Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм конкуренции





Понятие конкуренции. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной эко­номики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

1.Конкуренциясостязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффек­тивно ограничивают возможность каждого из них одно­сторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услугсостязательность между финансовыми органи­зациями, при которой их самостоятельные действия эф­фективно ограничивают возможность каждой из них од­носторонне воздействовать на общие условия предостав­ления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (За­кон о конкуренции на финансовых рынках).

Такое определение конкуренции предполагает, что:

.участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);

.конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:

.важнейшую роль в конкуренции играет рынок потре­бительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные соци­альные группы населения;

.наиболее интенсивная конкуренция реально имеет ме­сто в условиях достаточно «широкой» олигополии.

2. Конкуренцияборьба фирм за ограниченный объ­ем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Это определение предполагает только конкуренцию про­давцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренцияэто центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкури­руют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы — более высокой прибы­ли; покупатели — более высокой полезности). Цена, уста­новившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функ­цию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкурен­ции раскрывается более содержательно, так как оно пред­полагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

Многофакторный характер конкуренции. Конку­ренция — это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от:

.модели (качества) рынка (совершенный или несовер­шенный рынок);

.формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации);

.стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке;

.мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели;

.типа предпринимательских реакций на изменения на рынке;

.степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.

Модели рынка. Рынок может быть совершенным и не­совершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок дей­ствуют, руководствуясь исключительно экономическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка харак­терны следующие условия:

.все товары данного вида объективно однородны в отно­шении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны) и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;

.условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпо­чтения пространственного, личностного и временного ха­рактера;

.прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).

На таком рынке действия отдельных продавцов или по­купателей не могут оказывать существенное воздействие на общие условия обращения товаров.

Если одно из указанных условий нарушено, то имеет ме­сто несовершенный рынок. На рынках потребительских товаров продавцы склонны к тенденции с помощью упаков­ки и внешнего оформления представить свои гомогенные товары как гетерогенные (разнородные), расширить область предпочтений за счет благоприятного географического по­ложения, временного распорядка и т. д. Большое неравен­ство условий создается рекламой товаров. Крупные и пре­успевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкие рек­ламные кампании, создавая тем самым привилегированное положение своим товарам на рынке. Большинство реально существующих рынков являются несовершенными.


Формы рынка. Другой важной характеристикой рынка является его форма, определяемая количествен­ным распределением продавцов (сторона предложения) и покупателей (сторона спроса). Так как такое распреде­ление многообразно, то многообразны и формы рынка (табл. 12.1).

Таблица 12.1. Формы рынка

На схеме 12.1 показаны характеристики рынков различ­ных форм. На несовершенном рынке всегда имеет место несовершенная конкуренция. На совершенных рынках так­же существует несовершенная конкуренция, когда число участников рынка ограничено (олигополия, монополия).

Совершенная конкуренция имеет место при полиполии, когда на рынке много продавцов и много покупателей од­ного и того же товара. Рынок открыт для каждого. Рек­ламная кампания вовсе не обязательна, так как на продажу предлагаются только гомогенные товары, рынок про­зрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена то­вара на таком рынке — заданная величина (цена при рав­новесии спроса и предложения). Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара следует продать по данной цене.

Схема 12.1. Характеристики рывков различных форм

 

При олигополии на рынке присутствуют (или контро­лируют значительную долю рынка) несколько продавцов определенного вида товара и множество покупателей этого товара. Поведение каждого продавца оказывает определен­ное влияние на объем продаж его конкурентов и вызывает соответствующие реакции с их стороны. Эти реакции мно­гоаспектны. Они касаются:

.определения политики продаж на данном рынке;

.выбора выгодных позиций в конкуренции путем оп­ределения доли своего присутствия на других рынках (на каких рынках следует укреплять свои позиции, на каких — уменьшать долю, с каких рынков уходить);

.выбора типа предпринимательских реакций.

Доступ к рынку другим продавцам при олигополии за­труднен, так как может потребовать дополнительных за­трат на конверсию производства, связанную с созданием требуемого ассортимента конкурентоспособной продукции, а также рекламу. Для этой формы рынка характерны вза­имозависимость продавцов и их совместные действия.

Различают «жесткую» олигополию, когда господствуют 2-3 фирмы, и «расплывчатую» (широкую) олигополию, когда 6-7 фирм занимают 70—80% рынка.

Для оценки степени неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара используется индекс Линда:

где К — число крупных продавцов (от 2 до N); Qi отно­шение между средней долей рынка i продавцов и долей К — i продавцов; i — число ведущих продавцов среди К крупных продавцов.

где Аi; — общая доля рынка, приходящаяся на i продав­цов; Аk — доля рынка, приходящаяся на К крупных про­давцов.

Индекс Линда используется в качестве определителя «гра­ницы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для К = 2, К = 3 и так далее до тех пор, пока Lk+1 > Lk, то есть не будет получено первое нарушение непрерывнос­ти, показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения Lk минимального значения по срав­нению с Lk+1.


Пример расчета индекса Линда. На федеральном рынке бытовых холодильников действует 15 хозяйствую­щих субъектов.

Их доля на рынке составляет (в процентах):

На первые 7 хозяйствующих субъектов приходится 76% рынка. Это дает основание предполагать наличие олигопо­лии.

Для определения ее границы проводится расчет индек­сов Линда при различных значениях А и г.

Проводя расчеты до k = 10, получим при максимальных значениях Q, следующие значения Lk:

Нарушение непрерывности произошло при k = 9. Сле­довательно, олигополия является «расплывчатой» и ее об­разуют 8 первых хозяйствующих субъектов.

Взаимозависимость. Каждый продавец имеет сущест­венную долю на рынке, поэтому при изменении цены, ка­чества продукции, объема рекламы одним из продавцов ос­тальные продавцы должны принимать определенные меры к тому, чтобы не ослабить свои позиции на рынке. Это при­водит к обострению конкуренции. Антимонопольное зако­нодательство ограничивает возможности отдельных субъ­ектов хозяйствования и их групп занимать доминирующее положение на рынке.

Совместные действия. При жесткой ценовой конкурен­ции продавцы стремятся путем соглашения о ценах коор­динировать cвои действия, чтобы избежать снижения при­были или разорения. Конкуренция осуществляется в обла­сти качества, рекламы и индивидуализации продукции, а цена определяется как при монополии (коллективная мо­нополия). Антимонопольное законодательство запрещает подобные соглашения групп хозяйствующих субъектов (групп лиц), если в совокупности они по их доле на рынке занимают доминирующее положение (см. § 12.1.3).

В зависимости от условий на рынке положение хозяй­ствующего субъекта может быть признано доминирую­щим при его доле на рынке немного выше 35% и может быть не признано доминирующим при доле более 65%. Действительно, в условиях олигополии доля на рынке то­го или иного хозяйствующего субъекта не является опре­деляющим фактором доступа к рынку новых конкурен­тов. Таким фактором является степень удовлетворения потребностей, зависящая от уровня и темпов роста спроса на данный вид продукции и от возможностей предложе­ния товара.

Интенсивность конкуренции на различных ста­диях жизненного цикла спроса. Уровень и темпы рос­та спроса изменяются по жизненному циклу спроса, воз­можности предложения — по жизненным циклам товара и технологии/спроса (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Жизненный цикл спроса (кривая АБВГД), технологии/спроса (кривая АБВ1Г1 Д1), товаров (кривые T1, Т2, Т3)

 

Жизненный цикл спроса можно разделить на несколь­ко стадий, для каждой из которых характерны свои соот­ношения спроса и возможности предложения.

А — зарождение, когда спрос и предложение быстро растут, конкурирующие предприятия стремятся опередить одно другого в развитии технологии для удовлетворения спроса и захватить лидерство;


Б — ускорение роста, когда спрос растет, опережая предложение;

В — замедление роста, когда появляются первые при­знаки насыщения спроса и предложение начинает опере­жать спрос;

Г — прекращение роста, когда насыщение спроса до­стигнуто и может иметь место затоваривание рынка сбыта излишней продукцией или неполное использование произ­водственных мощностей;

Д — затухание, когда имеет место снижение объема спроса (иногда товар совсем не пользуется спросом) вслед­ствие устаревания продукта или уменьшения его потребле­ния.

Если сложившаяся технология способна обеспечить вы­пуск ряда обновляемых изделий (с жизненными циклами Т1, Т2), то их качество будет зависеть от организации НИОКР по проектированию новых изделий и необходимой до­работки технологии. Однако со временем наступает техно­логическое устаревание изделия (с жизненным циклом T3). И сбыт его ограничивается вследствие возросших требова­ний потребителя к качеству. В условиях состязательности предприятие начнет терять потребителя и станет неизбеж­ным переход к новой технологии для удовлетворения воз­росших требований. Даже если у предприятия нет конку­рента, потребитель может отложить спрос до лучших вре­мен, когда появится товар нужного качества.

Возможности предложения товара на рынке каждым предприятием будут зависеть от политики, которую прово­дит предприятие в результате слежения за циклом спроса.

На стадии зарождения спроса задача заключается в том, чтобы своевременно начать освоение выпуска продукции.

На стадии ускорения роста необходимо обеспечить уве­личение объема выпуска, при этом основное внимание должно быть сосредоточено не столько на разнообразии то­вара, сколько на уровне его качества и цене, с тем чтобы продать товар по самой низкой цене и в соревновании с конкурентами закрепить за собой лидерство на внутрен­нем рынке.

На стадии замедления роста встает задача дифферен­циации товаров, чтобы поддержать рост спроса на внут­реннем рынке, а также поиска внешних рынков сбыта, на которых спрос на данный товар находится в стадии зарож­дения и роста.

Особое внимание должно быть уделено прогнозирова­нию потребностей: когда стабилизируется спрос на данный товар, когда начнется затухание спроса, спрос на какие то­вары возникнет вместо спроса на выпускаемые товары. Этот прогноз необходим для принятия решений об объеме выпуска данного товара и переходе на новую технологию для выпуска перспективных товаров. Функция НИОКР не должна сводиться к тиражированию устаревших изделий, необходимо распознавать самые ранние признаки техноло­гического устаревания продукции.

На стадии стабилизации спроса следует обновить тех­нологию, чтобы своевременно перейти на выпуск новой продукции и «сегментировать» рынок, то есть установить пропорции выпуска старого и нового товара.

Допустимая доля продавца на рынке, при которой ры­нок остается доступным для других конкурентов, зависит от стадии жизненного цикла спроса (рис. 12.2).

Рис. 12.2. Характер изменения допустимой доли предприятия (продавца) на рынке по стадиям жизненного цикла продукции (по критерию доступности рынка для других конкурентов):

а — допустимая доля продавца на рынке (границы области);

б — жизненный цикл спроса

 

Очевидно, что на начальных стадиях жизненного цикла спроса (А, Б), когда спрос растет, опережая предложение, нет основания опасаться доминирующего положения того или иного предприятия на рынке, так как доступ другим предприятиям на рынок не затруднен. Следует опасаться другого — дальнейшего отставания предложения от спро­са. На стадии В, когда предложение начинает опережать спрос, доступ на рынок будет затруднен и возникнет необ­ходимость ограничения доли доминирующего продавца. Это ограничение должно все более усиливаться по мере на­сыщения спроса. Наиболее жестким оно должно стать на стадии прекращения роста спроса (Г). На стадии затуха­ния спроса (Д) ограничение доли продавца на рынке теря­ет смысл, так как предприятия, представленные на рынке данного товара, будут уходить на рынки других товаров.

Монополия и монополистическая конкуренция. При монополии на рынке один продавец имеет дело со мно­гими покупателями и является монополистом. Он вне кон­куренции и может сам определять цену и количество про­даваемых товаров. За покупателем остается решение: ка­кое количество товаров по данной цене он может купить.

Однако монополист не может произвольно повышать це­ну, так как с повышением цены спрос снижается, и если спрос эластичный (имеются товарозаменители, которые по­купатель может приобрести по более низкой цене), то сни­жается и совокупная выручка. Поэтому монополист, если он хочет продать больше товаров, должен снижать цену.

Монополистическая (несовершенная) конкуренция встречается довольно часто: полиполия на несовершен­ном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке пред­приятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими ме­рами они в ограниченном объеме создают для себя опреде­ленное монопольное положение.

Пусть, например, на рынке представлены три предпри­ятия (три подмножества продукции S1, S2, S3), каждое из которых удовлетворяет потребности трех групп потребите­лей (подмножества ZS1, ZS2, ZS3 — рыночные ниши этих предприятий). Отображения подмножеств продукции на множестве потребностей в общем случае будут пересекающимися (рис. 12.3, б). При этом множество потребностей расчленяется на восемь подмножеств (сегментов рынка):

 

Рис. 12.3. Отношения между множеством потребностей (Z) и множеством продукции (S) иа товарном рывке:

а — имеет место монополия; б — имеет место олигополия

 

Z1 сегмент, в котором потребности могут быть удов­летворены продукцией каждого из трех предприятий. Ес­ли в этом сегменте рынка представлены соответственно все три предприятия, можно говорить об отсутствии (или об ограничении) монополии товаропроизводителей (в этом сег­менте). Уход какого-либо предприятия с рассматриваемого рынка лишь на время снизит степень удовлетворения спро­са, так как другие предприятия увеличат свои доли на рынке. Очевидно, что данный сегмент включает особо важ­ные потребности, удовлетворению которых отдается при­оритет, и все три предприятия конкурируют за свои доли в этом сегменте.

Z2, Z3, Z4 сегменты, в которых потребности удовле­творяются двумя из трех предприятий. Монопольное поло­жение предприятий — товаропроизводителей здесь огра­ничено в меньшей степени, чем в сегменте Z1. При убытии из этих сегментов рынка одного из предприятий спрос на товары будет удовлетворяться только одним предприяти­ем, которое займет монопольное положение. Можно пред­полагать, что рассматриваемые сегменты включают важ­ные потребности, приоритет при удовлетворении которых ниже, чем в сегменте Z\, и за свои доли в этих сегментах будут состязаться только два предприятия. Интенсивность конкуренции в данных сегментах ниже, чем в сегменте Z1.

Z5, Z6, Z7 сегменты, в которых потребности удовле­творяются продукцией только одного из трех предприя­тий. Монопольное положение предприятий — товаропро­изводителей в этих сегментах рынка не ограничено. При уходе предприятия с рынка спрос остается неудовлетворен­ным (образуется свободная ниша). По-видимому, в этих сегментах рынка представлены потребности, удовлетворе­ние которых выгодно лишь для данного предприятия, а другие два предприятия по тем или иным причинам не за­интересованы в завоевании данной ниши рынка. В этих сегментах предприятия ведут себя как монополисты.

Z8 — подмножество потребностей, которые продукцией указанных предприятий не удовлетворяются. Данный сег­мент представляет собой свободную нишу, в которой от­сутствует предложение товара. Возможно, это потребнос­ти, удовлетворением которых можно пренебречь, или по­требности социальных групп с низкими доходами, удовле­творение которых не приносит прибыли предприятиям. Не исключено также, что в этой нише рынка имеют место по­требности богатых слоев населения, предъявляющих высо­кие требования к параметрам качества продукции, обеспе­чить которые данная группа конкурирующих предприятий не подготовлена.

Таким образом, на одном и том же рынке в различных его сегментах имеют место различная интенсивность кон­куренции и различная надежность удовлетворения спроса. При олигополии чем выше интенсивность конкуренции, тем выше надежность удовлетворения спроса. Для повы­шения интенсивности конкуренции, большего ограниче­ния монополизма и заполнения продукцией свободных ниш требуется повысить число подмножеств Si (расширить ассортимент взаимозаменяемых товаров) и число предпри­ятий, представленных на данном рынке.

Монопольные цены. В условиях монополии и доми­нирующего положения хозяйствующего субъекта (продав­ца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос неэластич­ный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокая ценацена товара, ус­танавливаемая хозяйствующим субъектом, занимаю­щим доминирующее положение на товарном рынке, в целях компенсации необоснованных затрат, вызванных не­доиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате сниже­ния качества товара.

Однако предприниматель может установить монопольно высокую цену не только при плохом, но и при хорошем хозяйствовании в интересах повышения прибыли. Следо­вательно, было бы более правильно рассматривать понятие монопольно высокой цены в сравнении с ценой аналогич­ного товара при олигополии: если продавец, занимающий доминирующее положение на рынке, установил цену, су­щественно превышающую цену на аналогичный товар, ре­ализуемый на других рынках в условиях олигополии, то эта цена является монопольно высокой. Такой же подход предприятия могут использовать для доказательства того, что их цена не является монопольно высокой, так как со­поставима с ценой на аналогичные товары, реализуемые на других рынках в условиях олигополии.

Монопольно низкую цену может установить как хозяй­ствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монопсонии или ограниченной монополии спроса), так и продавец (при монополии или ограни­ченной монополии предложения). В законе это определено следующим образом: монопольно низкая ценацена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствую­щим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях полу­чения дополнительной прибыли и (или) компенсации нео­боснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рын­ке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления ко­торой является или может являться ограничение конку­ренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Эта норма не позволяет однозначно определить, являет­ся ли цена, установленная хозяйствующим субъектом, за­нимающим на рынке доминирующее положение, монополь­но низкой. В случае, если он выступает в качестве покупа­теля, необходимо сопоставление предлагаемой им цены с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигопсонии или, по крайней мере, двусторонней олигопо­лии. В случае, когда он выступает в качестве продавца, предлагаемая им цена может приносить убытки вследствие высоких издержек из-за плохой организации производства. Является ли эта цена монопольно низкой, обоснованно мож­но определить путем ее сопоставления с ценой на аналогич­ный товар на других рынках в условиях олигополии.

Монополистическая деятельность. В соответствии с антимонопольным законодательством монополистичес­кая деятельность — это противоречащие антимонопольно­му законодательству действия (бездействие) хозяйствую­щих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и органов местного самоуправления, на­правленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Положения антимонопольного законодательства, отно­сящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, связанных общими интересами и взаим­ными обязательствами. Такой группой признается группа юридических или юридических и физических лиц, приме­нительно к которым выполняется одно или несколько сле­дующих условий (ст. 4 Закона о конкуренции на товар­ных рынках}:

.лицо или несколько лиц совместно в результате со­глашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании до­говоров купли-продажи, доверительного управления, о сов­местной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на ак­ции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

.лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять реше­ния, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) пред­принимательской деятельности, либо осуществлять полно­мочия- исполнительного органа другого лица (лиц) на осно­вании договора;

.лицо имеет право назначать единоличный исполни­тельный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, и (или) по предложению лица избрано более 50% состава совета ди­ректоров (наблюдательного совета) или иного коллегиаль­ного органа управления юридического лица;

.одни и те же физические лица, их супруги, родите­ли, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные од­ним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) со­вета директоров (наблюдательного совета) или иного кол­легиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50% состава совета директоров (наблюда­тельного совета) или иного коллегиального органа управ­ления двух и более юридических лиц;

.одни и те же физические лица, их супруги, родите­ли, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверен­ных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, при­ходящихся на акции (вклады, доли), составляющие устав­ный (складочный) капитал каждого из двух и более юри­дических лиц;

.физические и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходя­щихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одно­временно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% соста­ва коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллеги­ального органа управления другого юридического лица;

.юридические лица являются участниками одной фи­нансово-промышленной группы;

.физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами;

.аффилированные лица, то есть физические и юриди­ческие лица, способные оказывать влияние на деятель­ность юридических и (или) физических лиц, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность.

Мотивационный подход к конкуренции. Для пони­мания истоков конкуренции обратимся к мотивам конку­ренции и кооперации соперничающих (сотрудничающих) сторон.

В основу мотивационного подхода к конкуренции и ко­операции положена идея противоборства несовместимых намерений и целей, направляющих поведение участников межличностного взаимодействия. Стратегии участников взаимодействия могут быть настолько тесно связаны, что наряду со стремлением к конкуренции имеют место и раз­нообразные ситуации сотрудничества. Можно выделить ряд мотивов такого поведения:

А — максимизация выигрыша другого (альтруизм);

Б — максимизация общего выигрыша (кооперация);

В — минимизация различий между собственным и чу­жим выигрышем (равенство);

Г — максимизация собственного выигрыша (индивиду­ализм);

Д — максимизация относительного выигрыша (сопер­ничество);

Е — минимизация выигрыша другого (агрессия). Каждая модификация мотивов отражает определенный уровень кооперативности или конкурентности поведения предприятия. Если принять альтруизм (А) в качестве ха­рактеристики высшей меры кооперативного поведения, а агрессию (Е) — в качестве характеристики высшей меры конкурентного поведения, то можно предложить следую­щую шкалу кооперативности и конкурентности поведения:

Многообразие группового и межличностного поведения позволяет предполагать непрерывность шкалы социальных мотивов: индивидуализм по мере его усиления все более и более приобретает черты соперничества, соперничество по мере его усиления — черты агрессии. Точно так же мотив равенства содержит в себе черты кооперации, кооперация

— черты альтруизма. Если предприятие руководствуется в первую очередь мотивом соперничества, во второю очередь

— мотивом агрессии, то его поведение будет ближе к со­перничеству. Если же оно руководствуется в первую оче­редь мотивом агрессии, во вторую очередь — мотивом со­перничества, то его поведение будет ближе к агрессии.

На товарном рынке те или иные мотивы конкуренции и кооперации проявляются в зависимости от формы рынка. В условиях полиполии (совершенный рынок) хозяйствующие субъекты, представленные на рынке, в большей степе­ни руководствуются мотивами равенства и кооперации, в условиях олигополии — мотивами индивидуализма и со­перничества. Чем больше полиполия переходит в олигопо­лию, тем в большей степени мотив равенства заменяется мотивом индивидуализма. Чем ближе олигополия к моно­полии, тем сильнее мотив соперничества. С усилением мо­тива соперничества зарождается недобросовестная конку­ренция, ведущая по мере своего усиления к агрессии.

Рефлексивное взаимодействие. Для конкурирую­щих сторон характерно рефлексивное взаимодействие, ло­гика которого основана на том факте, что конфликтующие стороны воспроизводят рассуждения друг друга. Основны­ми объектами этих рассуждений являются реальный плац­дарм конфликта (вектор параметров); плацдарм, как его представляет одна из сторон; плацдарм, как его понимает одна из сторон по мнению другой стороны (первый уро­вень рефлексии); плацдарм, как его понимает одна из сто­рон по мнению другой стороны, как думает первая сторо­на (второй уровень рефлексии), и т. д.

Если первая сторона видит только реальный плацдарм, а вторая сторона, кроме этого, видит отображение плац­дарма конкурентом (цель, которая есть у соперника, и стратегию соперника в достижении этой цели), то вторая сторона имеет возможность осуществлять рефлексивное уп­равление деятельностью конкурента, передавать ему осно­вания, из которых тот мог бы логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение. Кроме того, вторая сторона может корректировать свои действия: изменить плацдарм или цель (уйти от конкуренции) или выбрать иную стратегию.

Сторона, имеющая более высокую рефлексию, находит­ся в преимущественном положении и при равенстве на­учно-технических потенциалов сторон имеет большие шансы на успех. Поэтому в условиях конкуренции, если одна из сторон идет на рефлексивное управление действия­ми соперника, другая сторона вынуждена принимать меры защиты (соблюдать тайну коммерческой и научно-техниче­ской информации, проводить экспертизу поступающей ин­формации) и осуществлять ответное рефлексивное воздей­ствие. Последнее может иметь активный или защитный характер. В первом случае защищающаяся сторона дейст­вует так же, как соперник: передает ему ложную, но выгодную для себя информацию о плацдарме, рассчитывая, что она будет воспринята как основание для принятия тех­нико-экономических и инженерных решений (рефлексив­ное управление). Во втором случае защищающаяся сторо­на передает ложную информацию о своем видении рефлек­сивного воздействия со стороны соперника, рассчитывая, что эта информация явится основанием для принятия со­перником ошибочных решений по рефлексивному воздей­ствию (контррефлексивное управление).

Если соперники имеют равную степень рефлексии, то обе стороны осуществляют либо рефлексивное, либо ком­плексное (рефлексивное и контррефлексивное) управление. Выбор типа рефлексивного взаимодействия зависит от мо­тивов поведения, которыми руководствуются стороны, и их подготовленности к воздействию на соперника. В свою очередь, степень рефлексии влияет на выбор тех или иных мотивов конкурентного поведения (равенство, соперниче­ство, агрессия): чем выше степень рефлексии (более разви­та разведка и система дезинформации соперника), тем больше оснований для усиления степени конкурентности поведения. При таких допущениях каждому мотиву кон­курентного поведения разработчиков новшеств будет соот­ветствовать определенный тип рефлексивного воздействия (табл. 12.2). Как видно из табл. 12.2, усиление степени рефлексии способствует повышению шансов на успех и мо­жет в известной степени компенсировать отставание в на­учно-техническом потенциале той или иной стороны или усилить превосходство одной из сторон при равенстве по­тенциалов.

В условиях рыночной экономики имеются широкие воз­можности рефлексивного воздействия субъекта на своих конкурентов. Например, банк, тесно связанный с деятель­ностью субъекта X, может предоставить льготные кредиты для У в целях поощрения его деятельности по направле­нию, желательному для X. Но и У в этом случае может стремиться создать у Х желательное для У представление о своей деятельности, например, путем утечки информации о заключении У с третьей стороной договора о намерениях, которая дезинформировала бы X. Возможности рефлексив­ного воздействия на конкурента могут быть наиболее легко реализованы в том случае, когда одна из сторон (например, зарубежный партнер) имеет большой опыт конкурентной борьбы, а другая сторона такого опыта не имеет.

Таблица 12.2. Характер рефлексивного взаимодействия и шансы на успех сторон при различных мотивах конкурентного поведения

Использование правовых методов преодоления агрессии конкурента, проявляющейся в форме рефлексивного воз­действия, затруднено, поскольку это воздействие имеет ко­свенный и скрытный характер. Предприятия для защиты от такого воздействия должны принимать меры по соблю­дению коммерческой тайны в части выбранной ими стра­тегии научно-технического развития, стратегических планов роста и конверсии деятельности, выбора позиций в конкуренции на различных рынках. Еще одной обяза­тельной мерой защиты от ложной информации является тщательный анализ внешней информации, используемой при принятии решений стратегического характера с тем, чтобы отсеять возможную дезинформацию.

Вместе с тем следует иметь в виду, что коммерческая тайна на техническое новшество снижает темпы научно-технического развития (темпы распространения новшеств), а это может иметь неблагоприятные последствия для на­родного хозяйства.

Законы конкуренции в социально-ориентирован­ной рыночной экономике. Опыт стран с развитой ры­ночной экономикой показал, что свободная, предоставлен­ная сама себе рыночная экономика не имеет социальной направленности и нестабильна. Поэтому в области конку­ренции государство должно осуществлять политику под­держки конкурентной борьбы, способствующую повыше­нию эффективности общественного производства и его со­циальной направленности.

Конкуренция представляет собой динамичный процесс обеспечения рынка качественными товарами. Основным движущим фактором конкуренции является предприни­мательство. Предприниматель реагирует на изменения на рынке, стремясь укрепить свои позиции. Средствами кон­курентной борьбы выступают в первую очередь качество изделий, цена, затраты потребителя на обслуживание в процессе потребления, сервисное обслуживание, ассорти­мент изделий, условия поставок и платежей, информация через рекламу, соблюдение прав потребителей.

Конкурентная борьба сопровождается нововведениями в продукцию и технологию, вплоть до внедрения принципи­ально новых, преобразующих рынок видов продукции.

Функциями конкуренции являются:

.регулирование производства: под влиянием конку­ренции факторы производства и инвестиции направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность;

.мотивообразование предпринимательского поведе­ния: конкурируя, каждое предприятие предлагает на ры­нок свои лучшие изделия, думая прежде всего о собствен­ной выгоде, но тем самым приносит также больше пользы своим потребителям и народному хозяйству в целом. Та­ким образом, субъективная цель предпринимателя — по­лучить больше прибыли — трансформируется в объектив­ную цель производства — более полно удовлетворить по­требность;

.распределение дохода среди товаропроизводителей:

конкуренция позволяет распределять доход среди предпри­ятий в соответствии с их вкладом в удовлетворение спроса;

.контроль поведения участников рынка: конкурен­ция ограничивает поведение каждого продавца и его эко­номическую силу, не давая ему возможности определяю­щим образом влиять на общее состояние рынка.

Руководящий принцип конкурентной политики государства. Опыт стран с развитой рыночной экономи­кой показал, что политика защиты совершенной конкурен­ции на практике себя не оправдывает. Более целесообраз­но руководствоваться принципом оптимальной интенсив­ности конкуренции.

Этот принцип предполагает:

.оптимальные радикальность и темпы нововведений в продукцию и технологию в зависимости от глубины изменений на рынке;

.гибкую адаптацию предприятий к меняющимся ус­ловиям рынка под влиянием конкуренции.

Интенсивность конкуренции определяется тем, насколь­ко быстро предприятия воспроизводят или «переизобрета­ют» нововведения предприятия-лидера и как скоро под влиянием распространения нововведений лидер теряет преимущество в прибыли (рис. 12.4). Повышение темпов «диф­фузии» (воспроизводства) нововведений приводит к уско­рению выравнивания прибылей и свидетельствует о повы­шении интенсивности конкуренции.

 

Рис. 12.4. Влияние темпов диффузии нововведения предприятия-лидера на его прибыль и интенсивность конкуренции:

 







Date: 2015-12-13; view: 580; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.043 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию