Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рука, мозг, действие. Рассматривая различные теории возникновения леворукости, мы неоднократно упоминали о двух полушариях и асимметрии мозга
Рассматривая различные теории возникновения леворукости, мы неоднократно упоминали о двух полушариях и асимметрии мозга, о моторной регуляции, координируемой, как правило, контрлатеральным (противоположным) полушарием, о различной функциональной организации мозга у правшей и левшей. Во всем этом стоит разобраться подробнее, и тогда станет ясно, почему нельзя левшу переделать в правшу. Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий — правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции. Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга — правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены (как это показано на схеме). Однако следует понимать, что это очень грубая и общая схема. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой; и левой руки. В то же время показано, что из левого полушария в муску-
20
Рис. Моторные пути, связывающие руки и мозг, почти полностью перекрещиваются. Движения рук регулируются преимущественно контрлатеральным (противоположным) полушарием латуру правой стороны тела идет больше волокон и имеется большее число волокон от правого полушария к правой половине тела, т.е. оба полушария как бы стремятся осушествлять больший моторный контроль за правосторонней мускулатурой. Возможно, эта морфологическая асимметрия может стать одним из объяснений преобладания праворукой активности. Поэтому уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц^ правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию. Но разные полушария неидентичны ни по организации, ни по функциям, и прежде всего правое и левое полушария имеют выраженные различия, связанные с обеспечением речевых функций. В середине прошлого века французский хирург Поль Брока доказал связь между нарушениями речи и повреждениями левой половины мозга и сделал вывод — «способность к артикулированной речи локализована в левом полушарии или по крайней мере зависит в основном от этого полушария». Исследования Поля Брока интересуют нас потому, что именно он впервые попытался связать предпочтение одной из рук и полушарие, ведущее по речи. Он предположил, что «существует определенное число людей, у которых естественное превосходство извилин правого полушария изменяет явление... на обратное», т.е. полушарие, ведущее по речи, всегда противоположно ведущей руке. Согласно этому представлению у всех правшей ведущим по речи должно быть левое полушарие, у всех левшей — правое. Это правило оказалось справедливым для правшей, леворукие, как оказалось, разделились на две группы: у одних левшей центры речи были, как и предсказывал П. Брока, в правом полушарии (противоположном ведущей руке), но у других, как и у правшей, они были в левом полушарии. Дальнейшие исследования показали, что левое полушарие «управляет» не только речью, но и другими высшими функциями, и это дало основание для развития представлений о левом полушарии как о главном, ведущем (доминантном), а правое воспринималось как второстепенное, подконтрольное левому. Еще долгие годы правое так и оставалось недооцененным полушарием. Постепенно накапливались клинические данные, показывающие, что у левого и правого полушарий есть «свои» функции. Было обнаружено, что у людей с поврежде] ми левого полушария не только нарушалась речь, но с дали и другие функции — письмо, чтение, произвол) регуляция движений и др. Выявлены были и нарушения деятельности, свя: ные с повреждением правого полушария, — глубокие рушения ориентации в пространстве, затруднение в полнении некоторых самых простых действий, напри? застегивание пуговиц или шнуровка ботинок оказывал непосильными, нарушалось представление о собств ном теле. Оказалось, что поражение правого полуша приводит к снижению или потере музыкальных спос ностей и прежде всего способности к пению, возни* «музыкальная глухота», в отличие от поражений лев полушария, для которого характерна «словесная глу та». Установлено, что при поражении правого и левого i лушарий нарушаются разные виды памяти, появляю или, наоборот, исчезают разные эмоции, по-разному j рушаются процессы мышления. Эти наблюдения практически легли в основу склад вающихся в течение столетия представлений о межпо, шарной асимметрии, неравнозначности роли правогс левого полушарий в организации и регулировании pi личных видов деятельности человека. Но следовало уч тывать, что судить о роли полушария по столь прост схеме — при повреждении определенной части мозга у рушена такая-то функция, значит именно эта часть (и зона) мозга контролирует функцию — невозможно. В первых, потому что обеспечение любой деятельности, да; самой простой, связано со взаимодействием различш структур мозга. Кроме того, любая деятельность пре, ставляет собой сложный процесс и может нарушаться j деятельность вообще, а лишь один или несколько ее ко? понентов, создавая эффект нарушения деятельности целом. Во-вторых, мозг, особенно мозг ребенка, обладь 24 ия' колоссальными компенсаторными способностями, поз-Ра* воляющими ему приспосабливаться, включать в деятельна? ность иные структуры и механизмы и поэтому наши выводы о работе пораженного мозга могут дать нам неверам ную или неточную картину. на- Еще одним вариантом изучения особенностей каждого *ы- полушария могло бы быть изучение разъединенных полу-еР; шарий или расщепленного мозга. Клинические наблюде-*сь ния за больными с расщепленным мозгом подтвердили с Щ одной стороны функциональное различие полушарий, с другой — показали необходимость взаимодействия каждого из них для полноценной и целостной организации деятельности. Изучение расщепленного мозга показало, что левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению. Работа левого полушария позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, устную и письменную. Однако не только левое, но и правое полушарие принимает участие в реализации речевых функций и дает возможность понимать слова. Способностью воспринимать и понимать слова обладает и правое полушарие. Все эти данные показали, что роль отдельного полушария в регуляции определенной деятельности не абсолютна, и каждое из них регулирует различные стороны деятельности. Без правого полушария левое становится «глухим» к интонации речи и модуляции голоса. Левое полушарие, хотя и реагирует на звуки и ритм, но нечувствительно к музыке. При расщепленном мозге правая рука, анатомически связанная с левым полушарием и функционально подчиненная ему, сохраняет способность к письму, но теряет способность к спонтанному рисованию и копированию Даже самых простых изображений. Правая рука утрачивает способность сложить элементарную фигуру из кубиков, выбрать на ощупь геометрические фигуры или определенные предметы. С этими задачами относительно лег- 25 ко справляется левая рука, однако назвать предмет, вы-1 бранный левой рукой, не всегда просто. Все эти наблюдения относятся к правшам. А как же левши? Можно ли ожидать, что картина нару-1 шений правого и левого полушарий будет зеркальна? Кли-1 нический опыт опровергает эти предположения, еще раз! доказывая, что мозг левши — это совсем не зеркальная копия мозга правши. «Самое удивительное, — считают отечественные физиологи Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, — что характер нарушений деятельности у левшей не зависит от стороны поражения мозга. Она не совпадает ни с одной из двух четко различных (соответственно поражению двух полушарий) у правшей. Наши клинические наблюдения вообще заставляют усомниться в возможности того, чтобы левша... повторил бы правшу, но в зеркальном отображении». По мнению этих исследователей картин^ поражений для леворуких отличается тем, что характер! нарушений деятельности не связан со стороной поражения мозга и это служит основанием для предположения об! отсутствии у неправоруких лиц четкой специализации полушарий мозга. Более того, картина нарушений практически не повторяется, она индивидуальна, вариабельна и] изменчива. И в то же время по характеру нарушений картина одностороннего поражения мозга левшей не совпадает с правополушарной симптоматикой у правшей. Эти данные требуют более глубокого и всестороннего! изучения, но одно несомненно, и повторим это еще раз: мозг левши — это не зеркальное отражение мозга правши, I и было бы грубейшей ошибкой приписывать левшам свой-1 ства, характерные для правого полушария правшей. Теперь мы можем вернуться к клиническим наблюде- ] ниям, показывающим, что не у всех левшей речевые функ-1 ции связаны с правым полушарием, т.е. зеркально, как! это предполагал П. Брока. Однако наблюдения наблюде-1 ниями, а представление, что у левшей «просто все наобо-1 26 рот», оставалось в силе. По мнению американского ученого П. Милнера, стойкость представления о том, что правое полушарие обычно доминирует в речевых функциях у левшей, представляет собой классический пример того, как ученые могут пренебрегать фактическими данными, не соответствующими принятой теории. Исследования, проведенные в 60-х годах нашего века, не только подтвердили эти наблюдения, но и позволили получить количественные данные о распределении речевых функций между полушариями у правшей и левшей. У 95% праворуких людей, не имевших ранних повреждений мозга, речь и речевые функции контролируются преимущественно левым полушарием, у 5% — правым полушарием. Только у 15% левшей речь контролировалась правым полушарием, как это предсказывал П. Брока, у 70% — центры речи выявлены в левом (как и у правшей) полушарии и еще у 15% отмечен двусторонний контроль речи. Особый интерес для нас представляют данные о нарушениях письма у праворуких и леворуких людей и особенностях их проявлений. Еще до недавнего времени несомненным считался факт, что нарушения письма всегда связаны с деятельностью и левого, и правого полушарий и не зависят от того, какой рукой оно выполняется. Однако специальные исследования нарушений письма правой и левой рукой показали, что эти нарушения могут избирательно проявляться только при письме правой или левой рукой. Диссоциированный (т.е. по-разному проявляющийся) тип нарушений письма правой и левой рукой, названный левосторонней дисграфией, был впервые описан у больных с расщепленным мозгом в 70-х годах. Суть этого Расстройства в том, что в условиях изолированного функционирования правого полушария мозга левая рука теря-ет способность писать. Диссоциированные типы нарушений письма правой и левой рукой наблюдаются не только при хирургиче- 27 ском повреждении мозолистого тела, но и при очаговь* поражениях головного мозга как у взрослых, так и у да тей. Для поражений левого полушария характерны нару шения копирования и написания букв под диктовку, од нако сохраняется их написание на автоматизированной уровне (подпись), но эти особенности проявляются лиш при письме правой рукой. В отличие от правой, при писв ме левой рукой (у праворуких) повторение такого же за дания левой рукой оказывается невозможным и написа ние привычных слов имеет те же нарушения, что и пр| копировании, и при письме под диктовку. При поражениях правого полушария нарушается авта матизированное письмо, а при поражениях левого, на оборот, страдает осознанное, медленное письмо, и пере ход к быстрому автоматизированному письму устраняв затруднения. Еще важнее, что у леворуких нарушени письма носят совершенно иной характер и они более раз нообразны, чем у праворуких. Отличительной особенно стью этих нарушений является отсутствие корреляции о стороны поражения, с выраженностью речевых расст ройств и нарушений письма. Диссоциированный харак тер нарушений письма левой и правой рукой встречаете и у переученных леворуких значительно чаще, чем у пра воруких. Различия между праворукими и леворукими людь ми в процессах письма при поражениях головного мозг носят не только количественный характер. Самым суще ственным является то, что все нарушения письма боле< отчетливо выступают при письме правой рукой. Механизмы, лежащие в основе изменения природног предпочтения руки при письме у переученных левшей не совсем ясны, однако не вызывает сомнения тот факт что даже при сформированном навыке письма у взрослых людей (во всяком случае, навык должен быть сформирй ван) останется чрезвычайно высоким эффект осознан ности, и этот эффект наиболее четко используется дл письма правой рукой. Несоответствие между природньп 28 типом латеральности и способом выполнения двигательного действия является, по-видимому, причиной нарушений структуры и стратегии деятельности. Одним из ярких проявлений таких нарушений является зеркальное письмо. Считается, что это объясняется зеркальным представительством зрительных образов в соответствующих центрах левого и правого полушарий, приводящим к тому, что при поражении левого полушария копируется обратное изображение образа, представленного в правом полушарии, что и приводит к нарушению направления письма. Изучение функциональной организации мозга у лево-руких детей ведется в разных направлениях, одно из них — анализ характера и особенностей межполушарного взаимодействия. Изучение этих механизмов необходимо, т.к. теперь уже ни у кого не вызывает сомнения факт совместной работы полушарий при осуществлении двигательной деятельности. Считается, что предпочтение правой и левой руки связано с различными вариантами функциональной организации мозга и предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур, т.е. более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких — более автономны не только полушария, но и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структур в каждом полушарии. Вполне вероятно, что большая вариативность картины функциональной организации мозга в процессе деятельности, разнородность психофизиологических характеристик леворуких связана именно с меньшей жесткостью Функциональной организации, с большим количеством «степеней свободы», позволяющим более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость выбора и смены стратегий Деятельности (не исключено, что и неустойчивости выбо-Ра, и сохранения этой стратегии) несут, безусловно, как 29 положительные, так и отрицательные компоненты дс| ятельности. Очень заманчиво связать эту противореча] вость с известными психофизическими характеристика! ми леворуких людей — повышенной лабильностью, эмся циональной чувствительностью, высоким творческим noJ тенциалом, стремлением к нестандартным ситуациящ В этом случае вполне объяснимы характеристики край! них вариантов «чистых левшей», у которых отмечаются более низкие показатели интеллекта, работоспособности] переключения внимания. Особенности межполушарной асимметрии имеют свою специфику у леворуких взрослых и детей при разных ви| дах деятельности и зависят от характера задания. В целом межполушарное взаимодействие у леворуких детей харак-1 теризуется большей индивидуальной вариативностью, чем у праворуких детей. Чрезвычайно интересны данные о возрастном измене^ нии характера внутри- и межполушарного взаимодейст! вия у праворуких и леворуких детей. В возрасте от 8 до 12 лет для леворуких детей характерна правосторонняя меж! полушарная асимметрия и большая включенность в дея| тельность правого полушария, которая уменьшается с возрастом. Кроме этого для леворуких детей до 9—10| летнего возраста более значима внутриполушарная ин! теграция и менее значимо межполушарное взаимодейст! вие, а для праворуких в этом возрасте более важна межС полушарная интеграция. В специальной работе по изучению реакций двига-] тельных областей коры при реальном и мысленном дви-1 жении выявлено, что у праворуких людей более реактив! но, больше включено в деятельность левое полушарий лишь при движении правой руки, а при движениях лев вой руки активность полушарий у большинства былЯ двусторонней. У леворуких более высокой была актив^ ность левого полушария при движении как левой, так и правой рукой. Мы перечислили отнюдь не все различия и особенности функциональной организации мозга и связанной с ней регуляции деятельности у праворуких и леворуких. В этих вопросах, как и во всем, что связано с леворукостью, еще много неизвестного, спорного, противоречивого, но то, что функциональная организация мозга левшей не зеркальна и не симметрична правшам, не оспаривается. Надеюсь, теперь и вы убеждены в том, что, заставляя лево-рукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу. Date: 2015-12-12; view: 478; Нарушение авторских прав |