сам не контролирует эти движения, они непроизвольны. Одна­ко насмешки и передразнивания одноклассников, раз­драженное одергивание учителя, замечания родителей де­лают свое дело. Эти нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражитель­ным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением письменных заданий правой рукой, но уси­ливаются, когда ребенок отвечает, нервничает.

В работе этих же авторов приводятся примеры редких в младшем школьном возрасте проявлений — истерических неврозов, также возникающих в результате насильствен­ного переучивания в школе. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок заявлял, что не может найти школу. Перед уходом в школу и перед кон­трольными может возникнуть рвота, возможны и формы психо-моторных припадков (более характерных для детей младшего возраста): дети с громким плачем падают на-


■рзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами.; Ребенок с истерическим неврозом наиболее труден для ■Родителей и учителей, и эта форма невроза очень трудна Кдя лечения. Важно найти золотую середину между вни­манием к состоянию ребенка и чрезмерной озабочен­ностью, которая даст ему возможность использовать си-[гуацию.

Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при Iпереучивании, — это серьезные заболевания, проявления [которых необходимо вовремя заметить и без промедления лечить.

Повторим еще раз наиболее часто встречающиеся про­явления невротической симптоматики у переученных лев­шей:

— нарушение сна;

— нарушение аппетита;

— головные боли (боли в животе);

— страхи;

— энурез;

— заикание;

— тики, навязчивые движения;

— повышенная возбудимость, раздражительность;

— укачивание в транспорте;

— повышенная чувствительность к жаре, духоте,
запахам;

— длительное беспокойство, неусидчивость;

— вялость, заторможенность;

— резкая смена настроения;

— неадекватные реакции.

Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка или ученика (тем более переученного левши), не стоит ждать, что это пройдет само собой, но и не стоит заниматься самолечением, слушать советы «знающих» людей, лучше обратиться за советом к врачу — психоневрологу или педиатру. Врач назначит необхо­димое лечение и даст необходимые рекомендации. Од-


105


нако без помощи родителей и учителя, без их совмест­ной и согласованной работы изменить ситуацию невоз­можно. И только правильный выбор тактики совмест­ной помощи ребенку определит успех всех мероприя­тий.

Необходимо подчеркнуть: не следует ждать, что ребе­нок сумеет преодолеть себя, взять себя в руки. Не следу­ет подчеркивать проблемы ребенка, фиксировать на них внимание.

Ребенок может преодолеть неуверенность, тревожность, страхи только с помощью взрослых. В нем необходимо укреплять уверенность, создавать условия для преодоле­ния робости.

Постоянная поддержка, одобрение, исключение на­смешки, обид, недовольства, помогают исключить глав­ное, что приводит к неврозу, — чувство несостоятельно­сти, неудачи, неспособности.

Чем раньше вам удастся этого добиться, тем больше вероятность того, что ребенок вылечится.

И еще — медикаментозное лечение помогает ребенку справиться со своим состоянием, но таблетки не могут устранить причину невроза. Только преодоление всех при­чин, которые привели к срыву здоровья, поможет восста­новить его.

Родителям важно научиться расслаблять ребенка пе­ред сном. Спокойный и глубокий сон лучше всего вос­станавливает силы, но дети с неврозами, как правило, плохо спят.

Наверное, многие читатели пришли к напрашиваюше-муся выводу — срочно прекратить обучение леворуких праворукому письму, «сменить руку», дать возможность ребенку писать левой рукой. Не торопитесь менять руку, особенно в тех случаях, когда переучивание началось за­долго до школы и пройден первый этап обучения (бук­венный период). Повторное переучивание может вызвать не меньший стресс. Что же делать в этих случаях? Как

106


г

это ни сложно, и учителю, и родителям нужно будет сми­риться и с плохим почерком, и со значительно более мед­ленным темпом деятельности, но, кроме этого, следует сделать все, чтобы ребенок не чувствовал собственной ущербности. Другая ситуация, когда ребенок упорно (тай­ком или открыто), несмотря на переучивание, работает левой рукой. В этих случаях нельзя настаивать на право-руком письме, и само по себе разрешение работать левой рукой может снять многие проблемы, снять главный стрес-сорный фактор.

Для того, чтобы снять дневное напряжение, нужно:

— не заниматься после 7 часов вечера;

— не вспоминать дневные проблемы, неуда­
чи;

— не ругать ребенка за невыполненное зада­
ние, несобранный портфель и т.п.;

— пойти с ним на прогулку, причем погово­
рить о чем-нибудь отвлеченном, не связан­
ном со школой, уроками, помечтать;

— после прогулки ребенку лучше принять
теплый душ;

— дать ему стакан теплого молока или чая с
ложкой меда и уложить в постель.

Не забудьте сесть рядом, сказать несколько добрых и ласковых слов, погладьте ребенка по спинке, рукам, лбу, голове. Можете включить очень тихо успокаивающую ' музыку. Не гасите полностью свет и не закрывайте дверь, если ребенок вас об этом просит. Многие специалисты рекомендуют использовать упражнения на расслабление. Вот некоторые из них, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Этерлейн.

Т07








Date: 2015-12-12; view: 502; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию