Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии семейной жизни





Семья — динамический, изменяющийся социальный институт. Новые семьи начи­наются с ухаживания, а потом молодожены превращаются в партнеров, «притира­ющихся» к реалиям семейной жизни. Затем (по крайней мере для большинства супружеских пар) начинаются годы, когда нужно растить и воспитывать детей; и, наконец, наступает пора, когда выросшие дети оставляют родительский дом и начинают обзаводиться собственными семьями. Не вдаваясь в детали, коротко рас­скажем об этих стадиях.

Ухаживание

2 ноября, остров Ксшди (ЫЛри-Ланка). Пробираясь сквозь тропические зарос­ли этого прекрасного острова, J~appu, водитель нашего срургона, вспоминает, как он познакомился со своей женой. 7$ообще-то их знакомство правильнее было бы назвать «сговором»: члены обеих семей были буддистами и принад­лежали к одной касте. «М-Ы с самого начала поладили, - вспоминает Уар-ри. - ~Р,едь мы воспитывались в одинаковых условиях. Щаверное, кто-нибудь из нас мог бы сказать "нет". Qlo браки по любви заключаются в городах, а не в таких деревнях, как та, в которой я вырос».

В аграрной Шри-Ланке и в сельских регионах всех без исключения стран с низ­ким и средним уровнем доходов большинство людей считают период ухаживания слишком важным, чтобы отдать его на откуп молодым людям (Stone, 1977). «Бра­ки по договору» представляют собой альянс между двумя расширенными семья­ми, имеющими равный социальный статус, и обычно предполагают «обмен» не толь­ко детьми, но и материальными ценностями и услугами. Романтическая любовь не имеет к этому никакого отношения, и родители вполне могут сговориться друг с другом, когда их дети совсем маленькие. Так, 100 лет тому назад в Шри-Ланке и в Индии 50% всех девочек выходила замуж, когда им не было еще и 15 лет (Мауо, 1927; Масе& Масе, 1960). Такие браки между детьми заключаются и поныне («Из колыбели — под венец: репортаж из индийской деревни»).

Поскольку традиционные общества в культурном отношении однородны, соци­ализация практически любого представителя противоположного пола такова, что он может быть хорошим мужем для дочери или хорошей женой для сына. Поэтому родители договариваются о свадьбах, не задумываясь, насколько совместимы ха­рактеры и физиология их детей; им достаточно быть уверенными, что те совмести­мы с точки зрения культуры.

Индустриализация не только сделала традиционную семью менее прочной, но и лишила расширенную семью ее прежнего значения. Молодые люди сами выби­рают себе партнеров и откладывают вступление в брак до тех пор, пока не приоб­ретут финансовой независимости и опыта, необходимого для того, чтобы найти спутника жизни. Свидания позволяют молодежи оттачивать навыки ухаживания


ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Из колыбели — под венец: репортаж из индийской деревни

Когда ее свадьба вот-вот должна была начаться, Сумитра Джоги расплакалась. Были ли это слезы радости? Скорее всего, нет. Невеста - одиннадцатимесячный младенец на руках ма­тери. А жених? Шестилетний мальчик.

В глухой деревушке, расположенной в индийском штате Раджастан, две семьи собрались в полночь, чтобы совершить традиционный брачный ритуал. Сегодня 2 мая - день, который, согласно индусской традиции, особенно хорош для свадеб. Когда церемония начинается, лицо отца Сумитры расплывается в улыбке, а мать продолжает баюкать уснувшую малышку. Жених, в специальном костюме, с красно-золотым тюрбаном на голове, осторожно протяги­вает руку и сжимает ладонь девочки. Потом, когда церемония подходит к завершающей ста­дии, он три с половиной раза обводит малышку и ее мать вокруг свадебного костра, а со­бравшиеся с восторгом наблюдают за первыми шагами новобрачных в качестве мужа и жены. Индийский закон запрещает браки между детьми, но в сельских регионах сильны традиции, и брачное законодательство там «не действует». В результате, как считают эксперты, еже­годно в брак вступают тысячи детей. «В аграрном Раджастане, - говорит один социальный работник, - к четырнадцати годам все девочки уже замужем. Их родители - безграмотные бедняки, спешащие избавиться от дочерей после того, как у тех начнется менструация». Ближайшие несколько лет Сумитра Джоги проведет в родительском доме, но когда ей испол­нится 8 или 10 лет, состоится вторая церемония, после которой она переедет в дом родите­лей мужа и заживет жизнью замужней женщины.

Если ответственность, которую возлагает брак, наступает через столько лет, почему семьи
спешат женить и выдать замуж своих детей в столь раннем возрасте? Родители девочки зна­
ют: чем моложе невеста, тем меньше приданое, которое нужно отдать родителям жениха.
Кроме того, когда девочек выдают замуж в таком нежном возрасте, ни у кого не возникает
сомнений в ее девственности, и их цена как невесты возрастает. «Договорные браки» - это
альянсы, заключаемые между семьями. Никто не думает ни о любви, ни о том, что дети слиш­
ком малы, чтобы понять смысл происходящего.
Источник. Anderson, 1995. ___________________________________


Романтическая любовь. Американская культура прославляет романтическую любовь — симпатию и сексуальную страсть к человеку противоположного пола — как основу брака. Американцам трудно представить себе брак без любви, и массо­вая культура — от сказок вроде «Золушки» до современных любовных романов — изображает любовь как ключ к счастливому супружеству. Однако, как следует из данных, представленных на рис. 17.1, в Пакистане, в Индии и во многих других странах, где традиции сильны и по сей день, романтическая любовь играет значи­тельно меньшую роль в выборе спутника жизни.

Чрезмерное внимание, уделяемое в США любовным отношениям, побуждает молодых людей «покидать родные гнезда» и создавать собственные семьи, при­чем взаимное физическое влечение может помочь молодой паре пройти трудный период привыкания к жизни вдвоем (Goode, 1959). Однако, поскольку чувства — достаточно хрупкая материя, романтическая любовь оказывается менее прочной основой для брака, чем социальные и экономические соображения. В этом и кроется одна из причин того, что в США значительно больше разводов, чем в странах,


592 Часть IV, Социальные институты


Глава 17. Семья 593


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/и-                
               
50 -40 -30 -?0 -                
           
J          
           
  ■ЩЬ  
ю- II    
          щ ь  
о -     ■:\ ш Щ- —а щш
             
/'. S та та / о

Рис. 17.1. Процент студентов колледжей, готовых вступить в брак без романтической любви. Источник: Levine, 1993

Вместе с тем социологи подчер­кивают, что даже при таких услови­ях общество накладывает свой не­изгладимый отпечаток на возник­новение любовных привязанностей. Многие из американцев влюбляются в тех, кто принадлежит к одной с ними расе, одно­му социальному слою и подходит им по возрасту. В американском обществе поощря­ется гомогамия (дословно — «вступление в брак с себе подобным»). Это брак между людьми, имеющими одинаковые социальные характеристики.

Начало совместной жизни: идеальный и реальный брак

Благодаря культуре у молодых людей складывается идеализированное представ­ление о браке как о «любви до гроба». Подобный оптимизм может стать причиной разочарования, особенно у женщин, которых приучили считать замужество клю­чом к счастью. Да и сама романтическая любовь не обходится без изрядной доли фантазии. Мы не всегда влюбляемся в реальных людей, иногда наделяем человека важными для нас качествами и увлекаемся созданным нами самими образом (Berscheid & Hatfield, 1983). Однако после свадьбы многие супруги сталкиваются с повседневными рутинными обязанностями.


Интимные отношения тоже могут стать источником разочарования. Влюблен­ным и романтически настроенным молодым людям брак может представляться бесконечным медовым месяцем, но наступает отрезвление, и им приходится при­знать, что секс перестал быть всепоглощающей страстью. Примерно два человека из трех, состоящих в браке, удовлетворены «сексуальной составляющей» отноше­ний со своей «второй половиной», хотя с течением времени «сексуальная жизнь супругов» и идет на спад.

Многие специалисты соглашаются, что супружеские пары, наиболее удовле­творенные своими интимными отношениями, счастливы и в браке. Существова­ние подобной корреляции вовсе не означает, будто секс — ключ к счастью; однако примеров, когда удовлетворяющий обоих супругов секс и хорошие отношения вза­имосвязаны, значительно больше, чем противоположных (Hunt, 1974; Tavris & Sadd, 1977; Blumstein & Schwartz, 1983; Laumann et al„ 1994).

Супружеская неверность — внебрачная половая связь — еще один аспект отно-


культурным идеалом. 90% взрослых американцев, участников недавно проведен­ного общенационального опроса, считают, что секс вне брака — «всегда непозво­лителен» или «почти всегда непозволителен». Но даже при этом 21% мужчин и 13% женщин из числа тех, кто заполнил анонимную анкету, признались в том, что как минимум хотя бы раз изменяли своим супругам (NORC, 2001, pp. 243, 1135).

Воспитание детей

Несмотря на те требования, которые предъявляются к взрослым в связи с воспи­танием детей, отцовство (материнство) по-прежнему признается одной из самых больших радостей жизни (NORC, 2001, р. 979). Однако, как следует из данных, представленных в табл. 17.1, сегодня лишь немногие хотят иметь более трех детей. По сравнению с тем, что было 200 лет назад, когда американская семья в среднем имела восемь детей, ситуация существенно изменилась.

В доиндустриальных обществах многодетность окупалась, ибо чем больше в се­мье было детей, тем больше и рабочих рук. Поэтому обязанность жены тогда — рожать, и при отсутствии эффективных средств контроля над рождаемостью, дети появлялись у супругов едва ли не каждый год. Конечно, для доиндустриальных обществ характерна высокая детская смертность, и до взрослого состояния дожива­ли отнюдь не все родившиеся: в США еще сравнительно недавно, в 1900 г., до 10 лет не доживало 30% детей (Wall, 1980).


Пользуясь экономическими терминами, можно сказать, что индустриализация превратила ребенка из источника дохода в платежное обязательство. Сейчас вос­питание одного ребенка (с учетом его обучения в колледже) стоит $200 тыс. (Lino, 2001). Поэтому нет ничего удивительного, что на протяжении XX в. семьи не­уклонно уменьшались и сейчас типичной стала семья с одним ребенком1.

Таблица 17. 1 Идеальное число детей (результаты опроса взрослых американцев, проведенного в 2000 г.)

Число детей Процент респондентов

0 1,3

1 3,4

 

2 50,4

3 23,4

 

4 8,2

5 0,7

6 или более 0,5
Сколько Бог даст 7,1
Не ответили на вопрос 5,0

Источник: General Social Survey, 1972-2000: Cumulative Codebook (Chicago: National Opinion Research Center, 2001), p. 238.

1 Согласно данным Бюро переписи населения США, в 2000 г. на одну семью приходилось в среднем 0,9 ребенка. Для белых, афроамериканцев и испаноязычных этот показатель равнялся 0,89; 1,15 и


594 Часть IV. Социальные институты


Глава 17. Семья 595


 


Тенденция к сокращению численности семьи наиболее заметна в странах с вы­соким уровнем доходов. Но там, где он низок (в Латинской Америке, Азии и осо­бенно в Африке), картина совсем другая: у многих женщин нет иного выбора, как рожать и растить детей. В этих странах семья с 4, 5 и даже 6 детьми — до сих пор обычное явление.

Отцовство или материнство не только дорогое удовольствие, но и пожизненные обязательства. Когда американское общество предоставило своим гражданам боль­ший выбор в том, что касается организации семейной жизни, возросло число взрос­лых американцев, которые предпочли отложить рождение ребенка или остаться бездетными. В 1960 г. около 90% женщин в возрасте от 25 до 29 лет, успевших по­бывать замужем хотя бы однажды, имели (как минимум) 1 ребенка; к 1998 г. их доля сократилась до 70% (U.S. Census Bureau, 2000).

В США около 65% родителей признаются, что хотели бы посвящать своим де­тям больше времени (Snell, 1990). Но поскольку они не соглашаются на более низ­кий уровень жизни, экономические реалии требуют от большинства родителей, чтобы они работали вне дома и делали карьеру, даже если это означает, что им при­дется уделять меньше внимания своим семьям.

Дети работающих родителей большую часть времени проводят в школе. Но за­тем более 2 млн детей в возрасте от 5 до 14 лет (примерно 13% от общего количе­ства) превращаются в детей, предоставленных самим себе (Capizzano, Tout & Adams, 2001). Защитники традиционных «семейных ценностей» склонны обвинять многих матерей в том, что они жертвуют ради работы своими детьми, которым уделяют слишком мало внимания. Сторонники более прогрессивных взглядов полагают, что женщины становятся объектами подобной критики за свое желание иметь те же самые возможности, которыми уже давно располагают мужчины.

Приняв в 1993 г. Закон о предоставлении отпусков по семейным обстоятель­ствам, конгресс попытался ослабить конфликт между служебными и семейными обязанностями. Согласно этому закону, в связи с рождением ребенка или в слу­чае серьезной болезни кого-либо из членов семьи работающему человеку может быть предоставлен неоплачиваемый отпуск сроком до 90 дней. Однако боль­шинству взрослых американцев приходится сочетать родительские и профес­сиональные обязанности. Кто присматривает за ребенком, когда его мама на работе? Ответ на этот вопрос вы найдете в отрывке под названием «Кто присмат­ривает за детьми?»

Семейная жизнь: завершающий этап

Увеличение продолжительности жизни в США означает, что, если супруги не раз­велись, им, скорее всего, предстоит прожить вместе много лет. Примерно к 50 го­дам у большинства супругов дети уже вырастают, и остающиеся годы они прове­дут так же, как начинали совместную жизнь, — вдвоем.

Как рождение детей, так и их уход из дома («опустевшее гнездо») требует от супругов адаптации к новым условиям, хотя нередко именно в этом возрасте их отношения становятся более доверительными. Совместно прожитые годы могут охладить сексуальный пыл мужа и жены, но взаимопонимание и дружеские чув-


ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Кто присматривает за детьми?

Традиционно ежедневный уход за маленькими детьми был обязанностью матерей. Но по­скольку сейчас большинство родителей работают, важнейшая задача для них - предоставить своему ребенку хороший и соответствующий материальным возможностям уход. Рисунок дает представление о том, кто именно присматривает за малышами до 5 лет, пока их мамы работают. Примерно 50% детей остается на попечении либо отцов (24%), либо кого-либо из родственников (23%), причем 9% приглашают родственника в свой дом, а 14% -отправляются в его. Однако за большинством детей ухаживают вовсе не родственники: 32% детей посещают дошкольные детские учреждения или подготовительные школы и только 6% остаются дома с няней или бэбиситтером1. За последние 10 лет доля детей, посещающих дошкольные детские учреждения, удвоилась, поскольку многим родителям надлежащий уход за ребенком в домашних условиях не по карману.

Няня или бэбиситтер в доме, в котором живет ребенок, 6%

Дошкольные детские
Отец, 24% /^ХУЙ ^fc^" УчРеждения-32%

Родственник в своем доме.

или в доме, в котором / ^ЧЩЩ^ ^Другой человек в его доме, 16%

живет ребенок, 23%

Некоторые из таких дошкольных учреждений столь велики, что похожи на площадки для пар­ковки автомобилей, где родители «оставляют» своих малышей на день. Обезличенность та­ких организаций и большая текучесть кадров препятствуют созданию в них теплой, «домаш­ней» обстановки и последовательному воспитанию, которые необходимы для того, чтобы малыши стали относиться к окружающим их взрослым с доверием. Есть и дошкольные уч­реждения, лишенные этих недостатков; в них безопасная и здоровая обстановка. Иными сло­вами, хорошие детские учреждения хороши для детей, плохие плохи.

' Бэббиситтер — человек, которого приглашают в дом па определенное время специально для ухода за маленьким ребенком и который получает аа свою работу почасовую оплату. — Примеч. перев.

Источники: U.S. Census Bureau, 1997; Capizzano, Adams & Sonenestein, 2001.

Личные контакты с детьми обычно продолжаются, ибо большинство немоло­дых американцев живут по соседству хотя бы с одним из своих детей. Более того, примерно треть из них (60 млн) — бабушки и дедушки, многие из которых ухажи­вают зя инл/ками и ппмпгяютсноим детям r паяных домашних делах R семьях ягЬпп-


596 Часть IV, Социальные институты


Глава 17. Семья 597


 


американцев (среди них велика доля неполных семей) бабушки играют главную роль (Crispell, 1993; Jarrett, 1994; Rutherford, 1999; Clemetson, 2000).

Другой аспект этой проблемы — то, что немало американцев среднего возраста ухаживают за своими стареющими родителями. При этом совсем не обязательно, чтобы родители фактически переезжали к детям, тем не менее забота о пожилых может оказаться более обременительным делом, чем уход за маленькими детьми. Самых старших бэбибумеров1 — сейчас им уже за 50 — называют «поколением сэн­двичей», поскольку им (и в первую очередь — женщинам) придется потратить на уход за стареющими родителями столько же лет, сколько они в свое время потра­тили на уход за своими детьми (Lund, 1993).

Смерть одного из супругов знаменует начало заключительного и, конечно же, самого трудного этапа семейной жизни. Как правило, жены переживают своих м ужей, потому что, во-первых, женщины живут дольше мужчин, а, во-вторых, по­тому что жены обычно бывают на несколько лет моложе. Следовательно, им нуж­но подготовиться к тому, что несколько лет они проведут вдовами. Особенно тя­жело приходится вдовцам, ибо у мужчин обычно меньше друзей, чем у женщин, и они хуже справляются с чисто бытовыми проблемами.







Date: 2015-12-13; view: 432; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию