Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оборудование





Перечень слов, предлагаемых для сравнения.

Проведение

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Предлагаем примерный список слов для сравнения.

Утро — вечер Яблоко — вишня
Корова — лошадь Лев — собака
Летчик — танкист Ворона — воробей
Лыжи — коньки Молоко — вода
Трамвай — автобус Золото — серебро
Река — озеро Сани — телега
Велосипед — мотоцикл Воробей — курица
Собака — кошка Дуб — береза
Ворона — рыба Сказка — песня
Лев — тигр Картина — портрет
Поезд — самолет Лошадь – всадник
Обман — ошибка Кошка — яблоко
Ботинок — карандаш Голод — жажда

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий:

1. Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной
категории (например, «корова — лошадь»).

2. Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые
гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае
(например, «ворона — рыба»).

3. Третья группа задач еще сложнее — это задачи на сравнение и
различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо
больше, чем сходство (например, «всадник — лошадь»).

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Обработка данных

По результатам выполнения задания проводится количественный и качественный анализ.

Количественная обработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия, выделенных испытуемым в каждой паре.

Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт,

средний — более десяти-пятнадцати черт,

низкий — менее десяти черт.

Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве — сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, что удается детям этого возраста зачастую с трудом. Таким образом, тот факт, что раньше формируются операции различения, а затем обобщения, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от на­глядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для дошкольников особенно трудными будут задачи второй и третьей категорий.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая при­нимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию; для них трудны задачи третьей категории.

 

Date: 2015-12-12; view: 874; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию