Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья: теоретический анализ





Как и в предыдущих главах, предлагаем читателям несколько теоретических под­ходов к осмыслению института семьи, отражающих спектр представлений о нем.

Функции семьи: структурно-функциональный анализ

Согласно структурно-функциональной парадигме, семья выполняет несколько жизненно важных функций. Она выступает главной опорой общества.

1. Социализация. В главе 5 отмечалось, что социализация начинается именно в семье и именно последняя играет в данном процессе самую заметную роль. Идеальный случай — семья, в которой родители помогают своим детям стать полноценными и полезными членами общества (Parsons & Bales, 1955). Ра-


Взрослые люди изменяются после вступления в брак, и, как известно боль­шинству родителей, матери и отцы узнают от своих детей ничуть не меньше, чем дети узнают от них.

2. Регулирование сексуальной активности. Все культуры регулируют сексу­
альную активность, чтобы подержать установленную систему наследования
н право собственности. Одной из универсальных культурных норм являет­
ся
табу на инцест (культурная норма, запрещающая сексуальные связи и бра­
ки между близкими родственниками).
Кто именно подпадает под этот запрет,
зависит от культуры. Например, у навахо, в сообществе которых действует
система наследования по материнской линии, ни мужчина, ни женщина не
могут вступить в брак с кем-либо из родственников своей матери. Американ­
ское билатеральное общество применяет данное табу к родственникам как с
материнской, так и с отцовской стороны, не/ограничивает его действие лишь
самыми близкими, включая родителей, дедушек и бабушек, родных братьев
и сестер, тетей и дядей. Вместе с тем знатные люди в Древнем Египте, в госу­
дарстве инков и на Гавайях признавали даже браки между родными братья­
ми и сестрами (Murdock, 1965; 1-е изд. — 1949).

Потомство, родившееся от союза близких родственников, о каком бы био­логическом виде ни шла речь, может быть физически и умственно неполноцен­ным. Но поскольку этого табу придерживаются только люди, можно предпо­ложить, что основная причина контролировать инцест — социальная. Поче­му? Во-первых, этот запрет ограничивает сексуальную конкуренцию в семьях исключительно отношениями между супругами. Во-вторых, практика заклю­чения браков вне границ семейных кланов приводит к тому, что общество становится более интегрированным и большим. В-третьих, поскольку род­ство определяет взаимные права и обязанности людей, браки между близ­кими родственниками могли бы безнадежно спутать все родственные свя­зи и превратиться в угрозу общественному порядку.

3. Социальная расстановка сил. Для продолжения рода вряд ли нужны семьи, но они помогают поддерживать социальную организацию. При рождении дети наделяются социальной идентичностью родителей, они приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

4. Материальная и эмоциональная безопасность. Многие считают семью «прибежищем в жестоком мире» — прибежищем, в котором можно найти защиту от физической опасности, эмоциональную поддержку и финансовую помощь. Именно поэтому семейные люди нередко обладают более крепким здоровьем, чем одинокие.

Критическая оценка. Структурно-функциональный анализ поясняет, почему общество зависит от семей. Но этот подход не учитывает огромного разнообразия вариантов американских семей и того, как другие социальные институты (напри­мер, правительство) способны удовлетворить некоторые из тех потребностей лю­дей, о которых обычно заботится семья. К тому же сторонники данной парадигмы анализа упускают из виду негативные аспекты семейной жизни, в том числе гос­подство мужчин и насилие в семье.


588 Часть IV. Социальные институты


Глава 17. Семья 589


 


Неравенство и семья: анализ с позиции социального конфликта

Сторонники парадигмы социального конфликта также считают семью главным в американской жизни, но уделяют основное внимание не общественной пользе, а тому, как семьи утверждают социальное неравенство.

1. Собственность и наследование. Фридрих Энгельс связал происхождение се­мьи с потребностью мужчин (и в первую очередь — представителей высших слоев общества) определить своих наследников, чтобы передавать свою соб­ственность только сыновьям (Engels, 1902; 1-е изд. — 1884). Следовательно, семьи благоприятствуют концентрации богатства и в каждом последующем поколении воспроизводят классовую структуру общества (Маге, 1991).

2. Патриархат. Для полной уверенности в том, что их наследники — это имен­но их дети, мужчины должны контролировать сексуальную жизнь женщин. Семейные узы превращают последних в экономическую и сексуальную соб­ственность мужей. В США столетие назад заработки большинства женщин принадлежали их супругам. Ныне, несмотря на поразительные экономиче­ские достижения, основная доля ответственности за детей все еще лежит на женщинах, которые также выполняют и большую часть домашней работы (Hochschild & Machung, 1989; Presser, 1993; Keith & Schafer, 1994; Benokraitis & Feagin, 1995; Stapinski, 1998).


3. Расовое и этническое неравенство. Расовая и этническая принадлежность поддерживается в поколениях постольку, поскольку люди вступают в брак с представителями своей расы или этноса. Следовательно, эндогамия сохра­няет расовую и этническую иерархии.

Критическая оценка. Парадигма социального конфликта высвечивает другой аспект семейной жизни: ее роль в социальной стратификации. Энгельс критико­вал семью как неотъемлемую часть капиталистической системы. Однако она (и се­мейные проблемы) существует и в некапиталистических обществах. Возможно, Энгельс прав и семьи на самом деле связаны с социальным неравенством, но они также осуществляют и такие функции, которые не под силу другим социальным институтам.

Создание семьи: анализ на микроуровне

И структурно-функциональный анализ, и парадигма социального конфликта рас­сматривают семью как структурированную систему. Что же касается микроуров-невого анализа, то его цель — изучить, как люди создают семьи и каков их опыт семейной жизни.

Парадигма символического интеракционизма. В идеале семья предоставляет возможность для близких, интимных отношений (от лат. intimus — «самый глубокий, внутренний, сокровенный»). Между членами семьи возникают эмоциональные вза­имосвязи. Конечно, роль родителей — наделенных властью — нередко препятствует их сближению с детьми. Лишь когда дети вырастают, родственные связи между по­колениями раскрываются в полной мере и строятся на взаимном доверии и взаимо-

Т1ПМП1ИГЛ ЦП RfAV ПП Т1Г А ГТ UWI UU V fTPTTOV ^ Л/f Q^iriTl 1 С lOTR',!**


Перед вами репродукция другой известной картины Кармен Ломас Гарца «Вечер».

Художник иллюстрирует важную особенность ухаживания по-испански - активную вовлеченность

в него всей семьи, особенно родственников девушки. Молодым людям предоставляется возможность

познакомиться поближе, но только под присмотром бдительно наблюдающих за ними представителей

старшего поколения. Гуашь. Из частного собрания Софи и Дэниэла Шер, Бирмингем

Анализ с позиции социального обмена. Анализ с позиции социального обмена описывает ухаживание и брак как некие формы ведения переговоров (Blau, 1964). Ухаживание позволяет и мужчине, и женщине оценить плюсы и минусы друг дру­га в качестве супругов, уточнить, что же каждый из них может предложить взамен. По сути, как утверждают сторонники данного подхода, люди, вступая в брак, стре­мятся совершить наиболее выгодную «сделку» из всех возможных.

Физическая привлекательность оказывается важным «элементом торга». В пат­риархальных обществах, в которых «брачный» набор мужчины складывается из богатства и власти, от женщин ожидают другого вклада — красоты. Та играет огромную роль, чем и объясняется традиционная забота женщин о своей внешно­сти и чувствительность к ситуациям, когда речь заходит об их возрасте. Одна­ко с ростом числа работающих женщин уменьшается их экономическая зависи­мость от мужчин, а это значит, что позиции представителей двух полов, касающи­еся отношений «обмена» в браке, сближаются.


Критическая оценка. Микроуровневый анализ уравновешивает структурно-функциональный и подход в рамках парадигмы социального конфликта, когда се­мья рассматривается одним из общественных институтов. Рассмотрение проблемы и под углом зрения символического интеракционизма, и с позиции социального об­мена показывает, как человек создает свою семейную жизнь. Однако в этом случае из виду упускается более масштабная картина: семейная жизнь людей, принадлежа-


590 Часть IV. Социальные институты


Глава 17. Семья 591


 


личие между американскими семьями предсказуемо, оно базируется на социальном статусе и этнической принадлежности, и, как станет ясно далее, все американские семьи обычно проходят определенные стадии, связанные с этапами жизни.







Date: 2015-12-13; view: 500; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию