Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 8 Лечебная физкультура при детских заболеваниях
Массаж
В детском возрасте массаж является эффективным методом профилактики и лечения многих заболеваний, а для детей грудного возраста составляет неотъемлемую часть физического воспитания: способствует правильному развитию детского организма, нормализации функции желудочно-кишечного тракта, освобождению кишечника от газов при метеоризме, благотворно влияет на нервную систему ребенка (снижается возбудимость, нормализуется сон). Он обязателен для недоношенных детей, перенесших инфекционные болезни, при рахите, гипотрофии, выраженных невротических реакциях. Эффективно применение массажа при пневмонии, бронхиальной астме, он показан во всех сл учаях отставания ребенка в физическом развитии. Противопоказания те же, что и у взрослых, а также при пиодермии, обширных кожных проявлениях экссудативного диатеза. Массаж начинают с 1,5 месяца. При ряде заболеваний (например, при кривошее, детском церебральном параличе) его применяют и в более раннем возрасте. Для занятий удобен стол высотой около 70 см, покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Комнату хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже + 20 °C. Летом занятия можно проводить на воздухе, в тени, при температуре не ниже +20… +22 °C. Для процедур лучше выбирать одно и то же время – за 30 мин до еды или через 1,5 ч после нее. Техника массажа включает основные классические приемы. Общие правила его проведения такие же, как у взрослых, однако методика более щадящая (необходимо учитывать нежность кожи ребенка, легкую возбудимость его нервной системы). Каждый прием повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятий – от 10 мин. Можно проводить их и 2 раза в день. Массаж улучшает кровообращение и обмен веществ в коже и мышцах, они становятся более эластичными и упругими. Основными приемами массажа для ребенка грудного возраста являются поглаживание и растирание. Их делают легкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т. д.). Руки перед началом массажа должны быть вымыты. Массажные средства не применяются. Курс лечения – 10–15 процедур (при детском церебральном параличе – до 20–25 процедур). Интервал между курсами – не менее 15 дней. Достижению терапевтического эффекта в немалой степени способствуют умелый подход и ласковое обращение, вызывающее у ребенка положительные эмоции в процессе массажа.
Рахит
Рахит является распространенным заболеванием раннего детского возраста. Витамин D, поддерживая фосфорно-кальциевый баланс в организме, способствует правильному росту и формированию костной ткани. Возможно, этим объясняется распространенность рахита среди детей раннего возраста, отличающихся наиболее быстрым темпом роста и значительной потребностью в этом витамине. Рахит часто наблюдается у недоношенных детей, родившихся от многоплодной беременности и быстро прибавляющих в массе тела. При дефиците витамина D это соотношение меняется вследствие нарушения обратного всасывания фосфатов, что приводит к фосфатурии. Вслед за фосфатурией развивается потеря кальция. С развитием рахита потеря организмом фосфора и кальция прогрессирует и достигает максимума в разгар заболевания. Снижение уровня солей фосфора и кальция в организме приводит к недостаточному их отложению в костной ткани, к быстрой потере извести, следствием чего является размягчение, истончение и искривление костей, образование остеопороза. Вместе с тем наблюдается разрастание неполноценной остеоидной ткани. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена приводит к глубоким изменениям в организме; изменяется кислотно-основной баланс крови, развивается ацидоз, вследствие которого фосфорные и кальциевые соли находятся в растворенном состоянии, что препятствует их нормальному отложению в костной ткани. При лечении рахита также необходим комплексный подход, одной из важных составляющих является ЛФК. Комплекс включает следующие упражнения. 1. Поглаживающий массаж рук. ИП – на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки вкладывают в правую руку ребенка. Левой осторожно поглаживают руку ребенка от кисти к плечу, стараясь обойти локтевой сустав. 2. Поглаживающий массаж ног. ИП – на спине ногами к взрослому. Левую стопу ребенка берут в свою левую руку. Ладонью другой руки производят поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра. Затем переходят к массажу правой ноги. Ногу ребенка держат правой рукой, а массируют левой. 3. Сгибание и разгибание рук с кольцами (пассивные упражнения). ИП – сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев это упражнение можно проводить стоя. 4. Сгибание и разгибание ног (пассивные упражнения). ИП – лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное их сгибание и разгибание в коленных и тазобедренных суставах, сначала медленно, потом ускоряя до бега. 5. Массаж живота. ИП – на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их, начиная с боков до соединения л адоней под пупком малыша. Затем продолжают круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца. 6. Поворот со спины на живот (влево, вправо) (1–2 раза). ИП – лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота. 7. Массаж спины. ИП – лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам – поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок п риподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание. 8. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. ИП – лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый берет левую ногу малыша, так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее. Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания пальцев. Это вызывает их сгибание. Затем штриховым движением первый палец взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка. Происходит сгибание стопы. 9. Сгибание и разгибание стоп. Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Ногу ребенка помещают между большим и указательным пальцем руки. Затем ладонью правой руки нажимают на ступню ребенка у основания пальцев. В ответ на это ребенок сгибает стопу. Затем таким же движением ладони нажимают на пятку в области прикрепления ахиллова сухожилия, происходит разгибание стопы. Одновременно массируют ладонной поверхностью стопу малыша. 10. Круговые движения руками (пассивные упражнения). ИП – лежа на спине. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и делает круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях снизу вверх и сверху вниз. Последовательность упражнений данного комплекса следующая: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 5, 8, 8, 9, 10, 6.
Date: 2015-12-13; view: 376; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|