Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное управление





Адаптация российских предприятий к условиям рынка и их эффективное функционирование в решающей степени зависят от активности и уровня профессионализма их руководителей. Если в начале реформ «фактор руководителя», и прежде всего компе­тентный подход к делу, явно недооценивались, то теперь массо­вое сознание все в большей степени стало связывать результаты работы предприятий с деятельностью высшего руководителя и его управленческой команды. Собственно, управление предприятием и характер стратегий руководителей во многом предопределяют состояние российской экономики. Отметим, что в стране продол­жаются поиск новых моделей управления, выдвижение хозяйству­ющих субъектов в главные действующие лица реформ.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЯМ

Руководители российских предприятий и фирм испытывают трудности, связанные с переходом к новым экономическим отно­шениям. Расширяется пространство их деятельности: создание и структуризация новых компаний, поиск рыночных ниш и плате­жеспособных потребителей, формирование корпоративной куль­туры, определение конкурентных преимуществ и главных компе­тенций фирмы, развитие новых продуктов и др. Главная трудность работы руководителя — высочайшие риски внешней среды. На­ряду с этим он сталкивается с неопределенностью прав собствен­ности внутри предприятия. Ему приходится преодолевать прак­тиковавшееся ранее блокирование с конкурентами партнера и не­мотивированный отказ от контрактов. Для многих руководителей характерны неумение достигать компромисса, авторитаризм, не­достаточная деловая культура и др. Проблемой остается высокая степень зависимости благополучия компании от государства.


Руководители несут ответственность за разработку стратегии изменений и планирование мероприятий по их осуществлению. Общий план преобразований должен учитывать такие поведенчес­кие проблемы, как возможное негативное отношение сотрудни­ков к переменам и связанной с ними неопределенности, и общую потребность в создании организации, способствующей трансфор­мации. Огромная роль в процессе осуществления изменений при­надлежит лидерам трансформации, т.е. руководителям, иници­ирующим стратегические перемены, направленные на укрепление позиций фирмы, создание непрерывно обучающейся организации.

Одной из важных категорий профессионального управления является видение организации, которое формируется ее высшим менеджментом. Видение — это выраженный в определенной фор­ме долгосрочный имидж компании или представление о том, ка­кой она должна стать. Видение может также включать общие убеж­дения и ценности, являющиеся базисом для изменения организа­ционной культуры. Руководитель постоянно выстраивает миссии и цели своей фирмы. Причем путь «от стратегического планиро­вания через стратегическое управление к стратегаческому'лидер-ству» способен преодолеть руководитель, ориентированный на достижение целей фирмы в минимально возможные сроки.

В современных условиях возрастают требования к повышению уровня профессионализма в управлении. Прежде всего это долж­но проявляться в оказании направленного влияния на других людей, цель которого — побуждение их к достижению определен­ных целей. Первоочередные задачи менеджеров заключаются в планировании процесса труда, создании структур организации и контроле над использованием ее ресурсов. Функции менеджера официально закреплены, но, когда он подкрепляет свои действия неформальным влиянием, он действует как настоящий руководи­тель. В силу различий между управлением и лидерством сильные руководители могут быть слабыми управленцами. Такие индиви­ды умеют привести свою группу в движение, но не в силах заста­вить ее двигаться в направлении, которое кратчайшим путем ве­дет к поставленной цели. Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером и, тем не менее, эффективным ме­неджером, особенно если он управляет сотрудниками, четко осо­знающими свои задачи и мотивированными к труду. Однако та­кого рода ситуации складываются достаточно редко, а значит, про­фессиональный менеджер должен обладать развитыми навыками лидерства, тем более что способности к руководству могут быть усовершенствованы на практике.


Современные задачи повышения эффективности управления предъявляют особые требования к личности руководителя, его знаниям науки и передовой практики управления в рыночных условиях. Недостаток финансирования, необходимость поиска потребителей и каналов сбыта, формирование нового типа куль­туры и факторов мотивации труда в организациях поставили ру­ководителей перед необходимостью изменения стиля и методов управления. Ушло в прошлое хозяйственное иждивенчество, ког­да государство оплачивало расходы, связанные с просчетами и неудовлетворительной деятельностью отстающих предприятий. Руководителям приходится самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем:

• определение стратегических целей и задач управления;

• разработка детальных планов для достижения этих целей;

• координация деятельности предприятия с другими компани­ями и фирмами;

• совершенствование организационной структуры;

• оптимизация процедуры принятия управленческих решений;

• поиск наиболее эффективных стилей управления;

• совершенствование мотивации действий сотрудников.

Успешная работа предприятия, уровень его конкурентоспособ­ности во многом зависят от культуры организации. Все крупные и прибыльные фирмы мира имеют свою культуру организации, т.е. комплекс правил, традиций и символов, который постоянно совершенствуется. Специфические задачи стоят перед предприя­тием в связи с новыми проблемами материально-технического обеспечения и сбыта продукции. На первый план выходят про­фессиональные знания в таких областях, как маркетинг, реклама, деловые контакты с партнерами, внешнеторговая деятельность.

В 1997—1999 гг. исследовательская компания Burson-Marsteller провела социологическое исследование роли высших руководите­лей в бизнесе. Результаты опроса 1400 человек (директоров и выс­ших управляющих компаний, финансовых аналитиков, предста­вителей СМИ, важных правительственных чиновников) оказались следующими: а) авторитет компании все в большей мере зависит от репутации ее руководителей; б) одним из главных требований к высшим руководителям стала способность формировать ясное видение будущего компании и вызывать доверие; в) современные высшие менеджеры — эффективный инструмент бизнеса. Рост их авторитета приводит к получению компанией дополнительных доходов; г) среди важнейших видов деятельности высших руко­водителей приоритет отдается выработке стратегии.


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Как повысить управленческий профессионализм? Что необхо­димо для формирования позитивной репутации менеджера? Ис­следование фирмы Burson-Marsteller выявило семь черт, присущих современному высшему менеджеру: 1) использование профессио­нальных методов управления (разработка долгосрочной стратегии, краткосрочное планирование, анализ финансовых результатов, формулирование корпоративной миссии и ценностей организации, разработка стратегий продвижения новых товаров, внедрения нов­шеств в обслуживание клиентов, проведения слияний и поглоще­ний, управления активами); 2) высокие объективные показатели работы (обеспечение высокой капитализации компании, приня­тие оптимальных решений и т.п.); 3) «двойное зрение», т.е. виде­ние ситуации как изнутри компании, так и извне; 4) внимание к критике и оценкам, т.е. учет всех факторов, влияющих на репу­тацию; 5) сила личности, обаяние — одни лишь бонусы не помо­гут организовать сильную управленческую команду, тогда как именно команда создает репутацию руководителя; 6) способность предвидеть последствия — управляющий должен действовать в режиме реального времени; 7) предметное ведение разговоров — необходимо четко знать, чего от тебя хотят.

К наиболее значимым навыкам руководителя обычно относят технические, человеческие и концептуальные. Техническая ква­лификация характеризует знания и способности индивида в тех­нологических или любых других процессах (бухгалтерский учет, конструирование и дизайн, финансы и др.). Техническая квали­фикация — отличительный фактор рабочего процесса на операци­онном и профессиональном уровнях. С повышением ответствен­ности руководителя значение его технической квалификации уменьшается (рис. 11.1) и растет его зависимость от уровня профес­сионализма подчиненных. Более того, во многих случаях совре­менные менеджеры имеют весьма приблизительное представление о технической стороне производственных процессов.

Умение работать с людьми — это навыки эффективного взаи­модействия лидера с сотрудниками организации и создания ра­бочих команд. Руководитель любого управленческого уровня обя­зан обладать такими навыками. Концептуальные способности — это навыки анализа поведения людей, динамики структур и длитель­ных взаимосвязей (долгосрочное планирование). Значение данных навыков возрастает с переходом менеджера на более высокий уро­вень иерархии управления. Реализация концептуальных способ-


Низовое звено Средний Высшие

управления управленческий руководители

персонал

Рис. 11.1. Знания и способности руководителей на разных уровнях управления

ностей предполагает умение лидера мыслить в абстрактных кате­гориях, работа с людьми — поддерживать отношения с индиви­дами, а техническая квалификация — понимать производственные процессы.

Обобщение опыта лучших российских предприятий показыва­ет, что в последние годы они делали ставку на свои силы, на со­хранение производственных и научно-технических коллективов, на профессиональное управление. Предприятия взяли на воору­жение стратегию выживания (изменение ассортимента продукции, поиск ниши на рынке и т.д.). Многие из руководителей, умело используя внутренние ресурсы предприятий и частично внешние источники, обновляли основные фонды, увеличивали число ра­бочих мест, успешно преодолевали кризис неплатежей и решали социальные вопросы. Анализ организации управления на указан­ных предприятиях, деятельности их руководителей позволяет выделить ряд базовых компетенций менеджеров и основных черт профессионализма, к числу которых следует отнести: 1) стратеги­ческое видение; 2) предприимчивость; 3) ориентацию на клиен­тов; 4) мотивацию достижений; 5) всесторонне обоснованное при­нятие решений; 6) организационные навыки. Не меньшее значе-


ниє приобретают такие компетенции, как целенаправленное вли­яние на подчиненных, управление исполнением и т.п.

Профессиональное управление организацией предполагает:

• выдвижение стратегических ориентиров;

• поиск новых моделей руководства, позволяющих делегиро­вать права и ответственность и отказаться от избыточной концен­трации власти в одних руках;

• расширение стимулов деятельности персонала, ее переориен­тацию на модель партнерских отношений;

• перестройку структуры организации предприятия и принци­пов его управления в соответствии с требованиями рынка, сни­жение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций, расши­рение деятельности управленческих команд;

• формирование у руководителей мотивационной готовности к инновационным преобразованиям, переход от модели выживания к модели развития.

Профессиональные менеджеры систематически анализируют факторы, влияющие на будущее компании. Обоснованный про­гноз тенденций рынка позволяет им разрабатывать стратегичес­кие планы, предвидеть возможные барьеры на пути к успеху и оперативно находить способы их преодоления. Намечая перспек­тивы своего бизнеса, профессиональные менеджеры всегда исхо­дят из текущих и перспективных потребностей клиентов. Четкая расстановка приоритетов помогает им концентрировать усилия на важных направлениях, анализировать различные альтернативы и находить оптимальные варианты решений, даже если они проти­воречат сиюминутным интересам.

В литературе по управлению особо выделяются три тесно взаи­мосвязанные группы ролей, выполняемых профессиональными менеджерами. Первую группу образуют роли, связанные с осущест­влением межличностных отношений и взаимодействием работни­ков в организации (мотивация, координация деятельности подчи­ненных, делегирование полномочий, формальное представитель­ство и т.п.). Во вторую группу выделена информационная роль, которая включает сбор, обработку и передачу необходимой инфор­мации. Например, информацию о планируемых изменениях по­ведения конкурента менеджер доводит до высшего руководства фирмы, организует ее обсуждение с подчиненными, продумыва­ет дополнительные меры по повышению конкурентоспособности продукции фирмы. Третью группу образуют роли, непосредствен­но связанные с принятием управленческих решений. Как прави­ло, менеджеры являются инициаторами новых проектов и реше-


ний, несут ответственность за корректировку решений в случае непредвиденных изменений или возникновения кризисных ситу­аций, за использование ресурсов, а также участвуют в перегово­рах и несут ответственность за принимаемые решения и их вы­полнение.

Профессиональные менеджеры нацелены на делегирование функций оперативного управления. Учет творческого потенциа­ла подчиненных помогает им находить лучших исполнителей тех или иных работ. Они ставят перед подчиненными четкие цели, выделяя ключевые параметры и способы контроля. Профессио­нальные менеджеры ориентированы на повышение творческого потенциала своих сотрудников.

Что касается управленческих стратегий выживания предприятий в переходной экономике, то стратегии российских менеджеров в основном носили консервативный характер. Многие аналитики видели в этом консерватизме неспособность к быстрой рыночной адаптации, и лишь в последние годы стало ясно: осознанный кон­серватизм спас многие российские предприятия от потрясений, обеспечив необходимый потенциал для будущих преобразований. Как показывают исследования, те руководители, которые отказа­лись от кардинальных преобразований на предприятиях, заменив их практикой эволюционных шагов, оказались в более выгодном положении по сравнению со своими более радикальными коллега­ми. Радикальная перестройка систем управления без учета «ценно­стной составляющей» деловой культуры российских предприятий, сложившейся на протяжении десятилетий, во многих случаях при­вела к тому, что произошла значительная потеря управляемости предприятий.

В центре внимания многих российских предприятий находят­ся разработка и реализация долгосрочных стратегий развития предприятия, несмотря на то что груз текущих управленческих задач не только не уменьшается, но и возрастает. Руководителя­ми российских предприятий накоплен позитивный опыт профес­сионального менеджмента, в частности, по следующим направле­ниям:

• поиск новых партнеров и заказчиков, новых сфер деятельно­сти;

• ориентация на выпуск уникальной продукции, позволяющей завоевывать новые ниши на рынке;

• расширение номенклатуры продукции в соответствии с тре­бованиями заказчика. Максимальный учет нужд заказчика, фор­мирование с ним долговременных стратегий партнерства;


• ориентация на модернизацию производства; обучение чле­нов управленческой команды, повышение их образовательного уровня.

ОБУЧЕНИЕ НАУКЕ И ИСКУССТВУ УПРАВЛЕНИЯ

Профессиональное управление должно опираться на фундамен тальные принципы, современные методы и структуры, техничес кие средства, и каждый специалист в области управления обяза ими овладеть. Необходимо знать технологию и специфически особенности производства, правовые, социальные, нравственные и психологические аспекты управления. Важными требованиями к руководителям становятся высокий уровень культуры и общего образования, а также опыт работы в области управления. Осо­бое значение в деятельности руководителей приобретает выра­ботка конкурентной стратегии и линии поведения в конкурент­ной борьбе.

Для подготовки профессиональных руководителей в России созданы сотни школ и курсов менеджмента, маркетинга и бизне­са, введены специальные дисциплины в программы большинства вузов, расширяется прием слушателей в академии и высшие шко­лы международного бизнеса и управления. Первостепенное вни­мание в подготовке руководителей должно уделяться таким про­блемам, как изучение потребительского спроса, финансовый ме­неджмент, разработка бизнес-планов, заключение и исполнение хозяйственных договоров, контроль на предприятии, реновация средств и объектов материального производства, комплексная оценка уровня конкурентоспособности продукции и др. Профес­сиональная подготовка кадров управления является одним из са­мых рентабельных вложений капитала, поскольку, располагая профессиональной управленческой командой, предприятия смо­гут подняться на уровень высших экономических достижений и преодолевать кризисные ситуации.


Date: 2015-12-13; view: 1689; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию