Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сексуальная ориентация
За последние десятилетия общественное мнение относительно сексуальной ориентации претерпело заметные изменения. Под сексуальной ориентацией понимается предпочтение индивида, касающееся сексуальных партнеров: тою же пола, противо - наложного обоих пни ни одного из полов. Во всех человеческих обществах нормой 312 Часть II, Основы общества Глава 9. Сексуальность 313 считается гетеросексуальность (от древнегреч. hetero — «другое из двух»), сексуальная ориентация, при которой индивид испытывает влечение к лицам противоположного пола. Однако в любом обществе значительная часть людей характеризуется гомосексуальностью (от древнегреч. homo — «то же самое»), сексуальной ориентацией, при которой индивид испытывает влечение к представителям одного с ним пола. Размышляя над этими категориями, не забывайте, что гетеросексуальность и гомосексуальность не исключают друг друга. Это означает, что люди не обязательно подпадают под какую-либо одну категорию, но могут иметь и ту и другую сексуальную ориентацию в той или иной степени. На рис. 9.2 эти две сексуальные ориентации представлены в виде континуума, из которого видно, что большинство людей испытывают по крайней мере некоторое влечение к представителям обоих полов. Тот факт, что сексуальная ориентация не определена четко, указывает на важность третьей категории — бисексуальности {сексуальной ориентации, при которой индивид испытывает влечение к представителям обоих полов). Одни бисексуалы испытывают одинаковое влечение к мужчинам и женщинам; других какой-то один из полов привлекает больше другого. Наконец, еще одной, дополнительной, разновидностью сексуальной ориентации выступает асексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид не испытывает влечения ни к одному из полов. Важно отметить и то, что сексуальное влечение не тождественно сексуальному поведению. Вне всяких сомнений, некоторым людям случалось испытывать влечение к лицам одного с ними пола, но лишь немногие действовали в соответствующей манере. Это связано с культурными ограничениями, налагаемыми на наши поступки. Культурные системы неодинаково принимают различные сексуальные ориентации. В США и во всем мире гетеросексуальность выступает нормой потому, что, рассуждая с позиции биологии, гетеросексуальные отношения обеспечивают продолжение рода. Но даже при этом условии в большинстве обществ терпимо относятся к гомосексуальности. Так, в Древней Греции у мужчин, принадлежавших к высшему классу, гомосексуальность считалась высшей формой отношений; отчасти потому, что древние греки считали женщин интеллектуально неполноценными. Тогда гетеросексуальность выступала необходимым условием для продолжения рода, но «настоящие» мужчины предпочитали гомосексуальные отношения (Kluckhohn, 1948; Ford & Beach, 1951; Greenberg, 1988).
Рис. 9.2. Континуум сексуальной
[мм Иптпиииг Kin<;pv Pt я! 104Я Что задает нам сексуальную ориентацию? Предметом ожесточенных споров является прежде всего вопрос о том, как складывается сексуальная ориентация. Но все доводы сводятся к двум общим представлениям: согласно первому, она порождается обществом; согласно второму, продиктована биологическими причинами. Сексуальная ориентация: продукт общества. Как считают сторонники этой точки зрения, члены всех обществ конструируют набор смысловых значений, которые позволяют им осмыслить сексуальность. Поэтому представления о ней разнятся в зависимости от времени и места. Мишель Фуко (Foucault, 1990; первое изд. - 1978), например, утверждает, что еще сто лет назад не существовало отдельной категории лиц, именовавшихся «гомосексуалистами», и только потом ученые, а в итоге и общественность начали пользоваться этим понятием. Иными словами, конечно же, некоторые люди имели опыт, который мы назвали бы гомосексуальным. Но ни они, ни другие не усматривали в этом поведении ничего, что позволило бы превратить его в основание некой особой идентичности. Антропологи предъявляют дополнительные доказательства, что сексуальная ориентация конструируется обществом. По данным исследований, типы гомосексуальности разнятся в зависимости от обществ. В Сибири, например, у чукчей существует ритуальный обычай, в соответствии с которым мужчина переодевается в женщину и выполняет женскую работу. У самбийцев, живущих на восточном нагорье Новой Гвинеи, практикуется ритуал, когда мальчики оказывают оральные сексуальные услуги мужчинам, полагая, что поглощение семени придаст им мужественности. Существование в мире столь различающихся поведенческих образцов говорит о том, что сексуальная ориентация и ее проявления во многом зависят от самого общества (Herdt, 1993; Murray & Roscoe, 1998). Сексуальная ориентация: продукт биологии. Все больше научных данных заставляет предположить, что сексуальная ориентация имеет врожденный характер, уходя корнями в биологию человека — во многом так же, как врожденная право-или леворукость. Отстаивая эту позицию, Саймон Ле Вэй (LeVay, 1993) связывает сексуальную ориентацию со строением человеческого мозга. ЛеВэй исследовал мозг мужчин - гомосексуалистов и гетеросексуалов - и обнаружил небольшое, но значимое различие в размерах гипоталамуса, отдела мозга, ответственного за гормональную регуляцию. Существует мнение, что данное анатомическое отличие влияет на формирование сексуальной ориентации. На нее также оказывают воздействие и генетические факторы. В одном исследовании с участием 44 пар братьев, которые все были гомосексуалистами, у 33 пар был выявлен отчетливый генетический признак, связанный с Х-хромосомой. Подобные результаты приводят некоторых исследователей к мысли о «голубом гене» (Hamer & Copeland, 1994). Критическая оценка. Биологическое происхождение сексуальной ориентации подтверждается все большим числом научных свидетельств, хотя в настоящее время разумнее считать, что она зависит и от общественных, и от биологических факторов (Claude, Green & Hellman, 1984; Weinrich, 1987; Troiden, 1988; Isay, 1989; 314 Часть II, Основы общества Глава 9. Сексуальность 315
там, где речь идет о сексуальной ориентации, нельзя говорить о четко очерченных категориях. Это означает, что у большинства людей, считающих себя гомосексуальными, имеется некоторый гетеросексуальный опыт, и наоборот: у тех, кто считает себя гетеросексуальным, есть некоторый гомосексуальный опыт. Поэтому объяснение сексуальной ориентации представляется крайне трудной задачей. Для геев и лесбиянок эта проблема имеет ко всему прочему и очень важный политический аспект. В той мере, в какой сексуальная ориентация имеет биологическую природу, гомосексуальность — дело выбора не более, чем, скажем, цвет кожи. Если это так, то почему бы геям и лесбиянкам не рассчитывать на ту же законодательную защиту от дискриминации, какую имеют афроамерикан-цы (Негек, 1991)? Сколько геев в США? Какой процент американцев составляют геи? На этот вопрос нелегко ответить, поскольку сексуальная ориентация, как мы уже объяснили, не позволяет говорить о каких-либо четко очерченных категориях. К тому же люди не всегда признаются в своих сексуальных предпочтениях незнакомым собеседникам и даже членам семьи. Основоположник сексуальных исследований Альфред Кинзи (Kinsey, 1948, 1953) установил, что около 4% мужчин и 2% женщин имеют очевидную гомосексуальную ориентацию, хотя сам он считал, что в биографии как минимум одной трети мужчин и одной восьмой части женщин имеется хотя бы один гомосексуальный эпизод, закончившийся оргазмом. В свете исследований Кинзи многие социологи ученые считают, что геи составляют 10% всего населения. Но данные недавнего национального опроса, касавшегося сексуальности в США, показывают, что на результатах сильно сказывается операционализация «гомосексуальности» (Laumann et al, 1994). Из фрагмента (а) на рис. 9.3 видно, что в США около 9% мужчин и приблизительно 4% женщин в возрасте от 18 до 59 лет признали наличие в своей биографии отдельных гомосексуальных эпизодов. Второй ряд цифр показывает, что у значительной части мужчин (меньшей, чем у женщин) имеется сексуальный опыт, приобретенный в детстве, но не по завершении пубертатного периода. А 2,8% мужчин и 1,4% женщин считают себя частично или полностью гомосексуальными. Наконец, Кинзи относился к сексуальной ориентации как к черте типа «или-или»: большая гомосексуальность само собой подразумевает меньшую гетеросе-ксуальность. Но влечения к лицам того же или противоположного пола могут возникать независимо друг от друга. Таким образом, на одном полюсе находятся бисексуалы, испытывающие сильное влечение к представителям обоих полов; на другом — асексуальные типы, которых мало привлекают и те и другие. По данным упомянутого национального опроса, бисексуалами сочли себя менее 1% взрослых. Однако кажется, что бисексуальные переживания вполне обычны (по крайней мере временно) для молодежи, особенно в студенческой среде (Laumann et al., 1994; Lcland, 1995). Получается, что многие бисексуалы не считают себя ни геями, ни «натуралами», а в их поведении отражаются элементы и той Наличие Наличие Признание хотя бы некоего опыта гомо- в гомосексуальной опыта гомо- сексуальных идентичности сексуальных отношений отношений только до наступления пубертатного периода
Date: 2015-12-13; view: 407; Нарушение авторских прав |