Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентация корпоративного управления





 

Период Доминирующие проблемы
1950-е годы Организация и оснащение производства
1960-е годы Продукты
1970-е годы Рынки
1980-е годы Конкурентные преимущества
1990-е годы Внешняя среда (экология, общественные перемены, технологические тенденции) _____

Акционеры не руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право президенту (генеральному ди­ректору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями, главным образом используя право своего голоса. Акции корпорации обычно являются голосующими, т.е. пре­доставляют их обладателю определенное число голосов в Kopnoj рации. Как правило, акционеры избирают совет представителе (совет директоров, правление), который, в свою очередь, контр лирует деятельность руководства. Совет обычно правомочен


ко нанимать и увольнять управляющих, но и пересматривать

"же отменять их решения. По корпоративному законодатель-правление обязано представлять интересы избирающих его Т" тиков, но не администрации. Одной из важнейших особен-

стей большинства корпораций является то, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке.

Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики. Перваяпроблема заключа­ется в привлечении капитала для осуществления крупных проек­тов. В странах с развитой рыночной экономикой корпорация сама способна изыскать необходимые средства, привлекая сбережения тысяч и даже миллионов индивидуальных инвесторов. Участие в корпорации имеет ряд выгод: во-первых, четко определяется доля собственности, которую впоследствии можно продать, и, во-вто­рых, акционеры несут лишь ограниченную ответственность по обязательствам корпорации.

Вторая проблема заключается в диверсификации риска, т.е. его распределении. Поскольку каждый инвестиционный про­ект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает по­делить свои сбережения на части, вложив их в большое число ком­паний, и таким образом снизить степень риска. Существование корпораций, акции которых свободно покупаются и продаются, создает благоприятные условия для диверсификации риска.

В современных условиях определяющей тенденцией в управ­лении корпорациями становится применение как традиционных, линейно-функциональных и других структур, так и современных форм, использующих новейшие технические средства и преду­сматривающих переход от централизованного руководства к де­централизованным системам управления. Основные черты этого процесса: организация в компаниях отделений по видам выпус­каемой продукции; назначение высших управляющих по коорди­нации производственно-хозяйственной деятельности нескольких отделений или компаний; подчинение функциональных органов высшему корпоративному руководству. Децентрализация струк­туры управления корпорациями основана на отделении общекор-іорационного уровня от производственно-хозяйственного. В этом 'Учае аппарат управления отделениями наделяется достаточно ^рокими полномочиями, на него возлагается ответственность за вульгаты производственно-хозяйственной деятельности, конку-оспособность продукции компании. Для высшего руководства

даются возможности заниматься долгосрочным прогнозирова-гг^М' Развитием внешних контактов, организацией деятельности с°вета директоров.


В рамках корпорации права и ответственность разделяются между разными органами, управляющими маркетингом, техничес­кими разработками, снабжением, производством и сбытом. Такой подход возможен, в частности, для компаний со стабильным вы-. пуском ограниченного числа однородных продуктов, где эконо­мия на масштабе производства настолько велика, что целесооб­разно сконцентрировать производство в одном подразделении (например, добыча нефти, металлургическое производство). Дру­гим примером может служить ситуация, когда рынок отличается высокой степенью концентрации потребления. В этих условиях становится целесообразным объединить всю сбытовую деятель­ность (например, аэрокосмическая промышленность).

Развитие диверсификации производства, резкое усложнение внутренних и внешних связей, динамизм внедрения технических новшеств, борьба за рынки сбыта продукции во многих случаях исключают использование чисто функциональных форм управле­ния. С ростом размеров монополистических корпораций, расши­рением номенклатуры выпускаемых продуктов и рынков их сбы­та функциональные структуры управления в силу разобщенности прав и ответственности по отдельным функциям теряют способ­ность реагировать на происходящие изменения. В процессах управления возникают конфликты из-за приоритетов, принятие решений задерживается, линии коммуникаций удлиняются, за­трудняется осуществление контрольных функций. Отход от стро­го функциональных схем управления корпорациями в пользу структур, организованных по отделениям, отчетливо прослежива­ется с повышением уровня диверсификации производства. При­чем с переходом к выпуску более разнородной продукции функ­циональная структура заменяется организацией управления по ав­тономным децентрализованным отделениям, которые образуются по признаку выпускаемой продукции.


Укрепление первичных производственно-хозяйственных звень­ев, установление пределов децентрализации в корпорациях во многом объясняются необходимостью сокращения издержек про­изводства и накладных расходов. Усилению влияния высшего зве­на руководства способствуют ужесточение финансового контроля и тесная увязка организационной структуры управления с процес­сом общекорпорационного планирования производственно-хозяй­ственной деятельности. Главная черта происходящих изменений в организации высшего звена управления — освобождение его от выполнения значительного числа функций оперативного руковод­ства, которые могут быть организационно отделены от задач стра­тегического, перспективного характера. Уменьшается число под-


разделении, находящихся в прямом подчинении главного руко­водителя и не связанных непосредственно с решаемыми им об­щими задачами. Эти подразделения переходят в подчинение ру­ководителей групп, отделений или отдельных членов высшего руководства.

Должности высшего управленческого персонала корпорации дифференцируются следующим образом: президент или предсе­датель, вице-президенты, председатель исполнительного комитета и др. Все чаще в структуру управления корпорациями вводится должность советника президента или генерального управляюще­го, независимого эксперта, рассматривающего деятельность ком­пании в широком стратегическом плане и дающего объективные оценки и рекомендации, которые оказывают существенное влия­ние на принятие решений. Одной из разновидностей такой неза­висимой экспертизы служит введение в совет директоров компа­ний ученых, специализирующихся на вопросах экономики, ры­ночных отношений, финансов, капиталовложений, управления.

В ряде крупных промышленных компаний, связанных преиму­щественно с перспективными направлениями технического про­гресса, в последние годы практикуется создание при высшем ру­ководстве специальных штабных групп, разрабатывающих новые технические идеи и стимулирующих их реализацию в сжатые сро­ки. В организации и направлениях деятельности функциональных штабных служб произошли значительные изменения. Эти измене­ния связаны с развитием специализации одних функциональных служб на оказании услуг различным подразделениям корпорации, а других — на планировании и контроле. В структуре управления компанией появляются и органы, занимающиеся проблемами внешней среды, отношениями с потребителем и т.д.

Рост выпуска продукции, развитие диверсификации производ­ства, усложнение рыночных отношений, большая территориаль­ная разобщенность предприятий корпорации приводят к децент­рализации практически всех основных корпорационных штабных служб. Уменьшается число функциональных подразделений на Уровне корпорации, и вместе с тем в отделениях организуются штабные органы по руководству производством, сбытом, иссле­довательскими и проектно-конструкторскими работами, матери­ально-техническим снабжением, транспортировкой сырья, мате­риалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Одна из примеча­тельных тенденций — появление функций организационного Развития корпорации. Их содержанием являются перспективное планирование организационной структуры управления, проекти­рование степени централизации и децентрализации.



В практике управления корпорациями важные последствия имеет процесс создания суперотделений. Этот процесс протекает двояким образом: в одних случаях объединяются два или несколь­ко отделений и на их основе создается крупное самостоятельное подразделение корпорации, в других — штабной орган, образован­ный из сотрудников в аппарате высшего звена управления, непо­средственно руководит производственно-хозяйственной деятельно­стью ряда отделений. Образование крупных производственно-хозяй­ственных групп (суперотделений) часто связано с тем, что разработка и освоение новых видов изделий, эффективное обслуживание опре­деленных потребителей продукции требуют использования техничес­кого, производственного и управленческого потенциала нескольких отделений. Основная деятельность штабного органа такой группы состоит в финансовом контроле, долгосрочном планировании про­изводства и сбыта продукции, организации и стимулировании научных исследований и технических разработок. Важным эле­ментом всех новых форм организации являются информационные системы управления, работающие на базе ЭВМ.

Экономика индустриально развитых стран опирается™ дея­тельность мощных корпораций, а мировой рынок — это рынок транснациональных корпораций, разделенный между ними. Орга­низационная структура российской промышленности довольно близка к корпоративной. Многие смежные предприятия создава­лись и функционировали в составе определенной технологичес­кой цепочки и рационально организованных хозяйственных свя­зей. В советский период именно отраслевая система управления была тормозом для процесса межотраслевой интеграции и обра­зования многоотраслевых объединений типа корпорации. В насто­ящее время с ликвидацией ведомственных барьеров межотрасле­вые формы организации производства должны получить необхо­димое развитие.

Перестройка организационной структуры российской экономи­ки на базе крупных межотраслевых корпораций стала настоятель­ной практической задачей. Для многих современных предприятий образование корпораций является условием выживания: сохране­ния кадров, научных подразделений, социальной инфраструкту­ры, получения заказов, обеспечения материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции. Для экономики в целом такое направление организационного развития стало предпосыл­кой подъема и прогресса.



холдинг

Холдинг (холдинговая, или держательская, компания) представ­ляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами ак­ций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка. По ха­рактеру деятельности холдинги подразделяются на чистые и сме­шанные, или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функ­циями по отношению к дочерним обществам, а смешанные, поми­мо названных, могут выполнять и разнообразные функции, свя­занные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.

В настоящее время существуют как минимум три типа холдин­говых структур: 1) интегрированные промышленные компании; 2) конгломераты; 3) банковские холдинги. Их особенностью яв­ляется то, что в них участвует государственный капитал. В отрас­лях, являющихся естественными монополистами, такой контроль себя оправдывает. Государство практически во всех индустриаль­но развитых странах регулирует либо назначает тарифы на элект­роэнергию. Кроме того, оно принимает решения о национализа­ции или приватизации, разукрупнении или слиянии естественных монополий. Поэтому акционерный контроль над этими отрасля­ми объективно обусловлен. Однако методы государственного ре­гулирования таких институтов рынка, как естественные монопо­лии, не следует распространять на отрасли, которые должны раз­виваться по рыночным законам.

Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры с последующей пере­дачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных об­ществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов ак­ций этих обществ. В современных условиях крупные компании (в ос­новном конгломератного типа) могут создавать и так называемые промежуточные холдинги — отдельные общества или подразделе­ния в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи (например, патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, инвестиционный холдинг и т.д.). Цель созда­ния промежуточных холдингов, или субхолдингов, состоит в со­средоточении всех видов ресурсов, интеллектуального потенциа­ла на конкретных участках работ, что позволяет с максимальным


эффектом использовать выделенные группы факторов в интере­сах компании. Данная тенденция особенно характерна для совре­менных наукоемких производств.

Функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями: возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя, эко­номия на торговых, маркетинговых и прочих услугах, использова­ние преимуществ диверсификации производства, единая налоговая и кредитно-финансовая политика, возможность варьирования фи­нансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинговой системы. Кроме того, каждое предприятие, войдя в холдинговую систему и получив акции холдинга в обмен на переданную ему долю своих акций, становится экономически заинтересованным в эффективной деятельности всех субъектов холдинга.

Холдинговые компании могут объединять под своим контро­лем, с одной стороны, промышленные и торговые предприятия, финансовые институты, а с другой стороны, функции холдинго­вой компании с помощью финансово-кредитных рычагов могут осуществлять крупные банки и иные финансовые институты, кон­тролирующие производственные и коммерческие подразделения, инвестиционные фонды, страховые компании. Появляется тен­денция к формированию так называемых холдингов-рантье, ко­торые, управляя пакетами акций промышленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются на организации залоговых аукционов. Эти компании прилагают усилия для захвата контрольного пакета, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по зани­женным ценам. Такие холдинги создаются не без участия государ­ственного капитала, но в то же время не всегда приносят государ­ственному бюджету реальную пользу.

Холдинг может контролировать значительное число компаний, различных по сфере деятельности и отраслевой принадлежности, суммарный капитал которых значительно превышает активы ма­теринской компании. Высшим органом управления холдинговой компании является общее собрание акционеров, а ее исполнитель­ным органом — правление. Как правило, правление, состоящее из директоров дочерних обществ, направляет политику и контроли­рует деятельность холдинговой системы в целом в соответствии с теми пакетами акций, которыми оно владеет. Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и дей­ствуют в качестве их доверенных лиц. В ведении головной ком­пании холдинга находятся вопросы выработки стратегии, форму-


лировка целей развития, осуществление координационных и ком­муникационных связей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распреде­ления и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление всеми видами ресурсов. Тактические вопросы деятельности компании находятся в ведении ее дочерних обществ, имеющих самостоятельность в принятии решений, ка­сающихся их оперативной деятельности на рынке.

Холдинговые компании осуществляют общее стратегическое руководство, вырабатывают рекомендации, распоряжения и ди­рективы, используют своих представителей, участвующих в на­блюдательных советах дочерних обществ, для реализации своей стратегической линии, обладают правом вето, используют разно­образные экономические и финансово-кредитные рычаги воздей­ствия на дочерние фирмы. К преимуществам холдинга относят­ся: 1) холдинг является более простым с юридической точки зре­ния и менее дорогостоящим способом обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или покупка активов другой фирмы; 2) при создании холдинга материнская компания учитывает добровольность и мнение дочернего общества; 3) со­здание дочерних обществ, контролируемых холдингом, позволя­ет корпорации получить юридические основания для проникно­вения на рынки стран, где деятельность корпоративных структур ограничена.

Функционирование холдинговых компаний может принести максимальную отдачу для экономики в следующих случаях:

• в отраслях промышленности с высокой концентрацией про­изводства (например, в черной и цветной металлургии);

• в отраслях, являющихся естественными монополиями (газо­вая промышленность, энергетика);

• в тех отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей технологической цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);

• в случае, когда происходит неконтролируемая скупка конт­рольных пакетов акций предприятий криминальными коммерчес­кими структурами (здесь необходима передача контрольных па­кетов акций государственным холдинговым компаниям).

Дифференцированный подход со стороны государства к обра­зованию и поддержке холдинговых компаний позволяет повысить эффективность подобных структур. Холдинговая компания долж­на быть зарегистрирована в законодательном порядке. С момента Регистрации она приобретает все права юридического лица. Хол-


динги могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права. Доходы холдинговых компаний формируются за счет дивидендов по акциям и процен­тов по иным ценным бумагам, находящимся в их портфеле, а так­же за счет предпринимательской деятельности (для смешанных холдингов) и той части прибыли дочерних обществ, которая пе­речисляется на счет холдинговой компании.

В современных условиях получил значительное распростране­ние такой метод, как взаимное холдинговое владение акциями, практикуемое между различными компаниями одной страны или разных стран. Интернационализация деятельности холдингов про­является также в том, что большинство крупных компаний стре­мятся открывать филиалы, представительства, дочерние общества в различных странах и регионах. При этом региональные подразде­ления управляются соответствующими региональными субхолдин­гами (чистыми или оперативными), подконтрольными головной компании холдинга. Как свидетельствует мировой опыт, холдинго­вые компании столь активно развиваются, что можно говорить о формировании сети холдингов, контролирующих крупнейшие корпорации. Характерно, что вопрос о месте размещения субхол­дингов решается головной холдинговой компанией на основе уче­та комплекса факторов, где помимо чисто практических задач про­изводственного и коммерческого характера немалое место зани­мает сравнительная характеристика уровней налогообложения в различных странах.

Холдинговая компания называется диверсифицированной, если ее дочерние общества не имеют между собой функциональ­ных и технологических связей и относятся к разнообразным от­раслям экономики. Такая холдинговая компания осуществляет ис­ключительно финансовое управление деятельностью дочерних обществ, а все оперативные вопросы решаются управленческим персоналом каждого дочернего общества самостоятельно.

По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйству­ющими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с на­циональными интересами (содействие реорганизации отраслей промышленности, модернизации производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.). Государственные холдинги осуществляют свою деятельность в различных отраслях через субхолдинги, управляющие акционерными компаниями от­дельных отраслей. В современных условиях на передний план


выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные ча­стно-государственные структуры.

КОНСОРЦИУМ

Консорциум представляет собой одну из форм объединений, со­здаваемых на основе соглашения между несколькими банками, пред­приятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государ­ствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко- и капита­лоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капита­ла, однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохра­няют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей кон­сорциума. Консорциумы организуются для усиления конкурент­ных позиций его участников.

Консорциумы обычно создаются в форме товариществ с огра­ниченной ответственностью, акционерных обществ и др. Они могут быть временными и постоянными. Временные консорциу­мы образуются для размещения облигаций национальных и ино­странных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы, как правило, осуществляют операции по размещению займов определенной страны или группы стран, с ценными бумагами от­дельных акционерных обществ, используемыми для реализации финансовых, коммерческих и инвестиционных проектов значи­тельного масштаба.

Консорциум, как правило, возглавляется крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглаше­ния — консортов, разрабатывают условия займа или организации акционерного общества, занимаются юридическим оформлением Документации, введением займов в биржевую котировку, разме­щают акции и облигации среди покупателей. Ведущая монополия имеет обширную сеть различных филиалов и агентств, обеспечи­вающих реализацию выпускаемых консорциумом ценных бумаг, "лены консорциума резервируют за собой право на получение ко­миссионного вознаграждения, размеры которого определяются Долей их участия в размещении займа, объеме эмиссии акций или общей стоимости реализуемых консорциумом акций и других цен-ных бумаг.

В конце XIX — начале XX века консорциумы в основном пред­'являли собой соглашения между банками для осуществления


финансовых операций на национальном и международном рын­ках. В середине XX века консорциумы широко распространяются в сфере промышленности и служат целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других про­ектов. Так, консорциумы создавались крупнейшими объединени­ями промышленников для строительства атомных электростанций. Участниками консорциума могут быть частные и государственные структуры. На современном этапе развития научно-технического прогресса консорциумы практикуются в отраслях, связанных с новыми технологиями, на стыке различных сфер деятельности и отраслей. Характерной особенностью современных консорциумов является совместное проведение научно-исследовательских работ.

Управление консорциумом организуется таким образом, что из числа его членов выбирается лидер, который координирует их совместную деятельность. Лидер представляет интересы консор­циума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пре­делах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их доли в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответствен­ности, например долевая, солидарная. Каждый член консорциу­ма обеспечивает финансирование определенной доли работ и при­нимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своих обязательств.

Существенной стороной деятельности консорциумов становит­ся их интернационализация. В частности, целью консорциумов может быть сотрудничество банковских монополий разных стран в вопросах финансирования развития мировой торговли и межот­раслевого движения капиталов. Основная его функция — разме­щение займов для финансирования капитальных проектов в лю­бой стране мира. Такой консорциум также предоставляет креди­ты средним и крупным экспортерам, привлекает срочные вклады во всех валютах. Для современных консорциумов характерно мно­гонациональное представительство. Появились и консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства, например ИНТЕЛСАТ — Международный консор­циум спутниковой связи.







Date: 2015-12-13; view: 438; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию