Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизм конкуренции
Понятие конкуренции. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них: 1.Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках). Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках). Такое определение конкуренции предполагает, что: .участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации); .конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: .важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; .наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии. 2. Конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики. 3. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы — более высокой прибыли; покупатели — более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере. В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции. Многофакторный характер конкуренции. Конкуренция — это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от: .модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок); .формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации); .стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке; .мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; .типа предпринимательских реакций на изменения на рынке; .степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке. Модели рынка. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия: .все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны) и цена однозначно сопоставима с определенным товаром; .условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера; .прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). На таком рынке действия отдельных продавцов или покупателей не могут оказывать существенное воздействие на общие условия обращения товаров. Если одно из указанных условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок. На рынках потребительских товаров продавцы склонны к тенденции с помощью упаковки и внешнего оформления представить свои гомогенные товары как гетерогенные (разнородные), расширить область предпочтений за счет благоприятного географического положения, временного распорядка и т. д. Большое неравенство условий создается рекламой товаров. Крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкие рекламные кампании, создавая тем самым привилегированное положение своим товарам на рынке. Большинство реально существующих рынков являются несовершенными. Формы рынка. Другой важной характеристикой рынка является его форма, определяемая количественным распределением продавцов (сторона предложения) и покупателей (сторона спроса). Так как такое распределение многообразно, то многообразны и формы рынка (табл. 12.1). Таблица 12.1. Формы рынка На схеме 12.1 показаны характеристики рынков различных форм. На несовершенном рынке всегда имеет место несовершенная конкуренция. На совершенных рынках также существует несовершенная конкуренция, когда число участников рынка ограничено (олигополия, монополия). Совершенная конкуренция имеет место при полиполии, когда на рынке много продавцов и много покупателей одного и того же товара. Рынок открыт для каждого. Рекламная кампания вовсе не обязательна, так как на продажу предлагаются только гомогенные товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке — заданная величина (цена при равновесии спроса и предложения). Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара следует продать по данной цене. Схема 12.1. Характеристики рывков различных форм
При олигополии на рынке присутствуют (или контролируют значительную долю рынка) несколько продавцов определенного вида товара и множество покупателей этого товара. Поведение каждого продавца оказывает определенное влияние на объем продаж его конкурентов и вызывает соответствующие реакции с их стороны. Эти реакции многоаспектны. Они касаются: .определения политики продаж на данном рынке; .выбора выгодных позиций в конкуренции путем определения доли своего присутствия на других рынках (на каких рынках следует укреплять свои позиции, на каких — уменьшать долю, с каких рынков уходить); .выбора типа предпринимательских реакций. Доступ к рынку другим продавцам при олигополии затруднен, так как может потребовать дополнительных затрат на конверсию производства, связанную с созданием требуемого ассортимента конкурентоспособной продукции, а также рекламу. Для этой формы рынка характерны взаимозависимость продавцов и их совместные действия. Различают «жесткую» олигополию, когда господствуют 2-3 фирмы, и «расплывчатую» (широкую) олигополию, когда 6-7 фирм занимают 70—80% рынка. Для оценки степени неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара используется индекс Линда: где К — число крупных продавцов (от 2 до N); Qi — отношение между средней долей рынка i продавцов и долей К — i продавцов; i — число ведущих продавцов среди К крупных продавцов. где Аi; — общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов; Аk — доля рынка, приходящаяся на К крупных продавцов. Индекс Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для К = 2, К = 3 и так далее до тех пор, пока Lk+1 > Lk, то есть не будет получено первое нарушение непрерывности, показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения Lk минимального значения по сравнению с Lk+1. Пример расчета индекса Линда. На федеральном рынке бытовых холодильников действует 15 хозяйствующих субъектов. Их доля на рынке составляет (в процентах): На первые 7 хозяйствующих субъектов приходится 76% рынка. Это дает основание предполагать наличие олигополии. Для определения ее границы проводится расчет индексов Линда при различных значениях А и г. Проводя расчеты до k = 10, получим при максимальных значениях Q, следующие значения Lk: Нарушение непрерывности произошло при k = 9. Следовательно, олигополия является «расплывчатой» и ее образуют 8 первых хозяйствующих субъектов. Взаимозависимость. Каждый продавец имеет существенную долю на рынке, поэтому при изменении цены, качества продукции, объема рекламы одним из продавцов остальные продавцы должны принимать определенные меры к тому, чтобы не ослабить свои позиции на рынке. Это приводит к обострению конкуренции. Антимонопольное законодательство ограничивает возможности отдельных субъектов хозяйствования и их групп занимать доминирующее положение на рынке. Совместные действия. При жесткой ценовой конкуренции продавцы стремятся путем соглашения о ценах координировать cвои действия, чтобы избежать снижения прибыли или разорения. Конкуренция осуществляется в области качества, рекламы и индивидуализации продукции, а цена определяется как при монополии (коллективная монополия). Антимонопольное законодательство запрещает подобные соглашения групп хозяйствующих субъектов (групп лиц), если в совокупности они по их доле на рынке занимают доминирующее положение (см. § 12.1.3). В зависимости от условий на рынке положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим при его доле на рынке немного выше 35% и может быть не признано доминирующим при доле более 65%. Действительно, в условиях олигополии доля на рынке того или иного хозяйствующего субъекта не является определяющим фактором доступа к рынку новых конкурентов. Таким фактором является степень удовлетворения потребностей, зависящая от уровня и темпов роста спроса на данный вид продукции и от возможностей предложения товара. Интенсивность конкуренции на различных стадиях жизненного цикла спроса. Уровень и темпы роста спроса изменяются по жизненному циклу спроса, возможности предложения — по жизненным циклам товара и технологии/спроса (рис. 12.1). Рис. 12.1. Жизненный цикл спроса (кривая АБВГД), технологии/спроса (кривая АБВ1Г1 Д1), товаров (кривые T1, Т2, Т3)
Жизненный цикл спроса можно разделить на несколько стадий, для каждой из которых характерны свои соотношения спроса и возможности предложения. А — зарождение, когда спрос и предложение быстро растут, конкурирующие предприятия стремятся опередить одно другого в развитии технологии для удовлетворения спроса и захватить лидерство; Б — ускорение роста, когда спрос растет, опережая предложение; В — замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос; Г — прекращение роста, когда насыщение спроса достигнуто и может иметь место затоваривание рынка сбыта излишней продукцией или неполное использование производственных мощностей; Д — затухание, когда имеет место снижение объема спроса (иногда товар совсем не пользуется спросом) вследствие устаревания продукта или уменьшения его потребления. Если сложившаяся технология способна обеспечить выпуск ряда обновляемых изделий (с жизненными циклами Т1, Т2), то их качество будет зависеть от организации НИОКР по проектированию новых изделий и необходимой доработки технологии. Однако со временем наступает технологическое устаревание изделия (с жизненным циклом T3). И сбыт его ограничивается вследствие возросших требований потребителя к качеству. В условиях состязательности предприятие начнет терять потребителя и станет неизбежным переход к новой технологии для удовлетворения возросших требований. Даже если у предприятия нет конкурента, потребитель может отложить спрос до лучших времен, когда появится товар нужного качества. Возможности предложения товара на рынке каждым предприятием будут зависеть от политики, которую проводит предприятие в результате слежения за циклом спроса. На стадии зарождения спроса задача заключается в том, чтобы своевременно начать освоение выпуска продукции. На стадии ускорения роста необходимо обеспечить увеличение объема выпуска, при этом основное внимание должно быть сосредоточено не столько на разнообразии товара, сколько на уровне его качества и цене, с тем чтобы продать товар по самой низкой цене и в соревновании с конкурентами закрепить за собой лидерство на внутреннем рынке. На стадии замедления роста встает задача дифференциации товаров, чтобы поддержать рост спроса на внутреннем рынке, а также поиска внешних рынков сбыта, на которых спрос на данный товар находится в стадии зарождения и роста. Особое внимание должно быть уделено прогнозированию потребностей: когда стабилизируется спрос на данный товар, когда начнется затухание спроса, спрос на какие товары возникнет вместо спроса на выпускаемые товары. Этот прогноз необходим для принятия решений об объеме выпуска данного товара и переходе на новую технологию для выпуска перспективных товаров. Функция НИОКР не должна сводиться к тиражированию устаревших изделий, необходимо распознавать самые ранние признаки технологического устаревания продукции. На стадии стабилизации спроса следует обновить технологию, чтобы своевременно перейти на выпуск новой продукции и «сегментировать» рынок, то есть установить пропорции выпуска старого и нового товара. Допустимая доля продавца на рынке, при которой рынок остается доступным для других конкурентов, зависит от стадии жизненного цикла спроса (рис. 12.2). Рис. 12.2. Характер изменения допустимой доли предприятия (продавца) на рынке по стадиям жизненного цикла продукции (по критерию доступности рынка для других конкурентов): а — допустимая доля продавца на рынке (границы области); б — жизненный цикл спроса
Очевидно, что на начальных стадиях жизненного цикла спроса (А, Б), когда спрос растет, опережая предложение, нет основания опасаться доминирующего положения того или иного предприятия на рынке, так как доступ другим предприятиям на рынок не затруднен. Следует опасаться другого — дальнейшего отставания предложения от спроса. На стадии В, когда предложение начинает опережать спрос, доступ на рынок будет затруднен и возникнет необходимость ограничения доли доминирующего продавца. Это ограничение должно все более усиливаться по мере насыщения спроса. Наиболее жестким оно должно стать на стадии прекращения роста спроса (Г). На стадии затухания спроса (Д) ограничение доли продавца на рынке теряет смысл, так как предприятия, представленные на рынке данного товара, будут уходить на рынки других товаров. Монополия и монополистическая конкуренция. При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и может сам определять цену и количество продаваемых товаров. За покупателем остается решение: какое количество товаров по данной цене он может купить. Однако монополист не может произвольно повышать цену, так как с повышением цены спрос снижается, и если спрос эластичный (имеются товарозаменители, которые покупатель может приобрести по более низкой цене), то снижается и совокупная выручка. Поэтому монополист, если он хочет продать больше товаров, должен снижать цену. Монополистическая (несовершенная) конкуренция встречается довольно часто: полиполия на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими мерами они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение. Пусть, например, на рынке представлены три предприятия (три подмножества продукции S1, S2, S3), каждое из которых удовлетворяет потребности трех групп потребителей (подмножества ZS1, ZS2, ZS3 — рыночные ниши этих предприятий). Отображения подмножеств продукции на множестве потребностей в общем случае будут пересекающимися (рис. 12.3, б). При этом множество потребностей расчленяется на восемь подмножеств (сегментов рынка):
Рис. 12.3. Отношения между множеством потребностей (Z) и множеством продукции (S) иа товарном рывке: а — имеет место монополия; б — имеет место олигополия
Z1 — сегмент, в котором потребности могут быть удовлетворены продукцией каждого из трех предприятий. Если в этом сегменте рынка представлены соответственно все три предприятия, можно говорить об отсутствии (или об ограничении) монополии товаропроизводителей (в этом сегменте). Уход какого-либо предприятия с рассматриваемого рынка лишь на время снизит степень удовлетворения спроса, так как другие предприятия увеличат свои доли на рынке. Очевидно, что данный сегмент включает особо важные потребности, удовлетворению которых отдается приоритет, и все три предприятия конкурируют за свои доли в этом сегменте. Z2, Z3, Z4 — сегменты, в которых потребности удовлетворяются двумя из трех предприятий. Монопольное положение предприятий — товаропроизводителей здесь ограничено в меньшей степени, чем в сегменте Z1. При убытии из этих сегментов рынка одного из предприятий спрос на товары будет удовлетворяться только одним предприятием, которое займет монопольное положение. Можно предполагать, что рассматриваемые сегменты включают важные потребности, приоритет при удовлетворении которых ниже, чем в сегменте Z\, и за свои доли в этих сегментах будут состязаться только два предприятия. Интенсивность конкуренции в данных сегментах ниже, чем в сегменте Z1. Z5, Z6, Z7 — сегменты, в которых потребности удовлетворяются продукцией только одного из трех предприятий. Монопольное положение предприятий — товаропроизводителей в этих сегментах рынка не ограничено. При уходе предприятия с рынка спрос остается неудовлетворенным (образуется свободная ниша). По-видимому, в этих сегментах рынка представлены потребности, удовлетворение которых выгодно лишь для данного предприятия, а другие два предприятия по тем или иным причинам не заинтересованы в завоевании данной ниши рынка. В этих сегментах предприятия ведут себя как монополисты. Z8 — подмножество потребностей, которые продукцией указанных предприятий не удовлетворяются. Данный сегмент представляет собой свободную нишу, в которой отсутствует предложение товара. Возможно, это потребности, удовлетворением которых можно пренебречь, или потребности социальных групп с низкими доходами, удовлетворение которых не приносит прибыли предприятиям. Не исключено также, что в этой нише рынка имеют место потребности богатых слоев населения, предъявляющих высокие требования к параметрам качества продукции, обеспечить которые данная группа конкурирующих предприятий не подготовлена. Таким образом, на одном и том же рынке в различных его сегментах имеют место различная интенсивность конкуренции и различная надежность удовлетворения спроса. При олигополии чем выше интенсивность конкуренции, тем выше надежность удовлетворения спроса. Для повышения интенсивности конкуренции, большего ограничения монополизма и заполнения продукцией свободных ниш требуется повысить число подмножеств Si (расширить ассортимент взаимозаменяемых товаров) и число предприятий, представленных на данном рынке. Монопольные цены. В условиях монополии и доминирующего положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос неэластичный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Однако предприниматель может установить монопольно высокую цену не только при плохом, но и при хорошем хозяйствовании в интересах повышения прибыли. Следовательно, было бы более правильно рассматривать понятие монопольно высокой цены в сравнении с ценой аналогичного товара при олигополии: если продавец, занимающий доминирующее положение на рынке, установил цену, существенно превышающую цену на аналогичный товар, реализуемый на других рынках в условиях олигополии, то эта цена является монопольно высокой. Такой же подход предприятия могут использовать для доказательства того, что их цена не является монопольно высокой, так как сопоставима с ценой на аналогичные товары, реализуемые на других рынках в условиях олигополии. Монопольно низкую цену может установить как хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при монопсонии или ограниченной монополии спроса), так и продавец (при монополии или ограниченной монополии предложения). В законе это определено следующим образом: монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Эта норма не позволяет однозначно определить, является ли цена, установленная хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке доминирующее положение, монопольно низкой. В случае, если он выступает в качестве покупателя, необходимо сопоставление предлагаемой им цены с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигопсонии или, по крайней мере, двусторонней олигополии. В случае, когда он выступает в качестве продавца, предлагаемая им цена может приносить убытки вследствие высоких издержек из-за плохой организации производства. Является ли эта цена монопольно низкой, обоснованно можно определить путем ее сопоставления с ценой на аналогичный товар на других рынках в условиях олигополии. Монополистическая деятельность. В соответствии с антимонопольным законодательством монополистическая деятельность — это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Положения антимонопольного законодательства, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, связанных общими интересами и взаимными обязательствами. Такой группой признается группа юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках}: .лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица; .лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия- исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора; .лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, и (или) по предложению лица избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица; .одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц; .одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц; .физические и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица; .юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы; .физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами; .аффилированные лица, то есть физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Мотивационный подход к конкуренции. Для понимания истоков конкуренции обратимся к мотивам конкуренции и кооперации соперничающих (сотрудничающих) сторон. В основу мотивационного подхода к конкуренции и кооперации положена идея противоборства несовместимых намерений и целей, направляющих поведение участников межличностного взаимодействия. Стратегии участников взаимодействия могут быть настолько тесно связаны, что наряду со стремлением к конкуренции имеют место и разнообразные ситуации сотрудничества. Можно выделить ряд мотивов такого поведения: А — максимизация выигрыша другого (альтруизм); Б — максимизация общего выигрыша (кооперация); В — минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство); Г — максимизация собственного выигрыша (индивидуализм); Д — максимизация относительного выигрыша (соперничество); Е — минимизация выигрыша другого (агрессия). Каждая модификация мотивов отражает определенный уровень кооперативности или конкурентности поведения предприятия. Если принять альтруизм (А) в качестве характеристики высшей меры кооперативного поведения, а агрессию (Е) — в качестве характеристики высшей меры конкурентного поведения, то можно предложить следующую шкалу кооперативности и конкурентности поведения: Многообразие группового и межличностного поведения позволяет предполагать непрерывность шкалы социальных мотивов: индивидуализм по мере его усиления все более и более приобретает черты соперничества, соперничество по мере его усиления — черты агрессии. Точно так же мотив равенства содержит в себе черты кооперации, кооперация — черты альтруизма. Если предприятие руководствуется в первую очередь мотивом соперничества, во второю очередь — мотивом агрессии, то его поведение будет ближе к соперничеству. Если же оно руководствуется в первую очередь мотивом агрессии, во вторую очередь — мотивом соперничества, то его поведение будет ближе к агрессии. На товарном рынке те или иные мотивы конкуренции и кооперации проявляются в зависимости от формы рынка. В условиях полиполии (совершенный рынок) хозяйствующие субъекты, представленные на рынке, в большей степени руководствуются мотивами равенства и кооперации, в условиях олигополии — мотивами индивидуализма и соперничества. Чем больше полиполия переходит в олигополию, тем в большей степени мотив равенства заменяется мотивом индивидуализма. Чем ближе олигополия к монополии, тем сильнее мотив соперничества. С усилением мотива соперничества зарождается недобросовестная конкуренция, ведущая по мере своего усиления к агрессии. Рефлексивное взаимодействие. Для конкурирующих сторон характерно рефлексивное взаимодействие, логика которого основана на том факте, что конфликтующие стороны воспроизводят рассуждения друг друга. Основными объектами этих рассуждений являются реальный плацдарм конфликта (вектор параметров); плацдарм, как его представляет одна из сторон; плацдарм, как его понимает одна из сторон по мнению другой стороны (первый уровень рефлексии); плацдарм, как его понимает одна из сторон по мнению другой стороны, как думает первая сторона (второй уровень рефлексии), и т. д. Если первая сторона видит только реальный плацдарм, а вторая сторона, кроме этого, видит отображение плацдарма конкурентом (цель, которая есть у соперника, и стратегию соперника в достижении этой цели), то вторая сторона имеет возможность осуществлять рефлексивное управление деятельностью конкурента, передавать ему основания, из которых тот мог бы логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение. Кроме того, вторая сторона может корректировать свои действия: изменить плацдарм или цель (уйти от конкуренции) или выбрать иную стратегию. Сторона, имеющая более высокую рефлексию, находится в преимущественном положении и при равенстве научно-технических потенциалов сторон имеет большие шансы на успех. Поэтому в условиях конкуренции, если одна из сторон идет на рефлексивное управление действиями соперника, другая сторона вынуждена принимать меры защиты (соблюдать тайну коммерческой и научно-технической информации, проводить экспертизу поступающей информации) и осуществлять ответное рефлексивное воздействие. Последнее может иметь активный или защитный характер. В первом случае защищающаяся сторона действует так же, как соперник: передает ему ложную, но выгодную для себя информацию о плацдарме, рассчитывая, что она будет воспринята как основание для принятия технико-экономических и инженерных решений (рефлексивное управление). Во втором случае защищающаяся сторона передает ложную информацию о своем видении рефлексивного воздействия со стороны соперника, рассчитывая, что эта информация явится основанием для принятия соперником ошибочных решений по рефлексивному воздействию (контррефлексивное управление). Если соперники имеют равную степень рефлексии, то обе стороны осуществляют либо рефлексивное, либо комплексное (рефлексивное и контррефлексивное) управление. Выбор типа рефлексивного взаимодействия зависит от мотивов поведения, которыми руководствуются стороны, и их подготовленности к воздействию на соперника. В свою очередь, степень рефлексии влияет на выбор тех или иных мотивов конкурентного поведения (равенство, соперничество, агрессия): чем выше степень рефлексии (более развита разведка и система дезинформации соперника), тем больше оснований для усиления степени конкурентности поведения. При таких допущениях каждому мотиву конкурентного поведения разработчиков новшеств будет соответствовать определенный тип рефлексивного воздействия (табл. 12.2). Как видно из табл. 12.2, усиление степени рефлексии способствует повышению шансов на успех и может в известной степени компенсировать отставание в научно-техническом потенциале той или иной стороны или усилить превосходство одной из сторон при равенстве потенциалов. В условиях рыночной экономики имеются широкие возможности рефлексивного воздействия субъекта на своих конкурентов. Например, банк, тесно связанный с деятельностью субъекта X, может предоставить льготные кредиты для У в целях поощрения его деятельности по направлению, желательному для X. Но и У в этом случае может стремиться создать у Х желательное для У представление о своей деятельности, например, путем утечки информации о заключении У с третьей стороной договора о намерениях, которая дезинформировала бы X. Возможности рефлексивного воздействия на конкурента могут быть наиболее легко реализованы в том случае, когда одна из сторон (например, зарубежный партнер) имеет большой опыт конкурентной борьбы, а другая сторона такого опыта не имеет. Таблица 12.2. Характер рефлексивного взаимодействия и шансы на успех сторон при различных мотивах конкурентного поведения Использование правовых методов преодоления агрессии конкурента, проявляющейся в форме рефлексивного воздействия, затруднено, поскольку это воздействие имеет косвенный и скрытный характер. Предприятия для защиты от такого воздействия должны принимать меры по соблюдению коммерческой тайны в части выбранной ими стратегии научно-технического развития, стратегических планов роста и конверсии деятельности, выбора позиций в конкуренции на различных рынках. Еще одной обязательной мерой защиты от ложной информации является тщательный анализ внешней информации, используемой при принятии решений стратегического характера с тем, чтобы отсеять возможную дезинформацию. Вместе с тем следует иметь в виду, что коммерческая тайна на техническое новшество снижает темпы научно-технического развития (темпы распространения новшеств), а это может иметь неблагоприятные последствия для народного хозяйства. Законы конкуренции в социально-ориентированной рыночной экономике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что свободная, предоставленная сама себе рыночная экономика не имеет социальной направленности и нестабильна. Поэтому в области конкуренции государство должно осуществлять политику поддержки конкурентной борьбы, способствующую повышению эффективности общественного производства и его социальной направленности. Конкуренция представляет собой динамичный процесс обеспечения рынка качественными товарами. Основным движущим фактором конкуренции является предпринимательство. Предприниматель реагирует на изменения на рынке, стремясь укрепить свои позиции. Средствами конкурентной борьбы выступают в первую очередь качество изделий, цена, затраты потребителя на обслуживание в процессе потребления, сервисное обслуживание, ассортимент изделий, условия поставок и платежей, информация через рекламу, соблюдение прав потребителей. Конкурентная борьба сопровождается нововведениями в продукцию и технологию, вплоть до внедрения принципиально новых, преобразующих рынок видов продукции. Функциями конкуренции являются: .регулирование производства: под влиянием конкуренции факторы производства и инвестиции направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность; .мотивообразование предпринимательского поведения: конкурируя, каждое предприятие предлагает на рынок свои лучшие изделия, думая прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит также больше пользы своим потребителям и народному хозяйству в целом. Таким образом, субъективная цель предпринимателя — получить больше прибыли — трансформируется в объективную цель производства — более полно удовлетворить потребность; .распределение дохода среди товаропроизводителей: конкуренция позволяет распределять доход среди предприятий в соответствии с их вкладом в удовлетворение спроса; .контроль поведения участников рынка: конкуренция ограничивает поведение каждого продавца и его экономическую силу, не давая ему возможности определяющим образом влиять на общее состояние рынка. Руководящий принцип конкурентной политики государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что политика защиты совершенной конкуренции на практике себя не оправдывает. Более целесообразно руководствоваться принципом оптимальной интенсивности конкуренции. Этот принцип предполагает: .оптимальные радикальность и темпы нововведений в продукцию и технологию в зависимости от глубины изменений на рынке; .гибкую адаптацию предприятий к меняющимся условиям рынка под влиянием конкуренции. Интенсивность конкуренции определяется тем, насколько быстро предприятия воспроизводят или «переизобретают» нововведения предприятия-лидера и как скоро под влиянием распространения нововведений лидер теряет преимущество в прибыли (рис. 12.4). Повышение темпов «диффузии» (воспроизводства) нововведений приводит к ускорению выравнивания прибылей и свидетельствует о повышении интенсивности конкуренции.
Рис. 12.4. Влияние темпов диффузии нововведения предприятия-лидера на его прибыль и интенсивность конкуренции:
Date: 2015-12-13; view: 580; Нарушение авторских прав |