Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевой функции
1.1. Основные сведения о строении и физиологии нервной системы человека Клинические аспекты логопедии являются основными при изучении и оказании педагогической помощи лицам с синдромами нарушений речи, возникающих при поражении того или иного участка мозга. В этих целях необходима качественная оценка признаков речевой патологии в сопоставлении с локализацией повреждения ЦНС. Такой анализ позволяет психолого-педагогическим методам реабилитации быть более оправданными и целенаправленными. С развитием нейробиологии — науки о строении и функции нервной системы человека — во многом становятся понятными особенности развития организма человека и его речи. В основе современного представления о структуре и функции центральной нервной системы (ЦНС) лежит нейронная теория, согласно которой мозг представляет собой функциональное объединение отдельных клеточных элементов — нейронов. Через пирамидный (кортиконуклеарный) путь осуществляется регуляция произвольных движений моторными отделами коры, а значит, непосредственно обеспечивает произвольные движения. Нейрон — это нервная клетка, обладающая способностью генерировать возбуждение в ответ на раздражение и передавать его другим нейронам или эффекторным органам (мышцам, железам). По функции нейроны разделяются на: афферентные (чувствительные), эфферентные (двигательные), вставочные. I Глава 1 Аксоны афферентных нейронов воспринимают сигналы, возникающие в рецепторных окончаниях органов чувств (мышц в т.ч.), и проводят их в ЦНС. Аксоны эфферентных нейронов, например, выходят за пределы ЦНС и иннервируют скелетную мускулатуру. Многие эфферентные нейроны передают сигналы к органам и мышцам посредством других нервных клеток и их отростков (например, от пирамидных клеток моторной области коры импульсы поступают к мотонейронам продолговатого и спинного мозга и далее по периферическим нервам к мышцам). Вставочные нейроны обеспечивают связь между афферентными и эфферентными нейронами. Нейроны, в т. ч. моторные ядра, или мотонейроны, являясь клеточными элементами ЦНС, обладают особым видом спонтанной электрической активности, имеющей эндогенное происхождение. Эта врожденная рйргмическая активность превращает нейрон в генератор возбуждения (пейсмекерный механизм). Уровень эндогенного] возбуждения нейрона может повышаться и снижаться в зависимое ти от афферентных воздействий на нейрон. Таким образом, пейсмекерная активность мотонейронов черепно-мозговых нервов и периферических нервов спинного мозга существен- Анатомо-фи зиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________ но зависит от влияния со стороны корковых нейронов через кортиконуклеарный путь. Чем меньше сила влияния корковых отделов мозга, тем выше пейсмекерная активность нейронов, находящихся в продолговатом и спинном мозге. В зрелом состоянии головной и спинной мозг, а также весь аппарат периферических нервов с рецепторными органами (т.е. органами, в которых заканчиваются нервные окончания) представляют целостную систему, которая анатомически и функционально делится на большое число звеньев. ЦНС включает в себя те части нервной системы, которые лежат внутри черепа и позвоночного столба. Нервы, лежащие вне черепа или позвоночника, представляют периферическую нервную систему. ЦНС подразделяется на спинной и головной мозг (рис. 2). Спинной мозг является цилиндрическим образованием, которое состоит из серого вещества тел нейронов, сконцентрированных в центральной части мозга в виде «бабочки». Передние рога «бабочки» содержат нейроны, эфферентные аксоны которых направляются в составе спинно-мозговых нервов к мышцам, т.е. в составе периферических нервов. Задние рога содержат клетки промежуточных нейронов, к которым подходят афферентные волокна, входящие в состав периферических нервов и доставляющих чувствительные импульсы
Кора больших полушарий
Мотонейрон, находящийся в стволе мозга или в спинном мозге Гипофиз — Основание черепа (По Шаде и др.) Череп Большой мозг
Рис. 1. Схема строения пирамидного пути Рис. 2. Среднесагиттальный разрез головы человека
Глава 1 с периферии. Спинномозговые нервы 1-П1 уровня шейного отдела позвоночника иннервируют диафрагму. Головной мозг подразделяется на задний, средний, промежуточный и передний мозг. Задний мозг состоит из продолговатого мозга, мозжечка и варолиева моста. Продолговатый мозг является нижним отделом головного мозга. На передней поверхности продолговатого мозга имеются два вертикальных валика, получивших название пирамид. По бокам от них расположена другая пара валиков, обозначаемых как оливы. Продолговатый мозг включает ряд ядер, которые обслуживают сосудисто-двигательный и дыхательный центр, контролирующие сужение и расширение сосудов, а также сердечный ритм. Ядра продолговатого мозга принимают участие в обеспечении таких сложных рефлекторных актов, как сосание, жевание, глотание, рвоты, чихание, моргание (функции блуждающего, языкоглоточного, подъязычного и тройничного нервов). Центры продолговатого мозга в процессе эмбриогенеза развиваются и созревают раньше, чем другие отделы-мозга. О сохранности центров продолговатого мозга в процессе внутриутробного развития свидетельствует крик ребенка непосредственно в процессе родов. Наличие регуляторных функций дыхания и сердца, сосательного рефлекса в первые минуты и часы жизни. Нарушение этих функций у ребенка при рождении свидетельствует о поражении ствола мозга. В мозжечке различают два полушария и его центральную часть — червь. Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц — антогонистов (мышц противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. Обеспечение этих функций осуществляется благодаря тесным связям мозжечка со всеми структурами мозга: с чувствительной сферой (проприорецепция — положение туловища в пространстве), с экстрапирамидной системой, с ретикулярной формацией ствола, с лобными, затылочными и височными отделами коры головного мозга. Мозжечок имеет тесные связи. Корково-мостомозжечковые пути (лобно-мостомозжечковый и затылочно-мостомозжечко-вый) проходят из коры головного мозга к собственным ядрам Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции Варолиева моста, а затем к коре мозжечка противоположной стороны. Эти импульсы корригируют деятельность экстрапирамидной системы мозжечка — это нисходящие пути. Восходящие пути, которые несут проприоцептивную информацию в мозжечок, сформированы в переднеспинно-мозжечковый путь (начинается в проприорецепторах и достигает червя мозжечка) и заднеспинно-мозжечковый (путь также начинается в проприорецепторах и также достигает червя мозжечка). Таким образом, мозжечок вместе с лобной корой больших полушарий соучаствует в формировании моторных программ на основе импульсов, поступающих в него от мышечно-сус-тавных проприорецепторов, а также от вестибулярных зрительных и тактильных анализаторов. Варолиев мост представляет собой крупное поперечно-волокнистое образование, охватывающее передневерхнюю часть продолговатого мозга. Здесь находятся ядра: двигательное ядро отводящего нерва (VI пара), двигательное ядро тройничного нерва (V пара), два чувствительных ядра тройничного нерва ядра слухового и вестибулярного нервов, ядро лицевого нерва (VII пара), собственные ядра моста, в которых переключаются корковые пути, идущие в мозжечок. Через Варолиев мост проходит большое количество проводящих путей. К основным относятся: двигательный корти-конуклеарный (пирамидный) от коры к мозжечку и общий чувствительный путь. В функцию моста входит проведение координирующих импульсов от одного полушария мозжечка к другому для обеспечения согласованных сокращений/расслаблений мышц с обеих сторон тела и связи коры больших полушарий с самим мозжечком. Средний мозг расположен под мостом и включает ножки мозга и четверохолмие. В каждой из ножек мозга, помимо проводящих волокон, располагаются богатые пигментом черная субстанция и красное ядро, имеющие отношение к регуляции движений. Черное вещество и красное ядро являются частью паллидарной системы. Вместе с ретикулярной формацией принимает участие в регуляции мышечного тонуса при выполнении точных и плавных движений пальцев рук. Важнейшей функцией этого отдела мозга является перераспределение мышечного тонуса. Он участвует в реализации статических рефлексов (положение тела в пространстве) и статокинетических рефлексов (перемещение тела)., "; I ■-.-' Глава 1 Промежуточный мозг включает два отдела: зрительный бугор (таламус) и подбугорную область (гипоталамус). Таламус выполняет функцию коллектора и коммутатора всех возбуждений, поступающих от рецепторов в голов/ной мозг (кроме обоняния), т.е. производит предварительный анализ и синтез импульсов от всех органов чувств и через си-наптические связи направляет их в различные зоны мозга, в том числе коры больших полушарий. Гипоталамус представляет собой относительно узкий слой мозговой ткани. В нем расположены многочисленные высокодифференцированные ядра, регулирующие температуру тела, аппетит, водный баланс, углеводный и жировой обмены, сосудистый тонус и другие вегетативные функции, которые связаны с обменом веществ. Здесь же находятся центры, осуществляющие регуляцию сна, сексуального и эмоционального поведения. Гипоталамус играет важнейшую роль в регуляции постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Кроме того, к структурам гипоталамуса анатомически относят гипофиз — железу внутренней секреции и зрительную хиазму — место неполного перекрестья зрительных нервов. Все отделы между спинным мозгом и промежуточным мозгом образуют ствол мозга, т.е. в его состав входят средний мозг, варолиев мост, продолговатый мозг. Мозговой ствол является промежуточной инстанцией. В нем проходят из спинного мозга в большой мозг афферентные волокна, а из большого мозга к передним рогам спинного мозга эфферентные волокна. В стволе находятся ядра III и XII пар черепно-мозговых нервов, а также ядерные образования экстрапирамидной системы. Здесь имеются важнейшие центры вегетативной иннервации, которые контролируют дыхание и сердечно-сосудистую деятельность. В массе ствола мозга расположена ретикулярная (сете-видная) формация, волокна которой переплетаются со всеми проходящими через ствол мозга афферентными и двигательными путями. Ядерные образования ретикулярной формации, их многочисленные нейроны дают начало эфферентным связям, которые подразделяются на: нисходящие и восходящие. Нисходящая система состоит из активирующих и тормозных волокон, которые регулируют деятельность спинного мозга. Активирующее влияние проявляется повышением мышечного тонуса, а тормозящее — снижением тонуса мышц. Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции Основная масса клеток ретикулярной формации образует систему вставочных нейронов, которые обеспечивают совместную координированную деятельность различных отделов нервной системы. Она оказывает энергорегулирующее воздействие на кору больших полушарий и контролирует рефлекторную деятельность мозга. Передний мозг состоит из двух полушарий, покрытых серым веществом — корой. У человека под влиянием социальной среды в процессе онтогенеза формируются особые структуры коры больших полушарий мозга, наиболее дифференцированный отдел центральной нервной системы. В самой нижней части премоторной извилины левого полушария (главным образом, у правшей) расположена височная область, в центре которой находится зона Брока, которая реализует двигательную сторону речи. На заднем участке височной извилины, на стыке первичной слуховой и двигательной коры находится зона Вернике, реализующая восприятие речи. Многочисленные современные данные свидетельствуют о том, что организация речи осуществляется при взаимодополняющем постоянном взаимодействии двух полушарий. Нейроанатомические различия правого и левого полушария отмечены как в речевых зонах, так и в других структурах, в первую очередь затылочных и верхнетеменных. Три основные модальности (ощущение звука, света, осязание) наиболее представлены в левой гемисфере (у правшей). С разными полушариями связан и характер эмоционального реагирования. Асимметрия эмоциональной сферы выражается в преимущественной «ответственности» левого полушария за формирование положительных эмоций, а правого — отрицательных. Повреждение левого полушария на ранних этапах онтогенеза не приводит к речевым расстройствам (например, алалии), так как в правом полушарии имеются нейроанатомические предпосылки для развития «речевых» зон. В то же время при поражении правого полушария нарушаются невербальные психические функции, которые не компенсируются левым полушарием. С деятельностью правого полушария связывают регулирование активности речевых центров левого полушария, обеспечивание помехоустойчивости речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний. С деятельностью левого полушария связаны
I I Глава 1 главным образом языковые уровни: фонологическая система языка, морфологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременная и долговременная словесная память. Отсюда понятно положительное воздействие на динамику речевого развития при адекватном сенсорном воспитании. В процессе реализации любой задачи, требующей сенсорного или моторного решения (например, чтение, письмо или любое другое произвольное действие), вовлекаются в деятельность структуры обоих полушарий. Следует более четко представлять то, что межполушарная асимметрия в деятельности мозга имеет сложный характер, который до настоящего времени полностью не изучен. В глубине каждого полушария расположены проводящие волокна и подкорковые ядра (базальные ганглии). Наиболее крупным образованием является полосатое тело (стриатум), которое состоит из хвостатого ядра, скорлупы и бледного шара (паллидум). Эти ядра объединяются общим названием — стриопаллидарная система. За счет стриопаллидарной системы у новорожденного осуществляются диффузные массовые движения тела (рис. 3).
Рис. 3. Подкорковые ядра I _____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________ После созревания моторных областей коры больших полушарий стриопаллидарная система начинает обеспечивать «готовность» к совершенствованию движений, а именно, перераспределяет и согласует тонус мышц, что позволяет произвольным движениям быть быстрыми, точными и строго дифференцированными. Со стриопаллидарной системой, являющейся эфферентным звеном в нервной системе, функционально тесно связан зрительный бугор (таламус). На уровне таламуса происходит формирование сложных рефлексов смеха и плача. Каждое полушарие головного мозга разделено глубокими бороздами на большие участки, называемые долями. Такими бороздами являются: боковая (сильвиева борозда), центральная (роландова борозда) и теменно-затылочная борозда. Продольная щель мозга делит его на два полушария. Каждое полушарие состоит из пяти долей: лобная, теменная, височная, затылочная и долька, скрытая на дне сильвиевой борозды — островок. Оба полушария объединены между собой спайками, наиболее крупная из которых мозолистое тело, которое расположено выше таламуса. Совокупность отделов мозга, включающая внутреннюю поверхность полушарий (медиобазальные отделы) и их глубокие структуры, получила название лимбической системы. Традиционно в лимбическую систему включают миндалевидное тело, гипоталамус и ретикулярную формацию среднего мозга, объединенные под названием — глубинные структуры мозга. Особенностью лимбической системы является то, что между составляющими ее структурами имеются простые двусторонние связи и сложные пути, образующие множества замкнутых кругов. Такая организация создает условия для длительного циркулирования одного и того же возбуждения в системе и, тем самым, сохранение в ней единого состояния, а также навязывания его другим системам мозга. Круги возбуждений разного функционального назначения связывают лимбическую систему со многими структурами большого мозга. Подавляющее большинство структур лимбической системы принимает участие в функциональной организации эмоций, что предполагает их влияние на соответствующие вегетативные изменения, регулируемые гипоталамусом. Кора головного мозга является наиболее дифференцированным отделом ЦНС, состоящим из шести слоев нейронов « Глава 1 разного типа. Для коры характерно обилие межнейронных связей. Особо многочисленные контакты имеются в сенсо-моторных отделах, что позволяет координировать моторную функцию с разнообразными воздействиями как из внешней, так и внутренней среды организма. Различные структуры мозга созревают неравномерно, и поэтому готовность к выполнению свойственных им функций наступает в разные возрастные периоды. Сначала происходит созревание глубоких структур, подкорковых образований, отвечающих за принципиальные стороны жизнедеятельности. Затем созревают так называемые первичные зоны мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от периферических частей анализаторов. Те и другие являются почти сформированными к моменту рождения. В первый год жизни они функционально оформляются, создавая основу сенсомо-торной стадии развития. Созревание ассоциативных зон мозга осуществляется в период от двух до пяти лет. В последнюю очередь развиваются лобные доли мозга, морфологическое структурирование которых происходит в возрасте от 12 до 14 лет. Моторика представляет собой всю сферу двигательных функций организма, включающая биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Движения являются главным средством взаимодействия организма человека с окружающей средой. Основные типы движений человека сводятся к четырем типам активности: обеспечение позы и равновесия, локомоция и произвольные движения. Произвольными движениями могут быть названы разнообразные двигательные акты, совершаемые человеком в процессе повседневной жизни. Они являются целесообразными и носят навыковый (условно-рефлекторный) характер, в отличие от врожденных, безусловно-рефлекторных моторных реакций (чихание, глотание и т.д.). ЦНС снабжается информацией о состоянии периферического двигательного аппарата с помощью разного вида чувствительных нервных окончаний (рецепторов), которые обеспечивают т.н. проприо-цептивную чувствительность. К центральному механизму произвольных движений относится кортиконуклеарный (пирамидный) путь, который идет от двигательной зоны коры головного мозга и заканчивается в ядрах ствола к двигательным ядрам черепно-мозговых нервов и ядрах спинного мозга (мотонейроны спинного мозга). _____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________ Праксис — это такой функциональный уровень в организации произвольных действий, где их координация обусловливается (афферентируется) обобщенными топологическими признаками объекта, т.е. смысловой последовательностью элементов движения (застегнуть пальто, налить воды в чашку и т.п.). Можно назвать это символичным уровнем движений (Н.А. Бернштейн, 1946). В корковом отделе речедвигательного анализатора доминантного полушария имеются зоны, обеспечивающие подготовку отдельных сторон речедвигательного акта: • оценка исходного положения органа периферического • организация речедвигательного акта во времени и как • программа речедвигательного акта в пространстве дви Эти три программы осуществляются в трех различных зонах коркового речедвигательного анализатора. По А.Р. Лурия, в реализацию двигательного акта, помимо собственно моторных зон, включается почти вся кора. Передние отделы мозга связаны с построением кинетических программ двигательного акта, а задние — с их кинестетическим и пространственно-обусловленным обеспечением. Кинестетический фактор обеспечивает передачу и интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, которые несут информацию о взаимном расположении органов. Эти сведения принимает передняя часть теменной области, куда притекают также тактильные и зрительные импульсы, что делает информацию полной. Исключение составляет речевая артикуляция, которая функционирует на кинестетической основе без участия зрения (тем не менее, в онтогенезе дети с нормальным зрением начинают говорить раньше, чем дети с нарушенным зрением). Информацию о речевой моторике, помимо кинестезии, у лиц с развитой речью дает акустический контроль. Кинетический фактор реализуется в двигательных актах, которые осуществляются в форме кинетических и мелодичес- ____________________________ Глава 1____________________________ ких схем. В отношении речевой моторики этот фактор обеспечивает плавную смену артикуляции в процессе произнесения и перехода от звука к звуку в слове, от слова к слову. При нарушении кинетического фактора возникают «застревания» на фрагментах движения, что приводит к неоднократному повторению этого фрагмента. В устной речи это проявляется в повторении звуков и слогов, букв и их элементов при письме. Конкретные эфферентные механизмы исполнения движений обеспечиваются пирамидной и экстрапирамидной системами, корковые отделы которых составляют единую сенсо-моторную зону коры (рис. 4). Пирамидная система (центральный двигательный путь) участвует в организации точных пространственно-ориентированных движений и полностью подчинена произвольному контролю. Клетки центральных двигательных невронов сосредоточены главным образом в передних центральных извилинах, а также в теменных долях коры. Кортиконуклеар-ный путь заканчивается в моторных ядрах черепно-мозговых
Моторная кора (Ргеа ЭМтфе, 1994) Рис. 4. Диаграмма структур большого мозга, участвующих в моторном контроле Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции нервов, которые находятся в варолиевом мосту, продолговатом и спинном мозге. На границе продолговатого и спинного мозга большая часть волокон пирамидного пути правого и левого полушария перекрещивается. Ядра тройничного, языкоглоточного, блуждающего и часть ядра лицевого нерва получают импульсы от обоих полушарий мозга, так как подходящие к ним волокна пирамидного пути перекрещиваются неполностью. Именно этим объясняется то, что односторонние очаговые поражения пирамидных путей не вызывают серьезных функциональных нарушений жевания, глотания и голосообразования. Исключение составляют волокна, несущие корковые импульсы к ядру подъязычного нерва, которые полностью перекрещиваются в продолговатом мозгу, непосредственно перед вступлением их в ядро. Поэтому в случае поражения мозга на уровне варолиева моста и выше спастический паралич мышц языка наблюдается на стороне, противоположной очагу поражения (т.е. при этом язык отклоняется в сторону очага поражения). Остальная часть волокон заканчивается в моторных ядрах спинного мозга. Экстрапирамидная система обеспечивает автоматизированные движения. В основном она управляет непроизвольным компонентом движений: поддержание позы, физиологические синергии, общую согласованность двигательных актов, их пластичность. Традиционно в ней различают корковый и подкорковый отделы (стриопаллидарная система, красное ядро и черная субстанция, мозжечок и ретикулярная формация ствола мозга и их корковые отделы). Результаты исследования движений позволили Н.А. Берн-штейну (1965) сформулировать общие представления и многоуровневой иерархической системе координации движений. В соответствии с ними система управления движениями состоит из следующих уровней: А — уровень палеокинетичес-ких регуляций, он же руброспинальный уровень ЦНС. Действия этого уровня полностью непроизвольны; В — уровень синергии, он же таламопаллидарный уровень. Движения этого уровня характеризуются стереотипностью, в обобщенном виде это афферентация собственного тела. Этот уровень обеспечивает такие врожденные особенности моторики, как ловкость, грациозность, пластику. Нарушения этого уровня ведут к насильственным движениям; С — уровень пространственного поля, он же пирамидно-стриарный. Этот уровень обеспечивает все переместительные движения: ходьба, Глава 1 прыжки и т.д. Патология этого уровня сопровождается нарушениями пространственной координации (атоксия), равновесия, локомоции и точности; В — теменно-премоторный или уровень предметных действий, которые не являются врож: денными, а формируются и совершенствуются в процессе накопления опыта; Е — группа высших кортикальных уровней символических координации (письма, речи и т.д.). На рис. 5 представлена схема основных центров и проводящих путей мозга с распределением их по уровням. А.Р. Лурия (1969) разработал общую структурно-функциональную модель мозга как органа, с которым связана психомоторная деятельность человека. Работа мозга обеспечивается тремя блоками, которые характеризуются особенностями строения и участия в реализации психических функций. I блок — энергетический. Он включает ретикулярную II блок — блок приема, переработки и хранения экстеро- Вторичные корковые поля представляют клеточные структуры, в которых происходит усложнение переработки первичной информации благодаря прохождению афферентных импульсов через ассоциативные ядра таламуса. Их функциональная организация на уровне психики эквивалентна процессу восприятия. Первичные и вторичные поля относятся к ядерным зонам анализаторов, их нейроны модально специализированы. Третичные поля — ассоциативные; расположены на границе затылочных, височных и заднецентральных отделов коры. Их функция состоит в интеграции возбуждений, приходящих от вторичных полей всего комплекса анализаторов. Это обеспечивает возможность реакции третичных полей на обобщенные признаки объектов и явлений. _____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________
III блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической сознательной деятельности. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Основная функция этого блока Рис. 5. Построение движения по Н.А. Бернштейну Глава 1 представляет собой программирование психического акта и развертки последовательности его реализации во времени. Работа каждого блока не является автономной, а представляет собой результат координированного взаимодействия всех трех структур. Итогом деятельности этой системы является нерасчленяемая и неосознаваемая моторная активность и в целом психическая жизнь. Эти положения А.Р.Лурия полностью относятся к так называемым речевым структурам. Было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры, связанных с речью, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария. Таким образом, речевые структуры мозга обладают широкой распределенностью и полифункциональностью, определяемой возможностью их полного взаимодействия. Однако существует обязательное звено, без которого осуществление речевого акта становится невозможным. Среди прочих речевых структур у большинства взрослых людей таким звеном является левополушарная кора, при нарушении которой возникает афазия и корковая дизартрия (по Е.Н. Винарской, 2005). 1.2. Периферический речевой аппарат Акустический речевой сигнал является результатом сложнейших координированных движений ряда органов, совокупность которых обозначается как речевой аппарат. К периферическому речевому аппарату относят органы дыхания, голосообразования и органы речевой артикуляции. Все эти органы выполняют свою особую роль в акте реализации устной речи, обеспечивая голосообразование, формируя определенные параметры звукопроизношения и просодических характеристик. Периферический речевой аппарат, за исключением носовых и лобных резонаторов, которые представляют собой костные полости, функционируют благодаря мышцам, и, следовательно, меняет свое состояние и функциональные возможности в зависимости от тонуса мышц. Периферический речевой аппарат иннервируется черепно-мозговыми нервами. Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции Зоны иннервации черепно-мозговых нервов
1.2.1. Органы дыхания, голоса и система резонаторов К органам дыхания и голоса относятся диафрагма, легкие, бронхи и трахея, голосовые складки. Диафрагма представляет собой мышечно-сухожильное об В процессе вдоха одновременно сокращаются наружные межреберные мышцы и мышцы диафрагмы (активная фаза дыхания). Расслабление диафрагмы и мышц грудной клет- Глава 1 Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции
1 — мышцы и структуры грудной клетки 2 — глотка 3 — мягкое нёбо 4 — корень языка 5 — кончик языка 6 — губы 7 — нижняя челюсть (Рге.а В.М1п1Пе, 1994) Рис. 6. Важные функциональные компоненты моторной системы речи ки обеспечивают выдох (пассивная фаза дыхания). Таким образом, диафрагма является основной мышцей, которая контролирует дыхание. Дыхательный цикл в норме составляет 2,5 с. В процессе речи длительность выдоха может достигать 15 с. Физиологически дыхание в покое характеризуется отношением фазы вдоха к фазе выдоха примерно 1: 1,3. Голос формируется при непосредственном участии мышц гортани. Внешние мышцы гортани фиксируют гортань в определенном положении и перемещают ее вверх, вниз, назад. Внутренние мышцы гортани образуют голосовую складку и меняют объем гортани. При спокойном дыхании голосовые складки, на уровне которых выделяют так называемую голосовую щель, раздвинуты и в то же время то незначительно сокращаются, то расслабляются, расширяя или несколько сужая голосовую щель. При физическом напряжении, когда дыхание становится форсированным, голосовая щель расширяется максимально, не препятствуя необходимому по объему вдоху и выдоху. Согласно нейромоторной теории голосообразования необходимым условием производства звуков речи является создание достаточного подсвязочного давления и обеспечение потоков воздуха определенной скорости в речевом тракте (гортань и ряд полостей). Регуляция подсвязочного давления связана главным образом с мышечной активностью диафрагмы. Мышцы гортани (поверхностные и глубокие) иннервируются лицевым, тройничным, подъязычным парами черепно-мозговых нервов, а также I, II, III шейными нервами. Слизистую гортани и ее внутренние мышцы иннервируют блуждающие нервы. При фонации голосовые складки напрягаются, сужая тем самым голосовую щель, и производят разнообразные по интенсивности колебательные движения в зависимости от фонационной задачи. В «чистом» виде фонационное дыхание можно наблюдать в процессе крика младенцев. В дальнейшем фонационное дыхание подчиняется определенной задаче, связанной с процессом общения и артикуляции звуков речи и целостного речевого сообщения. Для выполнения этой задачи требуется достаточный объем воздуха в легких и колебание голосовых складок, что обеспечивает частоту и громкость голоса, а также специфику того или иного звука. Понятно, что особенно сложные сокращения мышц диафрагмы и голосовых складок происходят в процессе устной речи. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Перед началом речи в норме делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно логически завершенного отрезка высказывания.
I Глава 1 В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, и, следовательно, специфические «речевые» сокращения диафрагмальной мышцы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонкие дифференцированные колебательные движения на фоне общего непрекращающегося выдоха. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему психомоторных реакций, тесно связанных с развитием речи, его характер подчинен внутри-речевому программированию, а значит смыслу, лексико-грам-матическому и интонационному наполнению высказывания. Основными резонаторами человеческого голоса являются: глотка, ротовая полость, полость носа с его придаточными пазухами. Глотка сверху переходит в носоглотку, книзу переходит в пищевод. Рядом с пищеводом находится трахея, которая во время глотания закрывается надгортанником, а при фонации сообщается с полостью рта и глоткой. В ней выделяют 3 отдела: верхняя часть — носоглотка, сообщается с полостью носа и полостью уха (евстахиевы трубы). При глотании и при образовании речевого звука, благодаря движениям мягкого неба, она отделяется от среднего отдела глотки, что влияет на тембр голоса. Так называемое глоточное кольцо, состоящее из системы мышц, существенно влияет на резонаторные свойства глотки и может вызвать назализацию, ухудшить четкость артикуляции и т.д. глотка иннервируется IX и X парами черепно-мозговых нервов. Второй отдел — ротоглотка — сообщается с ротовой полостью (зев) и является одним из главных резонаторов голоса. Нижний отдел гортаноглотка принимает участие в акте глотания, дыхания, образования голоса и речевых звуков. С гортанью функционально тесно связано мягкое небо, особенно язычок, представляющие из себя мышечные образования, которые играют большую роль в процессе оформления звуков речи (тембр голоса). Мягкое нёбо является своего рода распределительным клапаном, который дозирует прохождение озвученной струи воздуха через носовые полости. Благодаря этому голос приобретает более или менее выраженный носовой оттенок — назализация голоса. Мягкое небо иннервируется сложным взаимодействием V, VII и X пар черепно-мозговых нервов. Значительно выраженная назализация голоса при расслаблении мягкого неба называется открыткой ринофониеи или гиперназализацией. _____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________ Устранение носового оттенка голоса происходит за счет плотного прилегания мягкого неба к задней стенке глотки, что называется закрытой ринофониеи или гипоназализацией. При спокойном дыхании мягкое небо расслаблено и частично перекрывает переход воздуха из глотки в рот. Во время глубокого дыхания, зевания и устной речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход воздуху в полость рта из глотки и, напротив, закрывая проход в носоглотку. В тех случаях, когда выдыхаемый воздух направляется в нос, в силу тех или иных причин, возникает как искажение тембра речи (назализованность), так и нарушение чистоты произнесения согласных звуков речи. При определении нормы голоса подразумевают достаточную его силу для речевой практики, включая динамический диапазон, высоту голоса с частотным диапазоном, соответствующим полу и возрасту. При оценке речевого голоса учитывают атаку звука и регистр голоса. Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука заииеит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: придыхательная, мягкая и твердая. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится:жук, похожий на «Х-А-А-А». При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий. И речевом голосе принято выделять три регистра: • грудной, или нижний регистр, в котором преобладает • смешанный или средний регистр; • головной или верхний регистр, в котором преобладает 11ри работе над голосом учат добиваться плавного перехода п:< регистра в регистр. Н самом начале работы над голосом обучают использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок. Гортань и корень языка прикреплены к подъязычной кости и потому гортань тесно связана с движениями языка.
ЭК Глава 1 1.2.2. Артикуляционный отдел Главную роль в произношении звуков речи играют мышцы языка, а также участвуют мышцы губ, щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Большое влияние на точность артикуляции, а, следовательно, и внятность речи влияют глубокие и поверхностные мышцы шеи, глотки, мышцы голосовых складок и диафрагмы (рис. 7). Височная мышца Сухожильный шлем \ Мышца лобная \ \ Круговая мышца глаза Мышца, сморщивающая брови Мышца горденов
Малая скуловая / мышца Мышца, поднимающая верхнюю губу Носовая мышца Мышца, поднимающая угол рта Круговая мыш- Мышца, опускающая угол рта
Подбородочная мышца Мышца, опускающая ниж-Грудинно-ключично-сосцевидная мышца нюю губу (РД. Синельников, 1987) Рис. 7 Общим положением для мышц, принимающих участие в артикуляции, является то, что они участвуют в наиболее сложных видах мышечной деятельности, что обуславливает чрезвычайно тонкие и сложные механизмы сокращения, расслабления, координации (кинетической, кинестетической и реципрокной) в целях реализации разборчивой устной речи. Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________ Особенно сложное строение имеет мышца языка. Пучки мышечных волокон пронизывают этот орган и продольном, поперечном, косом и вертикальном направлениях. Эти пучки, даже отдельные волокна из пучка могут работать попеременно как агонисты, антогонисты п синергисты. Благодаря сложнейшей иннервации одно и то же мышечное волокно в разных его частях (начале, середине, конце) может быть напряжено или расслаблено в зависимости от той пли иной речевой задачи, в реализации которой оно участвует в данное мгновение. Таким образом, реализация двигательных задач, в выполнении которых участвует артикуляционный аппарат, обеспечивается чрезвычайной изменчивостью (лабильностью) функционального состояния мышц и отдельных мышечных во-локон, входящих в состав того или иного мышечного органа. Выделяют внешние и внутренние мышцы языка. Из внешних мышц языка самой сильной является парная подбо-родочно-язычная мышца треугольной формы. Волокна этой мышцы расходятся веером от подбородочного бугорка нижней челюсти; самые нижние из них проходят горизонтально н основании языка и прикрепляются к телу подъязычной кости. Большинство же ее внутренних волокон мышцы направлено к спинке языка на всем его протяжении от кончика до основания. Сокращение средних и нижних отделов этой мышцы выдвигает язык вперед и несколько приподнимает его. Волокна, направленные к кончику языка, сокращаясь, тянут язык назад и вниз. Избирательное сокращение средних подокон образует вогнутость в спинке языка. Сокращаясь псей массой, подбородочно-язычная мышца продвигает язык иперед и вниз. Наличие в мышце антагонистически напряженных групп волокон способствует эластической напряженности языка (рис. 8). Парная шилоязычная мышца имеет продолговатую форму, направляется от шиловидного отростка височной кости вперед и внутрь, вплетаясь в мышечные пучки края языка вплоть до самого кончика. Мышца тянет язык назад и вверх. Заднюю часть языка поднимает также парная язычно-небная мышца. К внешним мышцам языка относится также парная подъязычно-язычная мышца. Она имеет плоскую квадратную форму и проходит от подъязычной кости вертикально вверх Глава 1
Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции
Мышца верхняя продольная Слизистая оболочка языка Твердое нёбо Мышца поперечная / Полость рта I / /
Язычная железа Язычная железа Подъязычная кость Подбородочно-язычная мышца Перегородка языка Подбородочно-язычная мышца Мышца нижняя продольная Мышца подъязычно-язычная Мышца поперечная Мышца хрящеязычная Мышца пилоязычная Подбородочно-подъязычная мышца
Рис. 8. Строение ротовой полости к корню языка и дальше вдоль его массы до кончика. При фиксированной подъязычной кости она тянет язык вниз и назад. К внутренним мышцам языка относятся непарная верхняя продольная и парные нижние продольные, поперечные и вертикальные мышцы (рис. 9). Верхняя продольная мышца расположена непосредственно под слизистой спинки языка. Ее волокна, начинаясь сзади от фасциальной перегородки языка, крепятся к его слизистой вдоль краев и кончика. Сокращаясь вместе с нижними продольными мышцами, эта мышца укорачивает язык, делая его толще и шире. Может также выгибать язык вверх в продольном направлении и загибать его кончик. Нижние продольные мышцы проходят в боковых отделах языка между волокнами подбородочно-язычных и подъязычно-язычных мышц. Их мышечные пучки начинаются от слизистой корня языка и направляются вниз и вперед к его кончику. Большинство из них оканчивается в слизистой нижней поверхности языка, а некоторые — в слизистой I Рис. 9. Мышцы языка его спинки. Сокращаясь, мышцы укорачивают язык в пе-рсднезаднем направлении и могут опускать поднятый кончик языка. Поперечные мышцы образуют значительную часть массы языка. Некоторые ее волокна начинаются от фасциальной перегородки языка, а другие пронизывают ее, начинаясь и оканчиваясь в слизистой боковых отделов языка. Мышца суживает язык и поэтому выдвигает его вперед, вверх, приподнимает боковые края языка при образовании желобка по его ((-редине. Вертикальные мышцы вместе с поперечными образуют массу языка, сокращаясь, уплощают его. Для высовывания языка из полости рта и тем более для загибания кончика высунутого языка вверх к носу сокращаются нижние пучки подбородочно-язычной мышцы. При этом се же волокна, тянущие язык назад и вниз, должны быть расслаблены. Наоборот, при движении языка кзади и кни-:(у должны быть расслаблены нижние пучки этой мышцы. К<; средние пучки являются антагонистами при сокращении Глава 1 волокон верхней продольной мышцы, выгибающей спинку языка вверх. В движении языка вниз подъязычно-язычная мышца является антагонистом шилоязычной, но в движении языка назад обе эти мышцы ведут себя как агонисты. Боковые движения языка требуют расслабления парных мышц другой стороны. Сокращение волокон поперечных мышц языка (когда делают язык узким) требует расслабления волокон вертикальных мышц, идущих по краям языка и участвующих в его уплотнении и расширении. Во всех движениях языка по средней линии (вперед, вниз, вверх, кзади) парные мышцы правой и левой сторон должны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сторону. В случае работы подъязычно-язычных и шилоязыч-ных мышц язык отклоняется в сторону более напряженных мышц, а в случае работы подбородочно-язычных мышц — в сторону менее напряженных. При патологических изменениях тонуса мышц языка он отклоняется главным образом в сторону более слабой мышцы. Наиболее сложными являются мышечные синергии в процессе артикуляции переднеязычных звуков (смычных, щелевых и дрожащего Р). Необходимые для этого тонкие движения собственных мышц кончика языка реализуются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъязычной кости и шеи. Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, только язычно-небные мышцы получают нервные импульсы от языкоглоточных нервов. I Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции АРТИКУЛЯЦИЯ Date: 2015-12-13; view: 1078; Нарушение авторских прав |