Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Или что мы знаем о левшах
Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с. Книга для учителей и школьных психологов, студентов педагогических вузов, колледжей и родителей. В книге рассказывается о происхождении леворукости, даются подробные тесты для определения леворукости, рассказывается об особенностях этих детей, их проблемах, подготовке к школе и школьных трудностях. В книге много практических советов, рекомендаций, примеров и заданий, которые помогут учителям и родителям понять леворуких детей и правильно организовать работу с ними. ISBN 5-89396-073-4 М.В. Безруких, 1998 АРД ЛТД, 1998 АРД ЛТД, оформл. Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку по сути — отражение глубинного, часто неосознанного желания человека постичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и тем самым осознать свою неособенность, равность, большинство. По-видимому, генетически и исторически это определяет отношение к леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития. Действительно, большая часть человечества — право-рукие и только 5—12% из них леворукие. Но следует понимать, что и праворукие и леворукие — это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амби-декстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких нарастает: в 1928 среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 году число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979—88 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Количество леворуких, которые представляют исследователи из разных стран, сильно различается и варьирует от 5% до 30%. Конечно, леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Левору-кость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких порой с огромным трудом приспосабливаться, переучиваться, становиться как все. По данным отечественных авторов количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, т.к. в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц в 1987 году выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7—9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% — среди девочек, т.е. в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. По нашим данным в последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23%. Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, т.к. есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких. У нас, к сожалению, всего этого нет, возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает роди- I телей на переучивание. Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и 1 длительную историю, причем события, действия и отно- шения, связанные с правым и левым в различных культурах, разделенных и пространством, и временем, очень похожи. Как правило в различных культурах положительные качества соотносились с правым, отрицательные — с левым. Возможно, это просто одно из проявлений отношения к правому-левому как противоположностям в разных культурах. Откроем, например, Библию. Противопоставление правого-левого находим в Евангелии от Матфея — гл. 25: 31, 34. «Когда же придет Сын Человеческий во славе своей все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Существует представление о том, что именно картина страшного суда повинна в закреплении предубеждения против леворукости, в формировании негативного отношения к левше как человеку негодному, не принятому Господом, однако это весьма спорно. Более того, в библейском тексте есть и упоминание о ловкости, умелости левшей войска Вениамина, в котором было всего 26700 воинов, и в этом войске «..:из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо». (Гл. 20, 15). Можно посчитать долю леворуких в этом войске, она составляет всего 2,4%, но следует учесть, что воины отбирались по очень жестким критериям. Существуют различные представления о возникновении этого предрассудка. Одно из них — предположение американского ученого К. Сагана. По его мнению левая рука могла считаться «нечистой» из-за того, что использовалась для гигиенических процедур, а использование только правой руки для еды, приветствий в какой-то мере предохраняло людей от распространения болезней, снимало неприятные ассоциации, связанные с актами выделения. Впрочем, это только предположение. Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждает лингвистический анализ. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов «неловкий», «неуклюжий», но и «неискренний», «разбитый», «зловещий», т.е. имеют, как правило, отрицательное значение. Так, в английском языке синонимами слова «lefthanded» являются не только слова — неуклюжий, неумелый, но и — уклончивый, скрытный, и даже — подлый. Во французском — «gauche» — левый, неловкий, неуклюжий, нескладный, нечестный. В немецком «link» — левый, а производное — «linkish» — неловкий. Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. Они считают ее «нечистой». Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии — йоруба, которым категорически запрещено что-либо брать или передавать левой рукой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная демонстрация неуважения к человеку. Йоруба называют левую руку «ово оси» — «негодной», а во многих районах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают «ненормальными» людьми. Не исчезают и попытки доказать, что у леворуких есть масса особенностей, свидетельствующих о более низком уровне их способностей, интеллекта, более низких адаптивных возможностях и т.п. В исследованиях канадских ученых послед- них лет предпринимаются попытки доказать, что лев1 имеют более низкую продолжительность жизни. Прич.... считается, что одна из причин более короткой жизни левшей — несчастные случаи, увечья. Действительно, и автомобили, и всевозможные инструменты в основном предназначены для праворуких. Например, исследование, проведенное в Британской Колумбии, показало, что левши чаще наносят себе раны, водители-левши в два раза чаще попадают в аварии. Однако специалисты Гарвардского университета сочли эти данные преждевременными. «С подобными заключениями нужно быть очень осторожными, — считает профессор А. Галабурда. — Они лишь затрудняют жизнь левшам. Чтобы выступать с такими данными, нужно обследовать тысячи людей. Все зависит от конкретной личности». Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. Больше семидесяти лет назад в журнале «Русская клиника» была опубликована статья доктора А.А. Капустина о детях, проходивших неврологическое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% левшей, но у большей части из них доктор Капустин отметил нарушения в развитии. Однако вывод, который он сделал, звучал просто как приговор левшам: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными». «Я все понимаю, — жалуется мама леворукого сына, — но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю лево-рукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущербность». «Что бы вы ни говорили, — продолжает разговор учительница начальных классов, — это должно быть очень неудобно — писать левой рукой. И я тоже, может быть невольно, смотрю на леворукого как на не способного сделать все так, как надо». «Нет, нет, нет, — настаивает бабушка, — у него (у леворукого внука) не может быть все в порядке, что-то нарушено, что-то не так. Иначе отчего это несчастье?» С подобными взглядами на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному,! другому, не такому как все? От желания, чтобы ребенок; ничем не отличался от «обычных детей» и был «как все»? Или это отголоски представлений доктора Капустина? Вероятно, и то, и другое имеет место, но все же решаю-? щим, на наш взгляд, является незнание, непониманий биологических механизмов леворукости, а главное — не-, приятие многообразия индивидуальных различий наших детей, разнообразия их способностей, склонностей, различия реакций при действии одних и тех же факторов, неспособность и нежелание принять эти индивидуальные особенности как данность, которую не нужно и нельзя переделывать, изменять по своему желанию. К сожалению, и сейчас еще бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психо-физиологические исследования не дают для] этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно ■ отсталых детей, среди детей с трудностями обучения пись-i му и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии в развитии мозга, как щ умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости, и у сниженных интеллектуальных способностей может бы одна причина — патология развития, а у здорового левши могут быть блестящие способности. И таких данных тоже немало. Доктору Капустину и многим другим, считающим, что леворукость и низкие способности, низкая ода-! ренность, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем леворуких людей —; Александра Македонского и Наполеона, Леонардо да Винчи и Джеймса Клерка Максвелла, И.П. Павлова Я В.И. Даля, Чарли Чаплина, Пола Маккартни, Джордж* Буша и Билла Клинтона, многих выдающихся спортсменов которые показывают, что никакой вид деятельности не закрыт для левшей и они способны добиваться в своем деле больших успехов. И все же тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена основания. Среди леворуких существенна доля детей, рожденных в результате беременностей и родов, протекающих с различными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи считают, что для леворукого ребенка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых психических функций, высокая эмоциональность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведением, отклоняющимся от принятых норм) и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается значительное число леворуких. Однако, и это важно подчеркнуть, причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, которое травмирует личность ребенка, создавая ситуацию так называемого «декстра-стресса» (декстра (лат.) — правый, стресс (англ.) — давление, напряжение) — стрессовых воздействий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ °т переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние декстра-стресса на здоровье и формирование личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья. Люди так долго и упорно боролись за право леворукого ставаться леворуким, так убедительно доказывали, что среди левшей немало известных и даже гениальных людей, что в последние годы появились сторонники другой и тоже крайней точки зрения — все левши гениальны, творчески одарены, имеют блестящие математические способности. Мама пятилетнего леворукого мальчика в течение полутора часов убеждала меня в его необыкновенной гениальности, показывая как доказательство самые обычные рисунки, рассказывая о самых типичных вопросах, свойственных детям этого возраста, демонстрируя «необыкновенно» фантастические фигурки из пластилина и «Лего» и умение читать (правда, очень быстро, но с ошибками, без понимания прочитанного). Эта убежденность в «особенности» сына могла бы быть безобидной, если бы мама не настаивала на приеме ее «гениального» сына в школу (напомню, мальчику недавно исполнилось пять лет), аргументируя свое желание лишь одним — «он же левша, а все левши гении». Такая позиция может нанести ребенку совсем не меньше вреда, чем нетерпимость и негативное отношение к леворукости. Ожидания этой мамы скорее всего не оправдаются, а риск эмоциональной и физической перегрузки, неуверенности, тревожности и беспомощности из-за невозможности выполнить мамины требования и соответствовать маминым ожиданиям чрезвычайно высоки. Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди, одно несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть. Мы очень хотели убедить вас в том, что ваш ребенок имеет право быть не таким, «как все», и надеемся, что факты, размышления, рекомендации, приведенные в этой книге, помогут вам увидеть особенности вашего ребенка, понять его проблемы, быть более внимательным и более чутким, научат вас решать все возникающие проблемы вместе. Date: 2015-12-12; view: 409; Нарушение авторских прав |