Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая коррекционная работа при дизартрии





у детей и подростков................................................................................. 249

8.1. Психологическое сопровождение семьи и ребенка

с ДЦП.............................................................................................. 249

8.2. Специализированная психотерапевтическая работа
с подростками при дизартрии и аномальном
формировании личности........................................................... 250

8.3. Психологические техники, применяемые в работе

с подростками. Арттерапия...................................................... 254

8.3.1. Визуально-музыкальный тренинг в рамках
пассивной арттерапии.................................................. 257

8.3.2. Специализированные приемы арттерапии... 259

8.4. Конституционально-ориентированные технологии
психологического сопровождения подростков

с дизартрией................................................................................. 260


__________________________ Оглавление_________________________________

ГЛАВА 9

Профилактика дизартрии у детей........................................................ 264

9.1. Первичная профилактика. Предупреждение
развития дизартрии у детей..................................................... 264

9.2. Вторичная профилактика......................................................... 269

9.3. Третичная профилактика.......................................................... 270

ГЛАВА 10

Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»... 272

10.1. Организация деловых игр......................................................... 273

10.2. Схема анализа логопедического занятия............................. 274

10.3. Задания для самостоятельной

работы студентов........................................................................ 276

Глоссарий................................................................................................................ 279

Литература.............................................................................................................. 284


Введение

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии ин­тенсивно изучается и освещается в теоретическом и практи­ческом аспектах в отечественной и мировой научной литера­туре. Научная разработка проблемы дизартрии в отечествен­ной логопедии связана с именами известных неврологов, пси­хиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Ви-нарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. При-ходько и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее не­врологическим, логопедическим и психологическим аспекта­ми исследования.

Учитывая то, что на современном этапе развития ло­гопедия не является узкопедагогической наукой, а пред­ставляет собой междисциплинарную область знаний о че­ловеке, в книге даются не только педагогические аспекты исследования, диагностики и реабилитационного процесса, но и значительное место уделяется медицине, психологии и психофизиологии.

В отечественной литературе дизартрию в детском воз­расте принято рассматривать как остаточные явления де­тского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей.

Принципиально новым в настоящем учебном пособии яв­ляется то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, их психо­моторные функции развивались в пределах нормы или с не­которой задержкой.

Поскольку клиника дизартрии у детей имеет комбини­рованный характер, который включает помимо нарушений звукопроизношения, задержку темпа развития речи и языко-


Введение


I


Введение


 


К1.К! отклонения, в первой части книги даются представления о клинических формах дизартрии у взрослых, у которых до наступления паралича речевая функция не имела отклоне­ния от нормы. Вместе с тем только у взрослых можно гово­рить о «чистых» формах дизартрии, так как можно выделить место поражения центральной нервной системы, вызвавшего дизартрию.

В связи с тем, что дизартрия связана с нарушениями ин­нервации мышц периферического речевого аппарата, в посо­бии представлены материалы его анатомо-физиологических особенностей у детей и взрослых.

В основу данной книги были положены представления о дизартрии, сформировавшиеся как в отечественной, так и за­рубежной науке. Значительная часть этих представлений ши­роко признана клиницистами, нейропсихологами и педагога­ми. В то же время некоторые взгляды на проблему дизартрии остаются дискуссионными в силу сложности проблемы.

Настоящая книга предназначена для студентов дефекто­логических и психологических факультетов, логопедов, пси­хологов, врачей и всех специалистов, интересующихся про­блемами патологии речи и специальной психологии. Она на­правлена на совершенствование подготовки педагогических кадров, психологической и логопедической помощи лицам с дизартрией. Материал книги соответствует учебным планам и программе для отделения логопедии дефектологических факультетов.

Представляемый в книге учебный материал базируется на нескольких дисциплинах учебного плана по специальности 031800 «Логопедия», а именно-— неврология, общая и спе­циальная психология, а также разделы логопедии (дислалия, ринолалия, нарушения голоса).

Настоящий учебник отражает современное состояние ло­гопедии во всей ее полноте.

Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования

Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853), который, давая под-


робную клиническую картину ДЦП, отмечал специфичес­кие расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объеди­нял все нарушения артикуляции.

С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей коор­динации мышц речевого аппарата, но и патология просоди­ческих характеристик устной речи.

Дизартрия — обобщенное название группы речевых рас­стройств, имеет несколько форм, каждая из которых харак­теризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто встречающиеся нарушения фун­кционирования речеобразовательной системы.

Термином «дизартрия» обозначают расстройство про­износительной стороны речи, при котором страдает зву-копроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной не­рвной системы при дизартрии всякий раз нарушается це­лостность функциональной системы экспрессивного рече-образования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в це­лом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения централь­ной нервной системы.

Нейромоторные нарушения являются причиной пато­логии функционирования речеобразовательной системы. Существует два важных типа нейромоторных речевых рас­стройств: дизартрия и речевая апраксия, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного меха­низма. При нейромоторных речевых расстройствах лингвис­тические процессы (правильное использование семантики и синтаксиса) не поражаются до тех пор, пока они не начина­ют сосуществовать с нарушениями речевых и познаватель­ных процессов.


II


Date: 2015-12-13; view: 660; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию