Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная стратификация: факты и оценки





Шел 2081 г., и вес люди наконец стали равны. Не только перед Богом и законом. Они были равны во всех отношениях. Никто не был умнее другого. Никто не выглядел лучше другого. Никто не был сильнее или быстрее кого-либо. Равенство вытекало из 211-й, 212-й и 213-й поправок к Конституции и поддерживалось благодаря по­стоянной бдительности агентов Генерального Уравнителя.

Этими словами Курт Воннегут (Vonnegut, 1961) начинает рассказ «Харрисон Бержерон», — воображаемый отчет о будущем США, когда социальное неравен­ство устранено. Воннегут предупреждает, что привлекательное само по себе равен­ство может быть опасным. В его рассказе описывается кошмар социальной инже­нерии, посредством которой талант, который отличает одного человека от другого, систематически нейтрализуется правительством.

Чтобы стереть различия, делающие какого-либо человека «лучше» остальных, государство в рассказе Воннегута требует, чтобы физически привлекательные люди носили маски, усредняющие их внешность; интеллектуалы должны носить наушни­ки, воспроизводящие отвлекающий шум, а лучшие атлеты и балерины обязаны при­креплять гири, чтобы быть такими же неуклюжими, как все остальные. Иными сло­вами, хотя и возможно представить, что социальное равенство позволило бы людям максимально использовать свои таланты, Воннегут заключает: эгалитарное общество стремится максимально нивелировать индивидуальность человека.

Как и рассказ Воннегута, во всей этой главе объяснения социальной страти­фикации включают субъективную оценку. Согласно тезису Дэвиса—Мура, соци­альная стратификация не только универсальна, по она действительно необходима для эффективной социально!! организации. Классовые различия в американском обществе, таким образом, отражают как отличия человеческих способностей, так и относительную важность отдельных специальностей. С этой точки зрения, равен­ство нежелательно, поскольку оно достигается лишь с помощью репрессивных мер, направленных на навязывание единообразия.

Анализ в ракурсе социального конфликта, который отстаивал Карл Маркс, от-


362 Часть III. Социальное неравенство


Глава 10. Социальная стратификация 363


 


для общества и является причиной страданий и конфликтов. На его взгляд, соци­альная стратификация возникает из несправедливости и жадности. Потому он и был сторонником принципа уравнительного распределения ресурсов. Маркс по­лагал, что равенство не снизит, а повысит благосостояние людей.

В главе 11 («Социальные классы в США») рассматривается проблема нера­венства в США, и главное место отводится вопросу об имевшейся экономической поляризации. Затем, в главе 12 («Глобальная стратификация») мы рассмотрим положение в мире, задавшись вопросом, почему некоторые нации богаче, чем дру­гие. Как мы увидим, на всех уровнях исследование социальной стратификации предполагает сочетание фактов и субъективных мнений о форме справедливого общества.

Резюме

1. Социальная стратификация — это распределение людей по ступеням иерар­
хии. Стратификация:

♦ черта общества, а не только следствие индивидуальных различий;

♦ существует на протяжении многих поколений;

♦ универсальна, но изменчива по форме;

♦ поддерживается культурными убеждениями.

 

2. Кастовые системы, распространенные в аграрных обществах, основаны на социальном происхождении (рождении), не допускают социальной мобиль­ности и определяют всю жизнь человека, включая профессию и выбор су­пруга для брака.

3. Классовые системы с элементами меритократии существуют в индустриаль­ных и постиндустриальных обществах и допускают социальную мобиль­ность, основанную на индивидуальных достижениях.

4. Предполагалось, что социалистические общества, в которых средства про­изводства принадлежат государству, бесклассовые. Хотя в таких обществах обычно отмечается меньшее экономическое неравенство, чем в капиталис­тических, намного сильнее выражена разница в обладании властью.

5. Социальную стратификацию трудно изменить, поскольку она поддерживает­ся различными социальными институтами, а культурные ценности и убежде­ния (идеология) представляют некоторые виды неравенства как естествен­ные и справедливые.

6. Тезис Дэвиса—Мура гласит, что социальная стратификация универсальна, потому что способствует повышению экономической продуктивности обще­ства. В классовых обществах неравное вознаграждение привлекает самых способных людей к выполнению наиболее значимой работы.


7. Критики тезиса Дэвиса—Мура отмечают, что:

♦ трудно объективным образом оценить функциональную важность какой-


 

♦ стратификация мешает многим людям развивать свои способности;

♦ социальная стратификация приносит пользу одним за счет других, по­рождая социальные конфликты.

 

8. По мнению Карла Маркса, главного теоретика социального конфликта, по­следний ставит капиталистов (буржуазию), владеющих средствами произ­водства и стремящихся получить максимально возможную прибыль, в оп­позицию пролетариату, который предоставляет рабочую силу в обмен на заработную плату.

9. Предсказанная Марксом социалистическая революция не произошла в стра­нах с высоким уровнем дохода — таких, как США. Некоторые социологи считают это подтверждением того, что анализ Маркса был порочен; другие указывают, что наше общество отличается явным социальным неравенством, ему свойствен классовый конфликт.

 

10. Макс Вебер выделил три показателя социального неравенства: экономиче­ский класс, социальный статус (престиж) и власть. Поскольку положение людей по этим трем показателям может отличаться, стратификация превра­щается в многомерную иерархию, а не отдельные классы.

11. Исторически, полагает Герхард Ленски, развитие технологий сделало обще­ства более неравными. Некоторое изменение этой тенденции отмечается в индустриальных обществах, как показывает кривая Кузнеца. Однако новая постиндустриальная экономика в США демонстрирует некоторое усиление экономического неравенства.

12. Исследование социального неравенства касается не только фактов, но так­же политических убеждений и субъективных оценок того, как должно быть организовано общество.

Основные понятия

Идеология — культурные убеждения, которые оправдывают социальную страти­фикацию.

Кастовая система — социальная стратификация, основанная на социальном про­исхождении, или рождении.

Классовая система — социальная стратификация, основанная и на происхожде­нии, и на индивидуальных достижениях.

Меритократия — социальная стратификация, основанная на личных качествах.

Работа «белых воротничков» — более престижная работа, которая предполагает по преимуществу умственную деятельность.

Работа «синих воротничков» -- менее престижная работа, которая означает глав­ным образом физический труд.

Социальная мобильность — изменение положения в социальной иерархии.

Социальная стратификация — система, посредством которой общество распреде-


364 Часть III, Социальное неравенство


Социально-экономический статус — сложное ранжирование людей на основе раз­личных показателей социального неравенства

Статусная согласованность — степень согласованности социального положения человека, определяемого по различным показателям социального неравенства.

Структурная социальная мобильность — изменение в социальном положении значительного числа людей, большей частью благодаря изменениям в самом об­ществе, а не индивидуальным усилиям.

Тезис Дэвиса—Мура — утверждение о том, что социальная стратификация — уни­версальное явление, поскольку она приносит пользу обществу.

Вопросы для размышления

1. Почему социальная стратификация — это порождение общества, а не про­сто отражение индивидуальных различий?

2. Чем отличаются кастовая и классовая системы? Что между ними общего? Каким образом индустриализация способствует меритократии в социальной стратификации?

3. Почему, согласно тезису Дэвиса—Мура, директор колледжа должен зараба­тывать больше, чем преподаватель или секретарь? Что произойдет, если ста­нут всем служащим платить одинаково?

4. В чем предсказания Карла Маркса о капитализме не сбылись? В чем они ока­зались верны?


ГЛАВА 11







Date: 2015-12-13; view: 2145; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию