Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии семейной жизни
Семья — динамический, изменяющийся социальный институт. Новые семьи начинаются с ухаживания, а потом молодожены превращаются в партнеров, «притирающихся» к реалиям семейной жизни. Затем (по крайней мере для большинства супружеских пар) начинаются годы, когда нужно растить и воспитывать детей; и, наконец, наступает пора, когда выросшие дети оставляют родительский дом и начинают обзаводиться собственными семьями. Не вдаваясь в детали, коротко расскажем об этих стадиях. Ухаживание 2 ноября, остров Ксшди (ЫЛри-Ланка). Пробираясь сквозь тропические заросли этого прекрасного острова, J~appu, водитель нашего срургона, вспоминает, как он познакомился со своей женой. 7$ообще-то их знакомство правильнее было бы назвать «сговором»: члены обеих семей были буддистами и принадлежали к одной касте. «М-Ы с самого начала поладили, - вспоминает Уар-ри. - ~Р,едь мы воспитывались в одинаковых условиях. Щаверное, кто-нибудь из нас мог бы сказать "нет". Qlo браки по любви заключаются в городах, а не в таких деревнях, как та, в которой я вырос». В аграрной Шри-Ланке и в сельских регионах всех без исключения стран с низким и средним уровнем доходов большинство людей считают период ухаживания слишком важным, чтобы отдать его на откуп молодым людям (Stone, 1977). «Браки по договору» представляют собой альянс между двумя расширенными семьями, имеющими равный социальный статус, и обычно предполагают «обмен» не только детьми, но и материальными ценностями и услугами. Романтическая любовь не имеет к этому никакого отношения, и родители вполне могут сговориться друг с другом, когда их дети совсем маленькие. Так, 100 лет тому назад в Шри-Ланке и в Индии 50% всех девочек выходила замуж, когда им не было еще и 15 лет (Мауо, 1927; Масе& Масе, 1960). Такие браки между детьми заключаются и поныне («Из колыбели — под венец: репортаж из индийской деревни»). Поскольку традиционные общества в культурном отношении однородны, социализация практически любого представителя противоположного пола такова, что он может быть хорошим мужем для дочери или хорошей женой для сына. Поэтому родители договариваются о свадьбах, не задумываясь, насколько совместимы характеры и физиология их детей; им достаточно быть уверенными, что те совместимы с точки зрения культуры. Индустриализация не только сделала традиционную семью менее прочной, но и лишила расширенную семью ее прежнего значения. Молодые люди сами выбирают себе партнеров и откладывают вступление в брак до тех пор, пока не приобретут финансовой независимости и опыта, необходимого для того, чтобы найти спутника жизни. Свидания позволяют молодежи оттачивать навыки ухаживания ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Из колыбели — под венец: репортаж из индийской деревни Когда ее свадьба вот-вот должна была начаться, Сумитра Джоги расплакалась. Были ли это слезы радости? Скорее всего, нет. Невеста - одиннадцатимесячный младенец на руках матери. А жених? Шестилетний мальчик. В глухой деревушке, расположенной в индийском штате Раджастан, две семьи собрались в полночь, чтобы совершить традиционный брачный ритуал. Сегодня 2 мая - день, который, согласно индусской традиции, особенно хорош для свадеб. Когда церемония начинается, лицо отца Сумитры расплывается в улыбке, а мать продолжает баюкать уснувшую малышку. Жених, в специальном костюме, с красно-золотым тюрбаном на голове, осторожно протягивает руку и сжимает ладонь девочки. Потом, когда церемония подходит к завершающей стадии, он три с половиной раза обводит малышку и ее мать вокруг свадебного костра, а собравшиеся с восторгом наблюдают за первыми шагами новобрачных в качестве мужа и жены. Индийский закон запрещает браки между детьми, но в сельских регионах сильны традиции, и брачное законодательство там «не действует». В результате, как считают эксперты, ежегодно в брак вступают тысячи детей. «В аграрном Раджастане, - говорит один социальный работник, - к четырнадцати годам все девочки уже замужем. Их родители - безграмотные бедняки, спешащие избавиться от дочерей после того, как у тех начнется менструация». Ближайшие несколько лет Сумитра Джоги проведет в родительском доме, но когда ей исполнится 8 или 10 лет, состоится вторая церемония, после которой она переедет в дом родителей мужа и заживет жизнью замужней женщины. Если ответственность, которую возлагает брак, наступает через столько лет, почему семьи Романтическая любовь. Американская культура прославляет романтическую любовь — симпатию и сексуальную страсть к человеку противоположного пола — как основу брака. Американцам трудно представить себе брак без любви, и массовая культура — от сказок вроде «Золушки» до современных любовных романов — изображает любовь как ключ к счастливому супружеству. Однако, как следует из данных, представленных на рис. 17.1, в Пакистане, в Индии и во многих других странах, где традиции сильны и по сей день, романтическая любовь играет значительно меньшую роль в выборе спутника жизни. Чрезмерное внимание, уделяемое в США любовным отношениям, побуждает молодых людей «покидать родные гнезда» и создавать собственные семьи, причем взаимное физическое влечение может помочь молодой паре пройти трудный период привыкания к жизни вдвоем (Goode, 1959). Однако, поскольку чувства — достаточно хрупкая материя, романтическая любовь оказывается менее прочной основой для брака, чем социальные и экономические соображения. В этом и кроется одна из причин того, что в США значительно больше разводов, чем в странах, 592 Часть IV, Социальные институты Глава 17. Семья 593
Рис. 17.1. Процент студентов колледжей, готовых вступить в брак без романтической любви. Источник: Levine, 1993 Вместе с тем социологи подчеркивают, что даже при таких условиях общество накладывает свой неизгладимый отпечаток на возникновение любовных привязанностей. Многие из американцев влюбляются в тех, кто принадлежит к одной с ними расе, одному социальному слою и подходит им по возрасту. В американском обществе поощряется гомогамия (дословно — «вступление в брак с себе подобным»). Это брак между людьми, имеющими одинаковые социальные характеристики. Начало совместной жизни: идеальный и реальный брак Благодаря культуре у молодых людей складывается идеализированное представление о браке как о «любви до гроба». Подобный оптимизм может стать причиной разочарования, особенно у женщин, которых приучили считать замужество ключом к счастью. Да и сама романтическая любовь не обходится без изрядной доли фантазии. Мы не всегда влюбляемся в реальных людей, иногда наделяем человека важными для нас качествами и увлекаемся созданным нами самими образом (Berscheid & Hatfield, 1983). Однако после свадьбы многие супруги сталкиваются с повседневными рутинными обязанностями. Интимные отношения тоже могут стать источником разочарования. Влюбленным и романтически настроенным молодым людям брак может представляться бесконечным медовым месяцем, но наступает отрезвление, и им приходится признать, что секс перестал быть всепоглощающей страстью. Примерно два человека из трех, состоящих в браке, удовлетворены «сексуальной составляющей» отношений со своей «второй половиной», хотя с течением времени «сексуальная жизнь супругов» и идет на спад. Многие специалисты соглашаются, что супружеские пары, наиболее удовлетворенные своими интимными отношениями, счастливы и в браке. Существование подобной корреляции вовсе не означает, будто секс — ключ к счастью; однако примеров, когда удовлетворяющий обоих супругов секс и хорошие отношения взаимосвязаны, значительно больше, чем противоположных (Hunt, 1974; Tavris & Sadd, 1977; Blumstein & Schwartz, 1983; Laumann et al„ 1994). Супружеская неверность — внебрачная половая связь — еще один аспект отно- культурным идеалом. 90% взрослых американцев, участников недавно проведенного общенационального опроса, считают, что секс вне брака — «всегда непозволителен» или «почти всегда непозволителен». Но даже при этом 21% мужчин и 13% женщин из числа тех, кто заполнил анонимную анкету, признались в том, что как минимум хотя бы раз изменяли своим супругам (NORC, 2001, pp. 243, 1135). Воспитание детей Несмотря на те требования, которые предъявляются к взрослым в связи с воспитанием детей, отцовство (материнство) по-прежнему признается одной из самых больших радостей жизни (NORC, 2001, р. 979). Однако, как следует из данных, представленных в табл. 17.1, сегодня лишь немногие хотят иметь более трех детей. По сравнению с тем, что было 200 лет назад, когда американская семья в среднем имела восемь детей, ситуация существенно изменилась. В доиндустриальных обществах многодетность окупалась, ибо чем больше в семье было детей, тем больше и рабочих рук. Поэтому обязанность жены тогда — рожать, и при отсутствии эффективных средств контроля над рождаемостью, дети появлялись у супругов едва ли не каждый год. Конечно, для доиндустриальных обществ характерна высокая детская смертность, и до взрослого состояния доживали отнюдь не все родившиеся: в США еще сравнительно недавно, в 1900 г., до 10 лет не доживало 30% детей (Wall, 1980). Пользуясь экономическими терминами, можно сказать, что индустриализация превратила ребенка из источника дохода в платежное обязательство. Сейчас воспитание одного ребенка (с учетом его обучения в колледже) стоит $200 тыс. (Lino, 2001). Поэтому нет ничего удивительного, что на протяжении XX в. семьи неуклонно уменьшались и сейчас типичной стала семья с одним ребенком1. Таблица 17. 1 Идеальное число детей (результаты опроса взрослых американцев, проведенного в 2000 г.) Число детей Процент респондентов 0 1,3 1 3,4
2 50,4 3 23,4
4 8,2 5 0,7 6 или более 0,5 Источник: General Social Survey, 1972-2000: Cumulative Codebook (Chicago: National Opinion Research Center, 2001), p. 238. 1 Согласно данным Бюро переписи населения США, в 2000 г. на одну семью приходилось в среднем 0,9 ребенка. Для белых, афроамериканцев и испаноязычных этот показатель равнялся 0,89; 1,15 и 594 Часть IV. Социальные институты Глава 17. Семья 595
Тенденция к сокращению численности семьи наиболее заметна в странах с высоким уровнем доходов. Но там, где он низок (в Латинской Америке, Азии и особенно в Африке), картина совсем другая: у многих женщин нет иного выбора, как рожать и растить детей. В этих странах семья с 4, 5 и даже 6 детьми — до сих пор обычное явление. Отцовство или материнство не только дорогое удовольствие, но и пожизненные обязательства. Когда американское общество предоставило своим гражданам больший выбор в том, что касается организации семейной жизни, возросло число взрослых американцев, которые предпочли отложить рождение ребенка или остаться бездетными. В 1960 г. около 90% женщин в возрасте от 25 до 29 лет, успевших побывать замужем хотя бы однажды, имели (как минимум) 1 ребенка; к 1998 г. их доля сократилась до 70% (U.S. Census Bureau, 2000). В США около 65% родителей признаются, что хотели бы посвящать своим детям больше времени (Snell, 1990). Но поскольку они не соглашаются на более низкий уровень жизни, экономические реалии требуют от большинства родителей, чтобы они работали вне дома и делали карьеру, даже если это означает, что им придется уделять меньше внимания своим семьям. Дети работающих родителей большую часть времени проводят в школе. Но затем более 2 млн детей в возрасте от 5 до 14 лет (примерно 13% от общего количества) превращаются в детей, предоставленных самим себе (Capizzano, Tout & Adams, 2001). Защитники традиционных «семейных ценностей» склонны обвинять многих матерей в том, что они жертвуют ради работы своими детьми, которым уделяют слишком мало внимания. Сторонники более прогрессивных взглядов полагают, что женщины становятся объектами подобной критики за свое желание иметь те же самые возможности, которыми уже давно располагают мужчины. Приняв в 1993 г. Закон о предоставлении отпусков по семейным обстоятельствам, конгресс попытался ослабить конфликт между служебными и семейными обязанностями. Согласно этому закону, в связи с рождением ребенка или в случае серьезной болезни кого-либо из членов семьи работающему человеку может быть предоставлен неоплачиваемый отпуск сроком до 90 дней. Однако большинству взрослых американцев приходится сочетать родительские и профессиональные обязанности. Кто присматривает за ребенком, когда его мама на работе? Ответ на этот вопрос вы найдете в отрывке под названием «Кто присматривает за детьми?» Семейная жизнь: завершающий этап Увеличение продолжительности жизни в США означает, что, если супруги не развелись, им, скорее всего, предстоит прожить вместе много лет. Примерно к 50 годам у большинства супругов дети уже вырастают, и остающиеся годы они проведут так же, как начинали совместную жизнь, — вдвоем. Как рождение детей, так и их уход из дома («опустевшее гнездо») требует от супругов адаптации к новым условиям, хотя нередко именно в этом возрасте их отношения становятся более доверительными. Совместно прожитые годы могут охладить сексуальный пыл мужа и жены, но взаимопонимание и дружеские чув- ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Кто присматривает за детьми? Традиционно ежедневный уход за маленькими детьми был обязанностью матерей. Но поскольку сейчас большинство родителей работают, важнейшая задача для них - предоставить своему ребенку хороший и соответствующий материальным возможностям уход. Рисунок дает представление о том, кто именно присматривает за малышами до 5 лет, пока их мамы работают. Примерно 50% детей остается на попечении либо отцов (24%), либо кого-либо из родственников (23%), причем 9% приглашают родственника в свой дом, а 14% -отправляются в его. Однако за большинством детей ухаживают вовсе не родственники: 32% детей посещают дошкольные детские учреждения или подготовительные школы и только 6% остаются дома с няней или бэбиситтером1. За последние 10 лет доля детей, посещающих дошкольные детские учреждения, удвоилась, поскольку многим родителям надлежащий уход за ребенком в домашних условиях не по карману. Няня или бэбиситтер в доме, в котором живет ребенок, 6% Дошкольные детские Родственник в своем доме. или в доме, в котором / ^ЧЩЩ^ ^Другой человек в его доме, 16% живет ребенок, 23% Некоторые из таких дошкольных учреждений столь велики, что похожи на площадки для парковки автомобилей, где родители «оставляют» своих малышей на день. Обезличенность таких организаций и большая текучесть кадров препятствуют созданию в них теплой, «домашней» обстановки и последовательному воспитанию, которые необходимы для того, чтобы малыши стали относиться к окружающим их взрослым с доверием. Есть и дошкольные учреждения, лишенные этих недостатков; в них безопасная и здоровая обстановка. Иными словами, хорошие детские учреждения хороши для детей, плохие плохи. ' Бэббиситтер — человек, которого приглашают в дом па определенное время специально для ухода за маленьким ребенком и который получает аа свою работу почасовую оплату. — Примеч. перев. Источники: U.S. Census Bureau, 1997; Capizzano, Adams & Sonenestein, 2001. Личные контакты с детьми обычно продолжаются, ибо большинство немолодых американцев живут по соседству хотя бы с одним из своих детей. Более того, примерно треть из них (60 млн) — бабушки и дедушки, многие из которых ухаживают зя инл/ками и ппмпгяютсноим детям r паяных домашних делах R семьях ягЬпп- 596 Часть IV, Социальные институты Глава 17. Семья 597
американцев (среди них велика доля неполных семей) бабушки играют главную роль (Crispell, 1993; Jarrett, 1994; Rutherford, 1999; Clemetson, 2000). Другой аспект этой проблемы — то, что немало американцев среднего возраста ухаживают за своими стареющими родителями. При этом совсем не обязательно, чтобы родители фактически переезжали к детям, тем не менее забота о пожилых может оказаться более обременительным делом, чем уход за маленькими детьми. Самых старших бэбибумеров1 — сейчас им уже за 50 — называют «поколением сэндвичей», поскольку им (и в первую очередь — женщинам) придется потратить на уход за стареющими родителями столько же лет, сколько они в свое время потратили на уход за своими детьми (Lund, 1993). Смерть одного из супругов знаменует начало заключительного и, конечно же, самого трудного этапа семейной жизни. Как правило, жены переживают своих м ужей, потому что, во-первых, женщины живут дольше мужчин, а, во-вторых, потому что жены обычно бывают на несколько лет моложе. Следовательно, им нужно подготовиться к тому, что несколько лет они проведут вдовами. Особенно тяжело приходится вдовцам, ибо у мужчин обычно меньше друзей, чем у женщин, и они хуже справляются с чисто бытовыми проблемами. Date: 2015-12-13; view: 432; Нарушение авторских прав |