Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретический анализ религии
Чтобы изучить религиозные представления, социологи задействовали несколько теоретических парадигм; каждая из них по-своему трактует то, как религия формирует социальную жизнь. Функции религии: структурно-функциональный анализ Согласно Дюркгейму, само существование общества и его власть превышают рамки жизни человека (Durkheim, 1965; 1-е изд. — 1915). Иными словами, само общество «богоподобно» и не исчезает со смертью своих членов, бытие которых оно формирует. Таким образом, люди вовлекаются в религиозную жизнь, чтобы прославлять вызывающую трепет власть общества, к которому они принадлежат. Соответственно люди во всех уголках земного шара трансформируют некоторые предметы повседневной жизни в священные символы их коллективной жизни. Члены технологически примитивных обществ «назначат!i на эту роль» тотемы {объекты природного мира, сообща определенные как священные). Тотем (которым может быть животное или выполненное рукой мастера произведение искусства) становится центральной фигурой ритуала, символизирующей власть коллективной жизни над любым человеком. Американский флаг играет в США роль квазисвященного тотема. Его нельзя использовать, например, в качестве одежды; также недопустимо, чтобы он касался земли. Точно так же и надпись на денежных купюрах «Мы верим в Бога» (появившаяся в 1860-е гг. во времена Гражданской войны), означает, что американцы связаны общей верой. Ощущение сплоченности создается и благодаря тотемному символизму, связанному с местными спортивными командами — от Patriots (Новая Англия) до Buckeyes (университет штата Огайо) и 49ers (Сан-Франциско). Почему религиозный аспект социальной жизни столь важен? Дюркгейм говорит о трех основных функциях религии, имеющих принципиальное значение для общества. 1. Социальная сплоченность. Религия объединяет людей с помощью общих правила «честной игры», благодаря которым становится возможной организованная жизнь общества. 2. Социальный контроль. Во всех обществах религиозные идеи служат усилению конформизма. Многие культурные нормы — особенно касающиеся брака и рождения детей — получают в социуме религиозное оправдание. Религия наделяет легитимностью даже политическую систему. Хотя лишь некоторые из современных политиков утверждают, что власть дана им Богом (как это было несколько веков тому назад), многие публично просят Божьего благословения, тем самым подчеркивая нравственность и благочестивость своих помыслов. 3. Придание смысла человеческой жизни. Вера дает утешительное чувство, что, хотя земная жизнь человека коротка, она служит высшей цели. Люди, чей дух укреплен верой, менее склонны впадать в отчаяние от житейских невзгод. Именно поэтому религиозные обряды касаются важнейших событий, в том числе рождения, брака и смерти. Критическая оценка. Согласно структурно-функционатьной парадигме Дюрк-гейма, религия — это коллективная жизнь общества. Однако данный подход преуменьшает роль некоторых проблем, связанных с религией, особенно того, что религиозный фанатизм способен привести к социальным конфликтам. Так, на заре средневековья религиозные убеждения стали импульсом к началу крестовых походов — войн между христианами Европы и мусульманами за Святую Землю, которую представители обеих религий считали священной. Конфликт между мусульманами, иудеями и христианами и по сей день является источником политической нестабильности на Ближнем Востоке. Не угасают конфликты на религиозной почве между протестантами и католиками в Северной Ирландии, не стихают столкновения в Алжире, в Индии, в Шри-Ланке и в других странах и регионах. Иными словами, многие народы вступали в войны, прикрываясь именем Бога, и не приходится сомневаться, что в истории человечества религиозные доктрины спровоцировали больше насилия, чем социальное расслоение. Конструирование священного: парадигма символического интеракционизма С точки зрения символического интеракционизма религия (как и все общество в целом) социально сконструирована (хотя, возможно, и не без участия божественных сил). Благодаря различным ритуалам — от ежедневных молитв до таких религиозных праздников, как христианская пасха и иудейский пейсах, — граница между мирским и священным становится отчетливее. Кроме того, как отмечает Питер Бергер, когда люди соотносят свои краткие жизни, подверженные ошибкам, с некоей «космической системой координат», они обретают «видимость полной безопасности и стабильности» (Berger, 1967, pp. 35-36). Хорошим примером служит брак. Если два человека считают его всего лишь контрактом, ничто не мешает им разорвать узы, когда они этого пожелают. Когда же супруги верят в брак, заключенный «на небесах», узы супружества накладывают значительно более сеоьезные обязательства. Действительно, чем более религи- 618 Часть IV. Социальные институты Глава 18. Религия 619
озны люди, тем менее они склонны к разводам. Эту мысль можно сформулировать так: когда люди оказываются в неопределенной или угрожающей жизни ситуации (болезни, войны или стихийные бедствия), они обращаются к священным для них символам. Критическая оценка. Как утверждается парадигмой символического интерак-ционизма, религия прячет повседневную жизнь под «священный покров» высшего смысла (Berger, 1967). Разумеется, добавляет Бергер, чтобы сакральное придало высший смысл всему и стабилизировало общество, от людей требуется не обращать внимания на структурированный характер общества. В конце концов, много ли сил может дать вера, если воспринимать ее лишь как стратегию переживания трагедий? Кроме того, этот анализ на микроуровне не учитывает связи религиозных представлений с социальным неравенством, о чем и будет сказано далее. Неравенство и религия: анализ с позиции социального конфликта В центре парадигмы социального конфликта стоит вопрос о поддержке, которую религия оказывает социальной иерархии. Как считал Карл Маркс, это служит интересам правящей элиты, потому что таким образом утверждается правомочность существующего порядка и отвлекается внимание народа от социального неравенства. Например, даже сегодня британский монарх является одновременно и формальной главой англиканской церкви — доказательство существования тесной связи между религиозными и политическими элитами. Это фактически означает, что стремление к политическим переменам одновременно предполагает оппозицию церкви. Религия также вдохновляет людей на то, чтобы с надеждой ожидать, когда они окажутся «в лучшем из миров», и свести к минимуму социальные проблемы этого мира. Хорошо известно следующее определение религии, данное Марксом: «...вздох облегчения угнетенного человека, сентиментальность бессердечного мира и душа бездушных условий. Религия есть опиум для народа» (Marx, 1964b, р. 27; первое изд. — 1848). Религию и социальное неравенство связывает тендер. Практически все важнейшие мировые религии патриархальны. В течение многих веков могущественные христианские государства Западной Европы оправдывали свою колониальную политику в отношении народов Африки, Латинской Америки и Азии «обращением» язычников. В южных штатах Америки церковь защищала рабство негров, утверждая, что такова воля Божья. И поныне религиозная сегрегация не преодолена. По словам афроамериканской писательницы Майи Анджелоу, «в воскресенье, в 11.30 утра, Америка более сегрегирована, чем в любой другой день и час недели»'. Критическая оценка. Анализ религии с позиции социального конфликта выявляет ее способность утвердить социальное неравенство. В то же самое время религиозные представления благоприятствуют достижению равенства. Например, в США в XIX в. группы верующих оказались на переднем крае борьбы за отмену рабства. В 1950-е и 1960-е гг. религиозные организации, возглавляемые преподоб- Поссщение воскресных полуденных богослужений — основная форма участия в религиозной жизни -....Л,........................................... --------- ~................................................ /-1ГТ Л ГТ................ „..................................... ...'Л ным Мартином Лютером Кингом-младшим и другими, образовали ядро движения за гражданские права. В 1960-е и 1970-е гг. многие религиозные деятели активно выступали против войны во Вьетнаме, а некоторые, как станет ясно из дальнейшего изложения, оказали определенную поддержку революционным преобразованиям, имевшим место в Латинской Америке и в других странах. Date: 2015-12-13; view: 557; Нарушение авторских прав |