Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Самообман – причина авиа– и космических катастроф
Катастрофы всегда изучаются в ретроспективе. Вряд ли в скором времени у нас появятся экспериментальные исследования, посвященные этому вопросу. Бедствие может быть личным (жена говорит вам, что уходит от вас к почтальону) или глобальным (ваша страна нападает на другое государство, что приводит к ужасающим последствиям во всем мире). Естественно, причины катастроф тесно связаны с самообманом: последний лишает нас осознания, а следовательно, и контроля над реальностью, а она, в свою очередь, «дает нам сдачи» неожиданным и болезненным способом. В этой главе мы уделим особое внимание одному виду катастроф – воздушным (крушение самолетов и космических кораблей). Обычно причины таких бедствий подробно и масштабно исследуются, чтобы избежать их повторения. Что касается нашей темы, воздушные катастрофы предоставляют нам возможность исследования самообмана, приведшего к трагедии. Как мы увидим, самообман может проявиться на разных уровнях: индивид, пара индивидов (капитан и второй пилот), организация (НАСА) и даже страна (Египет). Однако между авиа– и космическими катастрофами существует одно поразительное различие. В США авиакатастрофы немедленно и интенсивно изучаются группами экспертов: расследование ведется круглосуточно в специальной организации (Национальный комитет по вопросам безопасности транспорта), полностью изолированной от внешних воздействий. Она выполняет огромную работу и быстро публикует результаты исследования. Почти всегда организация выявляют ключевые причины катастрофы и дает соответствующие рекомендации, что, по-видимому, действительно помогло уменьшить количество катастроф за последние тридцать лет. Сейчас воздушный транспорт является одним из самых безопасных способов передвижения. Я знаю только об одном случае, когда публикация отчета о катастрофе произошла с задержкой (около трех лет назад), но это случилось по причине вмешательства на государственном уровне, когда Египет настаивал на своем варианте развития событий до победного конца. В противоположность этому катастрофы НАСА изучаются специальным комитетом, который назначается для расследования каждого конкретного случая; тщательных экспертиз не проводится, и почти всегда цель исследования – снять ответственность с НАСА. Изучение одной катастрофы не помогает предотвратить другую, которая зачастую имеет те же причины, что и предыдущая. Конечно, когда дело касается жизни нескольких астронавтов, гораздо легче свести ажиотаж на нет, чем когда речь идет о сотнях погибших. Обычно авиакатастрофа происходит в силу целого комплекса причин, одной из которых может быть самообман одного или нескольких участников. Когда несколько человек попадают в ловушку самообмана, мы можем говорить о групповом самообмане. Относительно простым примером такой ситуации является катастрофа рейса 90 Air Florida в 1982 году, в которой капитан и второй пилот будто бы вступили в секретный заговор. Date: 2015-12-13; view: 329; Нарушение авторских прав |