Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия: базовые понятия





Французский социолог Эмиль Дюркгейм утверждал, что религия охватывает то, «что выходит за пределы нашего знания» (Durkheim, 1965; р. 62; 1-е изд. — 1915). Мы, люди, называем большую часть предметов, событий и житейских ситуаций «мирскими». Мирское — это то, что люди определяют в качестве обыденною эле­мента повседневной жизни. Другие же явления мы называем сакральными1 — это то, что люди почитают за экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение. Отделение его от мирского составляет суть всех религиозных верований. Следо­вательно, религиясоциальный институт, включающий верования и практики, основанные на представлении о сакральном.

Анализ мировых религий выявляет огромное разнообразие в вопросах веры. Нет ничего такого, что почиталось бы как сакральное всеми жителями планеты. Хотя


Религия базируется на представлении о сакральном. Так называется все экстраординарное,

требующее от нас подчинения. Верующие, склонившиеся в поклоне, коленопреклоненные или

распростертые на земле, - все это люди, разными символическими способами выражающие свое

смирение перед небесной властью и подчинение ей. Этот монах соблюдает ритуал хождения

по кругу, который предполагает падение ниц на землю через каждые несколько шагов

во время хода вокруг святой гробницы. Так демонстрируется полное подчинение вере

большинство людей относят книги к разряду мирских предметов, евреи считают Тору (первые пять книг иудейской Библии, или Ветхого Завета) священной; как христиане почитают Новый Завет и Ветхий Завет Библии, а мусульмане — Коран.

Однако Дюркгейм (Durkheim, 1965, р. 62) считал, что независимо от того, как сообщества верующих разграничивают мирское и священное, люди воспринима­ют первое с точки зрения пользы в повседневной жизни. Выходя в Интернет, мы включаем свой компьютер; заводя автомобиль — поворачиваем ключ зажигания. Но к повседневности не имеет отношения то, что считается священным, — обозна­чаемое словом «запретное». Например, мусульмане, проводя грань между мирским и божественным, прежде чем войти в мечеть, снимают обувь, чтобы не осквернять святое место подошвами, прикасавшимися к земле.

Сакральное воплощается в том или ином ритуале — в формальном, церемони­альном поведении. Важнейшее христианское таинство — причастие. Верующий христианин воспринимает литургические хлеб и вино необычно — как священные символы тела и крови Иисуса Христа.

Религия и социология

Поскольку религия касается идей и истин, превышающих пределы повседневного опыта, ни социология, ни какая-либо другая научная дисциплина не способны ни подтвердить, ни опровергнуть религиозные доктрины. Религия — это вопрос веры


616 Часть IV. Социальные институты


Глава 18. Религия 617


 


В Новом Завете, например, сказано о вере как «осуществлении ожидаемого и уве­ренности в невидимом» (Евр. 11:1), а о христианах говорится так: «ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7).

Некоторых глубоко религиозных людей может взволновать мысль о социоло­гах, вторгающихся со своими научными представлениями в их святая святых. Од­нако не следует бояться социологического изучения религии: оно не угрожает ни­чьей вере. Социологи анализируют религиозные верования, как семью: чтобы понять религиозную ситуацию в различных странах и связь религии с другими обществен­ными институтами. Они не выносят суждений, «хороша» или «плоха» та пли иная религия. Скорее правильнее говорить, что, пытаясь найти ответы на вопросы, по­чему в определенном обществе религия имеет именно такую форму и как религи­озная активность влияет на общество в целом, научная социология демонстрирует глобальный подход.







Date: 2015-12-13; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию