Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дизартрии у взрослых лиц
тости назад. В силу спастичности мышц голосовых складок в некоторых случаях отмечается озвончение гласных. Наблюдение 3 (по Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов, 1989) Больной П., 53 года. Диагноз: нарушение мозгового кровообращения в системе левой средней мозговой артерии. Псевдобульбарная дизартрия. Язык при открывании рта напряжен, по мере наблюдения напряжение его нарастает и язык всё более подтягивается кзади. Амплитуда движения высовывания языка из полости рта уменьшена, при этом чем больше больной старается высунуть язык, тем сильнее он опускается, возникает отчетливое отклонение языка вправо за счет более энергичной работы мышц левой половины языка. Положить язык на верхнюю губу больной не может, язык ложится на нижнюю губу, ею подается вверх и прижимается к верхней губе. При этом движении язык тоже слегка уклоняется вправо, кончик его напряжен и направлен вперед; наблюдается напряжение мышц шеи, надплечий и рук. В то же время опустить язык на нижнюю губу больной может, хотя амплитуда этого движения неполная. Боковые движения языка затруднены в обе стороны, сопровождаются синкинетическим движением нижней челюсти в те же стороны. Язык перемещается в стороны всей своей массой, удержание языка в боковом положении невозможно. Неречевая симптоматика при псевдобулъбарной дизартрии. При псевдобульбарной дизартрии может нарушаться функция глотания. С этим явлением связано попадание пищи в полость носа и в силу снижения частоты глотательных движений и отсутствия произвольного контроля за наполнением ротовой полости слюной. Слюнотечение может наблюдаться как в процессе речи, так и при письме, а также в покое и особенно при волнении. Чем более выражена спастичность мышц, тем более затруднены и замедлены глотательные движения. У человека со спастическим параличом мимика обеднена, нередко отражает выражение застывших мимических движений: улыбки или, напротив, недовольного выражения лица. У таких больных наблюдаются непроизвольные смех и плач, в более тяжелых случаях они приобретают характер стереотипа, их трудно остановить. Все движения замедлены, имеют малый объем, в связи с чем и темп речи замедлен. В силу того, что фазы дыхатель- и 1.1 х циклов укорочены, укорочен и речевой выдох, поэтому и.нмподаются «обрыв» фразы, обрыв «тона». 'Гак как центральный двигательный путь представляет (чним! проводящий путь от нейрона коры к нейрону продол-г< шитого или спинного мозга, т.е. нейрону, через который реализуется движение, то становится понятным почему V нлрослых с псевдобульбарной дизартрией нарушается контроль за движением. Ныводы 1. Псевдобульбарная дизартрия представляет собой один 2. Избирательно нарушаются произвольные движения 'Л. В любой языковой системе и при любой степени выраженности спастического паралича, прежде всего, нарушаются сложно артикулируемые звуки. При тяжелой степени паралича все согласные звуки конвергируют к щелевым, причем сложная форма щели заменяется упрощенной, т.е. плоской. Согласные звуки акустически отодвинуты назад, глухие могут быть озвончены, а звонкие оглушены. Гласные звуки акустически сдвинуты назад. 4. Все звуки, в том числе и гласные, имеют назализован 5. Речь в целом смазаная, невнятная. Темп замедлен. 2.1.3. Мозжечковая форма дизартрии Возникает при поражении мозжечка или его путей и при |. ровоизлияниях в мозжечок или при его опухолях. Лицо у больных с поражением мозжечка амимично. Носо-губпые складки опущены, нарушены акты глотания и дыхания. При этой форме дизартрии часто возникает дисфагия.
Глаза 2 Дизартрии у взрослых лиц
Состояние мышц речевого аппарата: отмечается пониженный тонус в мышцах губ, мягкого неба, щек, языка. Язык тонкий, распластанный лежит на дне полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляторных укладов и слабость их ощущений. Движения языка неточные с проявлением гипер- или гипометрии (избыточночти или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается тремор языка. Явлений атрофии нет. Мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Речь замедлена, толчкообразна, нарушена модуляция, к концу фразы выкрики, что позволяет назвать речь скандированной. Неприятная на слух речь характеризуется диспро-содией и нарушенной ритмикой речи, страдает и внятность речевого потока. Просодически выделяются ударения в слогах безударных позиций, речь делится на сегменты, не отвечающие целям выразительности. Выражена назализация большинства звуков речи. Голос может быть слабым, глухим, неопределенного тембра, с колеблющейся звонкостью. Характерна атония мышц, гиперметрия и дисметрия движений. Имеются нарушения различных физиологических синергизмов, т.е. совместной деятельности мышц, участвующих в обеспечении определенного движения. Наблюдается тремор при всех видах дыхания, служащего целям голосооб-разования, артикуляции звуков речи и свиста. При спонтанном дыхании, обслуживающем функции газообмена, тремор отсутствует. Нарушения невербального характера. У лиц с поражением мозжечка отмечается гипотония мышц во время покоя и во время движения. При ходьбе характерно переразгибание коленок, нарушение равновесия, нарушение координации движений, движения рук не координируют с движениями ног). Походка шаткая. Отмечается проявление особой формы психической неполноценности по типу «лобного синдрома», при этом утрачивается тонкая способность к социальной адаптации в ситуации: неадекватный смех, скабрезные выражения и анекдоты, не характерные для обычного поведения этого человека, и т.п. Иыаоды I. При поражении мозжечка и его путей отмечаются снижения тонуса мышц, дисметрия движений. 'Л. Своеобразная просодическая характеристика: непостоянство силы голоса, его затухание, паузирование, скандированность речи. 'Л. Распад ударных слогов и согласных в конце слова обусловливает невнятность речевого потока. I. Дыхательная атаксия представлена тремором дыхательных мышц, приводящим к толчкообразному характеру дыхания, «дрожанию» голоса. Г). Напряженная поза в процессе речевого высказывания сопровождается вазомоторными реакциями (краснеет либо бледнеет). 2.1.4. Подкорковая или «экстрапирамидная» дизартрия .г)та форма также, как и псевдобульбарная, относится к числу наиболее частых. Она обусловлена очаговым поражением таких ядер как хвостатое, чечевичное (скорлупа и бледный шар), таламус, субталамические, красная, черная суб-<-т;нщии, а также их связей с другими структурами мозга. Поражения экстрапирамидной системы приводят к расстройствам локомоции, мышечного тонуса и тонической поз-пой активности, врожденных автоматизмов, в том числе различных мышечных синергии, появлению гипокинезии или ги-перкинезов (хореоатетозов, тремора, миоклонии). Экстрапира-м идные гиперкинезы подчас имеют тенденцию к исчезновению и процессе выполнения произвольных движений. При грубых нарушениях возникают атетозы — застывание в особых позах. В спокойном состоянии мышечный тонус может приближаться к норме. Но при малейшей попытке двигаться и тем более говорить тонус мышц резко повышается, достигая иногда состояния мышечных спазмов. Тонические спазмы и гиперкипезы могут распространяться и на дыхательную мускулатуру, мышцы гортани, вызывая выраженные расстройства голосо-пбразования и речевого дыхания. Произвольное подключение голоса затрудняется, происходит длительный латентный период между беззвучной артикуляцией и фонацией. Нередко гиперкинезы ведут к насильственному раскрытию рта, выбрасыванию языка вперед. В этой позе пациент может иногда «застыть» на некоторое время. В этой ситуации
Глава 2 Дизартрии у взрослых лиц
нет возможности говорить. Такой гиперкинез тяжело переживается больными. При поражении ее подкоркового отдела возникает адинамия, низкий тонус мышц, гиперкинезы, насильственные смех и плач. Гиперкинезы мышц диафрагмы и межреберных мышц приводят к непроизвольным остановкам в речи, возникновению насильственных стонов, выкриков. Нарушение дыхания зависит от гиперкинезов в диафрагме, которая в момент речевого выдоха может резко напрячься. Тонические спазмы мышц или, напротив, резкое снижение их тонуса могут полностью исключать вибрацию голосовых складок, а значит, в эти моменты звонкие согласные заменяются глухими, которые не требуют участия голоса. Перечисленные расстройства являются сущностью патогенеза экстрапирамидной дизартрии и ее отдельных клинических вариантов. Характеристика расстройств устной речи. Речевой поток характеризуется прерывистостью. У пациентов наблюдаются расстройства темпа речи: то ускорение (одни слоги произносятся быстро), то его замедление (другие слоги растягиваются, проглатываются). Характерны трудности включения в акт речи, внезапные и постепенно развивающиеся остановки речевой продукции, разнообразные стереотипии и персеверации отдельных звуков, слогов, слов. Артикуляция звуков (гласных и согласных) может быть невнятной, смазанной, в одних случаях, в других — она достаточно разборчива, наряду с резкими нарушениями речевой просодии. Нарушаются модуляции голоса, выразительность речи, изменяется голос, что подчеркивает диспросодические расстройства в картине экстрапирамидной дизартрии. Просодические расстройства речи сочетаются с атаксией речевого дыхания. Выявляемый респираторный тремор обусловливает толчкообразный характер речи и наблюдается при всех видах произвольного дыхания, служащего целям голосообра-зования. В то же время при спонтанном дыхании, обслуживающем функции газообмена, тремор, как правило, отсутствует. Голос слабый, глухой, неопределенного тембра, с колеблющейся звонкостью. Монотонность устной речи обусловлена сужением звуковысотного диапазона как вверх, так и вниз. Паузально-тембральная и акцентная структура синтагм яв-
иистся нечеткой. Сочетание диспросодии и респираторной мтаксии делает речь больных с экстрапирамидной дизартри-|-и невнятной, при этом артикуляция может быть либо рас-<-троена больше речевого дыхания, либо, наоборот, речевое дыхание нарушено больше артикуляции звуков. Меняющийся мышечный тонус и гиперкинезы обусловливают многообразие и непостоянство нарушений фонетической строны речи и просодики. Выводы 1. Экстрапирамидная форма дизартрии связана с пораже 2. Гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц 3. Отсутствуют стабильность и однотипность артикуля- 4. Имеются рассогласования во времени сокращения ды 5. Нарушение голосообразования проявляется в трудно 6. Нарушается плавность речи и ее интонационно-мело 2.1.5. Корковая дизартрия Моторные расстройства речи коркового уровня у взрослых лиц описаны Е.Н. Винарской (1971, 2005), Е.Н. Винарской и Л.М. Пулатовым (1989). Следует отметить, что афазиологи причисляют корковую дизартрию к легким степеням нарушения речи при моторных афазиях (афферентной и эфферентной). По мнению авторов, корковая дизартрия может быть связана со спастическим парезом некоторых мыщц, и сопровождаться апраксией. Апраксия — это уровневое нарушение психофизиологических механизмов движения, при котором исполнительные механизмы сохранены. При этом наблюдается нарушение таких призвольных действий, как оскаливание, нытягивание губ, надувание щек и пр. В то же время эти же движения могут осуществляться непроизвольно. Корковая дизартрия нарушает только двигательную сторону устной речи. Как правило, при корковой дизартрии отсутствуют нарушения голоса и дыхания, нет слюнотечения. Глава 2 Дизартрии у взрослых лиц
Корковый парез имеет сходство с нарушениями корти-кально-ядерных путей, проявляясь в снижении регуляции функциональной активности ядер, находящихся в стволе мозга. Корковая дизартрия наблюдается при поражении доминантного полушария в нижнем отделе передней центральной извилины (постцентральных и прецентральных полей). Если эти нарушения односторонние, то они постепенно компенсируются за счет аналогичных зон мозга противоположной стороны. Различают эфферентную (премоторная) и афферентную (постцентральная) формы корковой дизартрии. Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, где представлена иннервация артикуляционной мускулатуры. Отмечается изолированное нарушение артикуляторных движений. При этом не нарушается содержательная сторона речи, что кординально отличает корковую дизартрию от афазии. Важно отметить, что артикуляторная корковая дизартрия касается только специфических речевых движений, в то время как другие произвольные и непроизвольные движения языка и губ остаются в сохранности. В силу анатомической близости зон иннервации мышц языка и кистей рук, при корковой дизартрии может быть повышен тонус мышц рук. Чаще всего страдают движения кончика языка, в связи с чем нарушается произношение переднеязычных звуков. Артикуляторные движения замедлены, неловки, они распадаются на отдельные звенья. Обобщенная схема движения заменяется суммой дезавтоматизированных актов. У пациентов с этой формой корковой дизартрии отмечаются трудности воспроизведения серий и последовательных движений по заданию. Наряду с нарушением тонуса мышц наблюдается снижение кинестетической и кинетической памяти, автоматизации. Артикуляция звуков искажается, появляются множественные синкинезии. Эти синкинезии отчетливо проявляются в специализированных пробах: слежение глазами за движением пальца влево-вправо вызывает движение высунутого языка, при рисовании язык движется в сторону руки, глаза закрываются, морщится лоб и т.п. С нарушением тонуса мышц связаны трудности фонетической интеграции. В речи отмечаются: затруднения пере-
I |....... (мгия с одного звука на другой; общая замедленность речи; неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при согласных, иногда послоговая речь; громкий голос мри разговоре. Икуки в виде усредненной артикуляции («т» и «д» — • |'<-» и т.п.), изменение гласных (нечеткие, приближаются г. усредненному «а» — «э»), гласные ударных слогов уд-шинются; согласные (начальные и конечные) нередко уд-шпиются (например, вввнутри и т.п.); вставка дополни-пмн.ных звуков, пропуски звуков (срашный — страшный, ■'и к: игла — достигла). Нередко наблюдается спастический правосторонний ге-!мп парез, возникают хватательные рефлексы (симптоматика пгсндобульбарной дизартрии). Корковая дизартрия часто сочетается с моторной афазией. Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых гемипаретическая дизартрия быва-гт, главным образом, при опухолях мозга. Такая дизартрия V иарослых может быть практически компенсирована после \ деления опухоли. У больных с такой формой часто, но не обязательно, на-п подается правосторонний спастический гемипарез (при лепим доминантном полушарии), расстройство кожной и мы-шсгно-суставной чувствительности на той же половине тела. 11ри этой форме наблюдается апраксия в движениях руки и <>1>лльная апраксия («поиски» движений). Дизартрия проявляется в нечеткой артикуляции звуков, активными поисками правильной артикуляции, а значит речь прерывается во время этих поисков, делается расчлененной, неплавной. В самых легких случаях — только нарушение плавности речи, связанное с поиском артикуляции (похоже на заикание). В более тяжелых случаях — смазанная и невнятная артикуляция. Только в редких случаях бывает чистая постцентральная апраксия, т.е. страдает лишь двига-пмгьная сторона речевых актов без афатических нарушений. Выделяют три варианта афферентной дизартрии. При первом варианте наблюдается спастический парез речевой мускулатуры. Страдают наиболее тонкие и сложные движения языка, в первую очередь это движения кончика языка и произношение «ш», «ж», «р». При более тяжелых формах Глава 2 Дизартрии у взрослых лиц
нарушаются апикальные согласные — кончик языка «с», Л». В более легких случаях имеются нарушения только темпа и скорости тонких дифференцированных движений мышц кончика языка. При произнесении переднеязычных звуков замедляются речевые артикуляции. Так как остальные звуки произносятся не в замедленном, а в обычном темпе, то ритм речи высказывания нарушается и речь, в целом, производит впечатление дизритмичной. Второй вариант. Нарушение звукопроизношения непостоянно, что связано с невозможностью запоминания и удержания в моторной памяти артикуляторной позы, связанной с образами правильного звучания звука. Движения по требованию выполняются только при зрительном контроле. При отсутствии зрительного контроля пациенты пытаются осуществить движение с помощью рук (ощупывают язык, распластывают). Такие нарушения сопровождаются длительным поиском необходимого артикуляторного уклада, что замедляет темп речи и нарушает ее плавность. Это нередко сочетается с недостаточностью мимики и лицевого гнозиса: эти пациенты неточно определяют участок точечного прикосновения к лицу и, особенно, в области артикуляционного аппарата. При третьем варианте наблюдаются сочетание симптомов первого и второго вариантов динамической кинестетической артикуляционной апраксии. Аффрикаты распадаются на свои составные части; щелевые звуки заменяются смычными, пропуски звуков в стечениях согласных. Выводы 1. При нарушении корковых моторных отделов мозга от 2. Неплавность, обилие пауз внутри слова, осбенно при 3. Избирательное оглушение звонких смычных соглас 4. Вставляются дополнительные звуки в слово. 5. Громкий голос при разговоре. 2.2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц. Основные направления реабилитации Диагноз дизартрии, определение ее формы и степени рас-гтройств определяются невропатологом. Именно врач уста-м;жливает время, когда может логопед начинать восстано-щ| тельную коррекционную работу. В обязанности логопеда ||ходит обследование состояния мышц артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия, ' охранность и понимание связной речи. Диагностическое об-| ||<"дование осложняется тем, что дизартрия у взрослых часто • имровождается явлениями афазии. Основные методики обследования речи взрослых с дизартрией аналогичны тем, которые применяются при обследовании детей с дизартрией. Это позволяет выявить характер поражения нейромоторного аппарата артикуляторных мышц. ' >гиовное заключение логопеда делается в соответствии с клиническими данными, представленными в истории болезни. К.Н. Винарская, А.М. Пулатов (1989) рекомендуют для п.(рослых больным с дизартрией нейрофонетический анализ 1-ммптомов дизартрии, который обычно проводится врачом, что позволяет произвести качественную квалификацию дизартрии, выделив ее клиническую форму. Как правило, у взрослых больных не отмечается наруше-N1111 письма и чтения и расстройства касаются только звуко-произносительной стороны речи. Понятие «реабилитация» в специальной педагогике является относительно новым и означает процесс восстановления Физических или психических функций у лица, которое перенесло травму или заболевание. Реабилитация предполагает, что ранее этот человек был способен адекватно функциониро-ц;пъ в определенных сферах деятельности. Целью реабилита-п 1111 лиц с дизартрией в широком плане является возвращение |. прежнему состоянию или прежней способности функционирования. В контексте данного учебного пособия понятие реабилитации включает в себя восстановление способностей |. деятельности на основе резервных возможностей пациента ■ использованием специальных педагогических и психологических методов воздействия. Реабилитация взрослых лиц, страдающих дизартриями, снизана с целым комплексом мероприятий специализиро- Глава 2 Дизартрии у взрослых лиц
ванной помощи. Имеется в виду клиническое обследование и диагностика, лечение с помощью медикаментозных и физиотерапевтических средств, специальная педагогическая работа по коррекции звукопроизношения, специализированная психологическая помощь. Нарушения речи органического генеза отражаются на поведении, характере и личностностных особенностях взрослого человека. Речевой дефект создает трудности коммуникативного характера, возникает дезадаптивное поведение, что затрудняет процессы социализации. Лица, страдающие дизартрией, характеризуются астенией, высоким уровнем тревожности, фрустрационными переживаниями, заниженной самооценкой, сниженной психической активностью, преобладанием негативного настроения и отрицательных реакций (избегания, ухода, страха), нарушениями ритмичности и координации движений, слабыми адаптационными возможностями. Прогностически неблагоприятным для развития компенсаторных возможностей является взаимосочетание речевых нарушений, структуры темперамента и проявлений тревожности. В комплексной реабилитации взрослых основное значение имеет медицинская помощь, так как больные поступают в лечебные учреждения, главным образом, с острыми и нередко тяжелыми состояниями, обусловленными органическим поражением головного мозга в связи с кровоизлияниями, травмами и т. п. Логопедическая работа начинается по назначению врача и в сроки, указанные врачом. С первых дней нарушения речи больные нуждаются в психологическом сопровождении. Психическая травма, связанная с заболеванием, носит как острый, так и хронический характер. С одной стороны, больной внезапно теряет речь вследствие тех или иных нарушений деятельности мозга. С другой стороны, последующая ситуация начинает постепенно декомпенсировать психику. В особенности, это касается лиц 40-60 лет, которые занимали определенный социальный статус и были активны в трудовой деятельности. Основным патогенным фактором в плане психологической дезадаптации у них являются ситуации ломки жизненного стереотипа, а иногда и семейной жизни. На фоне органического поражения мозга начинают развиваться расстройства невротического и психоорганического характера. Это, поми- ми основного заболевания, усиливает астению, перенапряжение вегетативной нервной системы, а затем вызывает целый г. ом млеке вегетативных дисфункций. Чем глубже болезнь изменила характер личности, тем более необходимы в лечении итого больного патогенетическая психотерапия и психологическое сопровождение, направленные на реорганизацию I им мости, на снижение депрессивного настроения, формиро-п.ш не положительного эмоционального контакта с близкими 'подыми, врачом и логопедом. Особенно важным является взаимодействие врача, логопе-д,1 п психолога на протяжении всей работы с больным дизартрией, проведение совместно психогигиенических и психопро-||практических мероприятий. Необходимо учитывать то, что пепхоорганический тип изменения психических процессов -. л растеризуется дефицитарностыо психических функций р.пличной степени, связанной с нарушением памяти, внимания, мышления, эмоционального состояния. I [ри общении с больным с дизартрией психолог и логопед должны способствовать реалистической оценке больным окружающей действительности, собственной работоспособности, сохранности профессиональных навыков, возможности пербального общения. По мере восстановления речи психолог и логопед свою работу направляют на уменьшение психологической зависимости больного от врача, психолога и логопеда. К концу реабилитационного периода, когда создается точное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентиро-нлть больного на новые виды деятельности. Основные усилия психолога и логопеда должны направляться на сохранность личности, мотивов активной социореабилитации. Так, невозможность работы по специальности, где необходим вербальный контакт, некоторые больные обучаются различным трудовым навыкам, которым не мешают дефекты двигательной и речевой сфер. Нередко взрослые с дизартрией нуждаются в эмоциональной разгрузке. Существуют разработанные методы арттерапии, с помощью которых пациента стимулируют к созданию художест-пегшых произведений для активного творческого выражения личностной динамики и решения проблем. В современных тренингах с использованием биологической обратной связи применяются внешние зрительные или Глава 2 слуховые сигналы, которые информируют больного о появлении специфических изменений функций организма. В этих методиках пациенты обучаются устранению паттернов поведения утяжеляющих их состояние, часто путем преднамеренного вхождения в определенные состояния мозга (А.А. Сме-танкин, 2001; Н.М. Яковлев, 1993). Использование нервно-мышечной обратной связи позволяет выработать точность движений, а также возбуждать или тормозить деятельность отдельных мотонейронов. Подобные методы воздействия, в настоящее время, все шире используются для облегчения контроля над тревогой и депрессией, а также для содействия расслаблению определенных групп мышц, что бывает особенно важно при спастических формах дизартрии. Существуют методы, использующие различные способы дыхания. Они основаны на заданной длительности вдоха, паузы и выдоха. Такие методы можно использовать для регуляции дыхательной функции и ее ритмизации. Их часто комбинируют с методиками осознания движений. Как и в танце-терапии, правильное использование этих процедур предполагает овладение специфической эмоциональной экспрессией и способствует не только оптимальному эмоциональному состоянию, но и, что важно для больных с дизартрией, расслаблению спастических мышц. Показана таким больным и музы-котерапия. Полезно слушать ритмическую музыку, так как слышимые ритмы вызывают реальную моторную индукцию, характеризующуюся периодичностью мышечной активности. Мышечно-звуковая гармония вызывает эмоциональные реакции, соответствующие ритму, мобилизует ритмическую перцепцию. Учитывая то, что процессы письма и чтения у взрослых больных остаются сохранными, эффективным в работе психолога является библиотерапия. Материалы библиотерапии могут быть мощным и динамическим средством пробуждения неизведанных ранее чувств и прояснения неразрешимых конфликтов. Выбор материала для чтения зависит от целей информирования или удовлетворения эмоциональных потребностей. Как правило, взрослые больные с дизартрией меняют свой социальный статус, в связи с чем проходят различного вида целый ряд экспертиз. Основополагающим в экспертной оценке должно являться то положение, что в заключении дается Дизартрии у взрослых лиц пцгпки по речевому дефекту, а человеку как носителю этого дефекта, если он нуждается в социальной защите в виде при-м[||1гт<-ния новой профессии, отвечающей его возможностям, I руине инвалидности и т. п. ('псциальный и клинический психолог участвует и в оцен-!. пмиможностей восстановления психической деятельности ■ и-поиска, реабилитационного прогноза и формировании на. |с • ц основе индивидуальной программе реабилитации. Гавота логопеда по восстановлению звукопроизноситель- II..п и просодической сторон речи строится в соответствии | методиками, подробно разработанными в отечественной югопедии и широко представленными в специальной ли- I гр.-ггуре. Date: 2015-12-13; view: 3081; Нарушение авторских прав |