Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессиональное управление
Адаптация российских предприятий к условиям рынка и их эффективное функционирование в решающей степени зависят от активности и уровня профессионализма их руководителей. Если в начале реформ «фактор руководителя», и прежде всего компетентный подход к делу, явно недооценивались, то теперь массовое сознание все в большей степени стало связывать результаты работы предприятий с деятельностью высшего руководителя и его управленческой команды. Собственно, управление предприятием и характер стратегий руководителей во многом предопределяют состояние российской экономики. Отметим, что в стране продолжаются поиск новых моделей управления, выдвижение хозяйствующих субъектов в главные действующие лица реформ. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЯМ Руководители российских предприятий и фирм испытывают трудности, связанные с переходом к новым экономическим отношениям. Расширяется пространство их деятельности: создание и структуризация новых компаний, поиск рыночных ниш и платежеспособных потребителей, формирование корпоративной культуры, определение конкурентных преимуществ и главных компетенций фирмы, развитие новых продуктов и др. Главная трудность работы руководителя — высочайшие риски внешней среды. Наряду с этим он сталкивается с неопределенностью прав собственности внутри предприятия. Ему приходится преодолевать практиковавшееся ранее блокирование с конкурентами партнера и немотивированный отказ от контрактов. Для многих руководителей характерны неумение достигать компромисса, авторитаризм, недостаточная деловая культура и др. Проблемой остается высокая степень зависимости благополучия компании от государства. Руководители несут ответственность за разработку стратегии изменений и планирование мероприятий по их осуществлению. Общий план преобразований должен учитывать такие поведенческие проблемы, как возможное негативное отношение сотрудников к переменам и связанной с ними неопределенности, и общую потребность в создании организации, способствующей трансформации. Огромная роль в процессе осуществления изменений принадлежит лидерам трансформации, т.е. руководителям, инициирующим стратегические перемены, направленные на укрепление позиций фирмы, создание непрерывно обучающейся организации. Одной из важных категорий профессионального управления является видение организации, которое формируется ее высшим менеджментом. Видение — это выраженный в определенной форме долгосрочный имидж компании или представление о том, какой она должна стать. Видение может также включать общие убеждения и ценности, являющиеся базисом для изменения организационной культуры. Руководитель постоянно выстраивает миссии и цели своей фирмы. Причем путь «от стратегического планирования через стратегическое управление к стратегаческому'лидер-ству» способен преодолеть руководитель, ориентированный на достижение целей фирмы в минимально возможные сроки. В современных условиях возрастают требования к повышению уровня профессионализма в управлении. Прежде всего это должно проявляться в оказании направленного влияния на других людей, цель которого — побуждение их к достижению определенных целей. Первоочередные задачи менеджеров заключаются в планировании процесса труда, создании структур организации и контроле над использованием ее ресурсов. Функции менеджера официально закреплены, но, когда он подкрепляет свои действия неформальным влиянием, он действует как настоящий руководитель. В силу различий между управлением и лидерством сильные руководители могут быть слабыми управленцами. Такие индивиды умеют привести свою группу в движение, но не в силах заставить ее двигаться в направлении, которое кратчайшим путем ведет к поставленной цели. Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером и, тем не менее, эффективным менеджером, особенно если он управляет сотрудниками, четко осознающими свои задачи и мотивированными к труду. Однако такого рода ситуации складываются достаточно редко, а значит, профессиональный менеджер должен обладать развитыми навыками лидерства, тем более что способности к руководству могут быть усовершенствованы на практике. Современные задачи повышения эффективности управления предъявляют особые требования к личности руководителя, его знаниям науки и передовой практики управления в рыночных условиях. Недостаток финансирования, необходимость поиска потребителей и каналов сбыта, формирование нового типа культуры и факторов мотивации труда в организациях поставили руководителей перед необходимостью изменения стиля и методов управления. Ушло в прошлое хозяйственное иждивенчество, когда государство оплачивало расходы, связанные с просчетами и неудовлетворительной деятельностью отстающих предприятий. Руководителям приходится самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем: • определение стратегических целей и задач управления; • разработка детальных планов для достижения этих целей; • координация деятельности предприятия с другими компаниями и фирмами; • совершенствование организационной структуры; • оптимизация процедуры принятия управленческих решений; • поиск наиболее эффективных стилей управления; • совершенствование мотивации действий сотрудников. Успешная работа предприятия, уровень его конкурентоспособности во многом зависят от культуры организации. Все крупные и прибыльные фирмы мира имеют свою культуру организации, т.е. комплекс правил, традиций и символов, который постоянно совершенствуется. Специфические задачи стоят перед предприятием в связи с новыми проблемами материально-технического обеспечения и сбыта продукции. На первый план выходят профессиональные знания в таких областях, как маркетинг, реклама, деловые контакты с партнерами, внешнеторговая деятельность. В 1997—1999 гг. исследовательская компания Burson-Marsteller провела социологическое исследование роли высших руководителей в бизнесе. Результаты опроса 1400 человек (директоров и высших управляющих компаний, финансовых аналитиков, представителей СМИ, важных правительственных чиновников) оказались следующими: а) авторитет компании все в большей мере зависит от репутации ее руководителей; б) одним из главных требований к высшим руководителям стала способность формировать ясное видение будущего компании и вызывать доверие; в) современные высшие менеджеры — эффективный инструмент бизнеса. Рост их авторитета приводит к получению компанией дополнительных доходов; г) среди важнейших видов деятельности высших руководителей приоритет отдается выработке стратегии. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Как повысить управленческий профессионализм? Что необходимо для формирования позитивной репутации менеджера? Исследование фирмы Burson-Marsteller выявило семь черт, присущих современному высшему менеджеру: 1) использование профессиональных методов управления (разработка долгосрочной стратегии, краткосрочное планирование, анализ финансовых результатов, формулирование корпоративной миссии и ценностей организации, разработка стратегий продвижения новых товаров, внедрения новшеств в обслуживание клиентов, проведения слияний и поглощений, управления активами); 2) высокие объективные показатели работы (обеспечение высокой капитализации компании, принятие оптимальных решений и т.п.); 3) «двойное зрение», т.е. видение ситуации как изнутри компании, так и извне; 4) внимание к критике и оценкам, т.е. учет всех факторов, влияющих на репутацию; 5) сила личности, обаяние — одни лишь бонусы не помогут организовать сильную управленческую команду, тогда как именно команда создает репутацию руководителя; 6) способность предвидеть последствия — управляющий должен действовать в режиме реального времени; 7) предметное ведение разговоров — необходимо четко знать, чего от тебя хотят. К наиболее значимым навыкам руководителя обычно относят технические, человеческие и концептуальные. Техническая квалификация характеризует знания и способности индивида в технологических или любых других процессах (бухгалтерский учет, конструирование и дизайн, финансы и др.). Техническая квалификация — отличительный фактор рабочего процесса на операционном и профессиональном уровнях. С повышением ответственности руководителя значение его технической квалификации уменьшается (рис. 11.1) и растет его зависимость от уровня профессионализма подчиненных. Более того, во многих случаях современные менеджеры имеют весьма приблизительное представление о технической стороне производственных процессов. Умение работать с людьми — это навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и создания рабочих команд. Руководитель любого управленческого уровня обязан обладать такими навыками. Концептуальные способности — это навыки анализа поведения людей, динамики структур и длительных взаимосвязей (долгосрочное планирование). Значение данных навыков возрастает с переходом менеджера на более высокий уровень иерархии управления. Реализация концептуальных способ- Низовое звено Средний Высшие управления управленческий руководители персонал Рис. 11.1. Знания и способности руководителей на разных уровнях управления ностей предполагает умение лидера мыслить в абстрактных категориях, работа с людьми — поддерживать отношения с индивидами, а техническая квалификация — понимать производственные процессы. Обобщение опыта лучших российских предприятий показывает, что в последние годы они делали ставку на свои силы, на сохранение производственных и научно-технических коллективов, на профессиональное управление. Предприятия взяли на вооружение стратегию выживания (изменение ассортимента продукции, поиск ниши на рынке и т.д.). Многие из руководителей, умело используя внутренние ресурсы предприятий и частично внешние источники, обновляли основные фонды, увеличивали число рабочих мест, успешно преодолевали кризис неплатежей и решали социальные вопросы. Анализ организации управления на указанных предприятиях, деятельности их руководителей позволяет выделить ряд базовых компетенций менеджеров и основных черт профессионализма, к числу которых следует отнести: 1) стратегическое видение; 2) предприимчивость; 3) ориентацию на клиентов; 4) мотивацию достижений; 5) всесторонне обоснованное принятие решений; 6) организационные навыки. Не меньшее значе- ниє приобретают такие компетенции, как целенаправленное влияние на подчиненных, управление исполнением и т.п. Профессиональное управление организацией предполагает: • выдвижение стратегических ориентиров; • поиск новых моделей руководства, позволяющих делегировать права и ответственность и отказаться от избыточной концентрации власти в одних руках; • расширение стимулов деятельности персонала, ее переориентацию на модель партнерских отношений; • перестройку структуры организации предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций, расширение деятельности управленческих команд; • формирование у руководителей мотивационной готовности к инновационным преобразованиям, переход от модели выживания к модели развития. Профессиональные менеджеры систематически анализируют факторы, влияющие на будущее компании. Обоснованный прогноз тенденций рынка позволяет им разрабатывать стратегические планы, предвидеть возможные барьеры на пути к успеху и оперативно находить способы их преодоления. Намечая перспективы своего бизнеса, профессиональные менеджеры всегда исходят из текущих и перспективных потребностей клиентов. Четкая расстановка приоритетов помогает им концентрировать усилия на важных направлениях, анализировать различные альтернативы и находить оптимальные варианты решений, даже если они противоречат сиюминутным интересам. В литературе по управлению особо выделяются три тесно взаимосвязанные группы ролей, выполняемых профессиональными менеджерами. Первую группу образуют роли, связанные с осуществлением межличностных отношений и взаимодействием работников в организации (мотивация, координация деятельности подчиненных, делегирование полномочий, формальное представительство и т.п.). Во вторую группу выделена информационная роль, которая включает сбор, обработку и передачу необходимой информации. Например, информацию о планируемых изменениях поведения конкурента менеджер доводит до высшего руководства фирмы, организует ее обсуждение с подчиненными, продумывает дополнительные меры по повышению конкурентоспособности продукции фирмы. Третью группу образуют роли, непосредственно связанные с принятием управленческих решений. Как правило, менеджеры являются инициаторами новых проектов и реше- ний, несут ответственность за корректировку решений в случае непредвиденных изменений или возникновения кризисных ситуаций, за использование ресурсов, а также участвуют в переговорах и несут ответственность за принимаемые решения и их выполнение. Профессиональные менеджеры нацелены на делегирование функций оперативного управления. Учет творческого потенциала подчиненных помогает им находить лучших исполнителей тех или иных работ. Они ставят перед подчиненными четкие цели, выделяя ключевые параметры и способы контроля. Профессиональные менеджеры ориентированы на повышение творческого потенциала своих сотрудников. Что касается управленческих стратегий выживания предприятий в переходной экономике, то стратегии российских менеджеров в основном носили консервативный характер. Многие аналитики видели в этом консерватизме неспособность к быстрой рыночной адаптации, и лишь в последние годы стало ясно: осознанный консерватизм спас многие российские предприятия от потрясений, обеспечив необходимый потенциал для будущих преобразований. Как показывают исследования, те руководители, которые отказались от кардинальных преобразований на предприятиях, заменив их практикой эволюционных шагов, оказались в более выгодном положении по сравнению со своими более радикальными коллегами. Радикальная перестройка систем управления без учета «ценностной составляющей» деловой культуры российских предприятий, сложившейся на протяжении десятилетий, во многих случаях привела к тому, что произошла значительная потеря управляемости предприятий. В центре внимания многих российских предприятий находятся разработка и реализация долгосрочных стратегий развития предприятия, несмотря на то что груз текущих управленческих задач не только не уменьшается, но и возрастает. Руководителями российских предприятий накоплен позитивный опыт профессионального менеджмента, в частности, по следующим направлениям: • поиск новых партнеров и заказчиков, новых сфер деятельности; • ориентация на выпуск уникальной продукции, позволяющей завоевывать новые ниши на рынке; • расширение номенклатуры продукции в соответствии с требованиями заказчика. Максимальный учет нужд заказчика, формирование с ним долговременных стратегий партнерства; • ориентация на модернизацию производства; обучение членов управленческой команды, повышение их образовательного уровня. ОБУЧЕНИЕ НАУКЕ И ИСКУССТВУ УПРАВЛЕНИЯ Профессиональное управление должно опираться на фундамен тальные принципы, современные методы и структуры, техничес кие средства, и каждый специалист в области управления обяза ими овладеть. Необходимо знать технологию и специфически особенности производства, правовые, социальные, нравственные и психологические аспекты управления. Важными требованиями к руководителям становятся высокий уровень культуры и общего образования, а также опыт работы в области управления. Особое значение в деятельности руководителей приобретает выработка конкурентной стратегии и линии поведения в конкурентной борьбе. Для подготовки профессиональных руководителей в России созданы сотни школ и курсов менеджмента, маркетинга и бизнеса, введены специальные дисциплины в программы большинства вузов, расширяется прием слушателей в академии и высшие школы международного бизнеса и управления. Первостепенное внимание в подготовке руководителей должно уделяться таким проблемам, как изучение потребительского спроса, финансовый менеджмент, разработка бизнес-планов, заключение и исполнение хозяйственных договоров, контроль на предприятии, реновация средств и объектов материального производства, комплексная оценка уровня конкурентоспособности продукции и др. Профессиональная подготовка кадров управления является одним из самых рентабельных вложений капитала, поскольку, располагая профессиональной управленческой командой, предприятия смогут подняться на уровень высших экономических достижений и преодолевать кризисные ситуации. Date: 2015-12-13; view: 1742; Нарушение авторских прав |