Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Левша не только леворук. Человеку издавна было известно, что преимущественное владение одной из рук (леворукость или пра-ворукость) — не единственный вариант асимметрии двигательной
Человеку издавна было известно, что преимущественное владение одной из рук (леворукость или пра-ворукость) — не единственный вариант асимметрии двигательной активности левой и правой половины человеческого тела и органов чувств. Асимметрия рук, как правило, сочетается с другими видами асимметрии — асимметрией ног, лица и тела, зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Понятно, что количество сочетаний всех признаков асимметрии чрезвычайно велико и это создает трудности определения (или вьщеления) «абсолютных левшей» или «абсолютных правшей». Мнения о том, существуют ли в природе «абсолютные» левши и правши, противоречивы: одни ученые считают, что есть люди с левосторонней или правосторонней асимметрией не только тела, но и органов чувств, другие отрицают такую возможность. К сожалению, разрешить это противоречие пока невозможно, нет доказательств. Казалось бы, мы немало знаем о левшах, но стоит углубиться в любой вопрос — и тут же сталкиваемся с новыми загадками, противоречиями, тайнами.
30 Становится ясно, что не очень хорошо известно даж-в чем проявляется моторная асимметрия рук, чем отлич! ется ведущая рука, нога, глаз от неведущих. Известно, что ведущая рука, как правило, более лоя кая, способна лучше выполнять тонкокоординированньи и сложные двигательные действия. Считается, что пр1 использовании ведущей руки быстрее формируются не вые моторные программы. Лучше изучены различия мел ду правой и левой рукой у правшей, но данных о том каковы различия в осуществлении двигательных дейся вий правшами и левшами, совсем немного. Есть свида тельства того, что различия между левшами и правшами I скорости моторных действий, даже при выполнении та! ких сложных, как письмо, недостоверны, не выявлена различия и во времени формирования нового моторном действия. По другим данным совершенствование биомеханиче! ских проявлений реакций рук идет по разным направлв ниям: у праворуких правая рука совершенствуется в точ! ности, а у леворуких аналогичное совершенствование носи! менее выраженный характер. Продолжительность фор! мирования моторных программ у праворуких и леворукм короче на ведущей руке. Отмечена роль латерального профиля ребенка при вы! полнении сложнокоординированных зрительно-моторньш действий. Уже с семилетнего возраста выделяются разли! чия между выполнением зрительно-моторных реакции ведущей и неведущей рукой как у праворуких, так и I леворуких детей 4—15 лет. Но нет существенных разлй| чий в скорости зрительно-моторных реакций при работ! ведущей рукой как у праворуких, так и леворуких. Дума» ется, что в этих случаях большее влияние оказывает эф| фект тренировки ведущей руки, а не профиль моторной латерализации. Почти все исследователи подчеркивают, что среди ля воруких есть дети с очень высокими показателями вьЯ 32 полнения двигательных действий, но есть и очень неловкие, с трудностями реализации движений и формирования новых моторных программ. Это, по-видимому, связано с происхождением леворукости. Асимметрия ног — феномен еще менее изученный, Чем асимметрия рук, а большинство исследователей склоняются к тому, что определенной зависимости между «ле-ворукостью» и «левоногостью» не существует, но есть данные о том, что левой руке чаще соответствует правая нога, есть и противоположные —левой руке всегда соответствует левая нога. Скорее всего встречаются и те, и другие варианты. С одной стороны это может быть связано с генезисом леворукости, с механизмами асимметрии или доминантности одного из полушарий головного мозга, с другой — это может быть влияние внешнесредовых факторов, связанных с профессиональной деятельностью, особенно у спортсменов. Нельзя исключить и возможность формирования «вынужденной левоногости» из-за дефекта или утраты конечности, так же, как это бывает при формировании леворукости. Доказано, что ведущая нога, как и ведущая рука, способна осуществлять более точные действия, имеет большую силу, большую ширину шага. Одно время считалось, что ноги лучше поддаются влиянию тренировки, чем руки. В литературе есть данные об отрицательном влиянии переучивания «левоногих» детей в процессе спортивной тренировки, приводящей не только к нарушению функционального состояния детей, но и изменению глубоких процессов роста и развития. Это дает основание полагать, что навязанная, не свойственная человеку моторная асимметрия вне зависимости от части тела имеет негативный эффект. Данные об асимметрии лица не менее противоречивы и столь же мало изучены. В основе асимметрии лица — асимметрия мимических мышц, лучше развитых справа у Безруких правшей и слева у левшей. Очень интересные даннц
Для того, чтобы рассмотреть сенсорную асимметрщ — По аналогии с моторными асимметриями можно го- щ ворить о ведущем глазе, ведущем ухе. Асимметрия гл ны отмечена более чем у 90% людей, причем ведущим явля- хо_ ется правый глаз у 60% людей, а левый — у 30%. По ин другим данным ведущий правый глаз встречается в 24$ т\; случаев, левый — в 27%, а симметрия в 49%. Несмотря цц. на то, что у большинства людей бинокулярное зрение, ви; «картинка» складывается не путем простого сложения дас того, что видит каждый глаз. Правый и левый глаз чело' жл века имеют разное поле, определяющее эффективное!* ви; зрения, пространственного видения. Доказано, что cf- обр ществует превалирование функций ведущего глаза, КО' Пер торый первым устанавливается на точке фиксации и как Kai 34 2* С помощью этой методики и была обнаружена аси! метрия правого и левого поля зрения. Было установлен что люди лучше узнают лица, различают цвета, пред! являемые в левое поле зрения, но слова и цифры, ecJ они предъявляются в правое поле зрения. Изучение pal личий в зрительном восприятии при подаче стимула! левое и правое поле зрения отражает межлолушарнм различия — преимущество правого поля зрения в осно! ном отмечено для языковых функций, отражающих сп| циализацию левого полушария, а превосходство левой зрительного поля является результатом специфически функций правого полушария, связанных с обработке
зрительно-пространственной информации. Однако эт различия, отчетливо выраженные у правшей, менее че| ки у левшей. По вопросу о взаимосвязи леворукости и левоглаз! сти также нет единого мнения. Исследования отечествен ного ученого Г.А. Литинского, осуществленные еще! 20-х годах нашего столетия, опровергли представление] том, что левая рука функционально связана с правь! глазом, а правая — с левым. По мнению Г.А. ЛитинскЯ го, среди левшей чаще встречаются люди, не имеющиг ведущего глаза. а Асимметрия слуха и восприятия речевой и неречевв информации также существует, причем преобладают люди у которых отмечается преимущество правого уха. Праве! ухо более восприимчиво к речи, восприятию мысли, л« вое — к восприятию неречевых, эмоционально окрашещ ных звуков. Острота слуха также различна справа и слева, и слои произносимые в правое ухо, воспринимаются как боля громкие. Эффектом «левого уха» считается преимушЯ ство левого уха в восприятии мелодий, ритмических ков, интонаций речи. Однако доминирование правого уха, обнаружен» более чем у 90% правшей, отмечается лишь у 50% лев- 36 щей. У остальных левшей возможны любые другие варианты. Учитывая большую активность правой руки у правшей, можно предположить, что и точность, скорость и эффективность осязания ведущей руки будет выше. Однако экспериментальные данные свидетельствуют об обратном — эффективность и прочность пространственно-тактильного различения у правшей выше на левой руке, а болевая чувствительность также выше на неведущей руке. У правшей при одновременном ощупывании геометрических фигур они лучше узнаются левой рукой, и это отличие явно уже в 6 лет. Шрифт Брайля также лучше читается левой рукой. А вот у левшей подобные различия в точности и эффективности восприятия правой и левой руки выявляются не всегда. Только у левшей с семейным левшеством (скорее всего с генетически закрепленной леворукостью) отмечена большая точность восприятия стимулов правой рукой. В процессе индивидуального развития ребенка формируется свой, характерный для каждого человека тип сочетаний моторной (двигательной) и сенсорной (чувствительной) асимметрии. По-видимому, для праворуких более характерна правосторонняя двигательная и чувствительная асимметрия. У левшей соотношение моторной и сенсорной асимметрии не выражено столь четко, это еще одна тайна левшей, которая ждет своей разгадки. Многообразие видов двигательной и чувствительной асимметрии, различное их сочетание объясняют небольшой процент «чистых», или абсолютных левшей и правшей. Понятны и попытки разделить левшей и правшей на «выраженных» и «невыраженных». «Чистые» левора-теральные или праволатеральные типы, по-видимому, не самые оптимальные варианты. И хотя мы понимаем, что Понятие «левша» более емкое, чем просто леворукость, Чаще всего в этой книге мы имеем в виду именно леворукость. 37 Особенности левшей Действительно ли левши «неспособные», «м ловкие», «неумелые» или они могут в чем-то превосходи! правшей? Трудный вопрос, и на него нет однозначно! ответа. Прежде всего потому, что леворукое меньшинств! еще не очень хорошо изучено, да и предубеждение проти левшества не изжито. Кроме того, левши вынуждены жни в праворуком мире, писать они, конечно, могут и леве рукой, а все остальное — от дверной ручки до сложнейшя станков, почти во всех странах — в основном для праворя ких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующи декстра-стресс — стресс праворукой среды. Это среда,! которой левша вынужден жить, а значит левши находятш в менее благоприятных, чем правши, условиях существе] вания. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражня нием левой руки можно достигнуть необыкновенных уа пехов: повышения морали, прекращения нервных болея ней и огромного повышения духовной деятельности чела века, сохраняются сторонники двух крайних взглядом Первые все-таки считают, что у левшей сниженные ум ственные способности, другие, наоборот, отстаивают ж исключительность, талантливость, нестандартность. Ест» и третья точка зрения, связывающая особенности левше! и правшей с функциональной специализацией доминаш тного (ведущего) полушария мозга — левого у правшей 1 правого у левшей, в популярной литературе даже появился термин — «левополушарные дети», «правополушарньи дети». Наверное, стоит выделить и четвертую точку зрв ния: ее сторонники отрицают различие между левшами Я правшами на том основании, что индивидуальное разнв образие в организации деятельности и высших психичея ких функций у левшей и правшей перекрывает групповы! различия. Попытаемся рассмотреть каждую точку зрения и может быть тогда нам станет понятно, что на этот вопро! не может быть однозначного ответа. Уже упоминавшийся нами доктор А.А. Капустин в своей работе «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки», опубликованной в 1924 году, исследуя лев-шей в неврологической клинике, обнаружил, что из 44 левшей 7—17 лет четверо имеют одаренность выше среднего уровня, двадцать семь — среднюю одаренность, семеро — одаренность ниже среднего уровня, и один оказался умственно отсталым. Эти данные совсем не дают основания для вывода, который сделал А.А. Капустин: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т.е. обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (приблизительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат». Многие исследователи отмечают высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди ле-воруких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что является основой подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребенка. Рассматривая различные варианты генеза леворукости, мы отмечаем, что в части случаев она может быть результатом патологии или дисфункции левого полушария. С дисфункцией левого (речевого) полушария, как правило, связано и нарушение речевого развития ребенка, во многом определяющее темпы общего функционального развития. При патологическом генезе рукости (например, вследствие ро-Довой травмы) нельзя исключить повреждение и других зон мозга, что в свою очередь может привести к нарушению сложных интегральных процессов, являющихся основой сложных видов деятельности. Высокая корреляция левшества и других нарушений развития, по-видимому,
38
объясняется их какой-то общей причиной, а у левшей не имеющих в генезе патологических нарушений в разя витии, этих проблем не должно быть. Однако происхож! дение леворукости в исследованиях особенностей лев! шей почти не учитывается, а значит анализируется почти всегда общая группа леворуких людей, происхождений леворукости у которых может быть разным. Английская исследовательница М. Аннет с сотруднии ками изучала детей 5—11 лет сильно леворуких, сильна праворуких и детей с невыраженным левшеством и правг шеством в начальных школах Великобритании. Они соя поставляли силу доминирования ведущей руки с речевьм ми способностями детей и неречевыми формами мышле4 ния (оперирование пространственными отношениями), а также с их академическими успехами. Исследователям удалось показать, что дети с умеренным предпочтением правой руки являются наиболее способными. Относитель-] но сильно праворуких авторы сделали два крайне инте-1 ресных заключения. Во-первых, очень высокая степени доминирования правой руки обусловлена не высоким ка-1 чеством ее работы, а сниженными способностями левом руки. Во-вторых, несколько сниженные показатели пнт теллекта в этой группе, по-видимому, связаны с некото* рой недостаточностью правого полушария. С этим, по* видимому, связана и неловкость левой руки в этой груп-1 пе, выявляемая специальными тестами. Дальнейшие исследования М. Аннет показали, что Hdj только сильно праворукие, но и сильно леворукие дети также имеют более низкий коэффициент интеллекта и худшие показатели организации деятельности. Рассматривая механизмы взаимодействия правого и левого полушарий мозга и их роль в обеспечении деятельности, мы говорили о важности определенного ба-j ланса в деятельности каждого полушария, о необходи-j мости взаимодействия и их тесной взаимосвязи. Можно! предположить, что у сильных левшей, как и у сильные правшей (то и другое — крайние варианты распределения праворукости-леворукости), нарушается не какая-то отдельная функция, а баланс взаимодействия правого и ле-вОго полушарий мозга, что, возможно, и дает «сбой» в организации деятельности. Очень интересная работа американской исследовательницы Дж. Леви позволила выяснить особенности зрительно-пространственных функций у левшей. Учитывая, что у многих левшей правое полушарие (в дополнение к левому) принимает участие в осуществлении речевых функций, она предположила, что речевые и зрительно-пространственные функции (характерные для правого полушария) будут конкурировать, и речевые могут преобладать за счет более низкой организации зрительно-пространственных функций. Но другие авторы считают, что тот же факт сочетания вербальных и невербальных функций в одном правом полушарии позволяет вербальным и невербальным способностям взаимодействовать, усиливая друг друга, что может определять более высокие творческие способности. И это тоже подтверждается при сравнении левшей и правшей. Значит можно предсказать, что левши и правши не должны отличаться по уровню речевого развития, но у левшей могут быть относительно более низкие показатели зрительно-пространственных функций. Когда речь идет о значительном проценте левшей среди людей и детей с нарушениями психического здоровья, стоит, наверное, учесть постоянно действующий де-кстра-стресс. Постоянное ощущение себя не таким, другим (даже если и не плохим, не неловким, не неспособным), а просто другим, неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно, ~~ задача не из легких. А если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чье-то раздражение... И это изо Дня в день, каждый день, это завтра не пройдет, а значит есть ограничения в выборе профессии и еще какие-то
40 Г проблемы. Это и есть те микрострессы, которые левщ! избежать не может. Ежедневные микрострессы не только ведут к появлении нервно-психических расстройств, но и искажают развития личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулирую! негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивости повышая риск нарушений социально-психологической адагя тации. Дети-левши с нарушениями в раннем развитии ш| минимальными мозговыми дисфункциями представляют в I этом случае особую группу риска. Необходимо понимать, что наибольший отрицательный эффект имеют те микрострессы, над которыми человеш не имеет (или считает, что не имеет) никакого контроля т.е. в тех случаях, когда он не способен изменить ситуа! цию. С этой точки зрения микрострессы, с которыми nol стоянно сталкиваются левши (даже если не брать такие крайние варианты отрицательного воздействия среды, каш переучивание), как раз и есть те ситуации, над которыми левши не властны. Может быть, мы в таких случаях должны разделить г выделить, «что отчего». Возникают ли нарушения психи-j ческого здоровья оттого, что левши просто к этому более расположены, менее адаптивны, более чувствительны, ила оттого, что существование левшей в праворукой сред! неизбежно создает условия для стрессов, нарушений адап* тации, приводящих к срыву здоровья. Разделить влияний этих факторов практически невозможно, и скорее всегЛ имеет место и первое, и второе. Для сравнительного изучения интеллектуального рая вития правшей и левшей неоднократно использовался теся Векслера, состоящий из двух частей: первая позволяет! определить уровень вербального интеллекта, вторая -■ уровень развития наглядно-образного мышления. Как Я предполагалось, по вербальным показателям различий н«1 было выявлено, но уровень развития зрительно-простраН1 ственных функций оказался значительно ниже. Следуем 42 заметить, что и в этом случае о генезе рукости мы ничего не знаем. И не можем не учитывать возможность минимальных мозговых дисфункций у левшей, которые могут быть истинной причиной нарушения интегральных функций, лежащих в основе наглядно-образного мышления. Интересны данные о том, что амбидекстры (обоерукие) по характеру выполнения зрительно-пространственных заданий больше похожи на правшей, но хуже выполняют вербальные задачи. Следуя той же логике предположений, можно считать этот факт также отражением возможного нарушения баланса в деятельности правого и левого полушарий. Существуют данные и о том, что левши имеют более низкие, чем у правшей, показатели развития не всех, а только некоторых психических функций. Левши могут показать худшие показатели понимания и анализа ситуации, общего развития, информированности, словарного запаса, но более высокие математические способности. Вопрос о трудностях письма и чтения, «неспособности» к обучению у левшей мы рассмотрим в специальном разделе нашей книги, т.к. это чрезвычайно сложная и многозначная проблема. Во всяком случае можно с уверенностью утверждать, что в основе нарушений письма и чтения лежит комплекс факторов, а специфическая функциональная организация мозга у левшей может быть лишь одним из них. У сторонников второй точки зрения, отстаивающей лучшие, чем у правшей, способности, тоже достаточно аргументов. Среди левшей немало не только способных, творчески одаренных, но и гениальных людей — гениальные художники и блестящие политики, актеры и режиссеры, математики и шахматисты, люди, отличающиеся нестандартностью восприятия, мироощущения. Такие левши действительно есть, но не меньше и гениальных правшей. Как доказательство несправедливости вывода доктора А.А. Капустина о дегенератизме левшей, контраргумент 43 о гениальности использовать можно, но для доказательств ва преимущества левшей над правшами этого совсем ш достаточно. И все же попытки доказать преимущества леи шей хотя бы в определенных видах деятельности имею! реальную основу. В специальных исследованиях амерм канских ученых, проведенных среди студентов универсм тета, выявлена четкая зависимость между превалированш ем руки и профессией художника. Среди художников выявлено 20% левшей, 27% амбидекстров и 53% правшей, а среди студентов других специальностей 7% левшей, 1591 амбидекстров и 79% правшей, т.е. почти половина «худояя ников» — неправорукие. Аналогичные данные получени при исследовании в течение 6 лет студентов, поступающие на архитектурный факультет одного из американских уни| верситетов, — среди поступающих на архитектурный фа| культет оказалось около 21% левшей. Подобные обследо! вания проводились и в нашей стране. Например, среди 91 участников народных театральных коллективов Пятигор! ска оказалось 46 (больше половины!) леворуких. Исследо! вание музыкально и художественно одаренных детей в Киева подтвердило высокий процент леворуких. Однако, обсуждая эти данные, мы должны отчетливо} представлять себе, что выбор профессии для леворукогш человека может быть ограничен, и этот факт может сыг| рать свою роль. Истоки третьей точки зрения, несомненно, в теории «зеркальности» праворуких и леворуких и теории парци-1 ального доминирования (частичного преобладания) каж-1 дого полушария в осуществлении высших психическия функций. Согласно наиболее распространенным общиш представлениям левое полушарие специализировано в основном на вербально-символических функциях, а пра-1 вое — на пространственно-синтетических. Считается, чт<г каждое полушарие человека при обработке информации использует свои принципы. Левое полушарие специализировано на обработке вербальной информации, правое 44 _- невербальной, левое — проводит анализ, правое — синтез, левое отрабатывает информацию последовательно, правое — одновременно, для левого характерно абстрактное, для правого — конкретное восприятие. По меткому замечанию оксфордского психолога Н. Кука, обобщившего особенности функционирования левого и правого полушарий мозга, «левое полушарие более точно, более аналитично, более линейно и более грамотно в восприятии и манипулировании внешним миром. Правое полушарие — более диффузно, более холистично, более гео-метрично и больше участвует в создании «общей картины», когда к нему обращаются. Но левши не зеркальны правшам и мы никак не можем соотносить особенности правшей и левшей со специфическими особенностями левого и правого полушарий. Было бы большой ошибкой считать левшей «правопо-лушарными» и приписывать им функции этого полушария. К тому же полушария мозга — это не весь мозг, и функционируют они, взаимовлияя и взаимопополняя друг друга. Обобщая данные об особенностях левшей и правшей, мы можем подвести некоторые итоги. К сожалению, пока нет ясного представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Мы не знаем, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными. Поэтому специальной проверки и доказательств требуют данные как о низких способностях левшей, так и данные об их уникальных особенностях. При этом необходимы единый подход в оценке и определении левше-ства, учет и выделение генеза леворукости. Но несомненно Другое — индивидуальные различия среди правшей и лев-Щей могут быть значительно большими, чем между прав- 45 шами и левшами. Есть гениальные левши и гениальные! правши, есть неловкие левши и еще более неловкие прав-J ши, есть чувствительные, «тонкокожие» левши, но дале-i ко не все правши «толстокожи». Есть еще много других] непохожих ни на кого и отличающихся от всех и левшей | и правшей. И это еще раз подтверждает, что леворукость! — индивидуальный вариант нормы. Date: 2015-12-12; view: 454; Нарушение авторских прав |