Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как вычислить левшу. Некоторые признаки преобладания одной 1 рук в деятельности ребенка можно уловить в самом ран­нем возрасте





Некоторые признаки преобладания одной 1 рук в деятельности ребенка можно уловить в самом ран­нем возрасте. Сила, с которой сжимает кулачок правой руки будущий правша, больше, чем левой, уже в возрзс-


те 17 дней, чуть позже он будет дольше удерживать по-шемушку в правой руке. Прогноз будущей леворукости лди праворукости дает так называемый тонический шей­ный рефлекс. К четырем неделям ребенок, лежа на спи-Ijie, принимает характерную позу, называемую позой «фех­товальщика». Если большую часть времени его голова повернута вправо, правые рука и нога распрямлены, а левые конечности согнуты, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей и распрям­ленных левых дает возможность прогнозировать левору­кость.

По другим данным о леворукости ребенка можно су­дить с трех месяцев. Именно в этот период у детей утра­чиваются рефлексы новорожденных и происходит ста­новление основных позных и моторных реакций. У буду­щего левши рефлексы новорожденного исчезают снача­ла на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами и игро­вых действий.

Однако все эти прогнозы в возрасте до 4—5 лет по мнению большинства исследователей малоэффективны, т.к. начиная с 16—20 недель и до 2 лет происходят волно­образные изменения рукости, с 2 до 4—5 лет руки прак­тически равноценны и одинаково активны, причем боль­шая часть действий совершается обеими руками и только в возрасте 4—5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Итак, к 4—5 годам определяется преобладание одной • Из рук. Становится понятно, правша ребенок или левша., Заканчивается ли на этом формирование предпочтения РУки? По-видимому, нет. Степень леворукости (правору-| Кости) продолжает нарастать с возрастом ребенка, по край­ней мере, до 9—10 лет, а, возможно, и в дальнейшем. В входе этого процесса совершенствуется координация раз-[ Сообразных движений, требующих участия обеих рук.


 


58



Понаблюдайте за двигательной активностью своего щ бенка. Вы очень быстро убедитесь, что действия, котор^ выполняются одной рукой, достаточно редки. В то же вре, мя они достаточно просты (за исключением письма и рц. сования) и состоят, главным образом, в повторении одно-го и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вид. кой без ножа, расчесывание). Большая часть повседнев­ной двигательной активности требует участия обеих ру* но каждая рука выполняет свою специализированную функ­цию. Приглядитесь, например, как ваш ребенок развязы­вает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или со­бирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет. Таким образом, переучивание левши — это не только вмешательство в сложнейший процесс формирования сложных координационных движений, ко­торое может привести к неуклюжести и неловкости ребен­ка. Одновременно это вмешательство и в процесс специа­лизации полушарий, что в будущем может оказать влияние на познавательные способности вашего малыша.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как тре­буют взрослые: «Возьмите ложку в правую руку», «Взяли карандаш в правую руку», — учит всех малышей воспита­тельница в детском саду, педагог в дошкольной студии, учительница в дошкольной гимназии, и они, как прави­ло, безропотно выполняют ее указание и работают пра­вой, даже если это не очень удобно. Так происходит не­насильственное переучивание в дошкольном возрасте И многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впе­реди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться Я возникнут неожиданные на первый взгляд сложности при обучении письму и чтению.


Особенно важно определить ведущую руку перед шко­дой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать эТо раньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Почему? Во-рервых, потому что именно в этом возрасте ребенок учит­ся правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно от­разиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

Существует несколько вариантов определения руко-сти. Наиболее распространенным является метод коли­чественной оценки рукости с помощью опросников, вклю­чающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседнев­ных действий. Нужно отметить, что обычно в вопросни­ках используются те двигательные навыки человека, ко­торые формируются у него под влиянием среды (того ок­ружения, в котором он живет, тех обычаев, привычек, которые приняты в этом обществе).

Вопросники для определения рукости очень разнооб­разны, но практически все содержат стандартный набор вопросов. Первый — почти всегда: какой рукой пишет человек легче, красивее, дальше — какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, роет лопатой землю, раздает карты, вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, отвинчивает крышку, держит зубную щет­ку, веник, расческу и т.д.

Однако любой опросник — это самооценка, а специ­альные исследования доказали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Еще сложнее использовать опросники при оценке рукости у детей, по-I этому исследователи предпочитают оценивать рукость в «ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ре­бенка, отмечая, какая рука более активна и чаще исполь-■ 3Уется в деятельности, какой рукой движения выполня-


 


60




ются более ловко, точно. Существуют специальные бата-1 реи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты.

Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из таких хороша известных тестов является переплетение пальцев рук. Тест$ должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей! сверху ложится большой палец правой руки, у левшей левой. Несмотря на большую популярность, тест мало>; информативен.

Второй столь же известный — «поза Наполеона» —скре­щивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом?! предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым пред-4 плечьем — правая.

Третий — аплодирование. У правшей при аплодирова-нии более активная правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновре­менные действия обеих рук, например рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые веду­щей рукой, могут быть более медленными, но более точ­ными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более* четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), • углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Не­которые исследователи рекомендуют выполнять это зада­ние с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, ко-1 торая рисуется неведущей рукой.

Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой" руки.

Для оценки скорости можно использовать число пров стукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число'1

62


точек (касаний ручки) на jjjioc кости листа при постуки­вании ручкой за 10 секунд, каждое задание выполняется трижды и рассчитывается среднее значение.

Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Силу каждой руки необходимо измерить три раза и рассчитать среднее зна­чение. Ведущей считается рука, превосходящая неведу­щую на 2 кг. Определение «рукости» у детей лучше про­водить при оценке выполне­ния различных действий.

По мнению немецкого ис­следователя Ф. Кречмера, для определения рукости «необхо­димо попросить ребенка про­демонстрировать следующие действия: как он поливает цве­ты, перемещает песок лопат­кой, чистит зубы, толкает пал­кой шарик, достает книги с полки, открывает замок-мол­нию, зажигает спички, выни­мает пробку из ванны и т.д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой Рукой узоров и кругов». Если ' Ребенок выбирает для выпол-| Нения всех заданий левую руку, и Движения выполняются лег-



че и точнее, то ребенок левша. Однако, использовать опи­сываемые Ф. Кречмером задания для тестирования рукос-ти не так просто, как кажется на первый взгляд. При оп­ределении рукости важно все: где находится предмет, ко-торым нужно манипулировать, где ребенок, как дается инструкция. Непросто использовать рекомендацию и про­водить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди таких заданий предлагается задание вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку. Во всех случаях важно соблюдать условия тестирования, о которых мы расскажем подробно.

При проведении обследований детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс в том случае, когда определение рукости вызы­вает какие-либо проблемы, необходимо проводить пол­ное обследование, включающее 20 заданий, а в тех слу­чаях, когда этих проблем нет, можно применить сокра­щенный вариант.

Полный набор М. Озьяс включает

следующие задания:

1. Завинтить крышки на бутылках.

2. Зажечь спички.

3. Разрезать бумагу ножницами.

4. Наколоть, нанизать (но не на стержень (иголку),
а стержень необходимо вставлять в небольшое от­
верстие пуговиц, бусин, геометрических фигур)-

5. Почистить обувь щеткой.

6. Намотать нитку на катушку.

7. Перелить воду из одного сосуда в другой.

8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку-

9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).


 

10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в
узкий цилиндр.

11. Разложить (раздать) карточки (карты).

12. Проколоть дырочки (5-6 ударов).

13. Стереть ластиком предварительно нарисованные
крестики.

14. Продеть нитку в иголку.

15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.

16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылоч­
ки.

17. Достать бусинку ложкой из стакана.

18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звон­
ка.

19. Закрыть, открыть молнию на сумке.

20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озь­яс советует обратить внимание на следующие задания: зажи­гание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доста-вание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий). В сокращенной батарее тестов нет графических заданий, это в основном бытовые действия, требующие точ­ности, ловкости, точной координации движений. И самое главное — все действия непривычны, не натренированы, что по мнению автора и позволяет получить более точную кар­тину превосходства одной руки над другой.

Вы можете использовать перечисленные задания для ^определения рукости, но можете использовать батарею ; тестов, разработанную отечественными исследователями ■1.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским. Эти тесты включают [Игровые задания, подобранные с учетом способов мани­пулирования, свойственных детям дошкольного и млад-рмего школьного возраста. Часть заданий — бытовые, часто Р*спользуемые, многие из заданий дети выполняют обеи-


 


64


г М. Безруких



ми руками, и это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Использование разных вариантов заданий позволит более точно выделить ведущую руку.

Date: 2015-12-12; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию