Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы религиозных организаций
По мнению социологов, сотни различных религиозных организаций, действующих в США, образуют континуум, с церковью на одном полюсе и сектой — на другом. Обнаружив для любой из религиозных организаций ее место, можно дать ей описание в зависимости от проявленности двух типов — церкви или секты. Церковь Основываясь на идеях своего учителя Макса Вебера, Эрнст Трёльч определил церковь как тип религиозной организации, успешно встроенной в общество как таковое. Организации, подобные церкви, обычно «живут» веками, и их членами являются представители многих поколений одних и тех же семей. В церкви действуют четко установленные нормы и правила; священнослужителями же выступают люди, специально подготовленные для этого и соответствующие требованиям, предъявляемым к посвященному в духовный сан. Хотя церковь связана с сакральным, она старается не отрываться и от мирских проблем, что делает ее привлекательной в глазах многих людей. Церковная догматика свидетельствует о Боге рационалистически (например, говоря о необходимости добра); предпочтение отдается не конкретным правилам повседневной жизни, а общим нормам нравственности («относись к ближним так же, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»). Проповедуя нравственность, священнослужители избегают обсуждения социальных тем. Например, многие конгрегации могут прославлять единение всех людей, это не мешает тому, что прихожанами оказываются только белые. Подобная двойственность сводит конфликт между церковью и обществом к минимуму (Troeltsch, 1931). 11 декабря, Касабланка (ЛАарокко). Т^олны :/[упланическо го океана разбиваются о стены стоящей на саллол1 берегу красивейшей мечети, по общему лшению — самой большой в лшре. Щочное небо рассекает зеленый лазерный луч. исходящий из самой верхней точки вздыллающегося в вышину здания и указывающий на восток — туда, где находится АЛекка, священный для всех льусульман _______________________________________________________________ Глава 18. Религия 521 город, к котороллу они. опустившись на колени, обращают свои люлитвы. Нто-бы собрать деньги на сооружение этого люнументального храма, король сКассан ОЧ, глава государства и духовный лидер, обложил налоголс каждого из своих подданных, поскольку все они осрищиально считаются лщеульманалш. Этот пример государственной религии резко контрастирует с американскими представлениялш об отделении церкви от государства. Церковь может функционировать либо вместе с государством, либо независимо от него. Государственная церковь — церковь, официально объединенная с государством. Примером ее может служить ислам в Марокко. Государственные религии существовали всегда. На протяжении веков католицизм был официальной религией Римской империи, а конфуцианство вплоть до начала XX в. оставалось таковым в Китае. Сегодня англиканская церковь является официальной в Великобритании, а ислам — в Пакистане и Иране. Церковь, имеющая государственный статус, считает всех членов общества своими прихожанами, что создает почву для религиозной нетерпимости. Деноминация, напротив, — церковь, независимая от государства, принимающего религиозный плюрализм. Деноминации существуют в тех государствах, где церковь формально отделена от государства, в том числе в США, где существуют десятки христианских конфессий, включая католицизм, баптизм, методистскую церковь и лютеранство, а также различные течения иудаизма, ислама. Члены одной деноминации исповедуют свою собственную веру, но они считают, что у других есть право не соглашаться с ними. Секта Секта — тип религиозной организации, стоящей особняком от общества в целом. Члены секты имеют твердые религиозные убеждения и отказывают другим в праве иметь взгляды, отличные от их собственных. Как правило, для членов секты религия является не просто одним из аспектов существования, а образом жизни. Поэтому в некоторых случаях члены секты порывают с обществом все связи, чтобы ничто не мешало им полностью посвятить себя отправлению религиозных обрядов. Так, в полной изоляции пребывают амиши — секта в Северной Америке (Kraybill, 1994). Поскольку культура США считает религиозную терпимость одной из добродетелей, членов сект, утверждающих, что только они исповедуют истинную веру, нередко упрекают в ограниченности. Секты — менее формальные организации, чем церкви. Так, поведение сектантов бывает непредсказуемым и весьма эмоциональным, в то время как прихожане обычно лишь внимают священнослужителям. Секты также отрицают излишнюю рационализацию религиозных представлений и обращают основное внимание на личное переживание человеком божественной власти. Родни Старк противопоставляет церковное видение находящегося далеко Бога («Отче наш, иже еси на не-бесех») более непосредственному видению, присущему сектам («Господи, благослови этого несчастного грешника, стоящего сейчас перед Тобой на коленях») (Stark, 1985; р. 314). Второе отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Чем более похожа организация на церковь, тем вероятнее, что ее духовные лидеры специально подготовлены и возведены в сан священнослужителя. Секты, которые про- 622 Часть IV. Социальные институты Глава 18. Религия 623
славляют личное ощущение Бога, предполагают, что лидеры смогут передать свой эмоциональный опыт и обладают божественным вдохновением. Оно называется харизмой (отдревнегреч. «милость, божественный дар») — исключительными личными качествами, способными превратить аудиторию людей в последователей. Как правило, секты образуют группы, отколовшиеся от признанных религиозных организаций (Stark & Bainbridge, 1979). Благодаря своей чрезмерной эмоциональности и неформальной структуре секты менее стабильны, чем церкви, и многие из них исчезают с горизонта, не успев «возникнуть». Секты, которые «выживают», обычно становятся более похожими на церковь; становятся более формализованными и структурированными организациями. Чтобы число их последователей не уменьшалось, многие секты активно рекрутируют, или привлекают на свою сторону, новых членов. Поэтому высоко ценится опыт обращения — личной трансформации, или религиозного перерождения. Так, свидетели Иеговы в надежде на привлечение адептов активно пропагандируют свою веру. И наконец, секты и церкви отличаются друг от друга социальным составом своих членов. Поскольку твердо укоренившиеся церкви более тесно связаны с обществом, они склонны привлекать в число своих прихожан людей с высоким социальным статусом. В отличие от церквей секты привлекают преимущественно неудачников. Открытость сект новым членам и их обещания спасения и самореализации привлекательны для людей, которые чувствуют себя социальными аутсайдерами. Культ Культ — это религиозная организация, находящаяся в основном вне культурных традиций общества. В то время как большинство сект вырастают из традиционных религиозных организаций, культ обычно складывается вокруг фигуры лидера, обладающего чрезвычайно сильной харизмой; тот выступает с таким убедительным призывом начать новую и совершенно другую жизнь, что противостоять ему невозможно. В США существует около 5000 разных культов (Marquand & Wood, 1997). Поскольку некоторые принципы или обычаи таковых организаций нетрадиционны, распространено мнение, будто они представляют собой отклонение от нормы или даже порождение дьявола. Смерть свыше 80 приверженцев культа в г. Вако (штат Техас) в 1993 г. и самоубийство 39 сторонников культа «Небесные Врата» (штат Калифорния) в 1997 г. (людей, утверждавших, что смерть — путь к лучшей жизни, возможно, в обществе пришельцев из других Галактик) подтвердили обоснованность негативного общественного мнения. Другими словами, как полагают некоторые специалисты, назвать какое бы то ни было религиозное сообщество «культом» — равнозначно тому, чтобы назвать его членов ненормальными (Richardson, 1990; Shupe, 1995; Gleick, 1997). Приходится лишь сожалеть, что о культах сложилось весьма нелестное мнение, ибо, по сути, в этих религиозных организациях нет ничего дурного. Многие ПеТТМПТИ Г МППГППР1ГПНПЙ ИГТППНРМ RTrnmu^a vnnrn.i:iurTcn ИГЛЭА.1 м Mwnaini.i рт. никали именно таким образом. Разумеется, большинство культов недолговечно. Одна из причин этого заключается в том, что общество критикует их сильнее, чем секты. Многие культы требуют от своих членов не только принятия доктрин, но и радикального изменения образа жизни. Подобные требования иногда воспринимаются со стороны как идеологическая обработка («промывание мозгов») их членов, хотя результаты исследований свидетельствуют: психике многих сторонников культов принадлежность к таковым не принесла никакого вреда (Barker, 1981; Kilbourne, 1983). Date: 2015-12-13; view: 470; Нарушение авторских прав |