Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дизартрии у взрослых лиц






 


тости назад. В силу спастичности мышц голосовых складок в некоторых случаях отмечается озвончение гласных.

Наблюдение 3 (по Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов, 1989)

Больной П., 53 года.

Диагноз: нарушение мозгового кровообращения в системе ле­вой средней мозговой артерии. Псевдобульбарная дизартрия. Язык при открывании рта напряжен, по мере наблюдения напряжение его нарастает и язык всё более подтягивается кзади. Амплитуда движения высовывания языка из полости рта уменьшена, при этом чем больше больной старается высунуть язык, тем сильнее он опускается, возникает отчетливое отклонение языка вправо за счет более энергичной работы мышц левой половины языка. По­ложить язык на верхнюю губу больной не может, язык ложится на нижнюю губу, ею подается вверх и прижимается к верхней губе. При этом движении язык тоже слегка уклоняется вправо, кончик его напряжен и направлен вперед; наблюдается напряжение мышц шеи, надплечий и рук. В то же время опустить язык на нижнюю губу больной может, хотя амплитуда этого движения неполная. Боковые движения языка затруднены в обе стороны, сопровожда­ются синкинетическим движением нижней челюсти в те же сторо­ны. Язык перемещается в стороны всей своей массой, удержание языка в боковом положении невозможно.

Неречевая симптоматика при псевдобулъбарной дизар­трии. При псевдобульбарной дизартрии может нарушаться функция глотания. С этим явлением связано попадание пищи в полость носа и в силу снижения частоты глотательных дви­жений и отсутствия произвольного контроля за наполнением ротовой полости слюной.

Слюнотечение может наблюдаться как в процессе речи, так и при письме, а также в покое и особенно при волнении. Чем более выражена спастичность мышц, тем более затрудне­ны и замедлены глотательные движения.

У человека со спастическим параличом мимика обедне­на, нередко отражает выражение застывших мимических движений: улыбки или, напротив, недовольного выраже­ния лица.

У таких больных наблюдаются непроизвольные смех и плач, в более тяжелых случаях они приобретают характер стереотипа, их трудно остановить.

Все движения замедлены, имеют малый объем, в связи с чем и темп речи замедлен. В силу того, что фазы дыхатель-


и 1.1 х циклов укорочены, укорочен и речевой выдох, поэтому и.нмподаются «обрыв» фразы, обрыв «тона».

'Гак как центральный двигательный путь представляет (чним! проводящий путь от нейрона коры к нейрону продол-г< шитого или спинного мозга, т.е. нейрону, через который реализуется движение, то становится понятным почему V нлрослых с псевдобульбарной дизартрией нарушается кон­троль за движением.

Ныводы

1. Псевдобульбарная дизартрия представляет собой один
из симптомов центрального, т.е. спастического парали­
ча и выражается в расстройстве речевых движений.

2. Избирательно нарушаются произвольные движения
при сохранности непроизвольных (рефлекторных),
в том числе сложных эмоционально-выраженных, дви­
гательных реакций.

'Л. В любой языковой системе и при любой степени выра­женности спастического паралича, прежде всего, нару­шаются сложно артикулируемые звуки. При тяжелой степени паралича все согласные звуки конвергируют к щелевым, причем сложная форма щели заменяется упрощенной, т.е. плоской. Согласные звуки акустичес­ки отодвинуты назад, глухие могут быть озвончены, а звонкие оглушены. Гласные звуки акустически сдви­нуты назад.

4. Все звуки, в том числе и гласные, имеют назализован­
ный оттенок (открытая назализованность). Голос сип­
лый, напряженный, быстро истощаемый, не модулиро­
ван.

5. Речь в целом смазаная, невнятная. Темп замедлен.
Фразы короткие. Просодическая характеристика речи
резко обеднена. Речь монотонна, характеризуется от­
сутствием выразительных интонаций.

2.1.3. Мозжечковая форма дизартрии

Возникает при поражении мозжечка или его путей и при |. ровоизлияниях в мозжечок или при его опухолях.

Лицо у больных с поражением мозжечка амимично. Носо-губпые складки опущены, нарушены акты глотания и дыха­ния. При этой форме дизартрии часто возникает дисфагия.


 




Глаза 2


Дизартрии у взрослых лиц


 


Состояние мышц речевого аппарата: отмечается понижен­ный тонус в мышцах губ, мягкого неба, щек, языка.

Язык тонкий, распластанный лежит на дне полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен. От­мечается трудность удержания артикуляторных укладов и слабость их ощущений. Движения языка неточные с про­явлением гипер- или гипометрии (избыточночти или недо­статочности объема движения). При более тонких целенап­равленных движениях отмечается тремор языка. Явлений атрофии нет.


Мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая.

Речь замедлена, толчкообразна, нарушена модуляция, к концу фразы выкрики, что позволяет назвать речь сканди­рованной. Неприятная на слух речь характеризуется диспро-содией и нарушенной ритмикой речи, страдает и внятность речевого потока. Просодически выделяются ударения в сло­гах безударных позиций, речь делится на сегменты, не отве­чающие целям выразительности.

Выражена назализация большинства звуков речи. Голос может быть слабым, глухим, неопределенного тембра, с ко­леблющейся звонкостью.

Характерна атония мышц, гиперметрия и дисметрия дви­жений. Имеются нарушения различных физиологических синергизмов, т.е. совместной деятельности мышц, участву­ющих в обеспечении определенного движения. Наблюдается тремор при всех видах дыхания, служащего целям голосооб-разования, артикуляции звуков речи и свиста. При спонтан­ном дыхании, обслуживающем функции газообмена, тремор отсутствует.

Нарушения невербального характера. У лиц с пораже­нием мозжечка отмечается гипотония мышц во время покоя и во время движения.

При ходьбе характерно переразгибание коленок, наруше­ние равновесия, нарушение координации движений, дви­жения рук не координируют с движениями ног). Походка шаткая. Отмечается проявление особой формы психической неполноценности по типу «лобного синдрома», при этом ут­рачивается тонкая способность к социальной адаптации в си­туации: неадекватный смех, скабрезные выражения и анек­доты, не характерные для обычного поведения этого челове­ка, и т.п.


Иыаоды

I. При поражении мозжечка и его путей отмечаются сни­жения тонуса мышц, дисметрия движений.

'Л. Своеобразная просодическая характеристика: непос­тоянство силы голоса, его затухание, паузирование, скандированность речи.

'Л. Распад ударных слогов и согласных в конце слова обус­ловливает невнятность речевого потока.

I. Дыхательная атаксия представлена тремором дыха­тельных мышц, приводящим к толчкообразному ха­рактеру дыхания, «дрожанию» голоса.

Г). Напряженная поза в процессе речевого высказывания сопровождается вазомоторными реакциями (краснеет либо бледнеет).

2.1.4. Подкорковая или «экстрапирамидная» дизартрия

.г)та форма также, как и псевдобульбарная, относится к числу наиболее частых. Она обусловлена очаговым пораже­нием таких ядер как хвостатое, чечевичное (скорлупа и блед­ный шар), таламус, субталамические, красная, черная суб-<-т;нщии, а также их связей с другими структурами мозга.

Поражения экстрапирамидной системы приводят к рас­стройствам локомоции, мышечного тонуса и тонической поз-пой активности, врожденных автоматизмов, в том числе раз­личных мышечных синергии, появлению гипокинезии или ги-перкинезов (хореоатетозов, тремора, миоклонии). Экстрапира-м идные гиперкинезы подчас имеют тенденцию к исчезновению и процессе выполнения произвольных движений. При грубых нарушениях возникают атетозы — застывание в особых позах.

В спокойном состоянии мышечный тонус может прибли­жаться к норме. Но при малейшей попытке двигаться и тем бо­лее говорить тонус мышц резко повышается, достигая иногда состояния мышечных спазмов. Тонические спазмы и гиперки­пезы могут распространяться и на дыхательную мускулатуру, мышцы гортани, вызывая выраженные расстройства голосо-пбразования и речевого дыхания. Произвольное подключение голоса затрудняется, происходит длительный латентный пе­риод между беззвучной артикуляцией и фонацией.


Нередко гиперкинезы ведут к насильственному раскры­тию рта, выбрасыванию языка вперед. В этой позе пациент может иногда «застыть» на некоторое время. В этой ситуации


 




Глава 2


Дизартрии у взрослых лиц


 


нет возможности говорить. Такой гиперкинез тяжело пере­живается больными.

При поражении ее подкоркового отдела возникает ади­намия, низкий тонус мышц, гиперкинезы, насильственные смех и плач.

Гиперкинезы мышц диафрагмы и межреберных мышц приводят к непроизвольным остановкам в речи, возникнове­нию насильственных стонов, выкриков. Нарушение дыхания зависит от гиперкинезов в диафрагме, которая в момент рече­вого выдоха может резко напрячься.

Тонические спазмы мышц или, напротив, резкое сниже­ние их тонуса могут полностью исключать вибрацию голосо­вых складок, а значит, в эти моменты звонкие согласные за­меняются глухими, которые не требуют участия голоса.

Перечисленные расстройства являются сущностью патоге­неза экстрапирамидной дизартрии и ее отдельных клиничес­ких вариантов.

Характеристика расстройств устной речи. Речевой поток характеризуется прерывистостью. У пациентов на­блюдаются расстройства темпа речи: то ускорение (одни слоги произносятся быстро), то его замедление (другие сло­ги растягиваются, проглатываются). Характерны трудности включения в акт речи, внезапные и постепенно развиваю­щиеся остановки речевой продукции, разнообразные сте­реотипии и персеверации отдельных звуков, слогов, слов. Артикуляция звуков (гласных и согласных) может быть не­внятной, смазанной, в одних случаях, в других — она доста­точно разборчива, наряду с резкими нарушениями речевой просодии.

Нарушаются модуляции голоса, выразительность речи, изменяется голос, что подчеркивает диспросодические рас­стройства в картине экстрапирамидной дизартрии.

Просодические расстройства речи сочетаются с атаксией ре­чевого дыхания. Выявляемый респираторный тремор обуслов­ливает толчкообразный характер речи и наблюдается при всех видах произвольного дыхания, служащего целям голосообра-зования. В то же время при спонтанном дыхании, обслуживаю­щем функции газообмена, тремор, как правило, отсутствует.

Голос слабый, глухой, неопределенного тембра, с колеблю­щейся звонкостью. Монотонность устной речи обусловлена сужением звуковысотного диапазона как вверх, так и вниз. Паузально-тембральная и акцентная структура синтагм яв-


 


иистся нечеткой. Сочетание диспросодии и респираторной мтаксии делает речь больных с экстрапирамидной дизартри-|-и невнятной, при этом артикуляция может быть либо рас-<-троена больше речевого дыхания, либо, наоборот, речевое дыхание нарушено больше артикуляции звуков.


Меняющийся мышечный тонус и гиперкинезы обусловли­вают многообразие и непостоянство нарушений фонетичес­кой строны речи и просодики.

Выводы

1. Экстрапирамидная форма дизартрии связана с пораже­
нием подкорковых образований мозга.

2. Гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц
речевого аппарата грубо искажают речь.

3. Отсутствуют стабильность и однотипность артикуля-
торных (а значит фонетических) нарушений.

4. Имеются рассогласования во времени сокращения ды­
хательной, голосовой и артикуляционной мускулату­
ры в процессе устной речи.

5. Нарушение голосообразования проявляется в трудно­
стях произвольного подключения голоса и быстром его
истощении в процессе речи.

6. Нарушается плавность речи и ее интонационно-мело­
дическая структура.

2.1.5. Корковая дизартрия

Моторные расстройства речи коркового уровня у взрослых лиц описаны Е.Н. Винарской (1971, 2005), Е.Н. Винарской и Л.М. Пулатовым (1989). Следует отметить, что афазиологи при­числяют корковую дизартрию к легким степеням нарушения речи при моторных афазиях (афферентной и эфферентной).

По мнению авторов, корковая дизартрия может быть свя­зана со спастическим парезом некоторых мыщц, и сопровож­даться апраксией. Апраксия — это уровневое нарушение пси­хофизиологических механизмов движения, при котором ис­полнительные механизмы сохранены. При этом наблюдается нарушение таких призвольных действий, как оскаливание, нытягивание губ, надувание щек и пр. В то же время эти же движения могут осуществляться непроизвольно.

Корковая дизартрия нарушает только двигательную сто­рону устной речи. Как правило, при корковой дизартрии от­сутствуют нарушения голоса и дыхания, нет слюнотечения.


Глава 2


Дизартрии у взрослых лиц


 


Корковый парез имеет сходство с нарушениями корти-кально-ядерных путей, проявляясь в снижении регуляции функциональной активности ядер, находящихся в стволе мозга.

Корковая дизартрия наблюдается при поражении доми­нантного полушария в нижнем отделе передней центральной извилины (постцентральных и прецентральных полей). Если эти нарушения односторонние, то они постепенно компенси­руются за счет аналогичных зон мозга противоположной сто­роны.

Различают эфферентную (премоторная) и афферентную (постцентральная) формы корковой дизартрии.

Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, где представлена иннервация артикуляционной мускулату­ры. Отмечается изолированное нарушение артикуляторных движений. При этом не нарушается содержательная сторона речи, что кординально отличает корковую дизартрию от афа­зии. Важно отметить, что артикуляторная корковая дизарт­рия касается только специфических речевых движений, в то время как другие произвольные и непроизвольные движения языка и губ остаются в сохранности. В силу анатомической близости зон иннервации мышц языка и кистей рук, при кор­ковой дизартрии может быть повышен тонус мышц рук.

Чаще всего страдают движения кончика языка, в связи с чем нарушается произношение переднеязычных звуков.

Артикуляторные движения замедлены, неловки, они рас­падаются на отдельные звенья. Обобщенная схема движения заменяется суммой дезавтоматизированных актов. У пациен­тов с этой формой корковой дизартрии отмечаются трудности воспроизведения серий и последовательных движений по за­данию. Наряду с нарушением тонуса мышц наблюдается сни­жение кинестетической и кинетической памяти, автоматиза­ции. Артикуляция звуков искажается, появляются множест­венные синкинезии. Эти синкинезии отчетливо проявляются в специализированных пробах: слежение глазами за движе­нием пальца влево-вправо вызывает движение высунутого языка, при рисовании язык движется в сторону руки, глаза закрываются, морщится лоб и т.п.

С нарушением тонуса мышц связаны трудности фонети­ческой интеграции. В речи отмечаются: затруднения пере-


 


I |....... (мгия с одного звука на другой; общая замедленность

речи; неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при

согласных, иногда послоговая речь; громкий голос мри разговоре.

Икуки в виде усредненной артикуляции («т» и «д» — • |'<-» и т.п.), изменение гласных (нечеткие, приближаются г. усредненному «а» — «э»), гласные ударных слогов уд-шинются; согласные (начальные и конечные) нередко уд-шпиются (например, вввнутри и т.п.); вставка дополни-пмн.ных звуков, пропуски звуков (срашный — страшный, ■'и к: игла — достигла).

Нередко наблюдается спастический правосторонний ге-!мп парез, возникают хватательные рефлексы (симптоматика пгсндобульбарной дизартрии). Корковая дизартрия часто со­четается с моторной афазией.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых гемипаретическая дизартрия быва-гт, главным образом, при опухолях мозга. Такая дизартрия V иарослых может быть практически компенсирована после \ деления опухоли.

У больных с такой формой часто, но не обязательно, на-п подается правосторонний спастический гемипарез (при ле­пим доминантном полушарии), расстройство кожной и мы-шсгно-суставной чувствительности на той же половине тела. 11ри этой форме наблюдается апраксия в движениях руки и <>1>лльная апраксия («поиски» движений).

Дизартрия проявляется в нечеткой артикуляции звуков, активными поисками правильной артикуляции, а значит речь прерывается во время этих поисков, делается расчленен­ной, неплавной. В самых легких случаях — только наруше­ние плавности речи, связанное с поиском артикуляции (по­хоже на заикание). В более тяжелых случаях — смазанная и невнятная артикуляция. Только в редких случаях бывает чистая постцентральная апраксия, т.е. страдает лишь двига-пмгьная сторона речевых актов без афатических нарушений.

Выделяют три варианта афферентной дизартрии. При первом варианте наблюдается спастический парез речевой мускулатуры. Страдают наиболее тонкие и сложные движе­ния языка, в первую очередь это движения кончика языка и произношение «ш», «ж», «р». При более тяжелых формах


Глава 2


Дизартрии у взрослых лиц


 


нарушаются апикальные согласные — кончик языка «с»,

Л».

В более легких случаях имеются нарушения только тем­па и скорости тонких дифференцированных движений мышц кончика языка. При произнесении переднеязычных звуков замедляются речевые артикуляции. Так как остальные звуки произносятся не в замедленном, а в обычном темпе, то ритм речи высказывания нарушается и речь, в целом, производит впечатление дизритмичной.

Второй вариант. Нарушение звукопроизношения непос­тоянно, что связано с невозможностью запоминания и удер­жания в моторной памяти артикуляторной позы, связанной с образами правильного звучания звука.

Движения по требованию выполняются только при зри­тельном контроле. При отсутствии зрительного контроля пациенты пытаются осуществить движение с помощью рук (ощупывают язык, распластывают).

Такие нарушения сопровождаются длительным поиском необходимого артикуляторного уклада, что замедляет темп речи и нарушает ее плавность.

Это нередко сочетается с недостаточностью мимики и ли­цевого гнозиса: эти пациенты неточно определяют участок точечного прикосновения к лицу и, особенно, в области арти­куляционного аппарата.

При третьем варианте наблюдаются сочетание симпто­мов первого и второго вариантов динамической кинестети­ческой артикуляционной апраксии.

Аффрикаты распадаются на свои составные части; щеле­вые звуки заменяются смычными, пропуски звуков в стече­ниях согласных.

Выводы

1. При нарушении корковых моторных отделов мозга от­
мечается общая замедленность речи.

2. Неплавность, обилие пауз внутри слова, осбенно при
стечении согласных.

3. Избирательное оглушение звонких смычных соглас­
ных.

4. Вставляются дополнительные звуки в слово.

5. Громкий голос при разговоре.


2.2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц. Основные направления реабилитации

Диагноз дизартрии, определение ее формы и степени рас-гтройств определяются невропатологом. Именно врач уста-м;жливает время, когда может логопед начинать восстано-щ| тельную коррекционную работу. В обязанности логопеда ||ходит обследование состояния мышц артикуляционного ап­парата, звукопроизношения, фонематического восприятия, ' охранность и понимание связной речи. Диагностическое об-| ||<"дование осложняется тем, что дизартрия у взрослых часто • имровождается явлениями афазии.

Основные методики обследования речи взрослых с дизар­трией аналогичны тем, которые применяются при обследова­нии детей с дизартрией. Это позволяет выявить характер по­ражения нейромоторного аппарата артикуляторных мышц. ' >гиовное заключение логопеда делается в соответствии с кли­ническими данными, представленными в истории болезни.

К.Н. Винарская, А.М. Пулатов (1989) рекомендуют для п.(рослых больным с дизартрией нейрофонетический анализ 1-ммптомов дизартрии, который обычно проводится врачом, что позволяет произвести качественную квалификацию диз­артрии, выделив ее клиническую форму.

Как правило, у взрослых больных не отмечается наруше-N1111 письма и чтения и расстройства касаются только звуко-произносительной стороны речи.

Понятие «реабилитация» в специальной педагогике явля­ется относительно новым и означает процесс восстановления Физических или психических функций у лица, которое пере­несло травму или заболевание. Реабилитация предполагает, что ранее этот человек был способен адекватно функциониро-ц;пъ в определенных сферах деятельности. Целью реабилита-п 1111 лиц с дизартрией в широком плане является возвращение |. прежнему состоянию или прежней способности функцио­нирования. В контексте данного учебного пособия понятие реабилитации включает в себя восстановление способностей |. деятельности на основе резервных возможностей пациента ■ использованием специальных педагогических и психологи­ческих методов воздействия.

Реабилитация взрослых лиц, страдающих дизартриями, снизана с целым комплексом мероприятий специализиро-


Глава 2


Дизартрии у взрослых лиц


 


ванной помощи. Имеется в виду клиническое обследование и диагностика, лечение с помощью медикаментозных и физио­терапевтических средств, специальная педагогическая рабо­та по коррекции звукопроизношения, специализированная психологическая помощь.

Нарушения речи органического генеза отражаются на по­ведении, характере и личностностных особенностях взросло­го человека. Речевой дефект создает трудности коммуника­тивного характера, возникает дезадаптивное поведение, что затрудняет процессы социализации.

Лица, страдающие дизартрией, характеризуются астени­ей, высоким уровнем тревожности, фрустрационными пере­живаниями, заниженной самооценкой, сниженной психи­ческой активностью, преобладанием негативного настроения и отрицательных реакций (избегания, ухода, страха), нару­шениями ритмичности и координации движений, слабыми адаптационными возможностями.

Прогностически неблагоприятным для развития компенса­торных возможностей является взаимосочетание речевых на­рушений, структуры темперамента и проявлений тревожности.

В комплексной реабилитации взрослых основное значение имеет медицинская помощь, так как больные поступают в ле­чебные учреждения, главным образом, с острыми и нередко тяжелыми состояниями, обусловленными органическим по­ражением головного мозга в связи с кровоизлияниями, трав­мами и т. п.

Логопедическая работа начинается по назначению вра­ча и в сроки, указанные врачом. С первых дней нарушения речи больные нуждаются в психологическом сопровожде­нии. Психическая травма, связанная с заболеванием, носит как острый, так и хронический характер. С одной стороны, больной внезапно теряет речь вследствие тех или иных нару­шений деятельности мозга. С другой стороны, последующая ситуация начинает постепенно декомпенсировать психику. В особенности, это касается лиц 40-60 лет, которые занима­ли определенный социальный статус и были активны в тру­довой деятельности.

Основным патогенным фактором в плане психологической дезадаптации у них являются ситуации ломки жизненного стереотипа, а иногда и семейной жизни. На фоне органичес­кого поражения мозга начинают развиваться расстройства невротического и психоорганического характера. Это, поми-


ми основного заболевания, усиливает астению, перенапряже­ние вегетативной нервной системы, а затем вызывает целый г. ом млеке вегетативных дисфункций. Чем глубже болезнь из­менила характер личности, тем более необходимы в лечении итого больного патогенетическая психотерапия и психоло­гическое сопровождение, направленные на реорганизацию I им мости, на снижение депрессивного настроения, формиро-п.ш не положительного эмоционального контакта с близкими 'подыми, врачом и логопедом.

Особенно важным является взаимодействие врача, логопе-д,1 п психолога на протяжении всей работы с больным дизарт­рией, проведение совместно психогигиенических и психопро-||практических мероприятий. Необходимо учитывать то, что пепхоорганический тип изменения психических процессов -. л растеризуется дефицитарностыо психических функций р.пличной степени, связанной с нарушением памяти, внима­ния, мышления, эмоционального состояния.

I [ри общении с больным с дизартрией психолог и логопед должны способствовать реалистической оценке больным ок­ружающей действительности, собственной работоспособнос­ти, сохранности профессиональных навыков, возможности пербального общения. По мере восстановления речи психолог и логопед свою работу направляют на уменьшение психоло­гической зависимости больного от врача, психолога и логопе­да. К концу реабилитационного периода, когда создается точ­ное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентиро-нлть больного на новые виды деятельности. Основные усилия психолога и логопеда должны направляться на сохранность личности, мотивов активной социореабилитации. Так, невоз­можность работы по специальности, где необходим вербаль­ный контакт, некоторые больные обучаются различным тру­довым навыкам, которым не мешают дефекты двигательной и речевой сфер.

Нередко взрослые с дизартрией нуждаются в эмоциональ­ной разгрузке.

Существуют разработанные методы арттерапии, с помо­щью которых пациента стимулируют к созданию художест-пегшых произведений для активного творческого выражения личностной динамики и решения проблем.

В современных тренингах с использованием биологичес­кой обратной связи применяются внешние зрительные или


Глава 2

слуховые сигналы, которые информируют больного о появле­нии специфических изменений функций организма. В этих методиках пациенты обучаются устранению паттернов пове­дения утяжеляющих их состояние, часто путем преднамерен­ного вхождения в определенные состояния мозга (А.А. Сме-танкин, 2001; Н.М. Яковлев, 1993).

Использование нервно-мышечной обратной связи позво­ляет выработать точность движений, а также возбуждать или тормозить деятельность отдельных мотонейронов.

Подобные методы воздействия, в настоящее время, все шире используются для облегчения контроля над тревогой и депрессией, а также для содействия расслаблению опреде­ленных групп мышц, что бывает особенно важно при спасти­ческих формах дизартрии.

Существуют методы, использующие различные способы дыхания. Они основаны на заданной длительности вдоха, па­узы и выдоха. Такие методы можно использовать для регуля­ции дыхательной функции и ее ритмизации. Их часто ком­бинируют с методиками осознания движений. Как и в танце-терапии, правильное использование этих процедур предпола­гает овладение специфической эмоциональной экспрессией и способствует не только оптимальному эмоциональному состо­янию, но и, что важно для больных с дизартрией, расслабле­нию спастических мышц. Показана таким больным и музы-котерапия. Полезно слушать ритмическую музыку, так как слышимые ритмы вызывают реальную моторную индукцию, характеризующуюся периодичностью мышечной активнос­ти. Мышечно-звуковая гармония вызывает эмоциональные реакции, соответствующие ритму, мобилизует ритмическую перцепцию.

Учитывая то, что процессы письма и чтения у взрослых больных остаются сохранными, эффективным в работе пси­холога является библиотерапия. Материалы библиотерапии могут быть мощным и динамическим средством пробужде­ния неизведанных ранее чувств и прояснения неразрешимых конфликтов. Выбор материала для чтения зависит от целей информирования или удовлетворения эмоциональных пот­ребностей.

Как правило, взрослые больные с дизартрией меняют свой социальный статус, в связи с чем проходят различного вида целый ряд экспертиз. Основополагающим в экспертной оцен­ке должно являться то положение, что в заключении дается



Дизартрии у взрослых лиц

пцгпки по речевому дефекту, а человеку как носителю этого дефекта, если он нуждается в социальной защите в виде при-м[||1гт<-ния новой профессии, отвечающей его возможностям, I руине инвалидности и т. п.

('псциальный и клинический психолог участвует и в оцен-!. пмиможностей восстановления психической деятельности ■ и-поиска, реабилитационного прогноза и формировании на. |с • ц основе индивидуальной программе реабилитации.

Гавота логопеда по восстановлению звукопроизноситель-

II..п и просодической сторон речи строится в соответствии

| методиками, подробно разработанными в отечественной

югопедии и широко представленными в специальной ли-

I гр.-ггуре.








Date: 2015-12-13; view: 3081; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию