Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сексуальные установки в США





Что думают о сексе американцы? В отношении сексуальности наша культурная ориентация всегда отличалась непостоянством. С одной стороны, большинство европейских иммигрантов прибыли с жесткими представлениями о «правильном» сексуальном поведении, которые отводя ему только репродуктивную роль, реали­зуемую сугубо в границах брака. Как объяснялось в главе 8, пуритане, поселившие­ся в Новой Англии, требовали соблюдения конформности во всех установках и об­разцах поведения и сурово карали любое несоответствие даже в тех случаях, когда сексуальное «нарушение» имело приватный характер, не выходя за пределы от­дельно взятого дома. Стремление контролировать сексуальность сохранилось на­долго: так, еще в 1960-е гг. в некоторых штатах закон запрещал продажу презерва­тивов в магазинах. Даже сегодня в ряде штатов существуют законы, запрещающие гомосексуализм и разного рода «противоестественные» акты.

Но это только одна сторона истории сексуальности в США. Как сказано в главе 3, американская культура характеризуется индивидуализмом, и, по мнению очень многих, следует предоставить людям свободу делать все, что тем вздумается, если это не причинит вреда окружающим. Убежденность, что все занятия людей дома, в приватных условиях, — это их личное дело, превращает секс в вопрос индивиду­альной свободы и личного выбора.

Итак, на чем же остановиться? Каким же обществом являются США, когда речь заходит о сексуальности, — запретительным или снисходительным? И тем, и дру­гим. С одной стороны, многие американцы продолжают считать сексуальное пове­дение важным показателем морального облика человека. С другой стороны, секс повсеместно эксплуатируется и прославляется, а также активно пропагандирует­ся в средствах массовой информации.

Задав себе такие границы, перейдем к изменениям в сексуальных установках и поведении, которые происходили на протяжении XX в. Как мы увидим, перемены были значительными.

Сексуальная революция

В XX в. люди стали свидетелями сильных подвижек в сексуальных установках и обычаях. Первые признаки такого рода перемен появились в 1920-е гг., когда мил­лионы мужчин и женщин покинули свои фермы и провинциальные городки, пере­бравшись в стремительно растущие крупные города. Там, живя вдалеке от семей и общаясь друг с другом на работе, молодые люди наслаждались большей сексуаль­ной свободой. В этом кроется одна из причин, по которым десятилетие запомни­лось как «бурные двадцатые».

В 1930-е и 1940-е гг. Великая депрессия и Вторая мировая война замедлили перемены. Но в послевоенный период, после 1945 г., Альфред Кинзи подготовил почву для того, что получило название сексуальной революции. Свою первую рабо­ту, посвященную сексуальности, он и его коллеги опубликовали в 1948 г.; она вы­звала повсеместный шок. Кинзи не так уж много сказал о сексуальном поведении, хотя и привел кое-какие удивительные результаты; все дело было в том, что уче­ные занялись изучением секса, — именно это вызвало пересуды, охватившие всю


___________________________________________________________ Глава 9. Сексуальность 307

страну. В конце концов, тогда нелегко было разговаривать о сексе даже дома, в су­губо личной беседе.

Две книги Кинзи (Kinsey, 1948, 1953) стали бестселлерами еще и потому, что была открыта правда о среднестатистическом американце: оказалось, он намно­го реже придерживался традиционных сексуальных обычаев, чем думалось боль­шинству населения США. Таким образом, обе книги воспитывали непривычную сексуальную откровенность, которая способствовала наступлению сексуальной революции.

В конце 1960-х гг. последняя достигла пика. В общественной жизни господ­ствовала молодежная культура, а новая сексуальная свобода закрепилась в вы­сказываниях типа «нравится — делай» и «секс, наркотики и рок-н-ролл». Неко­торым людям, конечно, претила идея «сексуального взвинчивания и самоодур­манивания», но поколение, рожденное в условиях демографического взрыва в период 1945—1960 гг., было первой в истории США когортой, которая выросла на идее, что секс является частью повседневной жизни всех и каждого независимо от се­мейного положения.

Технология тоже сыграла свою роль в сексуальной революции. Противозача­точные таблетки, вошедшие в обиход в 1960 г., не только предотвращали беремен­ность, но и облегчали сексуальные отношения. В отличие от презерватива и диаф­рагмы, которыми приходится пользоваться во время полового акта, таблетку можно принять в любое время суток. Теперь женщины, как и мужчины, могли заниматься сексом без всякой специальной подготовки.


Для женщин сексуальная революция имела особое значение, так как их поло­вая жизнь исторически регулировалась строже, чем мужчин. Применяя практику двойных стандартов, общество позволяет (и даже побуждает к этому) мужчинам вести сексуально активный образ жизни, одновременно ожидая от женщин цело­мудренного поведения до замужества и супружеской верности — в дальнейшем. Этот вывод подтверждается данными опроса, приведенными на рис. 9.1.

Среди людей, родившихся в США в период между 1933 и 1942 гг. (тех, кому сегодня за 60), 56% мужчин и только 16% женщин признались, что к своему 20-летию имели двух сексуальных партнеров или более. Сравните этот огромный раз­рыв с образцом, выявленным у лиц, родившихся в период демографического взры­ва между 1953 и 1962 гг. (кому сейчас за 40), достигших зрелости по завершении сексуальной революции. В этой категории 62% мужчин и 48% женщин заявляют, что к 20-летнему возрасту имели двух сексуальных партнеров или более (Laumann et al., 1994; p. 198). Из этого следует, что сексуальная революция повысила общую сексуальную активность, но сильнее изменила поведение женщин, нежели мужчин.

Общей тенденцией, таким образом, выступает большая сексуальная откры­тость, которая возрастает по мере экономического развития общества, и можно понять глобальные формы контроля над рождаемостью, представленные на кар­те мира 9.11.

1 На этой карте показан процент замужних женщин, прибегающих к современным методам контра­цепции (барьерным методам, контрацептивным таблеткам, имплантатам, спринцеванию, инутри-маточным контрацептивным спиралям или стерилизации). Чем же отличаются страны с высоким уровнем доходов от бедных? Можете ли вы объяснить ->tv пя-шпп\/?


308 Часть II, Основы общества



Мужчины
Женщины
 
 
 

 

   
ш  
ф  
с  
о  
   
s о  
с га  
вух и возр  
ч >.  
и  
алич -летн fin
I О  
о™  
S О  
щивш тнеро  
ю о.  
о га  
о с  
и х но
юдей альнь  
с; >,  
   
гг u  
о  
Q-  
с п

 

Родившиеся в период между 1933 и 1942 гг. (достигшие 20-летия до начала

Родившиеся в период между 1953 и 1962 гг. (достигшие 20-летия по завершении

сексуальной революции) сексуальной революции) Рис. 9.1. Сексуальная революция: конец двойных стандартов. Источник: Laumannetal., 1994; р. 198

Сексуальная контрреволюция

Сексуальная революция превратила секс в предмет обыденного обсуждения, а се­ксуальную активность сделала делом индивидуального выбора. И хотя американ­ское общество всегда относилось к сексу двояко, сексуальная революция тоже была противоречивым событием. К 1980 г. атмосфера сексуальной свободы, которой были отмечены конец 1960-х и 1970-е гг., подверглась критике со стороны отдель­ных лиц, посчитавших ее свидетельством морального упадка нации. Таким обра­зом, началась сексуальная контрреволюция.


Если говорить языком политики, то она стала консервативным призывом вер­нуться к «семейным ценностям», отказаться от сексуальной свободы ради сексу­альной ответственности. На практике такой поворот на 180° означал возвращение секса в границы брака. Критики противились не только идее «свободной любви», но и таким тенденциям, как сожительство (совместное проживание) и рождение внебрачных детей.

Если оглянуться назад, становится очевидным, что сексуальная контрреволю­ция не поколебала идею о праве человека самому решать, когда и с кем ему всту­пать в сексуальную связь. Однако в результате большее число людей стало огра­ничивать количество сексуальных партнеров или полностью воздерживаться от секса. Во многих случаях подобные решения принимаются из соображений морали.


310 Часть II. Основы общества


Глава 9. Сексуальность 31 1


 


Но для других случаев в решении ограничить свою сексуальную жизнь отражает­ся страх перед заболеваниями, передающимися половым путем. Хотя инфекцион­ными болезнями люди с 1960-х гг. стали страдать реже, венерическими — намного чаще. Сам факт, что некоторые венерические заболевания (например, генитальный герпес) неизлечимы, а другие (СПИД) смертельны, стало для людей хорошим по­водом тщательно обдумывать свой сексуальный выбор.

Добрачный секс

Насколько же изменилось сексуальное поведение в США после сексуальной ре­волюции и контрреволюции? Любопытна одна тенденция, касающаяся добрачно­го секса, — вероятности того, что молодые люди вступят в сексуальные отношения до супружества.

Сначала разберемся, что говорят по этому поводу взрослые американцы. Из табл. 9.1 видно, что около 35% характеризуют добрачные сексуальные отношения как «непозволительные всегда» или «почти всегда». Еще 20% считают, что добрач­ный секс «непозволителен лишь иногда», а около 40% не видят в нем «ничего пло­хого». Нынешнее поколение воспринимает его терпимее, чем раньше, но все равно общество разделяется по данному вопросу на два лагеря.

Таблица 9.1 Как мы относимся к добрачному и внебрачному сексу

Вопрос: «Изменение морали и отношения к сексу в нашей стране широко и обстоятельно обсуждалось. Если мужчина и женщина вступают в добрачную сексуальную связь, то как вы считаете: всегда ли это непозволительно, почти всегда непозволительно, непозволитель­но лишь иногда или в этом нет ничего плохого? Как вы относитесь к тому, чтобы семейный человек имел сексуальные связи на стороне?»

Добрачный секс, % Внебрачный секс, %

«Всегда непозволителен» 26,7 77,8

«Почти всегда непозволителен» 8,4 10,6

«Лишь иногда непозволителен» 20,5 7,0

«В этом нет ничего плохого» 39,9 2,5

«Не знаю»/не ответили 4,5 2,1

Источник: General Social Surveys, 1972-2000: Cumulative Codebook (Chicago: National Opinion Research Center, 2001), pp. 17-18

Теперь посмотрим на действия молодежи, касающиеся добрачных половых отношений. В среде женщин за прошедшее время произошли заметные измене­ния. В работах Кинзи (Kinsey, 1948, 1953; см. также Laumann et al., 1994) сооб­щалось, что из людей, родившихся в начале 1900-х гг., примерно 50% мужчин и всего лишь 6% женщин вступали в добрачные сексуальные связи, не достигнув возраста 19 лет. Исследования детей, появившихся на свет в эпоху демографи­ческого взрыва после Второй мировой войны, показывают некоторый рост чис­ла сексуальных отношений до брака у мужчин и значительный — примерно на


nnuv тплтт- — v -игрнпттлн


Самые последние изыскания, когда предметом внимания стали мужчины и женщины, родившиеся в 1970-х гг., показывают, что к переходу в выпускной класс средней школы 76% юношей и 66% девушек имеют опыт добрачных половых свя­зей (Laumann et al, 1994; p. 323-324). Таким образом, хотя в целом отношение об­щественности к добрачному сексу остается неоднозначным, подобное поведение широко практикуется в молодежной среде.

Секс между взрослыми

Если верить средствам массовой информации, то американцы отличаются высо­кой сексуальной активностью. Но не приукрашивают ли реальность эти расхожие образы? Как отмечает Лауманн (Laumann, 1994), уровень сексуальной активности жителей США различается. Поведенческие образцы распределяются так: одна треть взрослых сообщают, что имеют с партнером несколько сексуальных контак­тов в год или не имеет их вовсе; еще одна треть занимаются сексом один или не­сколько раз в месяц; оставшаяся треть занимаются сексом со своим партнером два раза в неделю или более.

Кроме того, вопреки широко распространенному образу холостых волокит имен­но семейные люди чаще всего занимаются сексом со своими партнерами и парт­нершами. Состоящие в браке люди также признаются в наибольшем удовлетворе­нии сексуальными отношениями как в эмоциональном, так и в физическом отно­шении (Laumann et al., 1994).

Внебрачный секс

Как быть с людьми, которые занимаются сексом не только с партнером по браку, но и на стороне? То, что люди традиционно называют «изменой» (социологи пред­почитают более нейтральный термин — «внебрачный секс»), встречает широкое осуждение. Из табл. 9.1 видно, что почти 90% взрослых американцев считают, что если семейный человек занимается сексом не с партнером (партнершей) по браку, это «непозволительно всегда» или «почти всегда». Норма сексуальной верности в браке была и остается серьезным элементом американской культуры.

Но если обратиться к поведению, выяснится: культурный идеал нередко отли­чается от реальности. Наверное, никого не удивит, что внебрачная половая жизнь распространена гораздо шире, чем некоторые предполагают. Вместе с тем такой секс отмечается не столь часто, как думают многие. Лауманн указывает, что около 25% женатых мужчин и как минимум 10% замужних женщин имели хотя бы одну внебрачную половую связь. Или, если посмотреть иначе, 75% мужчин и 90% жен­щин сохраняют сексуальную верность своим партнерам на протяжении всей су­пружеской жизни (Laumann et al., 1994; p. 214; NORC, 2001; p. 1135).







Date: 2015-12-13; view: 426; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию