Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке





М онополистическая деятельность предприятия, занима­ющего доминирующее положение на рынке определен­ного товара, проявляется, прежде всего, в злоупотребле­нии своим доминирующим положением.

Доминирующее положение — это исключительное по­ложение хозяйствующего субъекта на рынке определенно­го товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъ­ектам или иным образом ограничивать свободу их хозяй­ственной и предпринимательской деятельности.

Под злоупотреблением доминирующим положением по­нимаются все формы использования хозяйствующим субъ­ектом или группой хозяйствующих субъектов, контроли­рующих имущество друг друга, доминирующего положе­ния, ограничивающие конкуренцию и/или ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

Удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным.

Здесь проявляется один из главных парадоксов рыноч­ной экономики: с одной стороны, конкуренция побуждает товаропроизводителей интегрироваться в крупные струк­туры (корпорации, компании, объединения), концентри­руя тем самым капитал для ускорения темпов развития производства, повышения его эффективности и повыше­ния конкурентоспособности компании в целом; с другой стороны, именно крупные производственно-хозяйственные структуры объективно способны занять доминирующее по­ложение на рынке, так или иначе ограничивающее интен­сивность конкуренции и снижающее тем самым эффектив­ность этого основного механизма рыночной экономики.

Основополагающим критерием для установления нали­чия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту.

Антимонопольные органы признают (квалифицируют) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рын­ке определенного товара превышает 65%, как доминирую­щее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение этой вели­чины, его положение, на рынке не является доминирующим (МАЛ России может установить иную предельную величину доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного то­вара для квалификации положения как доминирующего).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке опре­деленного товара не превышает 35 процентов.

Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35—65%, квалифицируется государственными антимоно­польными органами как доминирующее, если оно доказа­но ими с учетом дополнительных параметров, характери­зующих товарный рынок и подтверждающих возможность действий хозяйствующего субъекта, в основном независи­мо от конкурентов.

Доля товарного рынка, находящаяся внутри пределов 35—65%, принадлежащая в данный момент времени хо­зяйствующему субъекту, сама по себе не может служить достаточным условием для признания наличия домини­рующего положения. Установленный Законом о конкурен­ции на товарных рынках нижний предел доли товарного рынка в 35 процентов служит ситом для отсеивания хо­зяйствующих субъектов с меньшими долями, которые не могут быть доминирующими, и выявления хозяйствующих субъектов с большими долями рынка, которые могут стать предметом дальнейшего анализа.

При оценке рыночной структуры для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% включительно, учи­тываются:

.количество фактических конкурентов и относитель­ный размер долей рынка, принадлежащих ближайшим конкурентам;

.стабильность во времени долей рынка, принадлежа­щих как изучаемому хозяйствующему субъекту, так и его ближайшим конкурентам;

.стабильность во времени самого рынка (статичный или динамичный рынок);

.наличие потенциальной конкуренции в совокупности с оценкой наличия и величины препятствий для вхожде­ния конкурентов на рынок (барьеров вхождения конкурен­тов в рассматриваемый рынок);

.оценка факторов или потенциальных возможностей изучаемого хозяйствующего субъекта выступать «ценовым лидером».

Ценовое лидерство — рыночная ситуация, свойствен­ная олигополии, при которой повышение или понижение цен изучаемым хозяйствующим субъектом поддерживает­ся всеми или большинством компаний на рынке (то есть хозяйствующий субъект действует на рынке независимо от конкурентов).


На величину доли рынка влияет выбор способа измере­ния показателей, положенных в основу ее определения (то есть способ измерения количества товара, реализуемого конкретным хозяйствующим субъектом, и объема рынка).

Указанные показатели могут быть измерены:

.в натуральном выражении (в натуральных или услов­ных показателях);

.в стоимостном выражении — соответственно, стоимо­стью реализованного хозяйствующим субъектом товара (объемом продаж) и стоимостным выражением объема рын­ка.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реали­зованной потребителям продукции указанные показатели определяются, соответственно, объемом поставок продук­ции хозяйствующим субъектом на соответствующий то­варный рынок (при этом из показателя объема производ­ства исключаются излишние запасы продукции на скла­де, продукция, предназначенная для внутренних нужд хо­зяйствующего субъекта, и продукция, вывозимая (экспор­тируемая) им для продажи за пределами соответствующе­го товарного рынка) и общим объемом поставок товара на соответствующий товарный рынок (то есть объемом поста­вок товара на рынок местными товаропроизводителями, включая объем ввоза товара на соответствующий товар­ный рынок).

Для квалификации в качестве доминирующего положе­ния хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке оп­ределенного товара находится внутри пределов 35-65%, определяются и анализируются следующие параметры.

По хозяйствующим, субъектам — конкурентам, реаль­но функционирующим на товарном рынке, для которого определены продуктовые и географические границы:

а)наличие конкретных хозяйствующих субъектов — конкурентов (продавцов, производителей);

б) их производственные возможности (наличные мощ­ности и существующая загрузка мощностей) по производ­ству и реализации рассматриваемого продукта (работ, ус­луг) и его заменителей в сочетании с поставками на кон­кретный товарный рынок;

в)размер долей рынка, принадлежащих ближайшим конкурентам изучаемого хозяйствующего субъекта, в сопо­ставлении с его долей рынка;

г) стабильность во времени долей рынка, принадлежа­щих как изучаемому хозяйствующему субъекту, так и его ближайшим конкурентам (в ретроспективе — в последние 2—3 года, в перспективе — 1 год);

д) стабильность во времени самого рынка (статичный или динамичный рынок);

е)возможные реакции конкурентов на антиконкурент­ное поведение хозяйствующего субъекта;

ж) возможная реакция хозяйствующего субъекта на давление конкурентов.

Если существуют конкуренты (то есть предприятия, по­ставляющие или могущие поставлять на рынок однород­ные или взаимозаменяемые товары) и они могут отреаги­ровать быстро (как правило, до одного года), ощутимо (то есть их возможности по выпуску продукции (работ, услуг) сопоставимы с возможностями исследуемого хозяйствую­щего субъекта) и без больших затрат на антиконкурентное поведение рассматриваемого хозяйствующего субъекта, то, вероятнее всего, он не сможет удержать доминирующее по­ложение и действовать на рассматриваемом рынке незави­симо от конкурентов.

Существующие конкуренты смогут быстро отреагиро­вать на антиконкурентное поведение рассматриваемого хо­зяйствующего субъекта в том случае, если:

.они обладают значительными резервами (незагружен­ными мощностями), сравнимыми с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта, способными привес­ти его к потере значительной части сбыта;


.их мощности могут быть быстро без существенных затрат и в достаточной степени расширены;

.их мощности (или часть мощностей), работающие на другой товарный рынок, могут быть быстро перепрофили­рованы на поставку изучаемого продукта (работ, услуг) или его заменителей; эти мощности сравнимы по величине с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта таким образом, чтобы привести его к потере значительной части сбыта.

По хозяйствующим субъектам — потенциальным кон­курентам, которые могут войти на товарный рынок, для которого определены продуктовые и географические гра­ницы, учитываются:

а) наличие потенциальных (возможных) конкурентов;

б) барьеры вхождения потенциальных конкурентов в рассматриваемый рынок и величина возможных расходов на вхождение;

в) влияние динамичных изменений самого рынка на по­ложение хозяйствующего субъекта.

Барьеры вхождения конкурентов в рассматри­ваемый рынок и величина расходов на вхождение. Барьеры вхождения в рынок — это любые обстоятельст­ва, мешающие новому хозяйствующему субъекту на рав­ных конкурировать с уже существующими на данном то­варном рынке хозяйствующими субъектами. Когда барь­еры вхождения в рынок отсутствуют (или они низкие), то хозяйствующий субъект даже с большой долей рынка мо­жет не обладать способностью воздействовать на конкурен­цию (не обладать рыночной силой). Если другие хозяйст­вующие субъекты (потенциальные конкуренты) существу­ют и могут войти в рынок быстро, масштабно (то есть их производственные мощности сравнимы с мощностями при­сутствующих на рынке хозяйствующих субъектов) и с ма­лыми потерями, то хозяйствующие субъекты на этом рын­ке не могут быть доминирующими, то есть действовать ан­тиконкурентно.

Расходы на вхождение в рынок — это любые затраты, которые должны нести хозяйствующие субъекты, входя­щие в рынок, но которые не осуществляют уже действую­щие на рынке хозяйствующие субъекты.

К основным видам таких расходов относятся:

.затраты на реализацию отдельных положений прави­тельственных постановлений по вхождению в рынок, кото­рые могут быть слишком дорогими и длительными по вре­мени (например, затраты на приобретение лицензий для осуществления определенных видов деятельности и т. п.);

.расходы на производство и продажу соответствующе­го товара (финансовые и материальные затраты, которые могут понести хозяйствующие субъекты, пытающиеся вой­ти на рассматриваемый рынок, связанные, в частности, с приобретением необходимого оборудования или переналад­кой действующего, арендой или приобретением зданий, со­оружений, транспортные расходы на реализацию, условия кредитования и т. п.);

.расходы на переключение потенциальных покупате­лей от покупок у действующего на данном рынке хозяйст­вующего субъекта к покупкам у хозяйствующего субъек­та, входящего на рынок (например, рекламные расходы).


Величина конкретных затрат («низкие» или «высокие») потенциальных конкурентов на вхождение в рынок оцени­вается на основе сравнения этих затрат с ожидаемым до­ходом хозяйствующего субъекта при вхождении в рынок. Для измерения этих доходов, а также для принятия реше­ния о величине затрат обычно опрашиваются возможные конкуренты, приглашаются специалисты-эксперты.

Предлагается считать расходы на вхождение в рынок очень высокими, если на основании анализа выясняется, что ни один из возможных конкурентов, по всей вероятности, не войдет на данный товарный рынок с достаточной силой, как правило, в течение одного года. В таком случае можно считать потенциальных конкурентов отсутствующими.

Динамичные изменения на рынке и оценка доми­нирования хозяйствующего субъекта. Проблема до­минирования хозяйствующего субъекта на товарном рын­ке рассматривается как статичная, то есть анализ на доми­нирование осуществляется с позиций, может ли данный хозяйствующий субъект играть существенную, решающую роль в использовании своего положения при данных обсто­ятельствах и на данном товарном рынке. Однако для оцен­ки доминирования важно принимать во внимание измене­ния рынка.

На рынках, подверженных быстрым изменениям, хо­зяйствующий субъект, обладающий большой долей рын­ка. Может не быть доминирующим, поскольку:

.он может владеть большой долей рынка только вре­менно (новые конкуренты могут быстро войти в рынок);

.сам рынок может быть временным (последующие усо­вершенствования могут лишить товар потребительского спроса, поскольку спрос перейдет к следующему, улучшен­ному варианту товара).

Если лишить хозяйствующих субъектов возможности получать высокие доходы в краткосрочный период доми­нирования, связанный с введением на рынок нового това­ра, субъекты могут резко уменьшить вложения в новые ис­следования и развитие, а сам рынок утратит свою привле­кательность для инвестирования.

Ретроспективный анализ. В ряде случаев для ана­лиза возможности входа на рынок новых хозяйствующих субъектов весьма полезным бывает ретроспективный ана­лиз рынка, позволяющий установить такие факты, как:

.имели ли место случаи вхождения в данный рынок новых хозяйствующих субъектов, особенно после увеличе­ния прибылей и цен (с поправкой на инфляцию) на рас­сматриваемый товар;

.отмечался ли в недавнем прошлом уход с рынка хо­зяйствующих субъектов после снижения цен (с поправкой на инфляцию), прибыли или в силу других причин, в ка­ком состоянии находится их оборудование и выйдут ли эти хозяйствующие субъекты на рынок вновь в случае увели­чения прибылей или изменения других условий;

.насколько рынок поддается прогнозу, особенно в час­ти изменений структуры производства товара (трудная предсказуемость изменений в структуре производства мо­жет препятствовать вхождению новых хозяйствующих субъектов в рынок).

Исследуя возможности вхождения в рынок новых хо­зяйствующих субъектов, необходимо также сравнивать их потенциал с потенциалом рассматриваемого хозяйствую­щего субъекта (фирмы, сильно уступающие рассматривае­мому хозяйствующему субъекту, например, в части произ­водственных мощностей, возможности привлечения финан­совых ресурсов, в ряде случаев не могут оказывать суще­ственного влияния на его поведение, ограничивать его воз­можность влиять на рынок).







Date: 2015-12-13; view: 568; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию