Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд в будущее: политика в XXI веке





Подобно тому как изменяются экономические системы, которым была посвящена глава 16, трансформируются и политические. В XXI в. всеобщее внимание привле­кут несколько проблем и тенденций.

Одним из неприятных для США вопросов оказывается несовместимость де­мократических идеалов и низкой политической активности населения. Возможно, правы сторонники плюралистской модели власти, утверждающие, что многие не затрудняют себя участием в выборах, потому что в целом удовлетворены своей жизнью. Но столь же вероятна правда сторонников модели властной элиты, и люди действительно отворачиваются от системы, концентрирующей власть и богатство в руках немногих избранных. Или, как утверждают приверженцы марксизма, граж­дане считают, что наша политическая система на деле не предоставляет им подлин­ного выбора, ограничивая его лишь соответствием существующей капиталистиче­ской экономической системе. Как бы там ни было, складывается такое впечатление, будто единственный способ побороть широко распространенную апатию — прове­сти радикальную политическую реформу.

Вторая тенденция, рассматривавшаяся в этой главе, — экспансия глобального политического процесса. Информационная революция изменяет политику точно так же, как и экономику (хотя есть основания говорить, что политические переме­ны происходят медленнее, чем экономические). Современные коммуникационные технологии делают возможной практически мгновенную передачу новостей и ре­зультатов политического анализа из одной точки земного шара в другую. Но при­ведет ли эта глобальная информационная лавина к упрочению демократии благо­даря делегированию конкретному человеку большей власти? Или новые инфор­мационные технологии вооружат правительства неизвестными ранее средствами манипулирования своими гражданами? Некоторые аналитики поднимают более принципиальный вопрос: действительно ли мы хотим предоставить простому че­ловеку, не являющемуся специалистом, право решать важные проблемы?

Третья проблема — глобальное переосмысление политических моделей. Холод­ная война между США и СССР облекла политические дебаты в форму двух жест­ких политических альтернатив, основанных на капитализме и социализме. После окончания холодной войны аналитики предвидят появление более широкого спек­тра политических систем, в которых государство и экономика связаны друг с дру­гом. Шведский «капитализм всеобщего благосостояния» и японский и южнокорей­ский «государственный капитализм» — это всего лишь два возможных варианта.

И наконец, четвертое замечание. Во многих частях света все еще сохраняется опасность возникновения войны. Даже несмотря на смягчение напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и бывшим Советским Союзом, оста­ются огромные запасы оружия, и ядерные технологии продолжают распростра­няться по миру. Могут появиться новые сверхдержавы (весьма вероятный канди­дат — Китайская Народная Республика), а региональные конфликты, конечно же, будут продолжать тлеть. Остается только надеяться, что в наступившем веке чув­ство политической справедливости поможет нам найти мирное решение тех заста-

npTiT.iv пппЯпрх к-птппктр rmnRniumvtnT ROWTHV



Часть IV, Социальные институты


Глава 16. Политика и правительство 577


 


Резюме

1. Политика — это важнейший социальный институт, посредством которого общество распределяет власть и организует принятие решений. По мнению Макса Вебера, три социальных контекста трансформируют принуждение в легитимную власть — традиция, рационально установленные нормы и пра­вила и личная харизма лидера.

2. Все доиндустриальные общества характеризовались наличием традицион­ной власти; индустриальные придали власти легитимность через бюрокра­тические организации и законодательство. Харизматическая власть, появля­ющаяся в любом обществе, поддерживается благодаря ее постепенному пре­вращению в традиционную или в рациональную, легальную.

3. Монархия базируется на традиционной власти и присуща всем доиндустри-альным обществам. Несмотря на то что она сохранилась и потом, индустри­ализация благоприятствует демократии, основанной на рациональной, ле­гальной власти и огромном бюрократическом аппарате.

4. Авторитарные политические режимы лишают народ права участвовать в уп­равлении государством. Тоталитарные политические системы идут даже даль­ше, строго регулируя повседневную жизнь своих граждан.

5. В мире насчитывается 192 политически независимых национальных госу­дарства. Однако одна из глобальных политических тенденций заключается в росте богатства и власти транснациональных корпораций. Кроме того, по­явление новых технологий, ассоциирующихся с информационной револю­цией, означает, что национальные правительства больше не могут контроли­ровать информационный поток, идущий через государственные границы.


6. За последние два века правительство США разрослось, и сейчас для обслу­живания населения и регулирования экономики оно прибегает к разным спо­собам. Однако ситуация с социальным обеспечением в нашей стране хуже, чем в других обществах с высоким уровнем доходов.

7. Либералы и консерваторы придерживаются разных взглядов как на эконо­мические, так и на социальные аспекты жизни общества. Первые выступа­ют за государственное регулирование экономики и действия, направленные на достижение экономического равенства, а вторые полагают, что государ­ство не должно вмешиваться в эти сферы. Однако, по мнению консервато­ров, государственные органы должны регулировать такие моральные аспек­ты жизни общества, как аборты, а либералы убеждены в том, что правитель­ство должно предоставить своим гражданам право самим решать их.

8. Группы по особым интересам облегчают определенным слоям общества до­стижение их политических целей. Для этого они используют лоббистов и ко­митеты политических действий.

9. Многие граждане США затрудняются при определении своих политических взглядов и не отождествляют себя ни с демократами, ни с республиканцами. Более того, в президентских выборах 2000 г. приняли участие менее 50% граж-


 

10. Сторонники плюралистской модели власти исходят из того, что в США власть распределена между всеми членами общества; приверженцы моде­ли властной элиты придерживаются диаметрально противоположной точ­ки зрения: они утверждают, что та сконцентрирована в руках небольшой и богатой группы граждан. В основе марксистской политико-экономической модели лежит представление о том, что политика определяется капиталис­тической экономикой.

11. Революция радикально изменяет существовавшую до нее политическую си­стему. Терроризм, вторая неприемлемая политическая тактика, использует насилие как средство достижения политических целей. В террористическую деятельность вовлекаются не только отдельные люди, но и целые государ­ства. Терроризм стал новой формой «асимметричного» ведения войны.

12. Война — это организованный вооруженный конфликт между людьми из раз­ных стран, направляемый их правительствами. Развитие и распространение ядерного оружия сделали угрозу глобальной катастрофы реальной. В конеч­ном итоге всеобщий мир зависит от разрешения проблем и конфликтов, под­питывающих милитаризм.

Основные понятия

Авторитаризм — политическая система, которая исключает участие народа в уп­равлении государством.

Авторитет — власть, приобретаемая людьми не путем принуждения, а законным образом.

Власть — способность достигать желаемых целей вопреки сопротивлению других.

Военно-промышленный комплекс — тесная связь между федеральным правитель­ством, вооруженными силами и оборонной промышленностью.

Война — организованный вооруженный конфликт между людьми из разных стран, направляемый их правительствами.

Государство всеобщего благосостояния — государство с системой правительствен­ных учреждений и программ, обеспечивающих населению те или иные выгоды.


Группа по особым интересам — политический альянс людей, заинтересованных в каком-либо экономическом или социальном вопросе.

Демократия — политическая система, при которой власть осуществляется наро­дом как единым целым.

Комитет политических действий — организация, сформированная группой, пре­следующей особые интересы; независимая от политических партий и призван­ная добиваться политических целей путем сбора и расходования денег.

Марксистская политико-экономическая модель — анализ, который объясняет политику исходя из экономической системы общества.

Модель властной элиты — анализ политики, в котором власть видится сосредото-


578 Часть IV, Социальные институты


Монархия — тип политической системы, при котором одно семейство правит из поколения в поколение.

Плюралистская модель — анализ политики, в котором власть видится рассеянной между многими группами с конкурирующими интересами.

Политика — общественный институт, который распределяет власть, задает пути развития общества и вырабатывает решения.

Политическая революция — свержение одной политической системы ради уста­новления другой.

Правительство — официальная организация, руководящая политической жизнью общества.

Распространение ядерного оружия — приобретение технологии производства ядерного оружия все большим числом государств.

Рационально-легальная власть (бюрократическая) — власть, легитимность кото­рой закреплена законодательно выполняемыми правилами и установлениями.

Превращение харизмы в рутинный порядок — трансформация харизматической власти в некое сочетание власти традиционной и бюрократической.

Терроризм — произвольные акты насилия или угрозы его применения со стороны отдельного человека или группы, которые пользуются этим в качестве полити­ческой стратегии.

Тоталитаризм — политическая система, которая в значительной степени регули­рует жизни людей.

Традиционная власть — власть, легитимность которой устанавливается через ува­жение к давно устоявшимся культурным образцам.

Харизматическая власть — власть, узаконенная благодаря исключительным лич­ным способностям, побуждающим к преданности и повиновению.

Вопросы для размышления

1. Какая разница между авторитетом и властью? Какие формы власти, приоб­ретаемой законным путем, характерны для доиндустриальных и индустри­альных обществ? Почему по мере развития индустриализации на смену монархии постепенно приходила демократия?

2. Объясните, опираясь на американский политический спектр, разброс поли­тических установок американцев. Как классовая принадлежность связана с политическими взглядами?

3. Сравните плюралистскую модель власти, модель властной элиты и марксист­скую политико-экономическую модель. Какая из них представляется вам наиболее убедительной? Почему?


4. Как вы считаете, война сегодня вероятнее, чем при жизни предшествующе­го поколения? Почему?


ГЛАВА 17

Семья

Том Грин - семейный человек, даже, если так можно выразиться, «очень» семейный. У 52-летнего жи­теля Долины Змей (штат Юта) пять жен в возрасте от 24 лет до 31 года. Хотя Грин в свое время офици­ально женился на каждой из них, перед тем, как оформить очередной брак, он разводился с предыду­щей женой, чтобы его не смогли обвинить в нарушении закона штата, запрещающего пребывание в браке более чем с одной женщиной (или с одним мужчиной) одновременно. Грин и его пять жен родили больше 30 детей.

В 2001 г., когда Том Грин появился в нескольких национальных телевизионных шоу в качестве защитни­ка полигамии, он оказался в центре конфликта. Судя по всему, Грин не понимал, что, несмотря на все его ухищрения, он все же может быть привлечен к ответственности за свой полигамный брак. Прокура­тура штата предъявила ему обвинение в двоеженстве. На суде Грин защищал свой образ жизни как не противоречащий законам морали; его жены тоже защищали и своего супруга, и свою семью. Однако после 4-дневных колебаний жюри присяжных признало его виновным, и он был приговорен к 5 годам тюрьмы. Грин на законных основаниях был также обвинен в изнасиловании, поскольку его первой жене, когда они поженились, было всего 13 лет (остальным в момент заключения брака было от 14 до 16). Представления Тома Грина о полигамном браке восходят к первым годам существования в Юте церкви мормонов. Однако те запретили подобные браки более века тому назад, и в 1980 г. полигамия послу­жила причиной отлучения Тома Грина от церкви. Тем не менее он не одинок: есть основания полагать, что сегодня в сельских районах Юты проживают около 25 тыс. полигамных семей.

Не приходится сомневаться, что большинство граждан в США не разделяют пред­ставлений Тома Грина о семейной жизни, которые довели его до нарушения закона. Но это вовсе не значит, что американцы единодушны в том, какими должны быть семьи. Напротив, в последние десятилетия ведутся оживленные дискуссии на эту тему. Задумайтесь над цифрами: 50% беременных женщин моложе 30 лет — неза­мужние. За последние 40 лет количество разводов в США удвоилось, и если такая тенденция сохранится, распадутся около 50% существующих ныне браков. Тот факт, что один из трех новорожденных появляется у незамужней женщины, вкупе с боль­шим количеством разводов, означает, что половина американских детей до достиже­ния совершеннолетия придется какое-то время жить в неполной семье.

Если послушать одних, то невольно решишь, что семья — нечто «отмирающее». Другие же полагают, что это не столько исчезающий, сколько изменяющийся фе­номен. Действительно, хорошо это или плохо, но семья, возможно, претерпевает трансформации быстрее, чем какой бы то ни было другой социальный институт (Bianchi & Spain, 1996). Не так давно в американской культуре идеальной представ-


580 Часть IV, Социальные институты


Глава 17. Семья 581


 


лишь немногие разделяют этот примитивный взгляд, и какой бы период ни взять, -лишь 30% американских семей соответствуют данному описанию.

В этой главе будет рассказано о том, как изменяется семейная жизнь, о том, поче­му одни люди называют семью основой социальной жизни, а другие не просто пред­сказывают ей скорый конец, но и приближают его. Однако начнем с рассмотрения некоторых базовых понятий.







Date: 2015-12-13; view: 403; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию