Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. В XXI веке еще с большей силой, чем раньше, людей стали волновать проблемы счастья и смысла жизни, часто понимаемых как общая удовлетворенность всеми





В XXI веке еще с большей силой, чем раньше, людей стали волновать проблемы счастья и смысла жизни, часто понимаемых как общая удовлетворенность всеми сторонами жизни. Стремле­ние к комфортной и благополучной жизни выступают в качестве существенных мотивов, побуждающих человека к определенной деятельности как во времени, так и в пространстве. В данном случае пространством выступает социальная среда личности. Че­ловека же больше всего интересуют те отношения, которые скла­дываются в этом пространстве, социальной среде» Наука, изу­чающая эти отношения и разрабатывающая и устанавливающая конкретные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений, называется социологией и психологией управления1. Она охватывает воздей­ствие па деятельность людей, объединенных в группы, коллекти­вы с их рпчличными интересами, изучает систему и процессы, происходящие в обществе, трудовой организации.

Наиболее четкое представление эта наука получила в концеп­циях «научного управления» Ф. Тейлора, «идеальной модели бю- рократии» М Вебера, «науки администрирования» А. Файоля. Сначало ее развитие шло по пути жесткого рационализма в управлении. Но технократические иллюзии стали развеиваться уже в 30-е годы, когда выяснилось, что во многих случаях рацио­нализм — не лучший путь повышения эффективной деятельности людей и организаций. Поэтому он стал уступать место поведен­ческому критерию, основанному на знании фундаментальных по­ложений социологии и психологии субъектов экономической дея­тельности. Благодаря этому знанию появилось возможность уг­лубленного понимания реальной сути управления в организации и более крупных социальных системах, в общем такие понятия, как участие работников в управлении, лидерство, имидж руководите­ля, личностный рост и др. Приобрело право гражданства само по­нятие «личность в организации». Управление постепенно социо-логизировались и психологизировались, а социология и психоло­гия — специализировались. То есть в последующем социология и психология стали рассматриваться как необходимая и составная часть этой науки.

Знание о закономерностях управления, о социологических и психологических особенностях поведения человека в организаци­ях рассматриваются сегодня по существу как неотъемлемый ком­понент общей культуры личности специалиста любого профиля. Тем более это относится и к требованиям профессиональной компетентности. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место. Услови­ем его эффективной деятельности, а в конечном итоге — и жиз­ненного успеха является знание организационных, управленче­ских закономерностей. Вполне закономерно поэтому, что социо­логия и психология управления является общеобразовательным курсом профессиональной подготовки и дает базовыв знания применительно к разным сферам деятельности.

Необходимо отметить, что социологический и психологиче­ский подходы к управлению достаточно логично совместимы и взаимно дополняют друг друга. В данном пособии органически переплетены социологические и психологические знания, рас­крывающие особенности строения и функционирования органи-8

чационных систем. Понять те и другие сферы изолировано друг от друга нельзя, в связи с чем и необходимо комплексное рас­смотрение с учетом их социологического и психологического анализа. Вместе с тем каждая из этих сфер настолько обширна^ что возникают большие трудности в систематизации материала, опасность перекосов в сторону либо социологии управления, ли­бо ее психологических аспектов. Найти оптимальную пропорцию между ними, определить круг важнейших социологических и психологических проблем, выстроить их в согласованную систе­му можно в том случае, если взять за основу понятие «управлен­ческая деятельность». Именно индивидуальная деятельность управленца-руководителя является в конечном итоге важнейшим и определяющим звеном функционирования организаций. Но деятельность — это одновременно социологическая и психологи­ческая категория. В индивидуальной деятельности ярко проявля­ются как социологические, так и психологические закономерно­сти и явления. Анализ и изучение их и определили логику и структуру изложения материала.

Авторы придерживаются мнения, что рассмотрение отдельно социологических или психологических аспектов управления яв­ляется нереальным, так как эти два направления общественные и сугубо личностные и тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Да и обширный круг экономических, социальных, полити­ческих, социокультурных и других проблем носят междисципли­нарный характер и могут быть успешно решены только в резуль-м ц- и\ комплексного рассмотрения и совместными усилиями со-циоиоюп, психологии, экономистов, практических работников, профессионально занимающихся управленческой деятельностью. Поэтому в книге охарактеризована сущность системы управления как совокупности социальных, политических, экономических и других отношений, в которых одни индивиды и их группы зани­мают доминирующие позиции, а другие вынуждены выполнять подчиненные роли. Все эти отношения, возникающие в общении, в процессе принятия и осуществления управленческих решений, месьма разнообразные, но в природе своей асимметричные, типо-логизированы по различным основаниям и зависят от субъекта, объекта, модальности и формализации.

 

1 Под управлением понимается систематическое воздействие субъекта управ­ленческой деятельности (одного человека, группы лиц или специально созданно­го органа) на социальный объект, в качестве какового может выступать общество в целом, его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдель­ное предприятие, фирма и т.п., с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормаль­ное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и дос­тижение намеченной цели. — Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. посо­бие для студентов вузов. — Мн.: ТетраСистемс, 2000. — с. 3.







Date: 2015-12-13; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию