Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние нновационной активности на конкурентоспособность





К онкуренция между товаропроизводителями начинается задолго до того, как продукт поступит на рынок, — на стадии исследования и опытно-конструкторских разрабо­ток нового продукта и новой технологии его изготовления.

При этом имеют место две характерные задачи разви­тия продукта:

.прямая задача развития, направленная на создание продукции для удовлетворения назревших или прогнозиру­емых потребностей общества. Данная задача решается по схеме: изучение (прогнозирование) потребностей (обоснова­ние требований к параметрам качества продукта) -> науч­но-исследовательские и опытно-конструкторские разработ­ки вариантов новой продукции -> технологическая подготовка производства -> изготовление конкурентоспособных вариантов новой продукции -> удовлетворение потребнос­тей. Прямая задача свойственна индустриальной эпохе;

.обратная задача развития, направленная на разра­ботку принципиально новой технологии производства но­вой продукции, потребность в которой лишь предвидится. Эта задача решается по схеме: исследования и опытно-кон­структорские разработки новой технологии -> исследова­ния и опытно-конструкторские разработки вариантов но­вой продукции -> выявление возможных потребителей но­вой продукции -» изготовление опытных партий -> приви­тие потребностей в новой продукции. Данная задача свой­ственна постиндустриальной эпохе, то есть эпохе, характе­ризующейся высоким уровнем удовлетворения потребнос­тей (насыщением спроса) и наличием возможностей созда­ния принципиально новых технологий, позволяющих про­изводить принципиально новую продукцию, возобновить (или сформировать заново) спрос и занять лидирующее по­ложение на рынке.

Результаты решения той или иной задачи развития яв­ляются решающим фактором успеха в конкуренции на рынке.

Особенность конкуренции на стадии исследования и опытно-конструкторских разработок заключается в том, что разработчик новшества может руководствоваться раз­личными мотивами успеха:

.равенства с конкурентом в достижении выгоды;

.максимизации собственного выигрыша;

.максимизации относительного выигрыша.

При создании сложных систем продукции разработчик может варьировать этими мотивами применительно к раз­работке отдельных элементов системы. Многие зарубеж­ные фирмы при создании такой продукции отдают предпо­чтение мотивам кооперации.

Все эти виды мотивов относятся к области добросовест­ной конкуренции. Приоритетность того или иного мотива для каждой из состязающихся сторон определяется, как пра­вило, соотношением их научно-технических потенциалов.

Недобросовестная конкуренция разработчиков имеет ме­сто, когда одна или обе стороны придерживаются мотива агрессии, преследующего цель минимизации выигрыша со­перника. Наиболее опасной по своим последствиям и наи­более скрытой формой агрессии является рефлексивное воздействие, при котором конкуренту прививаются лож­ные основания для выбора: рынка, вида перспективной продукции, стратегии развития и принимаемых решений. В настоящее время агрессия в конкуренции еще не стала объектом антимонопольного законодательства.

Эффект инновационной деятельности предприятия с точки зрения его конкурентоспособности имеет три состав­ляющие:

.повышение конкурентоспособности товара, создаю­щее конкурентные преимущества на ближайшую и средне­срочную перспективу;

.привитие новых потребностей, создающее конкурент­ные преимущества на отдаленную перспективу;

.повышение эффективности производства, трансфор­мирующее конкурентоспособность товарной массы в кон­курентоспособность предприятия.

Техническое совершенство товаров и, следовательно, их конкурентоспособность определяются степенью использо­вания в производимой продукции передовых научно-тех­нических решений — результатов интеллектуальной де­ятельности разработчиков новой техники. Зачастую, а на внешнем рынке в преобладающей степени, в качестве конкурентоспособного российского товара выступает непо­средственно результат интеллектуальной деятельности, то есть неовеществленный продукт. Если же речь идет о во­площенных в образец результатах, определяющим в оцен­ке конкурентоспособности является степень использова­ния в изделии новых прогрессивных научно-технических решений.

В обоснованных случаях разработчики оставляют итоги своей деятельности в тайне, тем самым придавая им ста­тус деловых секретов («ноу-хау»). Товар, в котором реа­лизовано «ноу-хау», сохраняет конкурентоспособное пре­имущество до тех пор, пока сберегается конфиденциаль­ность использованного в нем «ноу-хау». Товаропроизводи­тели, заинтересованные в приобретении этих «ноу-хау» для повышения конкурентоспособности своей продукции, либо заключают соглашения с владельцем «ноу-хау» о возмож­ности их использования, либо пытаются приобрести кон­фиденциальную информацию неправомерными средства­ми. Нормы регулирования правоотношений по поводу «ноу-хау» в российском законодательстве в настоящее вре­мя отсутствуют.


В отличие от «ноу-хау», то есть конфиденциальной и не получившей правовой охраны информации, в случае па­тентной охраны, истребование, получение и сохранение которой связано с затратами (порой значительными), госу­дарство соответствующей страны, где выдан патент и на территории которой он действует, гарантирует исключи­тельные права патентообладателя на это решение. Так, ес­ли в стране реализации товара действует патент на реше­ния, использованные в товаре, это подтверждает их но­визну, наличие у патентовладельцев исключительных прав на использование запатентованных решений, позво­ляет повысить цену на товар, особенно если это решение относится к принципиальной схеме изделия, его основным конструктивным решениям и влияет на достижение поло­жительного эффекта от использования товара.

Вопрос о правовой (патентной) защищенности товара можно считать одним из определяющих при заключении контрактов на поставку или лицензионных соглашений. Учитывая, что правовая охрана (особенно за рубежом) — это дорогостоящая операция, товаропроизводителю необхо­димо принимать во внимание сущность подлежащего па­тентованию решения и его значимость в товаре, круг стран патентования, перспективу реализации товара, в частнос­ти объем и сроки продаж товара, а также расходы, связан­ные с подачей заявок, получением и поддержанием патен­тов в силе. Большое значение имеет выбор оптимальной процедуры, патентования (традиционная, с использовани­ем систем Евразийского патента. Договора о патентной ко­операции (РСТ), Европейского патента и т. д.).

Немаловажным фактором, определяющим конкуренто­способность товара, является его патентная чистота. От­сутствие патентной чистоты изделия, то есть наличие дей­ствующих «чужих» патентов, использованных в изделии, не только способно снизить конкурентоспособность това­ра, лишить возможности поставлять его на рынок, где дей­ствуют «чужие» мешающие патенты, но и чревато послед­ствиями (конфискация товаров, значительные материаль­ный и моральный ущерб и т. д.).

Если обойти мешающий патент невозможно, нужно про­работать вопрос о его покупке, получении лицензии на ис­пользование, обмене лицензиями (перекрестном лицензи­ровании) и т. д. В любом случае перед поставкой изделия необходимо проверить его патентную чистоту в отношении стран поставки. Следует отметить, что экспертиза на па­тентную чистоту — достаточно трудоемкая и дорогостоя­щая операция.

На конкурентоспособность изделий существенно влия­ют их внешнее оформление, дизайнерская проработка, со­ответствие эргономическим требованиям. Новизна и ори­гинальность художественно-конструкторского решения подтверждаются охранным документом (регистрацией) в качестве промышленного образца. Изделия, обеспечен­ные правовой охраной в качестве промышленного образца, более конкурентоспособны и реализуются, как правило, по более высокой цене.


Определенная роль в повышении конкурентоспособнос­ти товаров отводится товарным знакам (знакам обслужи­вания). Товарные знаки, зарегистрированные за определен­ными производителями определенных товаров, зачастую ориентируют потребителя на приобретение товаров именно этого производителя, если он уже удачно зареко­мендовал себя на рынке аналогичной продукции. В этой связи заслуживает внимания регистрация договоров ком­мерческой реализации (франшизы), осуществляемая Роспатентом, которая подтверждает значимость фирменного наименования и товарного знака (знака обслуживания) товаропроизводителя, если его продукция конкурентоспо­собна на рынке.

В 1992 году в России введена правовая охрана наиме­нований мест происхождения. Если качество и конкурен­тоспособность товара главным образом определяются ис­пользованием сырья, материалов, компонентов, ингреди­ентов из определенного географического региона, традици­ями производства в регионе и этот товар зарекомендовал себя как качественный и конкурентоспособный (например, вологодское масло), снабжение продукции наименованием места происхождения, получившим соответствующую ре­гистрацию, может способствовать повышению конкурен­тоспособности товара.

Формированию конкурентных преимуществ товаропроиз­водителей способствует также информация о количестве па­тентов, принадлежащих фирме на решения, используемые в ее продукции, количестве проданных и приобретенных ли­цензий, объемах продаж, в том числе экспортных, и т. д.

Технология, используемая производителем, влияет на качество товара и его себестоимость. Если технология изготовления товара является новой, полезной и эффектив­ной, она также подлежит правовой защите (например, па­тентом на способ изготовления), что, естественно, повы­шает конкурентоспособность изготовленного по этой тех­нологии товара. Выбор технологии товара влияет, в пер­вую очередь, на его себестоимость, и здесь уже определяю­щими становятся экономические параметры и их учет в оценке конкурентоспособности.

В аспекте инновационной деятельности можно выделить две категории производителей:

.производителей интеллектуального продукта, в част­ности НИИ, КБ, индивидуальных изобретателей и других авторов;

.производителей овеществленной продукции (заводы, опытные производства, внедренческие фирмы и другие производства), использующих (иногда создающих и ис­пользующих) интеллектуальный продукт.

Инновационная активность первой группы товаропроиз­водителей характеризуется в основном количеством и каче­ством созданных инноваций, а также количеством и каче­ством использованных чужих научно-технических резуль­татов. Как показывает анализ практики зарубежного па­тентования отечественных научно-технических результа­тов, преобладающая их часть обеспечивается патентной охраной с целью эффективной продажи лицензий на эти результаты, а не защиты экспорта отечественной материа­лизованной продукции в силу отсутствия возможности ос­воить результат в производстве. В этих условиях плоды ин­теллектуальной деятельности НИИ, КБ, отдельных ученых, исследователей и разработчиков становятся товаром.


Для второй группы товаропроизводителей определяю­щим в оценке их инновационной активности является не столько создание, сколько использование в овеществлен­ной ориентированной на рынок продукции новых и пере­довых научно-технических результатов. Одной из наиболее активных легальных возможностей повышения конкурен­тоспособности отечественной продукции (в первую очередь машинно-технической) становится освоение конкуренто­способных результатов НИОКР на основе заключения ли­цензионных соглашений и соглашений об уступке права на охранный документ (например, патент).

Возможность использования товаропроизводителями по­лучивших охрану на территории России решений кардинально изменилась с принятием в 1992 году нового Патентного закона. Предприятие, заинтересованное в коммерческом использовании запатентованного решения, обязано заклю­чить с патентообладателем соответствующее соглашение.







Date: 2015-12-13; view: 327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию