Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Или что мы знаем о левшах






 


Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

Книга для учителей и школьных психологов, студентов педаго­гических вузов, колледжей и родителей. В книге рассказывается о происхождении леворукости, даются подробные тесты для оп­ределения леворукости, рассказывается об особенностях этих детей, их проблемах, подготовке к школе и школьных трудно­стях. В книге много практических советов, рекомендаций, при­меров и заданий, которые помогут учителям и родителям по­нять леворуких детей и правильно организовать работу с ними.

ISBN 5-89396-073-4

М.В. Безруких, 1998 АРД ЛТД, 1998 АРД ЛТД, оформл.


Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку по сути — отражение глубинного, часто неосознанного желания человека по­стичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и тем самым осознать свою неособенность, равность, большинство. По-види­мому, генетически и исторически это определяет отно­шение к леворукости (а левшество чаще всего восприни­мается как леворукость) не как к индивидуальному вари­анту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.

Действительно, большая часть человечества — право-рукие и только 5—12% из них леворукие. Но следует по­нимать, что и праворукие и леворукие — это не однород­ные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или дру­гой рукой только некоторые действия, среди них и амби-декстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владею­щие и правой, и левой рукой. Зарубежные ученые отме­чают, что количество леворуких нарастает: в 1928 среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 году число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979—88 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди муж­чин. Количество леворуких, которые представляют ис­следователи из разных стран, сильно различается и варь­ирует от 5% до 30%. Конечно, леворуких меньшинство и


еще меньше их становится по мере взросления. Левору-кость не исчезает, просто агрессивность праворукой сре­ды заставляет леворуких порой с огромным трудом при­спосабливаться, переучиваться, становиться как все.

По данным отечественных авторов количество левору­ких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, т.к. в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизио­лога А.А. Айрапетянц в 1987 году выявлено 13,3% лево­руких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школь­ников 7—9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчи­ков и 4,1% — среди девочек, т.е. в средней школе остает­ся ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. По нашим данным в последние годы число леворуких детей в начальной школе составля­ет 15-23%.

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения про­фессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для левору­ких людей, где можно купить ножи и ножницы, различ­ные приспособления, спортивные принадлежности, швей­ные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, при­способленной для работы леворуких людей. Предпочте­ние руки учитывается не только в детстве, леворукий взрос­лый может получить практически любую специальность, т.к. есть станки, устройства и приспособления, предна­значенные для леворуких.

У нас, к сожалению, всего этого нет, возможно, огра­ничение в выборе некоторых профессий и толкает роди- I телей на переучивание.

Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и 1 длительную историю, причем события, действия и отно-


шения, связанные с правым и левым в различных культу­рах, разделенных и пространством, и временем, очень похожи. Как правило в различных культурах положитель­ные качества соотносились с правым, отрицательные — с левым. Возможно, это просто одно из проявлений отно­шения к правому-левому как противоположностям в раз­ных культурах. Откроем, например, Библию. Противопо­ставление правого-левого находим в Евангелии от Мат­фея — гл. 25: 31, 34.

«Когда же придет Сын Человеческий во славе своей все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других, как пас­тырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сто­рону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от созда­ния мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».


Существует представление о том, что именно картина страшного суда повинна в закреплении предубеждения против леворукости, в формировании негативного отно­шения к левше как человеку негодному, не принятому Господом, однако это весьма спорно. Более того, в биб­лейском тексте есть и упоминание о ловкости, умелости левшей войска Вениамина, в котором было всего 26700 воинов, и в этом войске «..:из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо». (Гл. 20, 15). Можно посчитать долю леворуких в этом войске, она составляет всего 2,4%, но следует учесть, что воины отбирались по очень жестким критериям.


Существуют различные представления о возникнове­нии этого предрассудка. Одно из них — предположение американского ученого К. Сагана. По его мнению левая рука могла считаться «нечистой» из-за того, что исполь­зовалась для гигиенических процедур, а использование только правой руки для еды, приветствий в какой-то мере предохраняло людей от распространения болезней, сни­мало неприятные ассоциации, связанные с актами выде­ления. Впрочем, это только предположение.

Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждает лингвистический анализ. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов «неловкий», «неуклюжий», но и «неискренний», «раз­битый», «зловещий», т.е. имеют, как правило, отрицатель­ное значение. Так, в английском языке синонимами слова «lefthanded» являются не только слова — неуклюжий, не­умелый, но и — уклончивый, скрытный, и даже — под­лый. Во французском — «gauche» — левый, неловкий, не­уклюжий, нескладный, нечестный. В немецком «link» — левый, а производное — «linkish» — неловкий.

Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. Они считают ее «нечис­той». Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии — йоруба, которым категориче­ски запрещено что-либо брать или передавать левой ру­кой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная де­монстрация неуважения к человеку. Йоруба называют левую руку «ово оси» — «негодной», а во многих райо­нах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают «ненормальными» людьми. Не исчезают и попытки доказать, что у леворуких есть масса особен­ностей, свидетельствующих о более низком уровне их спо­собностей, интеллекта, более низких адаптивных возмож­ностях и т.п. В исследованиях канадских ученых послед-


них лет предпринимаются попытки доказать, что лев1 имеют более низкую продолжительность жизни. Прич.... считается, что одна из причин более короткой жизни лев­шей — несчастные случаи, увечья. Действительно, и ав­томобили, и всевозможные инструменты в основном пред­назначены для праворуких. Например, исследование, про­веденное в Британской Колумбии, показало, что левши чаще наносят себе раны, водители-левши в два раза чаще попадают в аварии. Однако специалисты Гарвардского университета сочли эти данные преждевременными. «С подобными заключениями нужно быть очень осторож­ными, — считает профессор А. Галабурда. — Они лишь затрудняют жизнь левшам. Чтобы выступать с такими дан­ными, нужно обследовать тысячи людей. Все зависит от конкретной личности».


Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. Больше семидесяти лет назад в журнале «Русская клиника» была опубликована статья доктора А.А. Капустина о детях, проходивших неврологи­ческое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% лев­шей, но у большей части из них доктор Капустин отметил нарушения в развитии. Однако вывод, который он сделал, звучал просто как приговор левшам: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными гру­быми клеймами вырождения и слабо одаренными».

«Я все понимаю, — жалуется мама леворукого сына, — но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю лево-рукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущерб­ность». «Что бы вы ни говорили, — продолжает разговор учительница начальных классов, — это должно быть очень неудобно — писать левой рукой. И я тоже, может быть невольно, смотрю на леворукого как на не способного сделать все так, как надо». «Нет, нет, нет, — настаивает бабушка, — у него (у леворукого внука) не может быть все в порядке, что-то нарушено, что-то не так. Иначе отчего это несчастье?»


С подобными взглядами на леворукость и таким отно­шением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному,! другому, не такому как все? От желания, чтобы ребенок; ничем не отличался от «обычных детей» и был «как все»? Или это отголоски представлений доктора Капустина? Вероятно, и то, и другое имеет место, но все же решаю-? щим, на наш взгляд, является незнание, непониманий биологических механизмов леворукости, а главное — не-, приятие многообразия индивидуальных различий наших детей, разнообразия их способностей, склонностей, раз­личия реакций при действии одних и тех же факторов, неспособность и нежелание принять эти индивидуаль­ные особенности как данность, которую не нужно и нель­зя переделывать, изменять по своему желанию.

К сожалению, и сейчас еще бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственны­ми способностями людей, несмотря на то, что специаль­ные психо-физиологические исследования не дают для] этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно отсталых детей, среди детей с трудностями обучения пись-i му и чтению, но во многих случаях сама леворукость яв­ляется результатом патологии в развитии мозга, как щ умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости, и у сниженных интеллектуальных способностей может бы одна причина — патология развития, а у здорового левши могут быть блестящие способности. И таких данных тоже немало. Доктору Капустину и многим другим, считаю­щим, что леворукость и низкие способности, низкая ода-! ренность, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем леворуких людей —; Александра Македонского и Наполеона, Леонардо да Винчи и Джеймса Клерка Максвелла, И.П. Павлова Я В.И. Даля, Чарли Чаплина, Пола Маккартни, Джордж*



Буша и Билла Клинтона, многих выдающихся спортсме­нов которые показывают, что никакой вид деятельности не закрыт для левшей и они способны добиваться в своем деле больших успехов.

И все же тревога за здоровье и развитие леворуких де­тей не лишена основания. Среди леворуких суще­ственна доля детей, рожденных в результате беременнос­тей и родов, протекающих с различными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи считают, что для леворукого ребенка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых психических функций, высокая эмоциональ­ность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.

Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведе­нием, отклоняющимся от принятых норм) и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается зна­чительное число леворуких. Однако, и это важно подчер­кнуть, причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, воз­можно, в насильственном переучивании, которое трав­мирует личность ребенка, создавая ситуацию так называ­емого «декстра-стресса» (декстра (лат.) — правый, стресс (англ.) — давление, напряжение) — стрессовых воздейст­вий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ °т переучивания, истинное внимание и бережное отно­шение к леворуким детям позволят уменьшить отрица­тельное влияние декстра-стресса на здоровье и формиро­вание личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья.

Люди так долго и упорно боролись за право леворукого ставаться леворуким, так убедительно доказывали, что


среди левшей немало известных и даже гениальных лю­дей, что в последние годы появились сторонники другой и тоже крайней точки зрения — все левши гениальны, творчески одарены, имеют блестящие математические способности. Мама пятилетнего леворукого мальчика в течение полутора часов убеждала меня в его необыкно­венной гениальности, показывая как доказательство са­мые обычные рисунки, рассказывая о самых типичных вопросах, свойственных детям этого возраста, демонст­рируя «необыкновенно» фантастические фигурки из плас­тилина и «Лего» и умение читать (правда, очень быстро, но с ошибками, без понимания прочитанного). Эта убеж­денность в «особенности» сына могла бы быть безобид­ной, если бы мама не настаивала на приеме ее «гениаль­ного» сына в школу (напомню, мальчику недавно испол­нилось пять лет), аргументируя свое желание лишь од­ним — «он же левша, а все левши гении». Такая позиция может нанести ребенку совсем не меньше вреда, чем не­терпимость и негативное отношение к леворукости. Ожи­дания этой мамы скорее всего не оправдаются, а риск эмоциональной и физической перегрузки, неувереннос­ти, тревожности и беспомощности из-за невозможности выполнить мамины требования и соответствовать мами­ным ожиданиям чрезвычайно высоки.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отлича­ются праворукие и леворукие люди, одно несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или от­клонений в развитии, причиной сниженных интеллекту­альных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от «хоте­ния» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некото­рые особенности организации высших психических функ­ций. Ценой больших усилий можно научить леворукого


ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Мы очень хотели убедить вас в том, что ваш ребенок имеет право быть не таким, «как все», и надеемся, что фак­ты, размышления, рекомендации, приведенные в этой кни­ге, помогут вам увидеть особенности вашего ребенка, по­нять его проблемы, быть более внимательным и более чут­ким, научат вас решать все возникающие проблемы вместе.







Date: 2015-12-12; view: 409; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию