Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия осуждает самообман
Во многих религиях есть учения, которые прямо или косвенно осуждают самообман. В них говорится о том, что самообман не только мешает человеку познать себя и других, но и самого Господа. Начнем с того, что существует презумпция ценности и правильности глобальных принципов. Что является правдой здесь, должно быть правдой и там; что применяется к тебе, должно применяться и ко мне. Сама универсальность принципов выступает против обмана и самообмана. Если вам велят относиться к другим, как к себе, то у вас есть правило, которое, если ему следовать буквально, будет противодействовать вашим неосознанным самообманным действиям, совершаемым в своих интересах, а не в интересах других людей. Подобные универсальные правила могут уменьшать степень самообмана. Конечно, как мы убедились, универсальность таких «универсальных» принципов легко перечеркивается вследствие дробления религий, формирования подгрупп и захвата власти одной из групп. В религиях есть проповеди, явно направленные против самообмана. Вспомните известную проповедь Иисуса о том, что нельзя судить других (Матфей 7: 1–5): Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на *censored*к в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну *censored*к из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть *censored*к из глаза брата твоего. Я перевожу это напрямую на язык самообмана. Остерегайтесь лицемерия, потому что оно легко провоцирует самообман. Возможно, вы проецируете на других свои ошибки. Остерегайтесь, как бы вас не стали судить по тем же критериям, по каким судите вы. Почему вы замечаете главную ошибку вашего соседа, но не видите свою? Вместо того чтобы отрицать собственную ошибку и проецировать ее на других, признайте ее и посмотрите внимательно – может быть, есть и другие. В противном случае вы – лицемер, критикующий не того человека. Еще один аргумент против поспешности и несправедливости, с какой мы судим о других, – случай, описываемый в Библии: к Иисусу приводят женщину, которую хотят забить камнями за прелюбодеяние. Какова его реакция? «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». В Библии говорится, что все стали уходить один за другим, начиная со старших – у кого было больше грехов – и заканчивая младшими. Цель обеих притч – вызвать внутренние противоречия – именно так универсальные истины борются против самообмана. В других учениях не так явно осуждается самообман, но в них присутствует похожий скрытый смысл. Вот притча, которая говорит об отношении к членам своей и чужой группы. Притча о добром самаритянине (вероятно, об арабе или палестинце). В этой истории иудеи проходят мимо раненого собрата. Однако только представитель другой этнической группы, араб, самаритянин, откликается на страдания несчастного, перевязывает ему раны, кормит, поит и находит ему безопасное пристанище. Кто в этой истории достоин освещения, кто бессердечный член группы и кто ненавидимый аутсайдер? Вспомните ночной визит Никодима к Иисусу. Именно его желание посетить Иисуса ночью, скрывшись от чужих глаз, сделало его лицемером; позже он вместе с другими фарисеями осудил Иисуса, хотя потом помогал в погребении Христа. Другим примером является структура молитвы Господа («Отче наш»), которая также имеет отношение к явлению самообмана. Во-первых, молитва короткая. Во-вторых, она поделена на три части – признание смирения: «Да святится имя Твое» и «Да будет воля Твоя». Когда мой самолет приземляется в аэропорту, я часто произношу про себя: «Да будет воля Твоя», – и добавляю слова надежды на то, что эта воля не выразится в крушении самолета. Но если так случится, то «да будет воля Твоя». Другими словами, давайте подчинимся глобальному замыслу и не будем пытаться его изменить посредством персональных просьб. Давайте умерим свои личные притязания. В любом случае, если самолет упадет, то он упадет; единственное, о чем мы можем молиться, это о собственном спокойствии. Во второй части молитвы – что весьма занятно – вам позволяют просить о двух вещах, и одна из них условна. Вы можете попросить то, в чем нуждается любое живое создание, – хлеба насущного. Затем можно попросить о прощении своих грехов, но только при условии прощения грехов других людей. Это критический момент. Никакого всепрощения. Чтобы что-то получить, нужно что-то отдать: чтобы быть прощенным, нужно простить. Это связано с психологическим намерением, которое должно способствовать уменьшению степени самообмана. И наконец, заключительная часть, в которой вы просите не вводить вас в искушение – как бы устанавливая себе предписание не поддаваться соблазнам – и защитить вас от всего зла (включая зло, которое вы можете навлечь на себя сами). Здесь не упоминается никакое «посредничество». Здесь нет слов «и пусть президент продолжает принимать мудрые решения, и да благословит Господь Америку», которые так часто можно услышать в американских церквях (или более абсурдный вариант из слов президента Джорджа У. Буша: «Пусть Бог продолжает благословлять Америку»). Поразительная способность есть у многих христианских священников – забывать фактические слова учения Иисуса во время произнесения воскресной молитвы, и виной тому – обман или самообман. Иногда проповедь против самообмана приобретает метафорический характер. В двадцать седьмом псалме Давид заявляет: «Сердце мое говорит от Тебя: „Ищите лица Моего“; и я буду искать лица Твоего, Господи». Трудно представить себе, как можно смотреть Богу в лицо и лгать – Богу или себе. Можно привести параллельный пример из ислама. У суфиев есть четкое различие между малым джихадом – борьбой с внешним миром, и большим джихадом – борьбой с самим собой. Суть малого джихада относительно проста – это стремление обратить представителей других групп в свою веру. В крайнем случае умирают либо они, либо представители своей группы, которые возносятся при этом в рай. Нет особых проблем. Но борьба с собой гораздо более трудна – чтобы достичь божественного просветления, нужно научиться контролировать свое тело. Этот личный джихад требует установления контроля над своими желаниями (страсть к обогащению, удовольствиям, удовлетворению) в целях очищения души. Такие желания препятствуют самопознанию, поощряя самообман, – эта идея вполне согласуется с принципами нашей логики. Согласно суфийской системе мышления, нужно поработить свои желания, иначе они поработят вас. И наконец, контроль над своим внутренним состоянием способствует лучшему контролю внешних проявлений, обстоятельств внешнего мира. Один китайский мудрец однажды кратко озвучил этот универсальный принцип. Его спросили: «О мудрец, что является самым трудным?» Он ответил: «Самое трудное – это познать себя». – «А что является самым легким?» – «Давать советы другим». Различные восточные религии часто призывают нас к крайнему отказу от своих физических проявлений с целью освобождения своего «я» от эгоцентризма. Date: 2015-12-13; view: 426; Нарушение авторских прав |