Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия и социальные изменения
Религия вовсе не такая консервативная сила, какой изобразил ее Карл Маркс. По мысли Макса Вебера, в некоторые моменты истории религия способствовала кардинальным социальным переменам (Weber, 1958; 1-е изд. — 1904—1905). Макс Вебер: протестантизм и капитализм Макс Вебер утверждал, что новые идеи нередко становятся двигателем перемен. Так, именно кальвинизм, религиозная доктрина, оказалась той самой искрой, которая положила начало индустриальной революции в Западной Европе. В главе 4 («Общество») было подробно рассказано о предопределении — доктрине, которую проповедовал Жан Кальвин (1509-1564), лидер протестантской Реформации. Согласно Кальвину, всевластный и всезнающий Бог предопределил судьбы людей таким образом, что спасение суждено лишь немногим, а большинство обречено на вечные муки. Судьба каждого человека — книга за семью печатями, известная до его рождения одному лишь Творцу, — либо вечное блаженство, либо бесконечные адские муки. Кальвинисты, ведомые тревогой за собственные судьбы, искали — и это вполне понятно — доказательства расположенности к ним Бога и постепенно пришли к восприятию богатства как знака божественного благословения. Религиозные воззрения и несгибаемое чувство долга заставляли кальвинистов усердно трудиться, в результате чего многие сколотили большие состояния. Но накопленные деньги не предназначались ни для удовлетворения собственных желаний, ни для оказания помощи бедным, положение которых кальвинисты считали знаком немилости Бога. Считая себя проводниками Божьей воли на Земле, они верили, что сполна реализуют свое предназначение, если полученную прибыль снова вложат в дело и преумножат свои достижения. Ведя аскетический образ жизни и используя технологические достижения, кальвинисты закладывали фундамент для расцвета индустриального капитализма. Со временем религиозный пыл, побуждавший ранних сторонников этого вероучения, поостыл, и осталась «протестантская трудовая этика». Макс Вебер считал индустриальный капитализм «расколдованной» религией. Анализ, проведенный Вебером, ясно показывает, что религиозная доктрина способна кардинально изменить сами устои общества. Теология освобождения Христианству издавна присуща забота об обездоленных и угнетенных, к которым оно обращается с настоятельными призывами крепить веру, ожидая наступления ггечшей жизни Однако r последние десятилетия некоторые церковные лидеры 620 Часть IV. Социальные институты и теологи стали поддерживать теологию освобождения — смешение христианских принципов с политической деятельностью, нередко марксистского содержания. Это социальное движение возникло в конце 1960-х гг. и было связано с римско-католической церковью в Латинской Америке; ныне его последователи — христианские активисты, стремящиеся избавить народы бедных стран от ужасающей нищеты. Суть теологии освобождения проста: социальный гнет противоречит христианской морали, поэтому христиане должны бороться за большее социальное равенство, ибо для них это вопрос веры и справедливости. Вопреки этим начинаниям католиков, папа Иоанн Павел II осудил теологию освобождения за смешение традиционной религиозной доктрины с политическими взглядами левого толка. Однако, несмотря на критику понтифика, ее позиции достаточно сильны в Латинской Америке, там многие считают, что христинская вера, которую они исповедуют, заставляет их стремиться к улучшению условий жизни беднейшего населения планеты (Boff& Boff, 1984; Neuhouser, 1989; Rowlsnd, 1999). Date: 2015-12-13; view: 341; Нарушение авторских прав |