Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития афазиологии





Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Наиболее известными исследователями афазии в классический период развития учения об афазии (с середины XIX-го до 20-х гг. XX столетия) были отец и сын Dax, J. H. Jackson, Wernicke, Broca, Lichtgcim, Kleist, Kussmaul и др., и в XX веке - Monakov, Кожевников, Астнацатуров, Бехтерев, Goldstein, Campbell, Wciscnburg, McBridc, Head и др., после 30-х годов XX в. - Zangwill, Benton, Shucl, Jenkins, Wepman, Weigl, Ler-mitte, Lecours, Ascoaga и др. и отечественные ученые Аствацатуров, Бейн, Бехтерев, Выготский, Коган, Лурия, Россолимо, Рубинштейн, Ухтомский и др.

Первый период развития учения об афазии начался во Франции. Брока утверждал, что целостность задней части третьей и второй левой лобной извилины необходима для произведения речи. В 60-е г. XIX в. Труссо предложил термин «афазия» вместо «афемия» профессора Брока.

В 1878 г. Вернике доказал, что расстройство речи характеризуется непониманием обращенных к нему слов. Расстройство активной части речи он назвал моторной афазией, а пассивной части — сенсорной афазией, причина которой - повреждение первой левой височной извилины. Тем самым он положил начало учению о центральной и проводниковой афазии.

Открытия Брока и Вернике послужили возникновению дискуссии ученых двух направлений: «локализационистов» и «антилокализационистов», которая длилась в течение пятидесяти лет. Первые привязывали сложные психические функции к определенным участкам мозга (Лихтгейм,1855; Лиман, 1905), а вторые считали, что нарушения сложных функций нельзя соотносить с отдельными участками коры и что мозг человека работает как единое целое (Гольдштейн и др.).

Второй период развития учения об афазии начался, когда в Германии несколько лет спустя Куссмауль собрал имевшийся материал по афазии и выдвинул те картины болезни, вокруг которых в наше время вращается учение о ней. А в 1885 г. Лихтгейм вывел множество форм афазий.

С Чакота начинается третий период учения об афазии (Франция, 1883). Он первый клинически доказал существование чистой ее (чувственной) формы, т.е. поражение одного центра звуковых образов слов при сохранении способности говорить, читать и писать. Заслуга его в том, что он доказал самостоятельность 4 центров речи, сопоставив с поражением каждого из них отдельную форму афазии: с поражением 1-й височной извилины словесную глухоту, с поражением gyrus angylaris - словесную слепоту, с поражением 2-й левой лобной извилины - аграфию, с поражением 3-й левой лобной извилины - двигательную афазию.

Английские авторы послужили связующим звеном между немецкой и французской школами. Самый выдающийся труд принадлежит Бейтмену (1890). Выдающееся место среди английских ученых занимает Бастьян, Герднер, Хьюлиндс Джексон и др. Еще в 1863 г. Джексон показал, что каждая функция имеет сложную «вертикальную» организацию, и утверждал, что можно локализовать симптом, но нельзя локализовать функцию, так как она имеет сложное строение от низшего звена к высшему. Из русских ученых данным вопросом занимались Корнилов, Чиж, Фейнберг, Ярошевский и Идельсон; из итальянских - Бэнти, Бинчи, Сепили.

Начиная с 40-х годов XX в., особое место в учении об афазии занимают исследования А. Р. Лурии и его учеников, которые вывели учение об афазии из кризиса, создав новую область научного знания — нейропсихологию.

Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А.Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина о системной организации функций и «обратной афферентации», а также нейропсихологичеких и психологических взглядов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.

В 1947 г. А.Р. Лурия формулирует принцип системного строения и динамической, поэтапной локализации высших корковых функций, разрабатывает методы изучения нарушений психической деятельности, которые позволяют диагностировать место поражения головного мозга. Лурьевская нейропсихология получила широкое распространение в мире и нередко используется и в практике работы с больными во многих странах мира (США, Финляндия, Мексика, Дания, Болгария, Чехия, Словакия и др.).

В 40-е годы А.Р. Лурия и его научная школа были первыми, кто перешел от классического метода описания дефекта к его качественному анализу. На основе факторного и синдромного анализа А.Р. Лурия пришел к принципиально новому пониманию афазии, ее психологического содержания. Это дало ему возможность создать новую классификацию афазий и дать новое ее определение.

Так научный подход вывел афазию за период с 40-х по 70-е годы XX в. на новый, более высокий уровень ее понимания и исследований.

С 70-х годов за рубежом (в частности в США) термин «афазиология» стал общепринятым. Ученые пришли к пониманию, что афазия – это не отдельное явление неврологии или нейропсихологии. Ее изучение уже стало самостоятельной наукой на стыке других областей научного знания.

На современном этапе развития учения об афазии, по мнению известного афазиолога Л.С. Цветковой, наблюдаются признаки нового кризиса в учении об афазии. В ряду причин: отсутствие в некоторых научных школах методологии и теоретических концепций в исследованиях афазии и замещение научного подхода в изучении нарушений речи при афазии эмпирическим; изучение афазии внутри какой-то одной науки: дефектологии, логопедии, неврологии или психофизиологии и др.

В настоящее время одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазии. Они требуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

Date: 2015-12-13; view: 4602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию