Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К системе управления





Управление — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом обще­ственным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объеди­няться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудо­вой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разде­ления труда между людьми, определения места человека в орга­низации, его функций. Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распреде­ление и потребление.

Человек, как известно, существо социальное, он принадле­жит к определенной общественной системе (формации, классу, коллективу), которая предъявляет к нему определенные требо­вания, ставит его дела и поступки в определенные рамки. А это значит, что управлению подвержена вся социальная жизнь об­щества. Что касается духовной жизни, то и она не может быть вне управления, контроля со стороны общества: общество тре­бует от своих членов не только поступать, но и мыслить по соб­ственному подобию.

В качестве объективных факторов управления выступает сис­тема объективных закономерностей, действующих в обществе и независимых от воли и сознания людей. Эти закономерности упо­рядочивают систему, устанавливают определенные пропорции в движении ее различных звеньев, направленность, ритмы и темпы ее движения. Если эти закономерности не проходят через созна­ние людей, не познаны и в силу этого не используются ими, то они действуют как стихийные регуляторы.

Люди не способны подчинить себе игру случайных сил, по­ставить их на службу своим целям и интересам. Они вынуждены

приспосабливать свою деятельность к требованиям игры. Объек­тивное управление, не подвластное человеку, проявляющееся стихийно, не связано с сознательной деятельностью людей, спе­цифических общественных институтов. Таковы, например, зако­номерности рынка, анархии и конкуренции в рыночном обществе. Именно рыночная стихия, случайная игра многочисленных актов купли-продажи в рыночных условиях хозяйствования, является главной управляющей силой рыночного производства, общества. Стихия рынка, переплетение многочисленных актов спроса и предложения автоматически, без вмешательства людей, общест­венных институтов управляет производством, регулирует обще­ственное разделение труда, устанавливает в хозяйстве определен­ные пропорции, которые опять-таки в силу игры случая, стихии, вновь нарушаются и вновь устанавливаются. В соответствии с за­коном стоимости рыночная стихия управляет не только производ­ством, но и поведением людей, их социальной жизнью.

Наряду с объективными, зачастую стихийно действующими, непрограммируемыми факторами управления в обществе на лю­бой ступени его развития действуют сознательные факторы управления, связанные с целесообразной, сознательной, преобра­зующей деятельностью людей. Постепенно формируются специ­альные общественные институты — субъекты управления, т.е. со­вокупность органов и организаций, осуществляющих сознатель­ное воздействие на систему, с тем чтобы реализовать поставлен­ные цели, добиться запрограммированных результатов.

Итак, в обществе с первых шагов его существования действу­ют два типа факторов управления — объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные). Характерно, что по мере прогресса общества неосознанные факторы управления все более уступают место факторам сознательным, человеческим, связанным с целесообразной деятельностью людей, специфиче­ских общественных институтов (государства, партий и т.п.).

В условиях научно-технического прогресса все более возрас­тает интерес к человеку. Необходимо учитывать, что глобальные технические изменения (открытия) происходят в течение 15-20 и более лет. Только на них рассчитывать, повышая эффектив-

ность производства, очень сложно. Возможности же человека в общественном производстве используются всего на 12-15%, то есть в перспективе эффективность развития общества в конечном счете все больше будет зависеть от людей, от того, как они подго­товлены, насколько правильно они расставлены по различным звеньям управления, насколько рациональны и ответственны в таком сложном деле, как управление. Учитывая возрастающее значение к системе человека, Госстандарт России ставит высокие требования к социологической и психологической подготовлен­ности руководителей, специалистов по менеджменту. Эти дисци­плины стали обязательными для большинства профессий и спе­циальностей.

Наши руководители и политические лидеры, управленцы, не получившие фундаментальных знаний по социальным наукам (социологии и психологии управления), не могут построить про­цветающую экономику, работающую для людей и ради людей и эффективную систему управления. Они просто не будут знать, что это такое. Ведь если не учить этому сегодня, то старый опыт невозможно использовать. Ведь профессиональных школ ме­неджмента для управленцев и руководителей не было создано. В соответствующих вузах и на курсах повышения квалификации руководители в советское время больше изучали принципы мар­ксизма-ленинизма, говорили о всестороннем развитии личности, организации, функциях управления, концепциях мотивации, вер­тикальном продвижении, сопротивлении людей нововведениям, а о мафии, закрытых референтных группах и постепенном вырож­дении управленческих элит и речи не было. Таким образом, за многие годы существования административной системы совет­ского типа социология и психология управления так и не сформи­ровалась. Руководителям не говорили правду о поведении подчи­ненных и наоборот. Коррупция, тактика обхода законов, девиант-ное (отклоняющее от общепринятых норм) поведение, злоупот­ребления служебным положением, реструкционизм и саботаж присущи были прошлой системе управления обществом.

В связи с переходом экономики страны от планового хозяйст­вования к рыночным отношениям кардинальным образом меняет-


ся концепция управления предприятием. С точки зрения управле­ния в плановом хозяйстве СССР основными задачами были:

• разработка и усовершенствование механизма наращивания
производства, снижавшего издержки выпуска продукции;

• жесткая регламентация ассортимента выпускаемой продук­
ции.

Сам процесс производства целиком определялся системой фондированного распределения ресурсов и сбыта продукции. В условиях плановой экономики, связанной с функционированием административно-командной системы, главным заказчиком для предприятия выступало государство, поэтому предприятие дикто­вало свои условия потребителю, зачастую заведомо для него не­приемлемые.

Переход к рыночным отношениям означает для предприятия диктат потребителя, который предъявляет через рынок свои тре­бования производителю: какие товары и услуги ему нужны и по каким ценам он готов их купить. Самым радикальным последст­вием преобразования плановой экономики в рыночную являются изменения в характере труда, превращение его из подневольного, связанного с отчуждением личности от средств производства, в свободный труд, движимый свободой выбора и личным экономи­ческим интересом.

В связи с изложенным представляется очевидным, что работа в рыночных условиях требует трансформации всей системы упрашичшя, и том числе и предприятием, перестройки хозяйст­венного мышления рукоподителей всех звеньев управления, на­чиная от директора предприятия и кончая линейным руководите­лем (завотделом, мастером). И в первую очередь, рыночная ори­ентация требует формирования нового типа работника, основны­ми чертами которого являются предприимчивость, инициатива, ответственность, восприятие всего нового и передового и т.д.

Эффективность работы предприятия зависит от решения не только внутренних проблем, но и от ряда внешних факторов, от того, насколько удачно оно приспосабливается к внешней среде: экономической, научно-технической, политической и др. Наибо­лее важным стало умение ориентироваться на внутреннем и


внешнем рынках, вовремя распознавать угрозы для своего суще­ствования в условиях конкурентной борьбы, не упускать возмож­ности, возникающие в конъюнктуре рыночной среды, и извлекать максимальную выгоду из этих возможностей. Таковы главные критерии эффективности новой системы управления (по отноше­нию к которым внутренняя рациональность организации управ­ления отходит на второй план).

Управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. Управление — это функция биологиче­ских, социальных, технических, организационных систем, кото­рая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает опре­деленный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий дости­жению максимального эффекта при минимальных затратах ре­сурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядоче­ние соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.

Управление присутствует в неживой природе (технических системах); в организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах — это управление произ­водственно-техническими процессами, механизмами, системами машин — изучается главным образом техническими науками.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами.

Управление в социальных системахэто управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными ин­тересами. Это наиболее сложная область управления. Оно являет­ся объектом изучения социальных (социологии, социальной пси­хологии, психологии) наук. В процессе производства, распреде­ления и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономи-


ческие системы. Поэтому социальное управление -- свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общест­во с целью его упорядочения, сохранения качественной специфи­ки, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего по­явлением и развитием разделения труда, которое специализиро­вало труд производителей и коллективов. И здесь социология из­брала свое направление исследования.

С социологической точки зрения управление представляет ие­рархическую систему отношений людей, основанную на различи­ях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне власт­ных полномочий.

Что касается психологии управления, то она как наука проду­цирует психологические знания, применяемые при решении про­блемы управления деятельностью трудового коллектива (трудо­вой организации). Личность работника изучается рядом психоло­гических дисциплин, таких как общая психология труда, инже­нерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социологией, социальной и педагогической психологией.

Отличительную особенность социологии и психологии управ­ления составляет то, что их объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это непро­сто совместная деятельность людей, объединенных общими инте­ресами или целями, симпатиями, антипатиями или ценностями. Это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выпол­няющих ими совместную работу в соответствии с экономически­ми, технологическими, правовыми, организационными и корпо­ративными требованиями. Правила, нормы и требования органи­зации предполагают и порождают особые психологические от­ношения между людьми, которые существуют только в организа­ции, — это управленческие отношения людей.

В социологии и психологии управления отдельный работник, социальная группа и коллектив выступают в контексте организа-


ции. Поэтому анализ влияния организации на социально-психо­логическую структуру и развитие коллектива — таковы главные темы исследований в социологии и психологии управления.

Социология и психология управления является самостоятель­ной дисциплиной. Однако общеизвестна ее связь с общей психо­логией, социологией, социальной психологией, инженерной пси­хологией, экономической психологией, а также с другими наука­ми, например, философией, эргономикой и др.

Социологию и психологию управления называют «междисци­плинарной» отраслью науки. Они пересекаются с различными об­ластями психологии и социологии. Так например, общая психо­логия так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции, чувства и стрессы и т.п. Но в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является про­блема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления. Важней­шей проблемой общей психологии является также проблема мо­тивации. В социологии и психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления.

Известна взаимосвязь социологии и психологии управления и социальной психологии. Объект исследования психологии управ­ления — это не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов со­циальной психологии. Они изучаются не только социальной пси­хологией, но и социологией, как: «рабочие группы», «референт­ные», «малые группы». Основным же субъектом управления счи­тается руководитель или менеджер, отвечающий за работу малых и больших групп людей. Поэтому он должен иметь основатель­ную подготовку как по социологии, так и психологии управления. Уметь правильно и оперативно принимать решения, «ладить» с людьми, предотвращать возникновение и развитие конфликтов, умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное, применять на практике организационно-управленческие принципы и методы работы. Социология и пси­хология управления опирается на данные социальной психологии,


но ее интересует не сам коллектив как таковой, а коллективная деятельность как объект управления. Она опирается на знания в области психологии труда, инженерной психологии, социологии труда, педагогической психологии, социологии профессий и не­которые другие дисциплины, которые имеют свой предмет иссле­дования.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, куда входят такие вопросы, как профес­сиональный отбор, профессиональная ориентация, рационализа­ция режима труда и отдыха с точки зрения эффективности ис­пользования и восстановления сил человека, монотонность труда и др. Инженерная психология изучает психологические особен­ности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе эксплуатации машин, предъявляемые с учетом психических свойств человека. Педагогическая психоло­гия изучает закономерности развития психики человека в процес­се обучения и воспитания. Социология труда изучает механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология профессий изучает престиж­ность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценност­ные ориентации, профессиональную пригодность и т.д.

Дифференциация в области психологии и социологии имеет большое значение и представляет методологическую основу для внедрения в управленческую практику психологических и социо-

 

логических знании.


 

3. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ КУРСА

Date: 2015-12-13; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию