Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории организационной экономики
После формирования коллектива организации ее руководители сталкиваются с проблемой гарантий того, что данная группа людей действительно будет заниматься деятельностью, связанной с достижением поставленных целей. Возникает целый ряд вопросов. Как собственникам компании создать контрольную систему для максимизации эффективности и продуктивности работы организации? Что необходимо для того, чтобы сотрудники не уклонялись от работы и не совершали других контрпродуктивных действий? Как добиться высокой отдачи от сотрудников? Ответы на эти вопросы дают те разделы теории организации, которые объединяются понятием «организационная экономика». Речь идет в данном случае об оценке организационных действий (изменений), которые осуществляются в процессе корпоративного управления. В организационной экономике выделяются две основные части — теория агентских отношений и теория трансакционных издержек. Теория агентских отношений (agency theory) рассматривает организацию или компанию как серию контрактных отношений между ее собственниками и работниками. Собственники (principals) осуществляют инвестиции в компанию для увеличения своего материального богатства. Они заключают договоры с менеджерами и сотрудниками (agents) для производства товаров и услуг. Из-за наличия разнообразных факторов, включая «человеческий фактор» и нечеткость определения отдельных заданий, менеджеры и другие сотрудники могут участвовать в какой-либо деятельности, которая не способствует максимальному наращиванию собственности компании. Именно эти контрпродуктивные действия создают агентские издержки (agency cost). Поведение менеджеров и сотрудников следует направлять на достижение определенных целей и выполнение необходимых задач. Контракты и соглашения, которые регулируют обязательства сотрудников, должны гарантировать выполнение той работы, которая необходима. Эти контракты заключаются на формальной основе и предполагают осуществление контроля, на что требуются время и затраты. Теория трансакционных издержек (transaction cost theory) рассматривает организацию как систему деловых операций. Операции — это обмен товарами и услугами между отдельными лицами и организациями. Фирма проводит такие операции с поставщиками, рабочими и потребителями. Одни операции происходят внутри организации, другие — за ее пределами. Каждая операция несет определенную степень нестабильности, и поэтому люди и организации, осуществляющие данные операции, сталкиваются с трансакционными издержками. Отдельные трансакционные издержки, такие, как комиссионные брокера за совершаемые сделки, плата за обслуживание и проценты по ссуде, заранее заданы. Но такие издержки, как затраты на контроль работы по операциям партнеров, не всегда можно точно определить. Чем выше трансакционные издержки фирмы, чем ниже эффективность операции, тем меньше доход собственника фирмы. Поэтому собственники ищут пути сокращения трансакционных издержек. Существуют значительные различия между указанными выше теориями. Вместе с тем эти теории объединяет то, что во всех случаях собственники фирмы требуют от служащих, поставщиков или подрядчиков действовать таким образом, чтобы это'способствовало достижению установленных целей и выполнению определенных задач. Собственники должны применять организационные технологии, максимально повышающие экономическую эффективность, т.е. снижающие как внутренние, так и трансакционные издержки. Рассмотренные теории концентрируют внимание на росте доходов путем повышения организационной эффективности. Организации создаются для осуществления какой-либо общей цели. Структура организации, т.е. распределение задач по вертикали и горизонтали среди ее подразделений и сотрудников, согласуется с целями и технологиями организации, ее средой и размером. Рассмотрение экономических аспектов организации позволяет сформулировать довольно специфическую точку зрения на организацию и организационный процесс: собственники организации создают ее как средство для получения максимальной прибыли. Они принимают решения о том, как лучше выполнить эту задачу. Данный вопрос является центральным при структуризации фирмы. Теория агентских отношений занимается главным образом взаимоотношениями между собственниками организации и ее агентами (менеджерами и сотрудниками). Она уделяет особое внимание структуре этих взаимоотношений, исследует соответствующие виды контрактов и мониторинга для предоставления собственни- Кам возможностей контролировать поведение наемных работников и сокращать агентские издержки. Теория трансакционных издержек занимается проблемами повышения эффективности операций. Она пытается определить границы эффективности фирмы. В значительной степени это означает, что необходимо сделать выбор между проведением операции в рамках фирмы, за ее пределами или найти какой-либо смешанный вариант. Например, решить, будет ли компании выгоднее (т.е. с меньшими трансакционными издержками) закупать важнейшие компоненты у внешнего поставщика, чем производить эти компоненты на фирме. Проблема, с которой сталкивается собственник фирмы, заключается в том, что все организационные формы связаны с определенными трансакционными или агентскими издержками. Организационная экономика использует термин «издержки» по отношению к широкому кругу затрат, которые должны нести собственники компаний для создания такой организации, которая позволяла бы достигать максимальной эффективности. Указанные издержки рассматриваются ниже. Ограниченная рациональность. Это понятие означает, что возможности людей (в данном случае собственников и менеджеров) ограничены при накоплении и обработке информации. Люди практически всегда сталкиваются с неопределенностью при совершении операций или в контрактных взаимоотношениях, поскольку не способны переработать всю даже доступную им информацию. Они могут быть ограничены во времени или возможности эффективно собрать и использовать необходимые данные, не говоря уже о том, что сами ситуации являются сложными по своей сути и неопределенности. Даже потенциально доступная информация о менеджерах, сотрудниках, поставщиках или потребителях нередко остается необработанной, а то и невостребованной. Вот почему важным является создание набора организационных механизмов, которые бы сводили состояние неопределенности до минимума, обеспечивали доступность информации и сокращали бы влияние ограниченной рациональности. Оппозиционное поведение. Отдельные люди нередко пытаются максимально использовать позитивные результаты и при этом минимизировать свои усилия и затраты. Это порождает серьезную проблему для организации — отсутствие согласия в определении Цели. Собственники, менеджеры и сотрудники более низких уровней иерархии зачастую по-разному относятся к вопросу о том, что является важным для организации и для индивидуума. Как уже отмечалось, целью собственников являются высокая экономическая эффективность операций фирмы и сведение до минимума рисков. Такой подход должен привести к увеличению материальных благ. Наряду с этим приходится сталкиваться с тем, что сотрудники стремятся к максимальному сокращению объема своей работы и максимальному росту вознаграждения. Это означает, что агенты, т.е. менеджеры и сотрудники, не выполняют свою работу так, как было согласовано, поскольку для них нередко свободное время более ценно, чем упорный труд. Агенты уклоняются от ответственности и выполнения обязанностей, их усилия не соответствуют договоренностям, что наносит организации моральный ущерб. Кроме того, бывает и так, что агенты склонны предоставлять неверную информацию о своих достижениях, навыках, знаниях или других качествах, которую собственникам нелегко проверить. Такие ситуации свидетельствуют о неудачном выборе. Целью же организации и создания механизмов управления является сокращение возможностей для людей вести себя оппозиционно. Информационная асимметрия. Информация, относящаяся к операциям, распределяется среди их участников неравномерно. У одного из них информации может быть больше, у другого — меньше. Например, подразделение может дезинформировать или скрывать информацию от высшего руководства о своей работе, условиях работы в подразделении. Это возможно в крупных организациях со сложной структурой, поскольку в них весьма часто имеются затруднения в осуществлении контроля. Теория агентских отношений используется для объяснения оппозиционного поведения и выявления морального ущерба. Агенты (сотрудники) могут располагать определенной информацией о своем поведении и недостатках, которая недоступна собственникам. Если бы собственники знали об этих недостатках, они либо прервали бы отношения с работниками, либо платили бы им меньше. Собственники пытаются сократить информационную асимметрию путем тщательного составления контрактов и использования других механизмов управления. По мнению отдельных сторонников теории агентских отношений, сотрудники проявляют слишком пристрастное отношение к информационной асимметрии в пользу агентов, а собственники обладают информационными преимуществами и проявляют оппозиционность по отношению к агентам. Сторонники теории трансакцией ных издержек полагают, что именно проблема информационной асимметрии вызывает необходимость выбора — проводить ли определенные операции сила- ми самой организации или заключать контракты с внешними поставщиками и подрядчиками. Если потенциальные внешние поставщики и подрядчики располагают значительно большим объемом информации, относящейся к определенной операции, чем фирма, ее руководство может опасаться, что новые партнеры могут обмануть фирму, давая неверные сведения. В данной ситуации из-за неуверенности в поставщиках, затрат на сбор информации и надзор за поведением партнеров руководство фирмы может посчитать стоимость такой операции слишком высокой и решить, что выполнение операции силами самой организации окажется более эффективным. Рассмотрим пример. Администрация университета может полагаться на внешних подрядчиков для выполнения, например, работ по уборке и техобслуживанию. Основной причиной для привлечения подрядчиков для выполнения этих работ является то, что данные компании специализируются на уборке и техобслуживании. Более того, администрация университета не будет иметь дела с капитальными затратами на содержание оборудования по уборке и ремонту или расходами по управлению рабочим персоналом. Типовое соглашение требует, чтобы уборка и техобслуживание были проведены после учебных занятий. Однако имеются трудности (особенно в крупных университетах) с организацией контроля работы внешнего подрядчика. Поэтому подрядчик может скрывать и давать неверную информацию о качестве и объеме произведенной работы. Другие проблемы могут быть связаны с повреждениями зданий и воровством. Если стоимость контроля за соблюдением условий соглашения слишком возрастает, университет может принять решение выполнять эти работы своими силами, что будет значительно дешевле. Это означает, что университет будет обязан создать подразделение по уборке и обслуживанию, нанять рабочих и руководителей работ, вложить деньги в приобретение соответствующего оборудования и принадлежностей. Тем не менее университет считает, что контролировать работу своего подразделения по уборке будет значительно проще, чем работу подрядчика. Разумеется, весьма упрощенной и неверной следует считать точку зрения о том, что агенты непременно будут сообщать неверные сведения о себе (ошибочный выбор), уклоняться от обязанностей (моральный ущерб) и т.п., чтобы извлечь наибольшую выгоду. Теория агентских отношений предполагает, что во взаимоотношениях агентов и руководства организации проблемой являются агенты. Информационная асимметрия приписывает все выгоды агентам в их взаимоотношениях с собственником фирмы. Точно так же руководство организации может давать агенту неверную информацию о себе. Агенты не всегда знают об истинном значении своей работы для собственника. Внутренние и внешние рынки труда не являются совершенным механизмом для оценки работы. Поэтому проблема неверного выбора относится к обеим сторонам, но теория агентских отношений, в сущности, учитывает только неверные сведения агента о себе. Наряду с этим оппозиционность и уклонение от обязанностей, относящиеся к проблеме морального ущерба, могут быть преувеличены. Работа часто выходит далеко за пределы упрощенного содержания контракта между собственником и рабочими. Сотрудников не нужно принуждать. Многократно доказано, что они охотно принимают на себя обязанности и способны на честные и благотворительные акции. Не все, что делается, производится только за вознаграждение. Теория агентских отношений предполагает, что эгоизм — это природа человека, однако многое из того, что люди делают, является либо нейтральным, либо направленным на то, чтобы улучшить условия для других. Часто делаются неверные предположения о причинах поведения людей. Взгляд на организацию только как на систему контрактных отношений чрезмерно упрощает многоаспектность ее деятельности. МЕХАНИЗМЫ ОБМЕНА, УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ Согласно теориям агентских отношений и трансакционных издержек организация используется как механизм для поддержки многообразных видов обмена: между собственником и сотрудниками, между организацией и внешней средой. Суть организационной экономики в том, чтобы находить адекватные механизмы управления или организационные образования, которые снижают издержки всех видов обмена. Теория агентских отношений акцентирует внимание на правовых аспектах контроля — контрактах и легально назначенных управленческих органах. Теория трансакционных издержек делает акцент на очерчивании эффективных границ организации — какие операции должны стать внутренним делом организации и какие должны выполняться за ее пределами. Проблемы, возникающие в процессе функционирования организаций, нередко являются результатом различного понимания целей собственником и агентами (сотрудниками). Собственник стремится к максимизации богатства за счет эффективности работы фирмы. Агенты стремятся к увеличению своей доли богатства и сокращению усилий, вложенных в выполнение работы (т.е. максимум оплаты и выгоды при минимуме усилий). Проблема состоит в том, что собственник ожидает от сотрудников максимума отдачи при минимальных затратах (т.е. эффективности), тогда как сотрудники стремятся сократить усилия и получить максимум вознаграждения. Собственник пытается защитить свои интересы, заключая контракты, предписывающие сотрудникам определенное поведение или необходимую производительность. Контрактами, определяющими поведение (behavioral contracts), называются те, которые регламентируют специфическую деятельность сотрудника. Например, контракты, определяющие поведение, могут устанавливать рабочее время сотрудников. Оплата будет зависеть от поведения — находиться на фирме в установленные часы и выполнять конкретную работу. Контракты, определяющие поведение, используются в том случае, когда результат работы трудно измерить, когда работа рутинна, а степень конфликтности между владельцем фирмы и сотрудником невелика. Контракты на оплату труда по результатам (outcome-based contracts), или по производительности, связывают вознаграждение за труд с измеряемым результатом. Поштучное производство, выплата комиссионных, оплата за выполненную работу — это все примеры контрактов с оплатой по результатам. Например, в каких-то ведущих корпорациях зарплата и премиальные главного специалиста исчисляются исходя из общих результатов работы компании. Вознаграждение может быть связано с курсом акций, ростом реализации продукции или прибылью. Другим примером контракта на оплату труда по результатам является выплата комиссионных с продаж. Такие контракты используются в тех случаях, когда расхождения в целях владельца фирмы и агентов очень велики, когда поведение на работе трудно контролировать и когда результат легко измеряем. Специально формируемый орган — правление потенциально играет важную роль в контроле и управлении компанией. Члены правления призваны выполнять функции советников, консультантов и лиц, дающих оценку отчетам менеджеров. Они оценивают стабильность работы фирмы, разрабатывают задачи правления и стратегию совершенствования организации. Правление избирается акционерами и должно представлять их интересы в организации. Правлению передаются доверительные функции (т.е. это юридическое доверенное лицо) по защите инвестиций акционеров в компании. Правление играет роль посредника между служащими компании и акционерами. Более подробно о функциях правления см. в главе 28. Важным источником контроля, оказывающим давление на организацию, является дисциплинирующее воздействие рынка. Это означает, что различные рынки, такие, как рынок ценных бумаг, рынок труда и рынок ссудного капитала, могут служить источником информации о работе компании. Этот источник обратной связи заставляет руководство компании предпринимать усилия по улучшению работы. Следующий пример служит иллюстрацией того, как рынок дисциплинирует менеджеров. Фирма X является производителем электронных игр. Компания является участником рынка ценных бумаг, и многие инвесторы владеют ее акциями. Руководство фирмы начало проводить агрессивную кампанию для расширения ее рынка и инвестировало значительные средства в исследования, обновление оборудования и привлечение нового персонала. В начале года акции компании продавались по цене 10 долл. за акцию. Когда компания провозгласила новую стратегию, цена поднялась до 13 долл. за акцию. Инвесторы выражали одобрение новой агрессивной стратегии. Однако в конце года руководство фирмы объявило, что продажи оказались разочаровывающе низкими, и инвесторы попытались избавиться от её акций. Цена упала до 7 долл. Инвесторы объявили о своем неодобрении работы руководства компании. В экстремальных случаях владелец компании, считающий, что фирма неэффективно управляется, может уволить ее менеджеров, или потенциальный владелец может попытаться выкупить фирму путем приобретения ее акций. Новый владелец фирмы может дать поптъ, что у фирмы есть потенциал, чтобы работать лучше при другом собственнике и новом менеджменте. Рынки труда и ссудного капитала могут оказывать такое же дисциплинарное воздействие на руководство фирмы. Преуспевающие менеджеры должны знать, что их услуги пользуются спросом на рынке труда. Однако после провала экспансионистских планов фирмы X ее менеджеры вряд ли могли рассчитывать на востребованность со стороны других фирм. Рынок труда, возможность перехода работников в другие фирмы и требования более высокой оплаты труда создают стимул для работы. Что касается рынка ссудного капитала, то до реализации плана экспансии на рынке фирма Сработала эффективно и не испытывала трудностей с кредитованием. Кредит оказывает давление на фирму, которая должна работать более эффективно из-за необходимости выплачивать долги. В случае неэффективного управления фирмой рынок ссудного капитала дисциплинарно накажет компанию, снизив ее кредитный рейтинг и заставив платить повышенные проценты. В экстремальных условиях рынок ссудного капитала может заставить неэффективно работающую компанию объявить о своем банкротстве., Трансакционные издержки и эффективные границы фирмы. Исходя из трансакционных издержек организаций серьезным выбором, к которому должна прийти компания, является определение границ эффективности организации. Это означает, что собственник фирмы должен определиться, какие виды деятельности должны осуществляться на фирме и какие — за ее пределами. Когда операции совершаются за пределами фирмы, она должна проводить мониторинг рынка в поисках надежных источников основных ресурсов. Это называется рыночным контролем. Если рынок не оправдывает ожиданий, если цена операций слишком высока или операции трудно контролировать, фирма стремится выполнять данные операции своими силами. В этих условиях у руководства есть два варианта контроля — бюрократический и клановый (фирменный) контроль. Рыночный контроль. Этот вид контроля опирается на уровень рыночных цен и используется при мониторинге трансакционных издержек. Рыночный контроль может также существовать внутри фирмы для оценки труда отдельных работников. Контракты на оплату труда по результатам во многих отношениях являются примерами рыночного контроля. Фирма платит вознаграждение за работу исходя из цен, сложившихся на рынке труда. Кроме того, рыночный контроль может быть использован для мониторинга работы подразделений фирмы, выпускающих продукцию, которую можно оценить на рынке. Бюрократический контроль. Этот вид контроля означает, что контроль операций производится с помощью организационной иерархии или бюрократии. Внимание сосредоточивается на ограниченной зоне ответственности, широко используются регламентирующие правила, директивы и процедуры. Контроль операций предполагает привлечение сотрудников узкой специализации, проблемы решаются на верхних уровнях иерархии. Механизмы контроля часто включают такие элементы, как понятное описание работы и системы ее оценки, статистические или цифровые системы мониторинга и контроля производственной сферы, бюджета и финансовой отчетности. Процедуры бюрократического контроля во многом схожи с регламентирующими условиями контрактов, определяющих, по теории агентских отношений, поведение сотрудников. Клановый (фирменный) контроль. Бюрократический контроль может стать неэффективным. Это особенно относится к организации, положение которой Нестабильно в связи с решением проблем окружающей среды и внедрением новых технологий. Разработка правил, проведение мониторинга и принудительных мер требуют привлечения дополнительного персонала, времени и денежных средств. В результате организация теряет гибкость и способность оперативно приспосабливаться к изменениям внешней среды, снижается ее эффективность. В качестве альтернативы бюрократической структуре была предложена органическая структура, предполагающая расширение полномочий и ответственности персонала и сокращение лишних звеньев иерархии управления. При этом принятие решений передается на более низкие уровни управления. В данном случае в организации применяется клановый (фирменный) контроль. Этот вид контроля использует коллективные нормы, ценности и убеждения членов организации для достижения общих целей и задач. Коллективные нормы, ценности и убеждения находят выражение в организационной культуре и содействуют достижению согласия в организации. Клановый (фирменный) контроль осуществляется путем процедуры проверки, отбора или обучения сотрудников. Например, какие-то организации нанимают только выпускников престижных колледжей и университетов, связывая это с возможным использованием накопленных ценностей, процедур, традиций, прививаемых правил и убеждений. Некоторые организации полагаются на внутреннее обучение, иногда совмещаемое с передачей специфических инициирующих ритуалов, коллективных норм, ценностей и убеждений. Бизнес использует клановый (фирменный} контроль особенно при сокращении объема деятельности и реорганизации. Когда работники разделяют общие ценности, нормы и убеждения и преданы общим целям организации, существует меньшая вероятность возникновения проблемы оппозиционного поведения. Сотрудники приходят к пониманию, что их благосостояние и благополучие организации тесно связаны. Если отсутствует оппозиция, то информационная асимметрия является меньшей проблемой. Сотрудники пользуются информацией и знаниями для достижения общих целей организации. Понятно, что клановый (фирменный) контроль не ведет к сокращению всех агентских издержек, но он уменьшает влияние оппозиционного поведения. Важно учитывать, что собственники и менеджеры сталкиваются с различными проблемами в стремлении к эффективности. Эти проблемы, связанные с агентскими или трансакционными издержками, включают ограниченную рациональность, оппозицию, информационную асимметрию и т.п. Цель собственников — максимизировать эффективность, сократив трансакционные и агентские издержки. Агентские и трансакционные издержки могут быть сокращены при соответствующих механизмах управления. Теория агентских отношений придает особое значение правовым аспектам контроля посредством заключения контрактов, определяющих поведение, и контрактов на оплату труда по результатам, а также эффективной деятельности руководства фирмы. Используя рын- ки, бюрократию или клановый (фирменный) контрольный механизм, теория трансакционых издержек описывает условия, при которых операции выполняются силами самой организации или проводятся внешними поставщиками. Рынки, бюрократия и клановые (фирменные) правила отражают использование различных механизмов управления и контроля операций. Вопросы для обсуждения 1. Как укрупненно можно классифицировать управленческие решения? 2. Назовите варианты индивидуального принятия решений. 3. Какие варианты организации группового принятия решений вы знаете? 4. Охарактеризуйте содержание и отличия системного и ситуационного подходов к принятию управленческого решения. 5. Как выявляются проблемы, требующие принятия управленческого решения? 6. Какие риски необходимо учитывать при принятии решения? Как можно уменьшить неопределенность? 7. Как определяются критерии выбора альтернатив при принятии управленческих решений? 8. Какие факторы внешней среды учитываются при принятии управленческого решения? 9. Какое место занимает координация в процессе управления? Какие задачи она решает? 10. Перечислите факторы, определяющие роль и значение координации в управлении. П. Какие организационные формы используются для координации в управлении? 12. Как проявляется взаимосвязь стиля управления и координации? 13. В чем состоит содержание коммуникативности и каковы ее функции? 14. Перечислите основные направления движения информации при коммуникациях в организации. 15. Охарактеризуйте модели коммуникаций и факторы, в зависимости от которых они различаются. 16. Что такое неформальные коммуникации? Каковы их цели? 17. Какие рекомендации для установления эффективных коммуникаций между руководителем и подчиненными вам известны? 18. Каковы основные различия в системе коммуникаций в условиях статичной и динамичной организации? 19. В чем сущность теории агентских отношений и теории трансакци-онных издержек? Каково их влияние на оценку операционного эффекта? Date: 2015-12-13; view: 900; Нарушение авторских прав |