Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американские семьи: класс, раса и тендер





Все параметры, по которым различаются люди, — классовая, расовая и этническая принадлежность, а также тендер — мощные факторы, воздействующие на супру­жескую и семейную жизнь. Рассмотрим эти аспекты по отдельности, хотя следует помнить, что в реальной жизни они накладываются друг на друга.

Социальный класс

Социальный класс определяет финансовую стабильность семьи и спектр ее возмож­ностей. В своем ставшем классическим исследовании, которое посвящено женщи­нам, принадлежащим к рабочему классу, Лиллиан Рубин пишет, что они считают хорошим мужем того, кто имеет постоянную работу, не слишком увлекается спирт­ными напитками и не прибегает к рукоприкладству (Rubin, 1976). В отличие от этих женщин респондентки Рубин, принадлежавшие к среднему классу, вообще никогда не упоминали ни о чем подобном: то, что муж должен обеспечить семье финансовую и прочую безопасность, они считали само собой разумеющимся. В их представлении идеальный муж — это человек, с которым они могут разговаривать на одном языке. Это различие отражает тот факт, что люди, занимающие высокое общественное положение, более образованные и занимают должности, которые требуют хороших вербальных навыков. Кроме того, у супругов из среднего класса много общих ин­тересов и дел, в то время как жизнь рабочих семей отличается более отчетливым «тендерным разделением». По мнению Рубин, многие мужчины из рабочего класса имеют традиционные представления о мужественности и самоконтроле и не позво­ляют себе проявлять свои чувства, что заставляет женщин обращаться за поддерж­кой друг к другу.

' Бэбибумерами (baby boomers) в США называют людей, родившихся во время бэбибума (fcaii/ boom) —


То, что женщины (и мужчины), по их мнению, надеются найти в браке — и что они на самом деле находят, определяется их принадлежностью к определенному социальному классу. Многое из сказанного справедливо и в отношении детей; те мальчики и девочки, которым повезло родиться в обеспеченных семьях, более здоровы физически и психически, увереннее в себе и настроены достичь более значительных успехов, нежели дети неимущих родителей (Koraarovsky, 1967; Bott, 1971, ориг. 1957; Rubin, 1976; Fitzpatrick, 1988; McLeod & Shanahan, 1993; Duncan etal., 1998).

Расовая и этническая принадлежность

В главе 14 уже было сказано, что расовая и этническая принадлежность — мощные социальные факторы, влияющие на все аспекты семейной жизни. Однако следует помнить, что различаются не только семьи белых, но также семьи афро-, латино­американцев и других категорий людей; стереотипные представления о них не со­ответствуют действительности (Allen, 1995).

Семьи латиноамериканцев. Многие выходцы из Латинской Америки вправе рассчитывать на преданность и поддержку расширенной семьи. Испаноязычные родители активнее вмешиваются в отношения своих детей с лицами противопо­ложного пола, считая брак семейным альянсом, а не союзом, основанным лишь на романтической любви. В некоторых из этих семей также разделяют традиционные представления о тендерных ролях: поощряют маскулинность мужчин — силу, на­стойчивость и сексуальные подвиги, а что касается женщин, то их не только почи­тают, но за ними пристально следят.

Однако ассимиляция в обществе изменяет эти традиционные образцы. Напри­мер, у многих пуэрториканцев, обосновавшихся в Нью-Йорке, уже нет столь влия­тельных расширенных семей, какие были у них на родине. Традиционное господство мужчин над женщинами тоже утрачивает свои былые позиции, что особенно замет­но в семьях зажиточных латиноамериканцев, число которых за последние двадцать лет утроилось (Moore & Распоп, 1985; Nielsen, 1990; О'Наге, 1990; Lach, 1999).

Хотя некоторые латиноамериканцы и преуспевают, в целом уровень жизни этой части населения США по-прежнему ниже среднего. По данным американского Бюро переписи населения, в 2000 г. средний доход такой семьи составил $35 тыс., или 69% от среднего по стране. В результате многие латиноамериканские семьи страдают от стресса, вызванного безработицей и другими проблемами, связанными с бедностью.

Семьи афроамериканцев. Финансовые затруднения испытывают также семьи афроамериканцев. В предыдущих главах уже отмечалось, что в 2000 г. обычная афроамериканская семья заработала $34 204 — 67% от среднего по стране. Среди чернокожих американцев бедных в 3 раза больше, чем среди белых (не являющих­ся латиамериканцами). Бедность означает, что семьи страдают от безработицы, от неполной занятости, а в некоторых случаях и от того, что вынуждены жить там, где высок уровень преступности и наркомании.


В подобных условиях трудно поддерживать прочные семейные узы. Так, 25% аф-роамериканок в возрасте от 40 до 50 лет никогда не были замужем (аналогичный по­казатель для белых женщин — 10%) (Bennett, Bloom & Craig, 1989). Получается, что немалая часть чернокожих женщин, зачастую имеющих детей, предпочитают быть гаганпгаки гпянями гппиу семей Как слелует из панных. ппелставленпых иапис. 17.2.


 
 

598 Часть IV. Социальные институты

Семьи Семьи выходцев Семьи Семьи белых

афроамериканцев из стран Азии латиноамериканцев американцев

------ 1 Супружеские пары мд Семьи, главами которых

I ШШШ являются неженатые мужчины

------ 1 Семьи, главами которых

____ I являются незамужние женщины

Рис. 17.2 Формы семей в США, 2000. Источник U. S. Census Bureau, 2001

в 2000 г. женщины возглавляли 45% семей афроамериканцев (для семей латиноаме­риканцев, выходцев из стран Азии и Океании, а также для белых семей эти показате­ли составляют — 23, 12 и 14% соответственно) (U.S. Census Bureau, 2001).

Независимо от расовой принадлежности неполные семьи, во главе которых сто­ят одинокие женщины, всегда больше рискуют увязнуть в бедности. Тот факт, что таково положение 17% семей, главами которых оказываются белые женщины, 34%, где все держится на латиноамериканках, и 35% семей афроамериканок, — показа­тельный пример того, как сочетание социальной, расовой принадлежности и ген-дера ставит женщину в невыгодные условия. Экономическое положение полных семей афроамериканцев (таковых примерно 50% от общего числа) значительно лучше: их годичный заработок составляет 85% от получаемого в сопоставимых с ними семьях белых американцев. Однако 72% чернокожих детей воспитываются матерями-одиночками, а 31% растут в нищете, т. е. груз детской бедности в США преимущественно несут именно эти семьи (Hogan & Kitagawa, 1985; U.S. Census Bureau, 2001; U.S. National Center for Health Statistics, 2001).

Межрасовые браки. Во многих семьях супруги принадлежат к одному и тому же социальному классу, к одной и той же расе и к одному и тому же этносу. Однако в XX в. со временем этническая принадлежность становилась соображением, ко­торое стало приниматься во внимание все реже и реже. Так, немка или францужен­ка могли запросто выйти замуж за ирландца или англичанина, и это не вызвало бы неодобрения как со стороны их семей, так и общества в целом.

Однако расовая принадлежность все еще остается пугающим фактором. До того как в 1967 г. Верховный Суд США принял решение по делу «Лавинг против штата Виргиния», в 16 штатах межрасовые браки были запрещены законом. Сегодня африканцы, азиаты и индейцы составляют 17% населения США, так что, если бы люди не обращали внимания на расовую принадлежность потенциального спутни­ка жизни, можно было бы ожидать примерно такой же доли «смешанных» браков. Реально их 2,9% — свидетельство, что расовая принадлежность все еще имеет зна­чение в социальных отношениях. Однако количество межрасовых браков неуклон­но растет, и большинство американских тинэйджеров говорят о том, что «встреча­лись» с паонем или с девушкой лпугой пасы


600 Часть IV. Социальные институты



Глава 17. Семья gQ1


 


 

Сьюзн Пайзоу. Свадебный букет. Бумага, акварель. Студия SPM Inc. За свою длинную карьеру социолога Джесси Бернард провела не одно иссле­дование и собрала немало доказательств того, что для женщин брак оказывается в некотором роде сюрпризом. Приученные считать замужество решением всех жизнен­ных проблем, многие женщины, вступающие в традиционные браки, вскоре сталкивают­ся с такими проблемами, о существовании которых даже и не подозревали. Картина Сьюзн Пайзоу 'Свадебный букет» иллю­стрирует эту мысль исследовательницы

Поскольку афроамериканцы составляют 12% всего населения США, понятно, что распространены браки между белыми и чернокожими. Однако если учесть пропор­ции в составе американцев, выходит, что белые, выбирающие себе супругов из пред­ставителей другой расы, предпочитают азиатов (U.S. Census Bureau, 2001). На карте США 17.1 отмечены места проживания граждан, которые во время проведения пе­реписи 2000 г. назвали себя принадлежащими к различным расам, что служит до­казательством преобладания в этих регионах межрасовых браков1.

Тендер

Джесси Бернард считает, что, независимо от расовой принадлежности супругов, любой брак представляет собой как бы два разных супружества — женщины и муж­чины (Bernard, 1982). Сегодня редкие браки объединяют двух равных партнеров.

Где наиболее распространены межрасочые браки? В настоящее время нет сведений, позволяющих однозначно ответить на этот вопрос, но Бюро переписи населения все-таки опубликовало данные о том, как распределяются по стране люди, относящие себя к более чем одной расе, — ге, чьи родители, вероятно, принадлежали к разным расам. Сведения собраны во время переписи населения 2000 г. Как вы можете охарактеризовать регионы проживания этих людей, а следовательно, и регионы наибольшего


Позиции патриархата существенно ослабли, однако мы привыкли, что мужья стар­ше, сильнее, успешнее в профессиональном плане, чем жены (McRae, 1986).

Почему же в таком случае принято считать, что женщины выигрывают от бра­ка больше, чем мужчины? (Bernard, 1982). Позитивный стереотипный образ без­заботного холостяка резко контрастирует с негативным образом одинокой ста­рой девы, предполагающим, что женщина может реализовать себя только в роли жены и матери.

Однако, как утверждает Бернард, замужние женщины менее здоровы психиче­ски, менее счастливы и более пассивны, нежели одинокие. Женатые мужчины, на­против, живут дольше холостяков, обладают лучшим, чем те, психическим здоро­вьем и, судя по результатам опросов, чувствуют себя также более счастливыми. Эти различия позволяют понять, почему после развода мужчины активнее, чем женщи­ны, ищут нового партнера.

Вывод, к которому пришла Барнард, таков: нет лучшего гаранта долголетия, здоровья и счастья мужчины, чем женщина, готовая посвятить свою жизнь заботе о нем и обеспечить стабильность и домашний порядок. Исследовательница даже готова добавить, что брак мог бы быть благотворным и для женщин, если бы му­жья не доминировали над ними и не ждали от них выполнения всей домашней ра­боты. Действительно, результаты исследований подтверждают: наиболее здоровые в психическом отношении супруги — те, кто сообща зарабатывают на жизнь, рас­тят детей и ведут дом (Ross, Mirowsky & Hunter, 1983; Mirowsky & Ross, 1984).







Date: 2015-12-13; view: 464; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию