Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Повреждения спинного мозга
Основная задача ЛФК при травматическом повреждении позвоночника и спинного мозга сводится к нормализации двигательной активности больного или мобилизации компенсаторных возможностей. Используют физические упражнения, направленные на стимуляцию произвольных движений конечностей: укрепление мышечного корсета, ослабление патологических реакций (ослабление спастического сокращения мышц конечностей и туловища, обучение навыкам бытового самообслуживания и передвижения). Мероприятия по восстановлению нарушенных функций (сердечно-сосудистая и бронхолегочная системы, локомоторный аппарат) должны проводиться сразу после поступления больного в стационар, так как только в этом случае можно предотвратить угрожающие жизни осложнения. Средства физической (физические упражнения, массаж, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия) и социально-трудовой реабилитации увеличивают функциональные возможности и работоспособность сохранившихся элементов нервных клеток (в раннем восстановительном периоде) и наряду с этим способствуют развитию компенсаторных возможностей организма (особенно в позднем восстановительном периоде). При этом важны преемственность и этапность в лечении (стационар – поликлиника – реабилитационный центр – санаторное лечение в специализированных отделениях). Немаловажное значение при разработке программ физической реабилитации для каждого из этих периодов и особенно для позднего периода травматической болезни спинного мозга имеет определение обратимости изменений в нем. Согласно классификации, предложенной В. М. Угрюмовым (1964), в 1-ю группу входят больные, у которых после устранения сдавления спинного мозга хирургическим путем практически полностью восстанавливаются его функции. Функции спинного мозга восстанавливаются при систематической, строго дозированной тренировке. Более многочисленную 2-ю группу составляют больные, у которых после устранения сдавления спинного мозга восстанавливается только часть его нарушенных функций. Компрессия спинного мозга у этих больных обусловлена арахноидитом в стадии фибринозных изменений, костной мозолью и костными отломками, металлическими инородными телами, эпидуральными рубцами (сочетание обратимых и необратимых, главным образом некомпенсируемых морфологических изменений спинного мозга и конского хвоста). У этих больных при помощи физической реабилитации восстанавливают и тренируют сох ранившиеся, но временно угнетенные функции спинного мозга, а также развивают приспособительные, компенсаторные механизмы. В 3-ю группу входят больные с анатомическим или функциональным перерывом спинного мозга (наименее обратимые его изменения). У этих больных физическая реабилитация направлена в основном на развитие приспособительных, заместительных функций. Восстановление нарушенных функций при травмах спинного мозга обеспечивается теснейшей связью и взаимообусловленностью регенерации проводников спинного мозга, реституции и компенсации. Регенерация проводников спинного мозга – структурно-функциональное восстановление целостности органа, в основе которого лежит способность к росту и размножению специфических элементов ткани. Повышение тонуса антигравитационных мышц у больных с полным перерывом спинного мозга, по-видимому, можно объяснить восстановлением связи между отрезками спинного мозга, так ка к этот тонус определяется супраспинальным контролем над гамма-мотонейронами. Реституция – восстановление деятельности обратимо поврежденных структур. Это возможно вскоре после травмы, а также в позднем периоде травматической болезни спинного мозга, если эти проводники не функционировали из-за дистрофических процессов, развившихся в спинном мозге. Реституция не исключена в случаях частичного или почти полного нарушения проводимости по спинному мозгу (при условии его освобождения от компрессии). Усиленное функционирование, достигаемое применением физических методов лечения, является необходимым условием реституции. Компенсаторное, заместительное развитие функций достигается компенсацией путем выполнения движения мышцами, обычно в нем не участвующими, а также развитием активности в мышцах, иннервированных дистальным отрезком спинного мозга. При уточнении клинической формы повреждения спинного мозга следует различать четыре периода: острый (начальный), ранний, промежуточный и поздний. Острый период длится 2–3 суток после травмы. Клинические проявления различных повреждений спинного мозга могут быть сходными вследствие того, что клиническая картина, в частности, полного нарушения проводимости спинного мозга в этом периоде может быть обусловлена спинальным шоком. Ранний период продолжается последующие 2–3 недели. Как и в остром периоде, при разнообразных повреждениях позвоночника и спинного мозга может наблюдаться синдром полного нарушения проводимости, обусловленный спинальным шоком, нарушениями крово– и лимфообращения, отеком и набуханием спинного мозга. Длительность промежуточного периода – 2–3 месяца. Сначала (5–6 недель после повреждения) исчезают явления спинального шока, обнаруживаются истинный характер и объем повреждения спинного мозга (его ушиб, частичное нарушение его целости или анатомический перерыв, гематомиелия и др.). Эти периоды входят в госпитальный этап физической реабилитации больных с повреждением позвоночника и спинного мозга. Поздний период продолжается с 3–4-го месяца до 2–3 лет после травмы. Восстановление функций спинного мозга зависит от тяжести его поражения и может происходить в течение 5–10 лет после повреждения. На этом этапе проводят санаторно-курортное долечивание больных. ЛФК в раннем периоде травматической болезни спинного мозга. Относительно сроков назначения физических упражнений и массажа в комплексной терапии этих больных нет единого мнения. Считают, что целесообразно назначать ЛФК в подостром или позднем периоде травматической болезни спинного мозга. Вместе с тем известно, что уже через 2 недели после травмы (операции) развиваются дистрофические процессы, охватывающие главным образом интернейроны и синапсы на мотонейронах. К 6 месяцам они значительно углубляются, что проявляется нарушением рефлекторной деятельности. До полнительные афферентные раздражения, например физические упражнения, массаж, вызывающие двигательные рефлексы, предотвращают развитие дистрофических процессов в нейронном аппарате спинного мозга. При отсутствии абсолютных противопоказаний рекомендуется назначать средства ЛФК (физические упражнения и массаж) не позднее чем на 2-й неделе после травмы позвоночника и спинного мозга. Двигательный режим раннего периода – постельный. Проводят коррекцию положением туловища и третичных конечностей, тонизирующие физические упражнения (упражнения, активизирующие функцию дыхания и кровообращения, пассивные движения в суставах паретичных конечностей) и массаж. С первых дней в занятиях значительное место занимают пассивные движения, так как в сочетании с массажем они понижают рефлекторную возбудимость, стимулируют деятельность соответствующих нервных центров. Способствуя сохранению эластичности суставно-связочного аппарата, пассивные движения предохраняют суставы от деформации, помогают активизации движений. В связи с этим их рассматривают как подготовительный этап в раннем периоде травматической болезни спинного мозга для выявления активного импульса к движениям впоследствии. При возникновении активного импульса к движениям все внимание обращают на условия, способствующие его закреплению. Даже при большой давности травмы и клинико-физиологическом подтверждении нарушения целости спинальных проводящих путей не исключено восстановление активных движений в парализованных конечностях в результате проведения нервного импульса по так называемым окольным внеспинальным путям и в первую очередь через пограничные симпатические стволы. С целью восстановления движений у таких больных целесообразно использовать упражнения с посылкой импульсов к движению. Для снижения тонуса мышц в лечебной гимнастике применяют вспомогательные приемы, основанные на сочетании изолированных движений с определенными фазами дыхания, волевой релакса ции мышц, введении дополнительных пауз для отдыха между упражнениями. Кроме того, используют упражнения для укрепления непаретичных мышц конечности. Массаж направлен прежде всего на профилактику трофических расстройств и стимуляцию регенеративных процессов. У больных 1-й группы процедуры массажа начинают с сегментарно-рефлекторных воздействий на паравертебральные зоны иннервации спинномозговых сегментов пораженного отдела позвоночника. Применяют легкое поглаживание, растирание, разминание и вибрацию вне очага поражения. У больных 2-й группы используют сначала легкое поглаживание и растирание мышц паретичных конечностей. ЛФК в промежуточном периоде травматической болезни спинного мозга. Наряду с ранее выполняемыми упражнениями в занятия вводят не только пассивные упражнения, охватывающие крупные суставы и мышечные группы, но и облегченные активные упражнения, выполняемые в различных исходных положениях (лежа на спине, на животе и на боку). Шир е используют коррекцию положением и массаж. Общий массаж конечностей, спины и грудной клетки, избирательный массаж пораженных мышц и их антагонистов выполняют широкими штрихами. В процессе процедур необходимо следить за начинающимся восстановлением движений парализованных мышц. Повышенная истощаемость поврежденных спинальных центров и всего нервно-мышечного аппарата не позволяет прибегать к чрезмерно форсированной тренировке. В конце промежуточного периода нужно дифференцировать методику физических упражнений и массажа в зависимости от характера развивающихся параличей. Дальнейшее применение физических упражнений и массажа у больных с вялыми параличами должно обеспечить повышение тонуса мышц, а при спастических параличах – его снижение, то есть понижение рефлекторной возбудимости спинного мозга и устранение спазма мышц с развитием компенсаторных двигательных механизмов. При спастических поражениях мышц используют коррекцию положением, пассивн ые упражнения и поверхностный массаж, упражнения в активном расслаблении мышц, физические упражнения в водной среде. Показаны рефлекторная гимнастика и упражнения в воспитании опорной функции нижних конечностей. Противопоказаны: упражнения, ведущие к сближению точек прикрепления спастических мышц или сопровождающиеся силовым напряжением (изометрические упражнения), а также те приемы массажа, которые повышают тонус мускулатуры. В ряде исследований показано, что раздражение кожи при массаже может облегчать вовлечение в реакцию мышц, лежащих под данным участком кожи, путем активации гамма-афферентов. Вместе с тем растяжение мышцы (редрессация) возбуждает мышечные веретена, что, в свою очередь, вызывает сокращение мышцы. Исходя из этого, можно полагать, что основную роль в вовлечении мышц, иннервированных дистальным отрезком спинного мозга, в активность играют мышечные и кожные рецепторы, импульсы с которых становятся пусковыми для мышечного сокращения. Например, мног ократное пассивное сгибание ноги в коленном суставе или ее подтягивание ведет к постепенной активации рецепторов четырехглавой мышцы бедра средней ягодичной мышцы, что вызывает сначала сокращение отдельных групп волокон, а затем всей мышцы. Эти вибрационные реакции легко возникают даже при слабом растяжении мышцы или сдвигании кожи над ней (при помощи приемов массажа). Последнее может быть обеспечено и определенным движением туловища больного. Необходима последовательная активация отдельных участков тела и суставов конечностей, начиная с проксимальных. Далее в активность могут быть вовлечены новые мышечные группы благодаря раздражению их кожных или мышечных рецепторов. Это раздражение достигается сокращением первой вовлеченной в реакцию мышцы. Таково влияние сочетанного воздействия физических упражнений и приемов массажа. Физические упражнения и массаж у больных с вялыми параличами служат биологическими факторами стимулирования восстановитель ных процессов и развития приспособительных заместительных механизмов. При воспитании двигательной функции нужно использовать сохранившиеся активные движения, которые выявляются различными путями: с попыткой выполнения необходимого движения в разных исходных положениях, с различной помощью, в водной среде и т. п. В процедуру включают пассивные упражнения, сопровождаемые посылкой импульсов к движению (идеомоторные упражнения), облегченные упражнения, с сопротивлением и дозированным отягощением, со сближением точек прикрепления паретичных мышц, выполняемые в исходном положении лежа, сидя, стоя на четвереньках. Показан общий и сегментарный массаж, в том числе избирательный массаж пораженных мышц и их антагонистов: поглаживание (плоскостное и обхватывающее, прерывистое и непрерывистое), растирание (неглубокое, глубокое), штрихование, пиление, разминание (надавливание, валяние, пощипывание, сдвигание, легкое продольное разминание), вибрация (непрерывистая, поколачивание, похлопывание, сотрясение, потряхивание и встряхивание с малой амплитудой и в спокойном темпе, вибрационное поглаживание), массаж сухожилий паретичных мышц (поглаживание и растирание), массаж суставов, пораженных сегментов конечностей (поглаживание, растирание), массаж нервных стволов пораженных конечностей (поглаживание кончиками пальцев, продольное и поперечное растирание, непрерывистая вибрация кончиком пальца по ходу пораженного нерва). Длительное вынужденное пребывание больных в постельном режиме приводит к резкому нарушению функций сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем, вестибулярного аппарата, поэтому значительное место должны занимать упражнения, подготавливающие организм к значительным физическим нагрузкам, которые создаются только в вертикальном положении. Наконец, укрепление плечевого пояса, введение упражнений на координацию для непаретичной мускулатуры, расширяющих двигательные навыки больного, способствуют более благоприятному формированию ком пенсаторных механизмов. При нарушении функции тазовых органов рекомендуется включение специальных упражнений, активизирующих крово– и лимфообращение в области малого таза, тренирующих движения в тазобедренных суставах, укрепляющих мышцы промежности, увеличивающих подвижность в поясничном отделе позвоночника. Таким образом, в занятия следует включать не только специальные упражнения для паретичной мускулатуры, но и общеукрепляющие. ЛФК в позднем периоде травматической болезни спинного мозга. Давность повреждения спинного мозга позволяет довольно отчетливо определить степень развившихся нарушений и тенденцию к дальнейшему восстановлению функций, их стабилизации или ухудшению (гипотрофия мышц, резкая деформация позвоночника, грудной клетки, порочное положение конечностей, выраженные контрактуры суставов, пролежни и др.). Двигательный режим – свободный. Используются физические упражнения в гимнастическо м зале, на тренажерных установках, в водной среде (упражнения без снарядов, со снарядами, с сопротивлением, на блоковых установках). Следует обращать внимание прежде всего на укрепление непаретичной мускулатуры, поскольку чем совершеннее и разностороннее будут тренировки мышечных групп, сохранивших иннервацию, тем доступнее станет выработка компенсаторных приспособлений. Исходное положение лежа, сидя и стоя. Движениям обучают в условиях, максимально приближенных к естественному осуществлению двигательного акта. В воспитании функции передвижения значительная роль принадлежит приводящим мышцам бедра, прямым и косым мышцам живота и длинным мышцам спины. Путем их дифференцированной тренировки, обучения движениям этих мышц, необходимым для шага, удается в какой-то степени компенсировать двигательный дефект. Наиболее эффективна такая последовательность обучения ходьбе. 1. Занятия на специализированном столе с переменным углом расположения ложа. 2. Занятия на гимнастических матах в зале ЛФК. 3. Использование укороченных костылей. 4. Использование подвесных плоскостей и эластической тяги. 5. Ходьба между параллельными брусьями в зале ЛФК, в лечебном бассейне. 6. Ходьба с помощью «ходилок» различной опорности, строп, движущихся по монорельсу, козелков, костылей и тростей. Для большей свободы самостоятельного передвижения при обучении ходьбе используют различные усложнения или препятствия: ходьбу по лестнице вверх и вниз, ходьбу с перешагиванием через лежащие на полу предметы различной высоты, ходьбу с ношей, ходьбу в темноте или с закрытыми глазами, падение и вставание. Для оценки изменения двигательной активности, выработки навыков бытового самообслуживания и самостоятельного передвижения предложены следующие методические приемы. Перемещение в постели: перем ещение вправо-влево (с помощью, самостоятельно); поворот на живот (с помощью, самостоятельно); возможность сидеть на кровати с опущенными ногами (с поддержкой, без поддержки); умение причесаться, умыться, побриться и др.; умение пользоваться столовыми приборами, письменными принадлежностями, одеждой. Перемещение вне постели: кровать – кресло-коляска – кровать (с помощью, самостоятельно); кровать – стул – кресло-коляска – стул – кровать (с помощью, самостоятельно); кресло-коляска – унитаз – кресло-коляска (с помощью, самостоятельно); кресло-коляска – ванна – кресло-коляска (с помощью, самостоятельно); передвижение на кресле-коляске (с помощью, самостоятельно) на 5–50 м и более; умение открывать и закрывать двери; умение пользоваться бытовыми приборами (плита, выключатели, оконные задвижки, дверные замки и др.). Передвижение в пределах палаты, отделения: ходьба вдоль кровати (с помощью, самостоятельно); ходьба между параллельными брусьями (с по мощью, самостоятельно); ходьба в «манеже»: ходьба с помощью костылей или трости; подъем и спуск по лестнице (с помощью, самостоятельно); ходьба по неровной поверхности, перешагивание через различные предметы (разной высоты и объема); передвижение на различные расстояния (20–100 м и более) с помощью костылей (в ортопедических аппаратах, без аппаратов). Восстановительные процессы (регенерация, реституция и компенсация) обеспечивают определенную адаптацию организма больного к бытовой и профессиональной деятельности. Клиническое проявление этого приспособления называют компенсацией (О. Г. Коган, 1975). Под оптимальной компенсацией понимают такое состояние, при котором больной способен передвигаться на значительное расстояние (более 250 м) самостоятельно или с помощью костылей, контролировать функцию тазовых органов, может освоить новую профессию. При удовлетворительной компенсации больной способен к самостоятельному передвижению с помощью костылей или «манежа» на небольшое расстояние (в пределах палаты, отделения), недостаточно контролирует функцию тазовых органов, нуждается в постоянной помощи при выполнении определенной физической нагрузки, может выполнять посильную домашнюю работу. Минимальная компенсация отмечается у больных, которые могут передвигаться только в кресле-коляске, нуждаются в постоянном уходе, так как могут только лежать или сидеть непродолжительное время. Трудовая и бытовая деятельность резко ограничена. При неудовлетворительной компенсации больные лежат в постели, контроль функций тазовых органов резко нарушен, больные не в состоянии самостоятельно обслуживать себя. Инвалидность резко изменяет жизненный стереотип больного, нарушает систему привычных социальных контактов, нередко наносит ощутимый ущерб личности. В этом случае занятия оздоровительной физкультурой и спортом (баскетбол в креслах-колясках, сидячий волейбол, элементы легкой и тяжелой атлетики, настольный теннис и др.) выступают не только как логическое продолжение медицинской реабилитации, но и как форма социальной деятельности, в основе которой лежат принципы гуманизма.
Date: 2015-12-13; view: 386; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|